УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Думы Приморского края от 27.05.1998 N 102 (ред. 12.01.2000)
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МАЛЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 18 мая 1993 г. N 245
О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕДРАМИ В ЧАСТИ ПРЕСНЫХ И МИНЕРАЛЬНЫХ
ПОДЗЕМНЫХ ВОД И ЛЕЧЕБНЫХ ГРЯЗЕЙ НА
ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В соответствии с Законами РФ "О недрах", "Об охране окружающей
среды", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения",
Положением "О порядке лицензирования пользования недрами",
утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92 г. N
3314-1, малый Совет краевого Совета народных депутатов решил:
1. Утвердить порядок лицензирования пользования недрами в
части пресных и минеральных подземных вод и лечебных грязей на
территории Приморского края (прилагается).
2. Приморгеолкому (Бедокуров), фонду имущества краевого Совета
народных депутатов (Луценко) руководствоваться принятым Порядком
лицензирования пользования недрами в части пресных и минеральных
подземных вод и лечебных грязей на территории Приморского края.
Председатель краевого
Совета народных депутатов
Д.Н.ГРИГОРОВИЧ
Приложение
к решению
малого Совета
краевого СНД
от 18.05.1993 N 245
ПОРЯДОК
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ
В ЧАСТИ ПРЕСНЫХ И МИНЕРАЛЬНЫХ ПОДЗЕМНЫХ
ВОД И ЛЕЧЕБНЫХ ГРЯЗЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработан на основании Законов
Российской Федерации "О недрах", "Об охране окружающей среды",
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения",
"Положения о порядке лицензирования пользования недрами",
утвержденного постановлением Верховного Совета от 15.07.92 г.
N 3314-1 (в дальнейшем "Положение"), инструкции по применению
"Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к
участкам недр, представляемых для добычи подземных вод, а также
решения малого Совета краевого Совета народных депутатов N 121 от
17.11.92 г. "О недропользовании на территории Приморского края".
1.2. Настоящий порядок устанавливает организационно - правовые
основы и особенности лицензионной деятельности и выдачи лицензий
(разрешений) на пользование недрами в части использования пресных
и минеральных вод и лечебных грязей на территории Приморского
края.
1.3. Все предприятия и частные лица, эксплуатирующие подземные
воды и лечебные грязи (независимо от форм собственности), обязаны
в месячный срок с момента публикации настоящего порядка в газете
"Утро России" подать заявку на получение лицензии в Приморгеолком
или на получение разрешения в районные (городские) Советы народных
депутатов.
2. Термины, применяемые в настоящем
документе
- месторождением пресных подземных вод называется такое
скопление подземных вод, которое может быть извлечено рациональным
техническим способом при заданном количестве воды и постоянном ее
качестве в течение расчетного срока эксплуатации. При этом
эксплуатационные запасы подземных вод должны быть утверждены или
апробированы (ГКЗ СССР, ТКЗ и НТС) <*>;
- месторождениями минеральных подземных вод называются такие
природные лечебные воды, по которым утверждены или апробированы в
ГКЗ, ТКЗ или на НТС эксплуатационные запасы, а лечебные свойства
воды подтверждены специальным бальнеологическим заключением
института курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения
РФ;
- месторождением минеральных лечебных грязей называется такое
скопление на дне водоемов однородных илистых пластических осадков,
обогащенных различными микроэлементами (бром, железо, органика,
сероводород и др.), лечебные свойства которых установлены на
основании специального бальнеологического заключения института
курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения РФ; а
запасы утверждены или апробированы ГКЗ, ТКЗ или НТС
Приморгеолкома;
- эксплуатационные запасы подземных вод - количество воды,
которое можно использовать в течение расчетного срока эксплуатации
(обычно 25 - 30 лет);
- разведочно - эксплуатационная скважина - скважина на
воду<**> диаметром 219 мм и выше, которая пробурена на условиях
предпринимательского риска без достаточного геолого -
гидрогеологического обоснования;
- каптаж подземных вод - сооружение для захвата подземных вод
(колодец, буровая скважина, водосборная галерея и др.);
- государственная геологическая экспертиза - утверждение
эксплуатационных запасов подземных вод и лечебных грязей
специальными органами, определяющими подготовленность
месторождений к промышленному освоению;
- государственная экологическая экспертиза - специальное
заключение профессионалов, привлеченных Минприродой РФ или
Приморским комитетом по охране окружающей природной среды, для
подтверждения безвредности (безопасности) эксплуатации
лицензируемого объекта на атмосферу, гидросферу, литосферу, флору
и фауну, включая человека;
ОВОС - специальная работа, выполняющаяся для оценки
воздействия лицензируемого объекта на окружающую среду на стадиях
проектирования, строительства и эксплуатации;
ЗВОС - заявление о возможном воздействии лицензируемого
объекта на окружающую среду (проводится на предпроектных стадиях
работ: намерений и технико - экономического обоснования).
