УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 25.09.2002 N 84
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МАЛЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 1993 г. N 375
О ПОРЯДКЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В целях упорядочения лесопользования на территории Приморского
края, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законами
Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации", "Об охране
окружающей природной среды", "О плате за землю", "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", "Об местном
самоуправлении в РСФСР" и "Основах лесного законодательства
Российской Федерации" Малый Совет Приморского краевого Совета
народных депутатов
РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о порядке лесопользования на территории
Приморского края, Положение о порядке проведения квалификационной
аттестации лесопользователей Приморского края, Временное положение
об особом порядке представления лесного фонда в пользование
действующим лесозаготовительным и лесопромысловым предприятиям и
Положение о порядке лицензирования пользования объектами лесного
фонда Приморского края (приложение 1, 2, 3, 4).
2. Администрациям края, городов, районов и органам
Федеральной службы лесного хозяйства края:
- до 20 апреля 1994 года подготовить и представить на
утверждение краевому Совету народных депутатов списки участков
лесного фонда, предназначенных для передачи в среднесрочную и
долгосрочную аренду, организовать регистрацию заявителей на
пользование лесным фондом, сформировать комиссии по аттестации
лесопользователей и оценке претендентов на приобретение права
пользования объектами и участками лесного фонда;
- до 1 июля 1994 года провести необходимую подготовительную
организационно-техническую работу в соответствии с утвержденными
Положениями, обеспечивающую передачу лесного фонда пользователям и
заключение договоров на среднесрочную и долгосрочную аренду.
3. Считать с 01.01.94 утратившими силу решения крайисполкома
от 26.07.91 N 203 "О временном порядке предоставления в аренду
ресурсов второстепенной и недревесной продукции растительного
покрова на территории края" и от 05.11.90 N 425 "Об утверждении
временного порядка предоставления в аренду лесного фонда
Приморского края и формы договоров аренды лесного фонда
Приморского края".
4. Настоящее решение ввести в действие с 1 января 1994 года.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
постоянную комиссию краевого Совета народных депутатов по экологии
и рациональному природоиспользованию (Аладин) и комитет по
природным ресурсам администрации края (Стоматюк).
Председатель краевого Совета
народных депутатов
Д.ГРИГОРОВИЧ
Приложение 1
к решению малого Совета
краевого СНД
от 27.10.93 N 375
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Основные положения
1.1. Лесные правоотношения на территории Приморского края
регулируются основами лесного законодательства Российской
Федерации и настоящим Положением, обеспечивающими
научно-обоснованное, комплексное использование лесов, их
воспроизводство и эффективную охрану.
1.2. Настоящее Положение разработано на основе Конституции
Российской Федерации, Законов Российской Федерации "О краевом,
областном Совете народных депутатов и краевой, областной
администрации", "Об охране окружающей природной среды", "О плате
за землю", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
"О местном самоуправлении в РСФСР", "Основ лесного
законодательства Российской Федерации" и "Положения об аренде
участков лесного фонда в Российской Федерации".
1.3. Единый лесной фонд и земли лесного фонда Приморского края
являются достоянием его населения и одной из составляющих
экономической базы социального развития края.
1.4. Смена целевого назначения земель лесного фонда
Приморского края возможна только в связи с их переводом в
категорию земель природоохранного, природно-заповедного и
историко-культурного назначения, а также для государственных и
общественных нужд целевого назначения.
1.5. Государственное управление лесами осуществляют:
- администрация края - в области использования лесного фонда и
всех лесных ресурсов, контроля за состоянием, использованием,
воспроизведением, охраной и защитой лесов, принятия решений об
ограничении, приостановлении и прекращении деятельности объектов,
вредно воздействующих на леса;
- орган Федеральной службы лесного хозяйства в крае - в
области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов,
контроля за деятельностью лесопользователей в соответствии с
положением об органах управления лесным хозяйством.
1.6. Государственный контроль за соблюдением природоохранного,
лесного законодательства в области использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов осуществляет краевой комитет по охране
природных ресурсов и лесопользованию.
1.7. Государственный контроль за использованием земель лесного
фонда на территории Приморского края осуществляют органы местного
самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и Законом
РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Основами лесного
законодательства Российской Федерации и решениями Приморского
краевого Совета народных депутатов.
2. Пользование лесным фондом
2.1. Виды пользования лесным фондом
В лесном фонде края могут осуществляться следующие виды лесных
пользований:
- комплексное использование лесного фонда;
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных материалов - пни, луб, кора
и т. п.;
- побочные лесные пользования - сенокошение, пастьба ската,
размещение пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор
дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений
и технологического сырья и т. п.;
- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях;
- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
- использование земель лесного фонда с целью выращивания
посадочного материала (питомник, школа, плантация) для озеленения
населенных пунктов и промышленных объектов, а также для нужд
лесного хозяйства на коммерческой основе;
- использование земель лесного фонда под строительство
предприятий, сооружений и других объектов народного хозяйства,
добыча полезных ископаемых, прокладка дорог общего назначения,
кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые, взрывные и
другие работы, не связанные с ведением лесного хозяйства;
- пользование лесным фондом с целью ведения фундаментальных
научно-исследовательских работ;
- пользование лесным фондом с целью ведения прикладных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,
технологий по изъятию и воспроизводству лесных ресурсов;
- пользование лесным фондом и земельными участками в целях
охраны и восстановления генофонда редких и исчезающих объектов
лесного фонда.
2.2. Сроки пользования лесным фондом
Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное
пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование
(аренду) на срок до 50 лет. До истечения установленного срока
долгосрочного пользования участком лесного фонда, он может быть
продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
2.3. Лесопользователи
Лесопользователями в Приморском крае могут быть юридические
лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие
правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с
законодательством Российской Федерации и способные технологически
обеспечить в процессе хозяйственной деятельности и
землепользования соблюдение лесного и природоохранного
законодательства, а также лесоводственных и лесотехнических норм и
требований.
Способность лесопользователя технологически обеспечить в
процессе лесопользования и землепользования соблюдение лесного и
природоохранного законодательства, а также лесоводственных и
лесотехнических норм и требований устанавливается посредством
квалификационной аттестации в соответствии с "Положением о порядке
проведения квалификационной аттестации лесопользователей
Приморского края", утверждаемым краевым Советом народных
депутатов.
3. Порядок предоставления участков
лесного фонда в пользование
3.1. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на
основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов. Участки
лесного фонда сроком действия до одного года предоставляются в
краткосрочное (разовое) пользование на основании прямых
переговоров, а в долгосрочное пользование - на основании лесных
торгов и конкурсов.
3.2. Лесные торги и конкурсы организуют и проводят
администрации края, района (города) совместно с органами
федеральной службы лесного хозяйства в соответствии с порядком,
утверждаемым краевым Советом народных депутатов.
3.3. Органы федеральной службы лесного хозяйства и
администрация края по согласованию с Советами народных депутатов и
администрацией района (города) готовят и предоставляют в краевой
Совет народных депутатов на утверждение списки участков лесного
фонда, предназначенных для долгосрочного пользования или
зачисления в резерв. На каждый участок лесного фонда,
представляемого списком, составляется краткая природная и
экономическая характеристика с указанием вида и характера
лесопользования.
3.4. Участок лесного фонда, представляемый в пользование,
представляет собой лесную территории в границах лесных кварталов,
бассейнов водотоков, лесничеств или лесхозов. Участок лесного
фонда должен быть обозначен естественными или искусственными
разграничительными рубежами.
3.5. Предельные размеры и границы участков лесного фонда,
предоставляемых в пользование, устанавливаются органами
Федеральной службы лесного хозяйства по согласованию с
администрацией края, района (города) и органами государственного
экологического контроля.
4. Аренда участков лесного фонда
(лесная аренда)
4.1. Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное
пользование производится в форме аренды на основании лицензии и
совместного решения администрации края, района (города) и органов
Федеральной службы лесного хозяйства.
4.2. Лесная аренда - сдача на определенный срок участка
лесного фонда, в течение которого арендодатель за плату обязуется
предоставить арендатору в исключительное пользование участок
лесного фонда для осуществления самостоятельной хозяйственной или
иной деятельности согласно лесным разрешениям.
