АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 1995 г. N 80
О СОЗДАНИИ ФИЛИАЛА РЕСПУБЛИКАНСКОГО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАУЧНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО
ЦЕНТРА ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В целях повышения эффективности решения проблем
социально-экономического развития края и в соответствии с приказом
генерального директора Республиканского исследовательского
научно-консультационного центра экспертизы Министерства науки и
технической политики Российской Федерации от 02.11.94 N 27 "О
создании филиала Республиканского исследовательского
научно-консультационного центра экспертизы при администрации
Приморского края"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Создать при администрации Приморского края филиал
Республиканского исследовательского научно-консультационного
центра экспертизы Министерства науки и технической политики
Российской Федерации (далее филиал Республиканского центра
экспертизы).
2. Ввести государственную экспертизу научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, информационных и инвестиционных
проектов и программ в сфере науки, образования, отраслях народного
хозяйства Приморского края.
3. Утвердить Положение о государственной экспертизе в сфере
науки, образования, отраслях народного хозяйства Приморского края
(прилагается).
4. Возложить на филиал Республиканского центра экспертизы
функции головной организации по проведению государственной
экспертизы в Приморском крае при общем и научно-методическом
руководстве Республиканского исследовательского
научно-консультационного центра экспертизы Министерства науки и
технической политики Российской Федерации процессами практической
организации и проведения государственной экспертизы.
5. Комитету по науке и высшей школе администрации края
(Краснов) в месячный срок определить и согласовать порядок
взаимодействия управлений, комитетов и отделов администрации края
с филиалом Республиканского центра экспертизы при выполнении работ
по экспертизе.
6. Поручить филиалу Республиканского центра экспертизы
(Кривошеев) проведение государственной экспертизы федеральной
целевой программы социально-экономического развития Приморского
края на 1995 - 1997 годы и до 2010 года. В месячный срок
подготовить предложения по содержанию экспертизы и объемам
финансирования.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю
за собой.
Глава администрации
Е.НАЗДРАТЕНКО
Утверждено
постановлением
администрации края
от 21.02.95 N 80
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В СФЕРЕ НАУКИ,
ОБРАЗОВАНИЯ, ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Общие положения
1.1. Государственная экспертиза в сфере науки, образования,
отраслях народного хозяйства и социально-экономического развития
Приморского края (далее - экспертиза), представляет собой
специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую
деятельность, направленную на информационное обеспечение решений
по важнейшим проблемам научно-технического, производственно-
технологического и социально-экономического развития Приморского
края.
1.2. Экспертиза является составной частью механизма
формирования и реализации научно-технической, образовательной,
производственно-технологической и социально-экономической политики
государственной власти и местного самоуправления в
организационном, структурном, профессиональном, бюджетном и
правовом отношениях.
1.3. Экспертиза представляет собой систему практического
применения официально установленных и регламентированных правил и
процедур подготовки экспертно-аналитических данных по различным
вопросам научной, образовательной, технической, технологической,
инвестиционной, производственной, правовой деятельности
предприятий, учреждений, организаций Приморского края.
1.4. Экспертиза как система объединяет филиал Республиканского
исследовательского научно-консультационного центра экспертизы
Министерства науки и технической политики Российской Федерации при
администрации Приморского края (далее филиал) и взаимодействующие
с ним независимые экспертные формирования (советы, комиссии,
коллективы), создаваемые на базе научных учреждений, проектных
институтов, высших учебных заведений края, консультативных фирм,
отделений отраслевых академий, научных обществ,
финансово-инвестиционных компаний, производственных предприятий.
1.5. Государственная экспертиза может также выполняться на
договорных началах по обращениям негосударственных учреждений
(фирм, фондов, ассоциаций), а также общественных организаций,
заинтересованных в обоснованности принимаемых ими решений.
1.6. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных
экспертных заключений, подготавливаемых филиалом на основе анализа
и обобщения мнений независимых экспертов по экспертируемой
проблеме, исходя из полученного задания и относящихся к нему
материалов.
1.7. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими
законами и нормативными актами Российской Федерации, Думы
Приморского края, постановлениями и распоряжениями администрации
Приморского края, а также настоящим Положением.
2. Объекты экспертизы
2.1. Объекты государственной экспертизы в сфере науки,
образования, отраслях народного хозяйства и
социально-экономического развития края и характер проводимых
применительно к ним экспертно-аналитических оценок определяются в
каждом конкретном случае администрацией Приморского края,
исполнительными органами местного самоуправления, а также
государственными и негосударственными предприятиями, общественными
организациями, обращающимися к экспертизе.
2.2. Объектами экспертизы являются программы, проекты,
разработки, технологии, планы капиталовложений и другие работы,
осуществление которых требует значительных финансовых,
материальных, интеллектуальных и трудовых затрат, а также
результаты указанных работ.