--------------------------------
<*> ГКЗ СССР - государственная комиссия по запасам полезных
ископаемых при Совете Министров СССР;
ТКЗ - территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых
при Приморгеолкоме;
НТС - научно - технический совет, имеющий право утверждать
запасы полезных ископаемых.
<**> - имеется в виду только пресная вода; для минеральных вод
разведочно - эксплуатационные скважины могут быть меньших
диаметров.
3. Система лицензирования
3.1. Лицензирование пользования недрами в части пресных и
минеральных подземных вод и лечебных грязей на территории
Приморского края осуществляется Приморгеолкомом и краевым фондом
имущества.
3.2. Лицензированию подлежат участки недр, пользование
которыми осуществляется для:
а) добычи пресных и минеральных подземных вод и лечебных
грязей для использования с целью:
- хозяйственно - питьевого и технического водоснабжения,
орошения земель и обводнения пастбищ (пресные и технические воды);
- бальнеотерапевтического применения (минеральные воды и
грязи), отнесенные к категории лечебных и лечебно - столовых;
- разлива и иных форм расфасовки экологически чистых пресных и
минеральных подземных вод и лечебных грязей для их последующей
реализации через торговую сеть или другим путем;
б) извлечения <*> подземных вод при проведении осушительных,
водопонизительных и природоохранных мероприятий, осуществляемых в
процессе следующих видов хозяйственной деятельности:
- разработки месторождений твердых полезных ископаемых;
- водопонижения при строительстве и эксплуатации промышленных,
гражданских и военных объектов; в том числе для поддержания
низкого уровня подземных вод при обслуживании объектов захоронения
вредных веществ и отходов промышленного и сельскохозяйственного
производства;
- вертикального дренажа мелиорируемых земель и других
подтопляемых территорий;
- ликвидации (или) локализации очагов загрязнения подземных
вод;
в) нагнетание вод в недра при:
- обратной закачке в недра использованных минеральных,
термальных и промышленных вод;
- искусственного восполнения эксплуатационных запасов пресных
подземных вод;
- создания гидравлических завес, препятствующих
распространению некондиционных вод.
--------------------------------
<*> Имеется в виду постоянный водоотбор, а не временный.
3.3. Лицензии не требуются <*> на простейшие каптажные
сооружения (копаные колодцы, скважины малых до 127 мм диаметров),
расположенные на земельных участках частных владельцев
(крестьянские, фермерские хозяйства, дачные, садово - огородные
участки и др.), если последние используют не более 10 куб. м воды
в сутки для удовлетворения только собственных нужд и эксплуатируют
первый от поверхности грунтовый водоносный горизонт, не являющийся
источником централизованного водоснабжения.
3.4. Во всех остальных случаях добывать подземную воду можно
только при наличии лицензии <**>, которую выдают специально
уполномоченные органы: Приморгеолком и фонд имущества Приморского
краевого Совета народных депутатов, через специальные лицензионные
комиссии, формирующиеся этими органами. Законодатель рекомендует
включать в эти комиссии (если необходимо) представителей комитета
по охране окружающей среды и природных ресурсов, органов по
регулированию использования и охране вод, санитарно -
эпидемиологического надзора, госгортехнадзора, здравоохранения и
других заинтересованных ведомств.
--------------------------------
<*> Частные владельцы согласовывают строительство простейших
каптажных сооружений с местными органами власти, на которые
возложен контроль и учет отбираемых подземных вод.
<**> Исключение составляют только пресные подземные воды,
извлекаемые при пробных и опытных откачках в процессе проведения
поисково - разведочных работ, и могут использоваться по усмотрению
специалистов, выполняющих исследования. Плата за эти воды не
взимается.
3.5. Лицензирование пользования недрами в части использования
подземных вод осуществляется в два этапа:
На первом этапе недропользователь должен иметь данные
государственной геологической экспертизы проведенных
гидрогеологических работ, проект строительства водозабора и сам
водозабор, материалы эксплуатации этого водозабора (количество
отбираемой воды и ее качество, положение уровня подземных вод во
времени), а также материальных ОВОС. Если этих данных нет, они
должны быть получены в процессе лицензирования. Кроме того,
необходимо иметь отвод земельного участка, горный отвод,
согласование зон санитарной охраны и санитарных округов.