4.3. Лесная аренда дает арендатору право на получение
разрешений на изъятие лесного сырья на участке лесного фонда, в
том числе на заготовку древесины, пней, луба, коры, других лесных
материалов и технического сырья, на заготовку и сбор древесных
соков, лекарственных растений, дикорастущих плодов, орехов,
грибов, ягод и других лесных пищевых продуктов.
4.4. Участки лесного фонда могут предоставляться в аренду для
сенокошения, выращивания сельскохозяйственных и лесных культур,
оленеводства, охотничьего промысла, для нужд пчеловодства,
рекреационных и культурно-оздоровительных целей.
4.5. По срокам различают краткосрочную (до 5 лет),
среднесрочную (от 5 до 25 лет) и долгосрочную (от 25 до 50 лет)
аренду участков лесного фонда. Среднесрочные и долгосрочные
договоры аренды на пользование участком лесного фонда, заключенные
на основании лицензии, регулярно пересматриваются. Частота и сроки
пересмотра устанавливаются договором аренды.
4.6. По характеру разрешенной хозяйственной деятельности
различают лесохозяйственную, сельскохозяйственную, промысловую,
рекреационную.
4.7. По объектам найма различают:
- аренду участков лесокультурного фонда;
- аренду участков лесосечного фонда;
- аренду участков лесного фонда в границах
лесоадминистративных единиц (лесничество, лесхоз),
лесохозяйственных единиц (хозяйственных участков) или крупных
лесоучетных единиц (отдельных кварталов или их компактных
совокупностей);
- аренду участков лесного фонда: сенокосов, пастбищ и прочих
нелесных земель;
- аренду участков лесного фонда с их изъятием из
лесохозяйственного оборота временно или бессрочно под транспортные
и другие линейные сооружения.
4.8. Каждый вид лесной аренды различается по характеру
взаимоотношения арендатора с арендодателем по процедуре отвода и
предоставления участков лесного фонда арендатору, по срокам и
видам арендных платежей, составу арендной платы, а также по другим
условиям.
4.9. Участки лесного фонда предоставляются в аренду для
сельскохозяйственного использования без изъятия из состава земель
лесного фонда.
4.10. Аренда участков лесного фонда должна осуществляться на
принципах непрерывного и неистощительного пользования лесом.
4.11. Арендаторами могут быть лесопользователи в соответствии
с пунктом 2.3 настоящего Положения.
4.12. Преимущественное право на аренду участков лесного фонда
предоставляется лесопользователям, длительное время работающим на
данной территории и имеющим производственные мощности по
заготовке и переработке лесных ресурсов, а также предприятиям,
осуществляющим поставки лесной продукции для государственных нужд.
Действующим лесопромышленным и лесопромысловым предприятиям
Приморского края предоставляются в аренду участки лесного фонда в
соответствии с "Временным положением об особом порядке
предоставления лесного фонда в пользование действующим
лесозаготовительным и лесопромысловым предприятиям", утверждаемым
краевым Советом народных депутатов.
4.13. Арендаторами участков лесного фонда не могут быть
владельцы лесного фонда, осуществляющие ведение лесного хозяйства.
4.14. Субаренда участков лесного фонда запрещена.
4.15. Предоставления участков лесного фонда в аренду
регламентируется разрешительными лесными документами и договором
аренды, подготавливаемыми органами Федеральной службы лесного
хозяйства. Договор на аренду участков лесного фонда оформляется на
основании материалов лесоустройства.
4.16. Юридические и физические лица, получившие среднесрочные
и долгосрочные разрешения на лесопользование, обязаны в течение
двух лет получить от органов Федеральной службы лесного хозяйства
края Паспорт организации и ведения хозяйства на участок лесного
фонда.
4.17. Паспорт организации и ведения хозяйства на участок
лесного фонда должен содержать следующие данные:
- местно расположения участка лесного фонда;
- краткую природно-климатическую характеристику;
- границы и площадь участка лесного фонда;
- распределение площади участка лесного фонда по категориям
земель, видам пользования с учетом видов ресурсов, насаждений по
группам классов возраста;
- общие запасы каждого вида природного ресурса, в том числе
эксплуатационные запасы;
- обоснованную норму (расчетную) ежегодного изъятия каждого
вида природного ресурса;
- лесохозяйственные, технические и экологические требования,
обеспечивающие рациональное лесоиспользование;
- другие лесотаксационные показатели, характеризующие участок
лесного фонда.
К паспорту прилагается карта - схема участка лесного фонда в
масштабе материалов лесоустройства.
4.18. Администрация района (города) заключает договоры аренды
на пользование участком лесного фонда площадью до 2.5 тыс. га,
заготовку древесины объемом не более 10 тыс. куб. м в год, иные
виды пользования и совместно с органами Федеральной службы лесного
хозяйства закрепляет за лесопользователем объекты лесопользования.
4.19. Договоры аренды на пользование лесным фондом, заготовку
древесины и иные виды пользования размерами, превышающими
указанные в пункте 4.18, а также с иностранными юридическими
лицами и совместными предприятиями, заключает администрация края
по согласованию с администрацией района (города) и, совместно с
органами Федеральной службы лесного хозяйства, закрепляет за
лесопользователем объекты лесопользования. Договоры аренды на
участки лесного фонда, закрепляющие целые лесные массивы за
пользователями, должны содержать раздел, посвященный участию
пользователя в социальном развитии данной территории, проект
которого согласовывается с администрацией района (города).
4.20. В каждом договоре лесопользования должно оговариваться
право населения края на вхождение и въезд на арендуемый участок
лесного фонда для отдыха и на пользование лесными ресурсами для
личных нужд.
4.21. Арендатор производит разрешенную ему заготовку древесины
или другого лесного сырья только на лесосеках и лесосырьевых
участках, которые ему отводят в границах арендуемого участка
лесного фонда органы Федеральной службы лесного хозяйства.
4.22. Отвод лесосек и лесосырьевых участков производится в
соответствии с планом рубок и планом освоения участка лесного
фонда, которые являются составной частью договора аренды. Отвод
лесосек и лесосырьевых участков на изъятие лесных ресурсов
оформляется выдачей лесорубочных билетов и лесных билетов.
4.23. Заготовка древесины или иного лесного сырья
осуществляется пользователем за собственные средства.
5. Антимонопольные требования
5.1. Запрещаются или в установленном порядке признаются
неправомочными действия органов государственной власти, а также
лесопользователей, направленные на:
- ограничение, вопреки условиям лесных торгов и конкурсов,
доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных,
и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования
в соответствии с "Основами лесного законодательства Российской
Федерации" и настоящим Положением;
- уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на
лесных торгах или в конкурсах;
- дискриминацию лесопользователей, создающих структуры,
конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение
в лесопользовании;
- дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к
объектам транспорта и инфраструктуры.
6. Лесные разрешения
6.1. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на
основании разрешительных документов: аттестационного листа
(аттестата), лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного
билета.
6.2. Аттестационный лист (аттестат) является документом,
определяющим подготовленность юридических и физических лиц,
изъявивших желание осуществлять или осуществляющих лесопользование
на территории Приморского края, технологически и экономически
обеспечить в процессе лесопользования соблюдение лесного и
природоохранного законодательства, лесоводственных и
лесотехнических норм. Аттестационный лист (аттестат) выдается в
соответствии с "Положением о порядке проведения квалификационной
аттестации лесопользователей Приморского края", утверждаемым
краевым Советом народных депутатов.
6.3. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее
владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда и
предоставляется администрацией края, района (города) совместно с
органами Федеральной службы лесного хозяйства в соответствии с
"Положением о порядке лицензирования пользования лесным фондом
Приморского края", утверждаемым краевым Советом народных
депутатов.
6.4. По срокам лицензии подразделяются на краткосрочные (до 5
лет), среднесрочные (от 5 до 25 лет) и долгосрочные (от 25 до 50
лет) и выдаются в зависимости от характера разрешенной
хозяйственной деятельности, размера участков лесного фонда и вида
лесопользования.