2.3. К объектам экспертизы относятся:
проекты и результаты прогнозных и конъюнктурных исследований,
определяющих приоритеты научно-технического, производственно-
технологического, социально-экономического развития края;
краевые, региональные, межотраслевые, межгосударственные
образовательные и другие программы научных и проектных
исследований;
инновационные проекты, поисковые разработки, современные
технологии, приемы труда, способствующие росту эффективности
общественного производства, развитию социальной сферы, экономному
расходованию ресурсов, улучшению экологической ситуации в крае;
инвестиционные и производственные планы, экономические и
социальные мероприятия, проекты финансово-предпринимательской
деятельности, направленные на всестороннее развитие края;
промежуточные и конечные результаты выполнения указанных
программ, проектов, работ, начиная с момента их организации и до
предъявления готового продукта.
Приведенный перечень объектов экспертизы является открытым и
может корректироваться администрацией Приморского края, а также
другими участниками экспертного процесса в зависимости от
конкретных условий жизнедеятельности края и стоящих перед ним
проблем.
3. Цели экспертизы
3.1. Целями государственной экспертизы в сфере науки,
образования, отраслях народного хозяйства и
социально-экономического развития являются:
всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором
приоритетов научно-технического, производственно-технологического,
социально-экономического развития края;
объективная оценка научной, народнохозяйственной,
социально-экономической значимости краевых программ, проектов,
разработок различной направленности, а также возможных последствий
и результатов их выполнения;
экспертное обеспечение деятельности государственных и
негосударственных предприятий и учреждений края в организационном
и предметном отношении на уровне возникающих перед ними задач;
научная и методологическая поддержка экспертной работы
применительно к условиям края, изучение и применение имеющегося
опыта проведения экспертизы;
практическое использование накопленных знаний в условиях
осложняющихся экологических, ресурсных и демографических проблем.
4. Задачи экспертизы
4.1. Основными задачами государственной экспертизы в сфере
науки, образования, отраслях народного хозяйства и
социально-экономического развития являются:
организация и проведение комплексной независимой оценки
приоритетных направлений развития, поиск эффективных путей решения
возникающих проблем применительно к специфике края;
организация и проведение комплексных экспертно-аналитических
оценок краевых научно-технических, образовательных, гуманитарных,
экономических, инвестиционных программ и проектов, новых научных
идей, технологий, приемов труда;
организация и проведение комплексной экспертно-аналитической
оценки результатов проведенных в крае работ в научно-технической,
производственно-технологической, социально-экономической областях;
привлечение научного потенциала края к решению вопросов
эффективности экспертной работы, расширение специализированных
исследований проблем экспертизы;
анализ возможных последствий реализации альтернативных
вариантов решений, принимаемых органами государственного
управления, местного самоуправления, негосударственными
структурами.
5. Субъекты экспертизы
5.1. Субъектами государственной экспертизы в сфере науки,
образования, отраслях народного хозяйства и социально-
экономического развития являются юридические и физические лица, а
также общественные объединения, выполняющие основные функции,
связанные с ее организацией и проведением.
5.2. По характеру своего участия в процессе экспертизы
субъекты подразделяются на ее заказчиков (заявителей),
организаторов (подрядчиков) и исполнителей (экспертов).
5.3. Заказчиками экспертизы выступают администрация
Приморского края, исполнительные органы местного самоуправления,
государственные и негосударственные предприятия (фирмы, фонды,
ассоциации), общественные организации, заинтересованные в
получении экспертного заключения по определенному кругу вопросов.
5.4. Организатором экспертизы является филиал Республиканского
исследовательского научно-консультационного центра экспертизы
Министерства науки и технической политики Российской Федерации при
администрации Приморского края.
5.5. Исполнителями экспертизы являются отдельные ученые и
специалисты, учреждения науки (исследовательские институты,
испытательные центры), высшие учебные заведения, существующие или
специально создаваемые экспертные формирования (советы, комиссии,
творческие коллективы), общественные, коммерческие и иные
организации, профессионально занимающиеся экспертно-аналитической
деятельностью.
5.6. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются
правами, предоставленными им действующими законами и нормативными
актами Российской Федерации, Думы Приморского края,
постановлениями и распоряжениями администрации Приморского края.
6. Организация экспертизы
6.1. Организационную основу государственной экспертизы в сфере
науки, образования, отраслях народного хозяйства и социально-
экономического развития края составляют отношения между ее
субъектами - заказчиками, организаторами, исполнителями,
взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.
6.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы,
формулирует задание ее организатору по установленным стандартам,
обеспечивает финансирование проводимых экспертных работ и
рассматривает представляемые ему официальные экспертные
заключения.
6.3. Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы
в соответствии с принятой технологической схемой, осуществляет
поиск экспертов и заключает договоры с ними, предоставляет в
распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые
методические материалы, оказывает информационную, техническую,
нормативно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах,
подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное
заключение.
6.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает
представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта,
подготавливает и передает организатору экспертизы обоснованное
заключение по всем вопросам, указанным в договорных документах.
6.5. Экспертное заключение служит основанием для приемки
результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов,
рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых
проводилась экспертиза.