На втором этапе лицензирования определяются специальные
условия недропользования, которые и заносятся в лицензию:
- максимально возможная величина водоотбора или добычи;
- максимальная величина понижения уровня подземных вод и режим
водопользования;
- допустимое качество эксплуатируемых подземных вод;
- размеры обязательных зон санитарной охраны. Состав и сроки
проведения необходимых мероприятий в пределах горного отвода и зон
санитарной охраны;
- сведения о необходимости создания специальной наблюдательной
сети скважин и пунктов наблюдений;
- условия и периодичность проведения мониторинга и форма
ведения специального журнала;
- сроки предоставления данных мониторинга в Приморгеолком;
- сведения о необходимости и сроках оценки или переоценки
эксплуатационных запасов подземных вод и минеральных грязей.
3.6. Лицензия в один этап выдается только в случае, если
недропользователь может представить данные по вышеперечисленным
условиям, включая и ОВОС, обозначенные в п. 3.5.
3.7. Если по социальным, технологическим либо экологическим
требованиям недропользование не может быть приостановлено,
выдается временная лицензия с указанием срока устранения
выявленных недостатков и получения требуемых документов и
согласований.
3.8. При выдаче лицензий на новые объекты недропользования в
части подземных вод и лечебных грязей порядок и последовательность
лицензирования не меняется, но эксплуатация подземных вод и
лечебных грязей может быть разрешена только после получения
лицензии.
3.9. На каждый участок недр, находящийся в пользовании
действующего предприятия, выдается самостоятельная лицензия.
Допускается выдача одной лицензии на эксплуатацию недр
централизованными водозаборными сооружениями (одиночными
скважинами), расположенными на территории одного предприятия
(учреждения, объекта) и находящимися на его балансе.
3.10. Разрешается выдача комплексной лицензии на несколько
видов недропользования, если эти виды пространственно совмещены и
осуществляются одним предприятием (добыча пресных вод для
питьевого водоснабжения и минеральных вод для бальнеолечения).
3.11. Лицензия на извлечение подземных вод при отработке
месторождений твердых полезных ископаемых или при осуществлении
других видов недропользования, не связанных с добычей полезных
ископаемых, может быть составной частью основной лицензии на
разработку основного вида полезного ископаемого. Если же попутно
извлекаемые воды имеют самостоятельное значение (для
водоснабжения, бальнеолечения или в качестве промышленных вод) и
не будут использоваться предприятием, получившим основную
лицензию, то попутно извлекаемые воды могут рассматриваться как
самостоятельный объект лицензирования.
3.12. Лицензии на право пользования недрами в части
использования подземных вод и лечебных грязей предоставляются
путем проведения конкурсов и аукционов, если их использование
предполагается методом расфасовки с последующей коммерческой
реализацией.
3.13. Право на пользование недрами в части пресных питьевых
вод на действующие объекты предоставляется без конкурсов,
аукционов, но на лицензионных условиях. Если недропользователь
отказывается выполнять эти условия, он лишается права на получение
лицензии, а объект выдвигается на конкурс. Все новые объекты
предоставляются в пользование только по конкурсу, но предпочтение
следует отдавать водопользователю, для которого проводилась
разведка питьевых вод за счет средств госбюджета.
3.14. Владельцами лицензии на право пользования недрами для
добычи подземных вод и лечебных грязей могут быть любые субъекты
предпринимательской деятельности, независимо от форм их
собственности, в том числе: юридические и физические лица как
России, так и других государств, если иное не предусмотрено
законодательными актами Российской Федерации.
3.15. В случаях, когда эксплуатация лицензируемого объекта,
расположенного в Приморском крае, оказывает влияние на
гидрогеологические и экологические условия в пределах других
административных территорий или государств (при эксплуатации
основных водоносных горизонтов, имеющих региональное
распространение), лицензирование осуществляется либо совместно с
территориальными подразделениями соответствующих административных
территорий, либо непосредственно Геолкомом России.
3.16. Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод
и лечебных грязей предоставляется сроком на 20 лет и может быть
продлена по истечении этого срока по инициативе владельца
лицензии.
3.17. Платежи за право пользования недрами устанавливаются на
основании постановлений правительства и решений краевого Совета
народных депутатов при лицензировании.
4. Порядок подачи заявки на лицензию
4.1. Юридическое или физическое лицо, претендующее на
получение лицензии, должно подать заявку в Приморгеолком (690600,
г. Владивосток, ГСП, Океанский пр-т, 31, отдел лицензирования),
содержащую данные, изложенные в п. 11.4. и п. 19.2 "Положения
о порядке лицензирования пользования недрами".