6.5. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются
документами, предоставляющими право их владельцам осуществлять
установленный вид пользования лесным фондом и, как правило,
ограничиваются сроком действия до одного года.
6.6. Лесорубочный билет выдается на проведение заготовки и
вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В
лесорубочном билете предусматривается место нахождения участка
лесного фонда, количественная и качественная характеристика
отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов,
их стоимость, сроки производства работ, условия и способы
восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет
выдается лесхозом.
6.7. Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является
документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и
вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер
выдается на основании данного ему лесорубочного билета.
6.8. Лесной билет является документом, дающим право его
владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем
предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками
лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований
выдается владельцем лесного фонда (лесхозом).
6.9. Все виды лесных разрешений выдаются применительно к
одноконтурным и, по возможности, компактным лесным площадям
(районам, участкам, делянам и т. д.), ограниченным в натуре
естественными или искусственными рубежами.
6.10. Лесные разрешения, выданные на производство работ,
связанных с риском нанесения ущерба лесным почвам, должны
сопровождаться арендой участков лесного фонда.
6.11. Деятельность, осуществляемая на основании лесных
разрешений, является предметом отчетности в части, оговоренной
договором аренды.
6.12. На одну и ту же лесную территорию может быть
предоставлено несколько лесных разрешений на заготовку различных
видов лесного сырья или на осуществление различных, но совместимых
на одной территории, лесных промыслов, представляемых различным
юридическим и физическим лицам.
6.13. В организации лесопользования, исполнительные органы
края, городов, районов и органы Федеральной службы лесного
хозяйства, представляющие лесные разрешения, должны
руководствоваться принципом совместимости хозяйственной
деятельности, осуществляемой на данной лесной территории
различными пользователями.
Органы Федеральной службы лесного хозяйства обязаны
регулировать режим эксплуатации лесных ресурсов на территориях,
являющихся объектами совместных разрешений, в соответствии с
действующими нормативами по ведению лесного хозяйства.
7. Права лесопользователей
7.1. Лесопользователи имеют право:
- осуществлять пользование лесным фондом в пределах только
тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в
разрешительных документах;
- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по
пользованию лесным фондом;
- строить дороги, а также возводить временные постройки и
сооружения, связанные с пользованием лесным фондом;
- иные права, оговоренные договором аренды участка лесного
фонда, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
8. Обязанности лесопользователей
8.1. Лесопользователи обязаны:
- вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии
почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие
пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а
также на состояние водоемов и других природных объектов;
- соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в
местах проведения работ противопожарные мероприятия, а, в случае
возникновения лесных пожаров, обеспечивать их тушение;
- не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах
рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;
- производить очистку лесосек от порубочных остатков;
- приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные
ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное
для использования их по назначению и указанное в разрешительных
документах;
- проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного
фонда после окончания на них работ;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках
или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в
разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в
результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост
или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет;
- выполнять условия, установленные лицензией;
- своевременно и в установленном размере вносить плату за
пользование лесным фондом;
- соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования,
установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным
фондом;
- предоставлять в установленном порядке информацию о
пользовании лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные
документы, и органы государственной статистики.
9. Отказ в выдаче разрешений на пользование
лесным фондом
9.1. Отказ в выдаче разрешений на пользование лесным фондом
может последовать при условиях:
- отсутствия в данном районе заявленного лесного ресурса;
- подачи заявки на предоставление разрешения на пользование
лесным фондом с нарушением требований, установленных "Положением о
порядке лицензирования пользования участками лесного фонда
Приморского края", утвержденным краевым Советом народных депутатов
и настоящим Положением;
- умышленного представления заявителем неверных сведений о
себе;
- если заявитель не предоставил и не может предоставить
доказательств того, что он обладает или будет обладать
необходимыми финансовыми и техническими средствами для
эффективного и безопасного ведения работ.
10. Условия признания лесных разрешений
недействительными
10.1. Сделки, связанные с представлением разрешительных
документов на пользование лесным фондом, являются
недействительными при условии:
- выдачи разрешительных документов лесопользователям с
нарушением условий и очередности их предоставления, изложенных в
пунктах 2.3, 4.18 и 4.19 и разделах 6, 8 и 13 настоящего
Положения;
- отказа претендента от внесения платежей, связанных с
предоставлением разрешительного документа;
- предоставления претенденту незаконных преимуществ перед
другими претендентами;
- нарушения требований антимонопольного законодательства
Российской Федерации или соответствующих антимонопольных
требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды" и "Основ лесного законодательства Российской
Федерации";
- установления факта сговора между должностными лицами,
участвующими в представлении разрешительных документов, с целью
либерализации их условий и снижения размера платежей, связанных с
пользованием лесным фондом;
- наличия других оснований, возникших в связи с изменением в
действующем законодательстве Российской Федерации или принятием
новых правовых актов органами власти края по пользованию лесным
фондом.
10.2. Нарушения в выдаче разрешительных документов выявляются
при контрольных проверках специально уполномоченными
администрациями края, района (города) органами.
11. Основания прекращения права пользования
лесным фондом
11.1. Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:
- истечения установленного в разрешительных документах срока
пользования;
- отказа лесопользователя от права на пользование участками
лесного фонда;
- возникновения предусмотренного в разрешительных документах
условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования
предоставленными участками лесного фонда.
11.2. Право пользования лесным фондом может быть досрочно
прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении
лесного фонда в пользование по предложению государственных органов
управления лесным хозяйством в случаях:
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием
лесным фондом;
- систематических нарушений лесопользователем установленных
правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред
лесному фонду;
- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий,
военных действий и других);
- если лесопользователь в течение установленного в
разрешительном документе срока не приступил к пользованию
участками лесного фонда в предусмотренных объемах;
- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной
деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в
пользование;
- систематического невнесения платежей за пользование
участками лесного фонда;
- выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с
нарушением правил пользования лесным фондом;
- возникновения и распространения пожара по вине
лесопользователя.
Прекращение права пользования лесным фондом оформляется
аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного
билета владельцами лесного фонда. При несогласии лесопользователя
с решением о прекращении его права пользования лесным фондом, он
может обжаловать его в суде или в арбитражном суде.
12. Основания приостановления и ограничения
права пользования лесным фондом
12.1. Право пользования лесным фондом может быть
приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный
документ, в случаях:
- нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в
разрешительном документе;
- невнесения в установленный срок платежа за пользование
участками лесного фонда.
12.2. Если обстоятельства или условия, вызвавшие
приостановление или ограничение права пользования лесным фондом,
устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
12.3. В случае несогласия лесопользователя с решением о
приостановлении или ограничении его права пользования лесным
фондом, он может обжаловать его в суде или арбитражном суде.
12.4. Порядок прекращения, приостановления и ограничения права
пользования лесным фондом определяется органами власти в
соответствии с Основами лесного законодательства Российской
Федерации.
13. Порядок пользования лесным фондом
13.1. Заготовка древесины в порядке рубок главного и
промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с
региональными правилами, наставлениями, порядок составления и
утверждения которых устанавливается государственным органом
управления лесным хозяйством Российской Федерации.
13.2. Порядок отвода и передачи лесосечного фонда
пользователям, а также заготовки древесины, устанавливается
Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации,
утверждаемыми правительством Российской Федерации.
13.3. Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования
осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу
лесного фонда и арендуемому участку лесного фонда. Заготовка
древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.
Лесосечный фонд образуется из запасов спелых и перестойных
древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке
рубок главного пользования.
13.4. Размер заготовки древесины в порядке рубок
промежуточного пользования определяется по материалам
лесоустройства, исходя из установленных норм рубок ухода за лесом,
санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки
древесины в порядке прочих рубок - в зависимости от объема работ
по расчистке лесных участков под строительство объектов, прокладку
просек и для других подобных целей.
13.5. Порядок и условия пользования лесным фондом для
заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных
лесных пользований, для нужд охотничьего хозяйства, в
научно-исследовательских целях, в культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целях, в местах проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических
групп, и в пограничных зонах определяются отдельными Положениями о
пользовании лесным фондом, утверждаемыми краевым Советом народных
депутатов.