6.6. Экспертное заключение должно быть объективным и содержать
следующие обязательные разделы: формулировку задач экспертизы,
принятые критерии оценок, собственно экспертные оценки, выводы и
рекомендации.
6.7. К проведению экспертизы не могут привлекаться экспертные
коллективы или отдельные эксперты, являющиеся участниками работ,
по поводу которых организуется и проводится экспертиза (вне
зависимости от степени и форм участия).
6.8. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы
относится к компетенции ее заказчика (п. 5.3.), действующего в
соответствии со своими полномочиями и существующим
законодательством.
6.9. Организация экспертизы и взаимодействие участников
экспертного процесса (заказчиков, организаторов, исполнителей)
осуществляется на принципах:
системности организации экспертной работы и единства ее
нормативно-методического обеспечения;
независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности
принимаемых заключений по результатам экспертизы;
соответствия используемой информационной и технической базы
условиям проводимой экспертизы;
комплексности и научной обоснованности экспертных оценок;
гласности результатов экспертизы.
7. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы
7.1. Нормативно-методическое обеспечение государственной
экспертизы в сфере науки, образования, отраслях народного
хозяйства и социально-экономического развития края включает законы
и нормативные акты Российской Федерации, Думы Приморского края,
постановления и распоряжения администрации Приморского края, а
также научно-методические разработки, регламентирующие отношения и
правила взаимодействия между субъектами экспертизы,
технологические схемы ее проведения, общие требования к экспертам,
возможности получения и использования служебной информации.
7.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы
разрабатывается по инициативе заинтересованных в ней заказчиков,
специализированных экспертных организаций, учреждений науки,
высших учебных заведений и общественных формирований исходя из
реальных запросов практики и требований совершенствования
механизмов управления развитием науки, образования, отраслей
народного хозяйства и социальной сферы.
7.3. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы
осуществляет Республиканский исследовательский
научно-консультационный центр экспертизы Министерства науки и
технической политики через свой филиал в Приморском крае и
пользуется правом:
привлекать к проведению экспертизы на договорной (контрактной)
основе научные или иные организации, зарубежные фирмы, временные
творческие коллективы, а также отечественных и иностранных ученых
и специалистов;
финансировать научно-методические разработки и организационные
мероприятия, направленные на совершенствование экспертизы и
создание систем ее обеспечения;
получать в установленном порядке всю необходимую информацию об
объектах экспертизы независимо от их характера, мест расположения
и прав пользования;
предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую
для проведения конкретных экспертиз информацию в соответствии с
существующими правилами пользования ею;
рассматривать спорные вопросы по организации и проведению
экспертизы, а также участвовать в их обсуждении в соответствии с
действующим законодательством;
отклонять или направлять на доработку заключения, выполненные
экспертами с нарушениями законодательных норм, порядка проведения
экспертизы, требования настоящего Положения;
привлекать на договорной основе ученых и специалистов
различных исследовательских учреждений, высших учебных заведений,
других организаций для проведения научных работ по проблемам
экспертизы;
взаимодействовать в пределах своей компетенции с
ведомственными, общественными и иными экспертными организациями и
подразделениями, экспертными органами суверенных республик СНГ и
иностранных государств с целью проведения консультаций,
комплексных экспертиз, обмена опытом и научно-методическими
разработками;
проводить в установленном порядке совещания, семинары,
конференции по вопросам экспертизы, а также публиковать информацию
о результатах проведения экспертиз, их методологическом,
организационном и техническом обеспечении.
7.4. Вопросы разграничения функций, прав и взаимных
обязательств Республиканского исследовательского научно-
консультационного центра экспертизы Министерства науки и
технической политики Российской Федерации и его филиала в
Приморском крае определяются уставом филиала с учетом специфики
его деятельности в крае.
7.5. Конкретные разработки нормативно-методического
обеспечения экспертизы проводятся коллективами ученых и
специалистов на основе использования имеющихся достижений в этой
области, учета отечественного и зарубежного опыта, строгого
соответствия законам Российской Федерации.
8. Решение спорных вопросов
по результатам экспертизы
8.1. Спорные вопросы по существу проведенной экспертизы или ее
организации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения
экспертами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные
ошибки в оценках и др.) рассматриваются заказчиком и
организаторами указанных работ в порядке, установленном
действующими законами и нормативными актами Российской Федерации,
Думы Приморского края, постановлениями и распоряжениями
администрации Приморского края.
8.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для
применения административных или экономических санкций против ее
организаторов и исполнителей (за исключением случаев, оговоренных
гражданским законодательством Российской Федерации).
8.3. Финансирование краевых программ, проектов, технических
разработок, экспериментальных и других работ (см. п. 2.3),
получивших положительные экспертные заключения, но оказавшихся
малоэффективными в силу нераскрытых при экспертизе причин, не
является основанием для применения экономических санкций против
организаторов или исполнителей экспертных работ.
8.4. Заказчик и организаторы экспертизы пользуются правом
высказать публичное осуждение исполнителям, проведшим
некачественную экспертизу.
|