Для действующих предприятий, кроме того, необходимо привести
краткую характеристику объекта лицензирования:
- целевое назначение использования подземных вод или лечебных
грязей (хозяйственно - питьевое водоснабжение, разлив, обводнение
пастбищ, орошение и т. д.);
- текущая и перспективная потребность в подземных водах
заданного назначения;
- степень геологической изученности;
- утвержденные эксплуатационные запасы, включая дату и орган
утверждения (ГКЗ, ТКЗ, НТС); для одиночных водозаборных скважин -
их дебит в соответствии с паспортом или заключение геологической
организации;
- схему и конструкцию водозаборных, дренажных и других
сооружений;
- существующий водоотбор, расходы водозаборных и дренажных
сооружений (скважин, дрен), положение уровней подземных вод при
эксплуатации и перспективная потребность в подземных водах;
- полнота использования добываемых подземных вод и
дефицитность ресурсов подземных вод;
- качество добываемых подземных вод: их физические свойства,
химический состав, бактериологическое состояние; изменение
качества воды во времени, необходимость водоподготовки;
- наличие режимной сети: имеющиеся наблюдательные скважины и
другие пункты ведения наблюдений за режимом подземных вод;
- ведение мониторинга подземных вод и установленные
закономерности (по водоотбору, уровням и качеству вод);
- влияние эксплуатации на окружающую среду (радиус воронки
депрессии, истощение запасов, потери речного стока и т. п.);
- наличие зон санитарной охраны водозаборных сооружений;
- источники возможного загрязнения подземных вод в пределах
радиусов влияния водозаборных сооружений и зон санитарной охраны;
- техническая оснащенность водозаборов (типы и марки
водоподъемного оборудования);
- наличие разрешения на специальное водопользование;
- наличие акта выделения земельного (горного) отвода;
- протокол утверждения проекта водозабора;
- наличие регистрации водозаборного сооружения в
территориальном геологическом фонде Приморгеолкома;
- разрешение на бурение скважин;
- анализ соответствия условий эксплуатации (добычи) подземных
вод утвержденным запасам и проекту действующего предприятия.
Утвержденные сведения целесообразно оформить в виде паспорта
лицензируемого объекта, который должен быть подготовлен в виде
приложения.
Проектные и фактические данные предприятия - заявителя
(физического лица) по использованию недр могут быть подвергнуты
экспертизе с выездом на местность с целью определения соответствия
фактических условий пользования недрами требованиям законов РФ
"О недрах", "Об охране окружающей природной среды", "Основ водного
законодательства" и др.
Необходимость проведения экспертизы устанавливается органом,
проводящим лицензирование.
4.2. В разделе заявки, освещающем технико - экономические
показатели деятельности предприятия, претендующего на получение
лицензии на поиски, разведку и добычу подземных вод (на условиях
предпринимательского риска), должны быть дополнительно изложены:
- краткая характеристика объекта лицензирования;
- предполагаемое целевое использование планируемых к добыче
подземных вод;
- предполагаемая производительность водозаборных сооружений и
общая величина планируемого водоотбора;
- ожидаемое качество подземных вод;
- возможности создания зон санитарной охраны;
- наличие отвода земель под производство поисково -
разведочных работ (окончательный горный отвод уточняется после
утверждения либо принятия эксплуатационных запасов подземных вод);
- материалы ЗВОС;
- для предприятий, выполнивших поисково - разведочные работы
за счет собственных средств (до ввода в действие "Положения о
лицензировании ..."), должны быть представлены материалы
регистрации участков работ в территориальном геологическом фонде
Приморгеолкома.
4.3. После принятия заявки на получение лицензии и
перечисления лицензионного сбора, заявителю предоставляется пакет
предварительной геологической, горно - технической, экологической
и другой имеющейся информации по интересующему участку недр.
4.4. Победителем конкурса объявляется претендент, который
наиболее полно отвечает условиям конкурса, предложил наиболее
рациональную схему добычи подземных вод или лечебных грязей с
учетом обеспечения системы мониторинга подземных вод и ОВОС. Ему и
предоставляется, вместе с лицензией, полный пакет геологической
информации.
5. Контроль за выполнением условий лицензирования
5.1. Контроль за выполнением условий пользования подземными
водами <*> и лечебными грязями возлагается на Приморгеолком и
органы санитарно - эпидемиологического надзора в части качества
подземных вод.
5.2. Приморгеолком несет ответственность за полноту требований
к порядку пользования подземными водами и лечебными грязями,
которые должны быть изложены в выдаваемых лицензиях.