13.6. Порядок и условия пользования лесным фондом в лесах
заповедников, национальных природных парков определяется
правительством Российской Федерации.
13.7. Лесопользование в границах территорий традиционного
природопользования, а также участков лесного фонда, закрепленных
за Министерством обороны Российской Федерации, лесных территорий
специального назначения, осуществляется в особом порядке, который
разрабатывает администрация края совместно с органом Федеральной
службы лесного хозяйства края по согласованию с Ассоциацией
малочисленных народов Приморского края, Министерством обороны
Российской Федерации и утверждается краевым Советом народных
депутатов.
14. Плата за пользование лесным фондом
14.1. Плата за пользование лесным фондом включает в себя
следующие обязательные платежи:
- отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
- лесные подати - плата за пользование лесным фондом;
- арендная плата - плата за право пользования участком лесного
фонда;
- плата за земли лесного фонда;
- плата за сверхлимитные изъятия лесных ресурсов;
- плата за выдачу специальных лесных разрешений;
- штрафы, неустойки и суммы ущерба, причиненного лесным ресурсам
края.
14.2. Плата за пользование лесным фондом определяется и
взимается в соответствии с "Положением о плате за пользование
лесным фондом Приморского края", утверждаемым краевым Советом
народных депутатов.
14.3. В случае предоставления участков лесного фонда в
пользование на конкурсной основе,помимо обязательных платежей за
пользование лесным фондом, победители торгов, конкурсов
выплачивают сборы, исходя из расходов на экспертизу заявок, на
получение лицензий, организацию торгов, оплату за информацию, иные
расходы, связанные с предоставлением лицензии.
15. Разрешение лесных споров и ответственность
за нарушение порядка и условий пользования
лесным фондом
15.1. Споры между предприятиями, учреждениями и организациями,
гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных
пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство
работ, разрешаются судом или арбитражным судом.
15.2. Купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен
участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права
осуществления лесного пользования недействительны.
Лица, виновные в совершении этих действий, а также нарушающие
лесное законодательство, несут уголовную или административную
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат
изъятию и передаче органу местного самоуправления.
15.3. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются
без возмещения виновным в самовольном занятии участков затрат,
произведенных ими за время незаконного пользования участками, а
также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и
сооружений.
15.4. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны
возместить ущерб за вред, причиненный ими лесному фонду, в
размерах и порядке, устанавливаемых краевым Советом народных
депутатов.
15.5. В случае, если предприятия, учреждения, организации или
граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние
и воспроизводство лесов, и не обеспечивают при этом охрану лесов
от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены
органами исполнительной власти края, района, города по
представлению органов Федеральной службы лесного хозяйства и
органов охраны окружающей природной среды до устранения причин,
явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.
15.6. Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении
защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не
входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную
законодательством, как за уничтожение и повреждение лесов особо
охраняемых территорий.
15.7. За невыполнение положений и условий настоящего порядка
юридические и физические лица несут административную
ответственность в соответствии со ст. 64 Закона Российской
Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации".
Председатель комитета
по природным ресурсам
администрации края
Е.СТОМАТЮК
Приложение 2
к решению малого Совета
краевого СНД
от 27.10.93 N 375
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
АТТЕСТАЦИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с
требованиями "Положения о порядке лесопользования на территории
Приморского края".
1.2. Аттестация проводится с целью определения
подготовленности юридических и физических лиц, изъявивших желание
осуществлять или осуществляющих лесопользование на территории
Приморского края, способных технологически и экономически
обеспечить в процессе лесопользования соблюдение лесного и
природоохранительного законодательства, лесоводственных и
лесотехнических норм.
1.3. Аттестации и регистрации подлежат юридические и
физические лица, зарегистрированные как субъекты
предпринимательской деятельности, а также изъявившие желание
осуществлять или осуществляющие лесопользование для удовлетворения
собственных нужд на территории Приморского края, в дальнейшем
именуемые "Заявитель".
1.4. "Заявителя" на аттестации представляет первое лицо или
его заместитель.
1.5. Аттестация и регистрация "Заявителя" в качестве
лесопользователя дают право на получение лесных разрешений и
заключение договоров на лесопользование.
1.6. Лесопользователи обязаны пройти переаттестацию при
пролонгации, перезаключении, либо при изменении условий договора о
лесопользовании. При долгосрочных договорах о лесопользовании
(свыше 5 лет), лесопользователь обязан проходить аттестацию каждые
5 лет.
1.7. Невыполнение требований пункта 1.2 настоящего положения
является основанием для расторжения договора на лесопользование и
аннулирования лесных разрешений в порядке, предусмотренном
действующим законодательством и Положением о порядке
лесопользования на территории Приморского края, утвержденным
краевым Советом народных депутатов.
1.8. Аттестации и регистрации не подлежат граждане,
осуществляющие сбор ягод, плодов, грибов, а также заготовку
хвороста, валежа, мха и древесины для личного потребления и
бытовых нужд в пределах норм, утвержденных администрацией города,
района. Граждане, осуществляющие заготовку древесины для личного
потребления и бытовых нужд, обязаны пройти инструктаж по
соблюдению норм и правил лесопользования и технике безопасности в
местных органах федеральной службы лесного хозяйства.
2. Аттестационные комиссии
2.1. Аттестационные комиссии создаются при:
- администрации края совместно с краевыми органами федеральной
службы лесного хозяйства;
- администрациях районов (городов) совместно с местными
органами федеральной службы лесного хозяйства и в дальнейшем
именуются соответственно "краевая, районные (городские)
аттестационные комиссии".
2.2. Краевая, районные (городские) аттестационные комиссии
создаются распоряжением глав администрации края, района (городов)
из числа квалифицированных работников Федеральной службы лесного
хозяйства, представителей государственных организаций и органов
местного самоуправления. Этим же распоряжением назначаются
председатель и секретарь комиссии, ответственное лицо за
регистрацию. Обязанности членов аттестационной комиссии
определяются Положением о комиссии, утверждаемом администрацией
края, района (города).
2.3. Краевая аттестационная комиссия проводит аттестацию
"Заявителей", претендующих на:
- закрепление лесных ресурсов побочного пользования на участке
земель лесного фонда площадью свыше 2.5 тыс. га;
- заготовку древесины в объемах свыше 10.0 тыс. куб. м. в год;
- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в
научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических
и спортивных целях, независимо от размера площади, объема объектов
лесного фонда и видов лесопользования;
- всех заявителей из числа иностранных юридических и
физических лиц и совместных с иностранными лицами предприятий,
независимо от размера площади, объема объектов лесного фонда и
видов лесопользования.
2.4. Районные (городские) аттестационные комиссии проводят
аттестацию "Заявителей", претендующих на:
- закрепление лесных ресурсов побочного пользования на участке
земель лесного фонда площадью до 2.5 тыс. га;
- заготовку древесины в объемах не более 10.0 тыс. куб. м. в
год (включительно);
- заготовку второстепенных лесных материалов (пней, луба,
коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки), независимо от
размера площади, объема объектов лесного фонда и видов
лесопользования.
3. Порядок аттестации и регистрации
лесопользователей
3.1. В аттестационную комиссию заявители представляют
следующие документы:
- заявку на прохождение аттестации;
- копию устава предприятия и документа о регистрации
предприятия;
- информацию о видах и объемах планируемого или
осуществляемого лесопользования;
- сведения об имеющейся или планируемой технологии
лесопользования и наличии технических средств;
- сведения о машинах, механизмах (их паспортные данные),
наличии специалистов в области лесопользования (образование, стаж
работы и т. д.);
- документы, устанавливающие порядок контроля за состоянием
технических средств, экологическим и лесоводственным качеством
производимых работ;
- документ об оценке воздействия на окружающую среду;
- сведения о финансовом состоянии заявителя;
- копию документа, подтверждающего оплату услуг по аттестации
лесопользователя.
3.2. Документы на аттестацию направляются в соответствующие
аттестационные комиссии, указанные в пунктах 2.3 и 2.4 настоящего
положения.
3.3. Аттестация проводится в течение 30 дней о дня поступления
документов в аттестационную комиссию. В отдельных случаях: с
большим объемом работ, необходимостью выезда на место и другими
уважительными причинами, срок проведения аттестации может быть
продлен до 60 дней.
3.4. Аттестация (рассмотрение материалов и дача заключения по
ним) проводится на основе объективной оценки представленной
документации и фактического состояния технических средств,
необходимых для осуществления лесопользования, согласно заявленной
технологии лесоэксплуатации, а также иных аттестуемых показателей,
установленных действующими нормативно-техническими документами.
Представление "Заявителями" недостоверных сведений является
основанием для отказа в проведении аттестации на срок до шести
месяцев (срок исчисляется со дня поступления документов в
аттестационную комиссию).
При этом, члены аттестационной комиссии обязаны
руководствоваться требованиями лесного, природоохранного
законодательства и действующих норм и правил.
3.5. Аттестационная комиссия имеет право:
- требовать дополнительную информацию у аттестуемых;
- проверять достоверность представленной информации путем
осмотра мест, где завершена разработка лесных ресурсов в
соответствии с заявленной технологией;
- проводить собеседование со специалистами и ответственными
лицами для определения их компетентности в вопросах
лесопользования;
- требовать демонстрации отдельных технологических операций в
условиях близких к производственным и иными способами и
средствами, не противоречащими действующему законодательству.
3.6. Оценка аттестуемого осуществляется путем дачи письменного
мотивированного заключения каждым членом комиссии по вопросам,
входящим в его компетенцию. Аттестационная комиссия вправе давать
рекомендации по вопросам, касающимся техники, технологии и
квалификации кадров, которые обязательны для выполнения.
3.7. Аттестационный лист (аттестат) подписывается
председателем и всеми членами аттестационной комиссии с одной из
формулировок:
- "уровень подготовки к осуществлению заявленного вида и
объема лесопользования обеспечивает соблюдение норм действующего
законодательства и действующих технических норм и правил";
- "уровень подготовки к осуществлению заявленного вида и
объема лесопользования обеспечивает соблюдение норм действующего
законодательства и действующих технических норм и правил при
условии выполнения следующих рекомендаций: (приводится перечень
рекомендаций)".
3.8. Аттестационны лист (аттестат) выдается при условия, если
все члены комиссии дали положительную оценку.
3.9. При отрицательном результате аттестации "Заявителю"
выдается решение аттестационной комиссии за подписью председателя
и секретаря со следующей формулировкой: "Уровень подготовки к
осуществлению заявленного вида и объема лесопользования не
обеспечивает соблюдение норм действующего законодательства и
действующих технических норм и правил в виду" (указываются
причины). "Заявителю" не разрешается осуществлять лесопользование
на территории Приморского края.
3.10. Результаты аттестации сообщаются "Заявителю" письменно в
течение 10-ти дней со дня принятия решения аттестационной
комиссией.
3.11. Аттестационные листы (аттестаты) "Заявителей" не позднее
10-ти дней после подписания передаются ответственному за
регистрацию должностному лицу, которое утверждается главой
администрации края, района (города).
Все документы аттестуемого, а также копия аттестационного
листа (аттестата) хранятся в делах аттестационной комиссии и
сдаются в архив в установленном порядке.
3.12. Должностное лицо, ответственное за регистрацию, обязано
в день поступления документов об аттестации зарегистрировать
"Заявителя" в качестве лесопользователя и выдать ему или, с
согласия "Заявителя", направить по почте заказным письмом с
уведомлением о вручении аттестата с регистрационным номером.
3.13. Свой регистрационный номер лесопользователь указывает в
ходатайствах о выдаче лесных разрешений, в заявках на участие в
лесных торгах и конкурсах. Копия регистрационного документа
прилагается к договору о лесопользовании.
3.14. Регистрация лесопользователей производится в книге
регистрации, которая ведется по установленной форме. Книга
регистрации лесопользователей должна быть пронумерована,
прошнурована, подписана лицом, на которое возложена
ответственность за правильное ведение регистрации, и скреплена
печатью.
Книга хранится как документ строгой отчетности, подчистки в
которой не допускаются. Поправки заверяются лицом, на которое
возложена ответственность за правильное ведение регистрации и
скрепляются печатью.
3.15. В книге регистрации записываются номера аттестатов,
выданных лесопользователю, и краткая технико-экономическая
характеристика объекта лесопользования.
3.16. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в
установленном порядке не позднее чем в месячный срок со дня
получения аттестационного документа.
3.17. Претензии заявителя по оценке и заключению районной
аттестационной комиссии разрешаются краевой аттестационной
комиссией, решение которой является окончательной и обжалованию не
подлежит.
3.18. Претензии заявителя по оценке и заключению краевой
аттестационной комиссии разрешаются главой администрации края,
решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.
3.19. Отказ заявителю в аттестации регистрируется в книге
учета отказов в аттестации.
3.20. Порядок передачи отчетности и сведений о регистрации
определяется администрацией края.
Председатель комитета
по природным ресурсам
администрации края
Е.СТОМАТЮК
Приложение 3
к решению малого Совета
краевого СНД
от 27.10.93 N 375
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА
В ПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМ
И ЛЕСОПРОМЫСЛОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
1. Настоящее Положение разработано согласно "Положению о
порядке лесопользования на территории Приморского края" и
"Положению о порядке лицензирования пользования участками лесного
фонда Приморского края", утверждаемыми краевым Советом народных
депутатов.
2. Настоящим Положением лесозаготовительным и лесопромысловым
предприятиям или их преемникам, прошедшим квалификационную
аттестацию и обладающим правом пользования закрепленной
лесосырьевой базой или лесосечным фондом долгосрочного
пользования, а также имеющим на своем балансе заготовительные,
лесопромысловые и перерабатывающие мощности, развитую промышленную
инфраструктуру, объекты коммунального и социального назначения,
представляется право на получение без торгов лицензий на
закрепление лесного фонда, изъятие лесных сырьевых ресурсов,
пользование землями лесного фонда и выполнение всех видов работ,
связанных с ведением лесного хозяйства и рациональным
использованием леса на договорной основе.
3. Лесозаготовительные и лесопромысловые предприятия или их
правопреемники должны в месячный срок со дня введения настоящего
Положения подать заявку на подтверждение права на льготное
получение лицензии в краевой орган федеральной службы лесного
хозяйства и в двухмесячный срок пройти квалификационную
аттестацию. Предприятия, не обратившиеся в месячный срок, право на
лицензию получают на общих основаниях.
4. Заявки подают:
4.1. Предприятия, за которыми ранее были закреплены
лесосырьевые базы, лесосечный фонд долгосрочного пользования, а
также лесной фонд в порядке, действовавшем в Российской Федерации.
4.2. Лесозаготовительные предприятия и кооперативы,
образованные согласно Закону Российской Федерации "О предприятиях
и предпринимательской деятельности в РФ" и Закону СССР "О
кооперации в СССР" и эксплуатирующие лесной фонд на основании
договоров, заключенных между лесофондодержателями, администрациями
районов (городов) и утвержденных администрацией края.
5. Заявки предприятий, не прошедших квалификационную
аттестацию, не рассматриваются.
6. Заявка подается в краевой орган Федеральной службы лесного
хозяйства и содержит:
- описание границ, качественные и количественные
характеристики заявленного лесного фонда;
- копии протокола лесосырьевой комиссии на закрепление акта на
передачу лесосырьевой базы, лесосечного фонда в долгосрочное
пользования или лесного фонда предприятию, подтверждающее право
заявителя на лесопользование в порядке, предусмотренном настоящим
Положением;
- данные о финансовом положении и основных
технико-экономических показателях предприятия;
- заключение краевого комитета по охране природы о соблюдении
заявителем природоохранных норм и требований;
- согласование с администрацией района (городов) участков
лесного фонда, на территории которых расположен заявленный
лесофонд;
- перечень мероприятий по охране окружающей среды,
предусматривающихся при хозяйственной деятельности предприятия.