5.3. На Приморгеолком возлагается обязанность периодического
контроля за действиями физических и юридических лиц, владеющих
лицензиями на пользование подземными водами и лечебными
грязями <*>.
5.4. Приморгеолком вправе приостановить либо прекратить
деятельность владельцев лицензий на использование подземных вод и
лечебных грязей в случае нарушений последними требований к
пользованию недрами, изложенных в лицензии и других нормативных
актах РФ и Приморского краевого Совета народных депутатов,
касающихся порядка недропользования.
--------------------------------
<*> В части минеральных вод и лечебных грязей контроль
возлагается и на управление Приморского округа Госгортехнадзора
России.
6. Особенности лицензирования месторождений
пресных подземных вод, эксплуатирующихся
групповыми водозаборами
6.1. Групповые водозаборы, состоящие из нескольких скважин,
эксплуатируются на базе месторождений с утвержденными и
неутвержденными запасами пресных подземных вод.
Если водозабор работает на базе утвержденных запасов и на него
имеются все необходимые документы и согласования, включая и
материалы ОВОС, то такие месторождения пресных подземных вод могут
лицензироваться в один этап.
Если водозабор работает на неутвержденных запасах подземных
вод, то лицензия может быть получена только в 2 этапа с
обязательным выполнением геологической экспертизы и составлением
ОВОС.
6.2. Во всех остальных случаях, когда отсутствуют разведанные
и утвержденные запасы подземных вод, для организации
централизованного водоснабжения требуются специальные поисково -
оценочные работы, для которых недра предоставляются во временное
пользование на период их проведения.
6.3. При разработке проекта строительства водозабора
обязательно дополнительно разрабатывается раздел, в котором
оценивается его воздействие на окружающую природную среду (ОВОС)
и обосновываются мероприятия по минимизации отрицательного
воздействия водоотбора на природу.
6.4. Регулярные ежегодные платежи за использование пресных
подземных вод определены Правительством в пределах 2 - 8% от
стоимости добытой воды. Конкретная ставка платежей устанавливается
в процессе лицензирования.
7. Особенности лицензирования пресных подземных
вод, эксплуатирующихся одиночными
скважинными водозаборами
7.1. Для эксплуатирующихся одиночных скважин при
лицензировании необходимо представить паспорт водозабора и
уточненные данные эксплуатации: количество отбираемой воды и ее
качество во времени. Если паспорт скважины утерян или его не было
вообще, необходимо его заново составить.
7.2. Если требуется получить лицензию на строительство новой
разведочно - эксплуатационной скважины, то необходимо подать в
Приморгеолком заявку на получение лицензии с указанием подрядчика
на проектирование и строительство водозабора. Все остальное
(обоснование возможности получения заявленного количества воды на
условиях предпринимательского риска, характеристика геолого -
гидрогеологических условий района заложения скважины и ее проект)
будет получено в процессе лицензирования.
7.3. Все затраты, понесенные Приморгеолкомом и фондом
имущества Приморского края при подготовке лицензии, возмещаются
недропользователем.
7.4. Размер регулярных платежей за пользование недрами в части
пресных подземных вод определяется в процессе лицензирования.
8. Особенности лицензирования месторождений
минеральных вод и лечебных грязей
8.1. Минеральные воды являются ценным полезным ископаемым и
встречаются как в виде естественных выходов (родников), так и в
виде искусственных выводов на поверхность с помощью специальных
каптажных устройств.
8.2. Прежде чем передавать минеральные воды в пользование,
необходимо знать их запасы и бальнеологические свойства, что может
быть получено только при разведочных работах. Поэтому чаще всего
минеральные воды будут лицензироваться и передаваться в
пользование по аукциону на условиях предпринимательского риска с
последующей эксплуатацией. Исключения составят только три
разведанных месторождения: Шмаковка, Ласточка и Чистоводное.
8.3. Дополнительным условием при подготовке лицензии на
пользование минеральными водами и лечебными грязями должно быть
согласование с органами здравоохранения, чего не требуется при
передаче в пользование пресных подземных вод.
8.4. При разработке проекта освоения месторождения минеральных
вод и обоснования зон санитарной охраны и санитарных округов
следует учитывать максимально возможную производительность
минеральных вод в районе их обнаружения с включением раздела по
экологии (ЗВОС).
8.5. Платежи за использование минеральных вод определены
решением малого Совета краевого Совета народных депутатов от
17.02.93 N 192 "О введении платы за использование минеральных вод
и лечебных грязей в Приморском крае".
Конкретный размер различных видов платежей устанавливается в
процессе лицензирования.
Председатель Приморгеолкома
Е.И.БЕДОКУРОВ
|