7. В ходе предварительного рассмотрения заявок:
- приводится подтверждение права заявителя на пользование
лесным фондом;
- проверяется наличие планов рубок, его соответствие
техническим и лесоводственным требованиям, наличие необходимой
экспертизы;
- уточняются границы испрашиваемой сырьевой базы и
отведенного, согласно ранее обоснованной заявке, лесосечного
фонда;
- проверяется устойчивость финансового положения;
- согласовывается порядок и условия пользования дорогами на
территории заявленной сырьевой базы;
- согласовываются порядок и условия содержания и эксплуатации
социальных и коммунальных объектов;
- составляется проект договора на передачу в пользование
лесного фонда.
8. Рассмотрение поступивших заявок и выдача заключений
осуществляется комиссией в месячный срок со дня подачи заявок.
9. Комиссия формируется из представителей:
- краевого органа федеральной службы лесного хозяйства;
- администрации края;
- краевого комитета по охране природы;
- территориального управления по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур;
- лесопроектных организаций;
- городов и районов края по месту нахождения предприятия.
Председателем комиссии является руководитель краевого органа
федеральной службы лесного хозяйства.
10. Список предприятий, получивших на основании решения
комиссии льготное право на получение лицензии, утверждается
администрацией края.
11. Правоприемники предприятий, не способные обеспечить полное
и своевременное выполнение условий, предусмотренных договором
лесопользования, администрацией края на основании решения комиссии
могут быть лишены права на льготное представление лесных ресурсов
в пользование.
12. Лесной фонд, невостребованный предприятиями или
непереданный в лесопользование по решению комиссии, используется в
соответствии с "Положением о порядке лесопользования на территории
Приморского края".
13. Дороги и другие транспортные сооружения, построенные
"Заявителем" на землях государственного лесного фонда (именуемые в
дальнейшем "лесные дороги"), являются неотъемлемой принадлежностью
лесного фонда.
При акционировании лесопромышленных предприятий, балансовая
стоимость лесных дорог не включается в уставной капитал
образуемого акционерного общества, но остается у них на балансе.
Действие настоящего Положения не распространяется на дороги,
построенные на землях, изъятых из состава лесного фонда.
14. Права заявителя на лесные дороги, построенные в границах
ранее закрепленных за ним частей лесного фонда или лесосырьевых
баз, подтверждаются путем предоставления заявителю этих дорог в
полное хозяйственное ведение на срок действия лицензии на
пользование лесным фондом.
15. Лесные дороги, находящиеся на территории вновь
закрепляемых (перезакрепляемых) частей невостребованного лесного
фонда, предоставляются пользователю в аренду без права выкупа.
Функции арендодателя лесных дорог возлагаются на органы
федеральной службы лесного хозяйства.
16. В отношении лесных дорог, переданных в полное
хозяйственное ведение пользователь обладает:
16.1. Правом безвозмездного пользования, которое
распространяется не только на полотно лесных дорог, но и на
земельные участки лесного фонда, занятые этими дорогами, шириной,
определенной проектом.
16.2. Правом закрыть третьим лицам доступ к пользованию или в
случаях, предусмотренных утверждаемым в установленном порядке
планом мероприятий по охране лесов от пожаров, или иными
аналогичными документами.
16.3. Исключительным правом взимания платы с третьих лиц за
пользование этими дорогами.
16.4. Представление их в аренду по согласованию с органами
федеральной службы лесного хозяйства.
16.5. Правом подачи гражданских исков в защиту своего права
взимания с третьих лиц платы за пользование лесными дорогами,
исков о взыскании ущерба, причиненного лесным дорогам,
пользователями, включая подрядчиков, и должностных лиц местных
органов федеральной службы лесного хозяйства.
16.6. Исключительным правом установления правил и графика
проезда с целью реализации основной функции лесных дорог -
транспортировки древесины, заготовленной пользователем, охраны
лесов от пожаров, лесонарушений.
17. Советы народных депутатов районов (городов) и органы
федеральной службы лесного хозяйства определяют категории
физических и юридических лиц, которые пользуются лесными дорогами
бесплатно или без ограничений по согласованию с владельцами
лицензии.
18. При аннулировании лицензии, лесные дороги в проезжем
состоянии переходят в ведение органов федеральной службы лесного
хозяйства без возмещения пользователю несамортизированных затрат
на момент аннулирования, связанных со со строительством и
содержанием этих лесных дорог.
19. Владелец лицензии не имеет права залога арендуемых лесных
дорог, а также дорог, переданных ему в хозяйственное пользование.
20. Текущий ремонт лесных дорог, построенных, а также
арендуемых или переданных в хозяйственное пользование, владелец
лицензии осуществляет за свой счет.
Председатель комитета
по природным ресурсам
администрации края
Е.СТОМАТЮК
Приложение 4
к решению малого Совета
краевого СНД
от 27.10.93 N 375
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ
УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором, Законом
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды",
Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении
экономической основы суверенитета РСФСР", "Основ лесного
законодательства Российской Федерации", рекомендаций
научно-исследовательских институтов о порядке проведения
лицензионных, концессионных тендеров и определяет порядок
предоставления лицензий на право пользования лесным фондом с целью
ведения комплексного лесного хозяйства, проведения опытных и
проектных работ, связанных с разработкой наиболее совершенных
технологий по изъятию природных лесных ресурсов, их охране и
воспроизводству, использованию лесных земель и участков леса в
рекреационных целях, под строительство объектов
народно-хозяйственного значения, а также изъятия отдельных видов
природных лесных ресурсов.
1.2. Особенности применения настоящего Положения при
пользовании лесным фондом с целью ведения лесного хозяйства,
выполнения научно-исследовательских, лесоустроительных, проектных
и других работ, направленных на воспроизводство, повышение
продуктивности, охрану и защиту лесов, других природных
полезностей леса, при необходимости определяются законодательными
и нормативными актами Российской Федерации, а также Положением о
Федеральной службе лесного хозяйства.
2. Система лицензирования пользования
участками лесного фонда
2.1. Лесной фонд, в соответствии с настоящим Положением,
предоставляется в пользование на основании лицензий. Лицензия
является документом, удостоверяющим право ее владельца на
пользование участком лесного фонда в определенных границах, в
соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при
соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
2.2. Получение лицензии не требуется на право ведения:
- научно-исследовательских и попутных работ, направленных на
общее изучение лесного фонда;
- лесоустроительных и лесоучетных работ лесного фонда;
- проектно-изыскательских работ по объектам лесохозяйственного
назначения, финансируемых за счет бюджета;
- хозяйственной деятельности в заповедниках, заказниках,
городских, колхозных и других лесах специального назначения;
- контрольных работ за режимом пользования ресурсами лесного
фонда, а также работ, проводимых без нарушения целостности
природной среды.
2.3. Предоставление лицензий осуществляется через
государственную систему лицензирования, организационное
обеспечение которой возлагается на администрации края, районов,
городов и органы Федеральной службы лесного хозяйства.
2.4. Органы Федеральной службы лесного хозяйства ведут учет
имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования по
административным территориям, подготавливает предложения о
порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение или зачисления
их в резерв.
2.5. Предложения о порядке, сроках и условиях предоставления в
пользование имеющихся и вновь выявленных участков лесного фонда
согласовываются с администрацией района (городов) и другими
краевыми государственными органами, которые принимают участие в
процессе предоставления в пользование участков лесного фонда в
пределах своей компетенции, установленной положениями об этих
органах.
2.6. По результатам согласования перечень участков лесного
фонда, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их
предоставления утверждаются Советами народных депутатов края,
районов (городов).
2.7. Отбор претендентов на получение лицензии осуществляется в
порядке проведения конкурсов, торгов, за исключением случаев,
предусмотренных "Положением о порядке лесопользования на
территории Приморского края". Решение о предоставлении лицензии
принимается администрациями края, районов (городов) совместно с
органами Федеральной службы лесного хозяйства. Лицензия
подписывается уполномоченными лицами указанных органов.
3. Участки лесного фонда,
предоставляемые в пользование
3.1. В соответствии с лицензией, участок лесного фонда
представляет собой лесную территорию в границах лесных кварталов и
бассейнов водостоков, лесничества и лесхоза. Участок лесного
фонда, по возможности, должен быть обозначен естественными или
искусственными разграничительными рубежами.
3.2. Определение границ участков лесного фонда осуществляется
органами Федеральной службы лесного хозяйства по согласованию с
органами государственного экологического контроля.
3.3. В лицензии устанавливаются пространственные границы
участка лесного фонда, указываются виды природных ресурсов и
условия пользования участком лесного фонда.
3.4. В границах одного и того же участка лесного фонда могут
проводится пользования по нескольким лицензиям различным по своему
целевому назначению. Взаимоотношения между владельцами лицензий,
осуществляющими свою деятельность в границах одного участка
лесного фонда, определяются лицензией.
3.5. Участки земли в виде земельного отвода для временных
строений, сооружений, прокладки путей транспорта и других
объектов, организации научно-исследовательских работ в области
разработки технологий рационального лесопользования, обеспечения
изъятия и воспроизводства лесных ресурсов, предоставляются при
выдаче лицензии на право пользования участком лесного фонда.
3.6. Органы, предоставляющие лицензию, имеют право
устанавливать предельные размеры участков лесного фонда и объемы
изымаемых природных ресурсов.
4. Срок действия лицензии
4.1. Лицензии на хозяйственную деятельность, связанную с
комплексным ведением лесного хозяйства (изъятие, использование,
воспроизводство, охрана и защита лесных ресурсов) выдаются на срок
долгосрочной аренды (от 25 до 50 лет).
4.2. Лицензии на изъятие отдельных видов лесных ресурсов или
пользование земельными участками в коммерческих целях выдаются на
срок среднесрочной аренды (от 5 до 25 лет).
4.3. Лицензии на пользование сенокосами, пастбищными угодьями,
размещение пасек, заготовку живицы и древесных соков,
второстепенных лесных материалов и иных побочных пользований
площадью менее 2.5 тыс. га, а также заготовку древесины менее 10.0
тыс. куб. м в год выдаются на срок кратковременной аренды (до 5
лет).
4.4. Лицензии на ведение научно-исследовательских работ,
опытно-конструкторских разработок технологий рационального
изъятия и воспроизводства ресурсов участка лесного фонда выдаются
на срок, определяемый программой работ.
4.5. По инициативе владельца срок действия лицензии может быть
уменьшен либо, по окончании срока ее действия, продлен.
4.6. Срок действия лицензии исчисляется со дня ее регистрации
в органах федеральной службы лесного хозяйства.
5. Содержание лицензии
5.1. Лицензия должна содержать:
- данные о пользователе объекта лесного фонда, получившем
лицензию;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием
лесным фондом;
- указание пространственных границ объекта лесного фонда,
предоставленного в пользование;
- указание границ земельного участка, выделенного для ведения
действия лицензии и срок начала работ;
- условия, связанные с платежами за аренду и изъятие ресурсов
лесного фонда, земельного участка;
- согласованный уровень пользования лесным фондом, а также
соглашение о его долевом распределении для обеспечения
государственных (федеральных и краевых) нужд;
- соглашение о правах на информацию, полученную в процессе
пользования лесным фондом;
- условия выполнения установленных законодательством
Российской Федерации требований по охране окружающей природной
среды, правил и инструкций по ведению лесного хозяйства, условия
продления срока действия лицензии.
6. Владельцы лицензий
6.1. Владельцами лицензий могут быть субъекты
предпринимательской деятельности независимо от форм собственности,
в том числе юридические и физические лица других государств, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7. Система выбора претендентов
на получение лицензии
7.1. Предоставление лицензии на право пользования лесным
фондом осуществляется путем проведения прямых переговоров,
конкурсов, торгов.
Предоставление лицензии действующим предприятиям
осуществляется в соответствии с "Временным положением об особом
порядке предоставления лесного фонда в пользование действующим
лесозаготовительным и лесопромысловым предприятиям", утверждаемым
краевым Советом народных депутатов.
7.2. Выбор способа предоставления лицензий через торги или
конкурсы, сроков, порядка и условий проведения торгов или
конкурсов по каждому объекту или группе объектов лицензирования
осуществляются администрациями края, района (городов) и органами
Федеральной службы лесного хозяйства.
7.3. При конкурсной системе представления лицензии победителем
признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший
экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям
ведения лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды
технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна
заявка, лицензия на право пользования лесным фондом может быть
представлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса.
Конкурс считается не состоявшимся, если ни один из
претендентов не отвечает выдвинутым условиям. Затраты, понесенные
участниками конкурса, не компенсируются.
7.4. В том случае, если конкурсная комиссия затрудняется в
выборе победителя в силу равноценности двух и более предложений
участников конкурса, каждый из которых обладает одинаковыми
возможностями для полного и точного выполнения условий
лицензирования, выбор победителя осуществляется конкурсной
комиссией. Победителем признается претендент, предложивший
наибольшую плату за получение права пользования участком лесного
фонда.
8. Порядок предоставления лицензий
8.1. Органы федеральной службы лесного хозяйства организуют
публикацию перечня участков лесного фонда, подлежащих
лицензированию, о сроках и условиях предоставления лицензий по
интересующим претендентов участкам лесного фонда.
8.2. Информация о выносимых на конкурс участках лесного фонда
публикуется в краевых органах печати не позднее, чем за три месяца
до даты их проведения.
8.3. Извещения в печати должны содержать описание участка
лесного фонда и видов лесных ресурсов, которые намечается
предоставить в пользование, основные условия, определяющие выбор
владельца лицензии, время и место проведения конкурсов, сроки
подачи заявок, начальные размеры платежей и стоимость пакета
информации по участкам лесного фонда.
8.4. Субъекты предпринимательской деятельности, желающие
получить лицензию на право пользования участками лесного фонда,
должны подать заявки по установленной форме в органы Федеральной
службы лесного хозяйства края, которые регистрируются в
установленном порядке.
8.5. Заявитель, претендующий на получение лицензии, подает
заявку, которая должна содержать:
- указание участка лесного фонда, на который претендует
заявитель;
- доверенность на получение лицензии;
- данные о финансовых возможностях заявителя, необходимые для
выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием участка
лесного фонда;
- данные о технических и технологических возможностях
заявителя;
- программа деятельности и технические предложения заявителя
по условиям пользования участками лесного фонда.
8.6. После принятия заявки на участие в конкурсе заявителю
предоставляется пакет необходимой информации по участку лесного
фонда и видам ресурсов для проведения заявителем
технико-экономических расчетов показателей ведения работ,
связанных с намечаемым пользованием участком лесного фонда.
8.7. По представлению Приморского территориального управления
по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур общее количество лицензий, представляемых одному
заявителю, может быть ограничено. Указанное ограничение является
основанием для отказа в принятии заявки от этого заявителя.
Заявки, поданные на участие в конкурсе, считаются принятыми после
уплаты заявителем лицензионного сбора.
8.8. Оценка соответствия разработанных заявителем
технико-экономических показателей условиям конкурса производится
комиссией конкурса и оформляется протоколом.
8.9. Комиссия конкурса формируется администрацией края, района
(города) совместно с органами Федеральной службы лесного
хозяйства.
8.10. Победителю конкурса выдается свидетельство, в котором
указываются координаты и границы объекта лесного фонда и перечень
видов лесных ресурсов, право на пользование которыми получает
пользователь, а также сроки пользования.
8.11. Договор на пользование лесным фондом заключается между
владельцем лицензии и администрацией края, района (города).
Договор должен содержать экологические и экономические условия
пользования объектами лесного фонда. В нем указывается срок
пользования, обязанности арендодателя и арендатора, платежи за
пользование и расчеты по договору, ответственность сторон за
соблюдение договорных условий. Обязательной составляющей договора
является паспорт объекта договора, в котором на основе кадастровых
изысканий дается биологический и эксплуатационный потенциалы
объектов, их ресурсная характеристика. В паспорте должна быть
предусмотрена возможность ежегодной информации о количестве
изъятых и искусственно воспроизведенных видов лесных ресурсов на
арендуемом участке.
9. Основные права и обязанности
владельцев лицензий
9.1. Владельцы лицензий имеют право:
- использовать участок лесного фонда в установленных границах
для осуществления цели, обозначенной в лицензии;
- использовать по своему усмотрению результаты своей
деятельности, включая долю изымаемых лесных ресурсов, которая по
условиям лицензии передается в его распоряжение;
- проводить без дополнительных разрешений изучение лесного
фонда, проводить опытные работы и внедрять в производство наиболее
совершенные технологии за счет собственных средств и в границах
предоставленного ему участка лесного фонда;
- привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных
видов работ, связанных с пользованием лесным фондом;
- обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу
пересмотра условий договора на пользование участком лесного фонда
с целью изъятия природных ресурсов при возникновении
обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была
выдана лицензия.
9.2. Владельцы лицензий обязаны:
- соблюдать требования законодательства Российской Федерации
"Об охране окружающей природной среды", "Основ лесного
законодательства РФ", утвержденные в установленном порядке нормы,
правила по технологии ведения лесного хозяйства и изъятия лесных
ресурсов;
- предоставлять администрации края и органу Федеральной службы
лесного хозяйства информацию об изменениях в лесном фонде,
связанных с изъятием и воспроизводством лесных ресурсов, другими
факторами, не связанными с пользованием лесным фондом;
- обеспечивать безопасное для работников и населения ведение
работ, связанных с пользованием участками лесного фонда;
- соблюдать установленные нормы и правила по охране лесов,
атмосферного воздуха, земель, вод и других объектов окружающей
природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния
работ, связанных с пользованием лесным фондом;
- обеспечивать приведение участков земли и других природных
объектов, нарушенных при пользовании лесным фондом, в состояние,
пригодное для их дальнейшего использования;
- обеспечивать сохранность лесохозяйственной информации,
получаемой в процессе изучения, проведения опытов и результатов
наиболее совершенных технологий, связанных с пользованием лесным
фондом;
- производить своевременное и правильное внесение платежей за
право пользования участками лесного фонда и прочих обязательных
платежей;
- владелец лицензии при осуществлении изъятия лесных ресурсов
или при проведении работ по воспроизводству лесного фонда
производить измерения методами, принятыми в лесохозяйственном
производстве.
9.3. Лицензия может определять иные права и обязанности ее
владельца, не противоречащие действующему законодательству
Российской Федерации и настоящему Положению.
9.4. Отказ в выдаче лицензии может последовать при условиях:
- подачи заявки на предоставление лицензии с нарушением
требований, установленных настоящим Положением;
- умышленного представления заявителем неверных сведений о
себе;
- если заявитель не предоставил и не может предоставить
доказательств того, что он обладает или будет обладать
необходимыми финансовыми и техническими средствами для
эффективного и безопасного ведения работ.
10. Условия признания лицензий
недействительными
10.1. Сделки, связанные с предоставлением лицензий, являются
недействительными при условиях:
- грубого нарушения правил конкурса или аукциона;
- отказа претендента от внесения платежа, связанного с
представлением лицензий;
- предоставления претенденту незаконных преимуществ перед
другими претендентами;
- нарушения требований антимонопольного законодательства
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и
"Основ лесного законодательства РФ";
- установления факта сговора между должностными лицами,
участвующими в представлении лицензии, и претендентом на
приобретение лицензии с целью либерализации ее условий и снижения
размера платежей, связанных с пользованием лесным фондом;
- наличие других оснований, возникших в связи с изменением в
действующем законодательстве Российской Федерации или принятием
новых правовых актов органами власти края по лицензированию.
12. Основания для прекращения и ограничения
права на пользование участками лесного фонда
12.1. Право на пользование участком лесного фонда с целью
изъятия природных лесных ресурсов прекращается:
- по истечении срока, установленного в договоре пользования;
- при отказе владельца лицензии от права на пользование
участком лесного фонда;
- при возникновении зафиксированного в лицензии решающего
условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного
права на пользование объектом лесного фонда.
12.2. Право на пользование участком лесного фонда может быть
досрочно прекращено, приостановлено или ограничено администрацией
края по представлению комитета по охране природы, органов лесного
хозяйства края, администрации района в следующих случаях:
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровья
людей, работающих или проживающих в зоне работ, связанных с
пользованием участком лесного фонда;
- нарушения пользователем лесного фонда условий, определенных
в лицензии;
- систематического нарушения пользователем лесного фонда
условий по охране окружающей природной среды правил изъятия лесных
ресурсов, воспроизводства, охраны и защиты лесов, установленных
действующим законодательством, правилами и нормами по ведению
лесного хозяйства;
- возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийных
бедствий, военных действий и др.);
- если пользователь не приступил к пользованию лесным фондом в
соответствии со сроками и требованиями, установленными лицензией;
- ликвидации предприятий, которым была предоставлена
лицензия.
При несогласии пользователя участком лесного фонда с решением
о прекращении, приостановлении либо ограничении права на
пользование, это решение может быть обжаловано в администрацию
края или в судебном порядке.
12.3. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или
здоровью людей, работающих и проживающих в зоне работы,
пользование участком лесного фонда прекращается немедленно после
принятия решения с одновременным письменным уведомлением об этом
пользователя.
12.4. В случае нарушения пользователем участка лесного фонда
условий лицензии, пользование может быть прекращено с момента
возникновения указанных в нем условий.
12.5. Расходы, связанные с прекращением или предоставлением
права пользования участком лесного фонда несет пользователь.
12.6. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие
приостановление или ограничение права пользования участком лесного
фонда, устранены, это право может быть восстановлено в полном
объеме. При этом, время, на которое это право пользования было
приостановлено, не включается в общий срок действия лицензии.
12.7. При выявлении неизвестных на момент представления
лицензии данных о площади участков лесного фонда или новых видах
лесных ресурсов, арендодатель вправе провести государственную
экспертизу исходных материалов и пересмотреть условия договора
пользования в отношении платежей.
13. Контроль за соблюдением условий
пользования участками лесного фонда,
определенных в лицензии
13.1. Контроль за соблюдением условий пользования объектом
лесного фонда, определенных в лицензии, имеет право осуществлять
администрация края, района, города, а лесотехническое исполнение
возлагается на органы Федеральной службы лесного хозяйства.
Контроль за соблюдением экологических, платежных и других
требований осуществляют краевой комитет по охране природы и иные
краевые органы государственного контроля в соответствии с их
полномочиями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
13.2. Владелец лицензии обязан предоставлять контрольным
органам необходимую документацию, давать объяснения по вопросам,
входящим в компетенцию контрольных органов, обеспечивать условия
для проведения проверок.
13.3. Контрольные органы в письменной форме уведомляют
владельцев лицензии и органы, предоставившие лицензию, о
результатах проверки, выявленных нарушениях условий пользования
объектом лесного фонда, в том числе в отношении внесения
обязательных платежей, соблюдения действующих правил, а, при
необходимости, дают предложения об аннулировании лицензии на право
пользования лесным фондом.
13.4. В лицензии, а в равной мере и в договоре на аренду,
могут содержаться и другие условия и порядок осуществления
контроля за соблюдением условий пользования объектом лесного
фонда.
14. Предоставление лицензий предприятиям,
пользовавшимся лесным фондом до введения
в действие настоящего Положения
14.1. Все пользователи лесным фондом, получившие право
пользования лесным фондом до введения в действие настоящего
Положения, получают лицензии в соответствии с "Временным
положением об особом порядке предоставления лесного фонда в
пользование действующим лесозаготовительным и лесопромысловым
предприятиям", утверждаемым краевым Советом народных депутатов.
14.2. Заявка и прилагаемые копии документов, подтверждающих
ранее предоставленное право на пользование лесным фондом, подаются
в органы Федеральной службы лесного хозяйства края с целью
уточнения условий и сроков пользования лесным фондом в
соответствии с "Основами лесного законодательства Российской
Федерации" и Законом Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды" и возможности предоставления льготной лицензии на
право пользования лесным фондом. При необходимости проектные и
фактические показатели деятельности предприятия могут быть
подвергнуты технической, экологической и другой экспертизе с целью
определения их соответствия лесохозяйственным требованиям,
установленным "Основами лесного законодательства Российской
Федерации" и Законом Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды".
14.3. До рассмотрения заявки и предоставлении лицензии
предприятия пользуются лесным фондом на условиях, которые были им
определены ранее.
Председатель комитета
по природным ресурсам
администрации края
Е.СТОМАТЮК
|