ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 1995 г. N 704
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА
На основании Законов Российской Федерации "О защите прав
потребителей" и "О местном самоуправлении в Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Правила работы предприятий, осуществляющих
розничную торговую деятельность на территории города Владивостока"
(приложение 1).
2. Главам администраций районов города Владивостока (Майоров
С. Н., Демин А. В., Гончаров В. А., Молочный Ю. С., Полусмак А.
И.).
2.1. Довести до сведений предприятий торговли, независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности, данные "Правила
работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность
на территории города Владивостока".
2.2. Организовать контроль за выполнением на подведомственной
территории данных правил.
3. Отделу по работе со средствами массовой информации
(Богатикова Т. Г.) опубликовать данное постановление в печати.
4. Решение Владивостокского городского Малого Совета от
10.02.93 N 535 "Об утверждении основных правил торговли для
предприятий всех форм собственности, расположенных на территории
г. Владивостока" считать утратившим силу.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главы администрации города Лысака Г. И.
Глава администрации
К.ТОЛСТОШЕИН
Приложение
к постановлению
главы администрации г. Владивостока
от 30.06.95 N 704
ПРАВИЛА
РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗНИЧНУЮ
ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила определяют основные требования по
организации торгового обслуживания населения предприятиями
торговли, другими юридическими и физическими лицами,
осуществляющими деятельность в этой сфере, независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности. Правила разработаны
в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей", "О
санитарно-эпидемиологической службе", "О сертификации продукции и
услуг".
1.2. Основной задачей предприятия является розничная торговля
товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его
товарному профилю (типу).
1.3. Каждое предприятие должно иметь временный патент на право
торговой деятельности и лицензию на торговлю акцизными товарами,
выдаваемых в установленном порядке.
1.4. Торговое предприятий должно иметь вывеску, с указанием
профиля и его организационно-правовой формы, фирменного
наименования на русском языке, режима работы, юридического адреса.
1.5. Режим работы муниципальных торговых предприятий
устанавливается по решению органов местной администрации. Режим
работы предприятий, основанных на иных формах собственности,
определяется собственником и согласовывается с администрацией
города.
Закрытие предприятий на санитарный день, ремонт,
переоборудование и т. п. согласовывается с администрацией, о чем
покупатели извещаются не позднее, чем за 2 дня до его закрытия
специальным объявлением, в котором указывается адрес ближайшего
предприятия, торгующего аналогичным товаром.
1.6. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и
внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров,
которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Витрины
должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
1.7. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним
территория (не менее 5 м), должны отвечать правилам технической
безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям,
установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за
что руководитель предприятия несет ответственность.
1.8. В предприятиях всех форм собственности должна быть
представлена следующая информация для покупателей:
- указатель расположения отделов, секций или продаваемых
товаров;
- патент на право деятельности;
- лицензия на право торговли товарами, облагаемыми акцизами;
- фамилия и инициалы работников торгового зала на их рабочих
местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателю услуг;
- выписка основных статей Закона РФ "О защите прав
потребителей";
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу
отдельных видов товаров;
- о внеочередном обслуживании льготных категорий граждан;
- адреса и телефоны госторгинспекции и местных органов власти
и управления;
- порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом -
схема разруба мяса, по сортам.
1.9. Предприятия всех форм собственности на доступном для
покупателя месте должны иметь книгу отзывов и предложений,
пронумерованную, прошнурованную, заверенную подписью и печатью
начальника торгового отдела района в городе, на чьей территории
находится предприятие торговли.
1.10. Средства измерений в соответствии с установленными
требованиями и в установленном порядке должны подвергаться
обязательной проверке органами Государственной метрологической
службы не реже 1 раза в год.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях
торговли должна осуществляться в соответствии с действующими
нормативными актами и сопроводительными документами поставщика,
посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары
приходуются в день поступления по фактическому наличию.
2.3. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях и
выкладке их в торговых залах мелкорозничной сети, работники
предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства,
санитарные правила, нормы складирования и требования
противопожарной безопасности.
2.4. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть
соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары,
одежда вычищена и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды,
мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки,
бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны
быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т. д.).
3. Продажа товаров
3.1. Торговое предприятие обязано иметь ассортиментный
перечень товаров, согласованный ЦСЭН и комитетом по
предпринимательству, торговле и бытовому обслуживанию
администрации города.
3.2. К моменту открытия торговое предприятие должно быть
подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров
в полном ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в
течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь
и упаковочные материалы; контрольно-кассовые машины; товары
снабжены правильно оформленными ценниками в соответствии с
постановлением главы администрации края N 218 от 27.04.95 "О
порядке оформления ценников на реализуемые в крае товары". Иметь
упаковочный материал (бумага, пакеты).
3.3. На каждую партию реализуемых товаров, в том числе
зарубежных, торговое предприятие должно иметь сертификат
соответствия или его заверенную копию, подтверждающие качество и
безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Торговое
предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров.
На импортные сложнотехнические товары иметь инструкцию по
эксплуатации на русском языке.
3.4. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса
и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов
(по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на
данный товар.
В торговых залах должны быть установлены на доступном для
покупателя месте контрольные весы и другие измерительные приборы.
3.5. В случае продажи покупателю товара с недостатками, не
оговоренными продавцом, покупатель может по своему выбору
потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения
расходов на исправление недостатков
- соразмерного уменьшения покупной цены
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) с
соответствующим перерасчетом покупной цены
- возврата уплаченной им денежной суммы и возмещения
понесенных убытков.
3.6. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке
выдается кассовый (товарный) чек. При продаже технически сложных
товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае
выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены
в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем
наименования (номера) магазина, наименования и сорта (артикула)
изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек
выписывается в двух экземплярах, один передается покупателю. В
техническом паспорте на изделие проставляются наименование
магазина, дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен непродовольственных товаров или возврат денег
покупателям производится в соответствии со ст. 23 Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае
приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется
согласно ст. 17 - 21 этого закона.
Продовольственные товары обмениваются в случае установления
скрытых дефектов (кислотность, жирность, бак. обсеменение, наличие
посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и
др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были
проданы. Обмен производится в пределах срока годности данного
товара.
3.7. В магазине самообслуживания товары, поступившие в
нефасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом свойств
товаров и спроса покупателей в специально выделенном для этой цели
помещении и в зависимости от свойств товаров упаковываются в
полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или
оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т. д.
На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках,
изготовленных типографским способом, указывается наименование и
сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки,
номер фасовщика.
3.8. В торговом зале магазина (отдела) самообслуживания товары
должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в
проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре -
оборудовании.
Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях,
вмонтированных в оборудование или установленных на специальных
стойках. При продаже товаров по методу самообслуживания в
магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор
товаров покупателями должен производится только в инвентарные
корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал
самообслуживания.
3.9. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых
утверждается Правительством, производится только при наличии
лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой
лицензионными службами в установленном порядке.
3.10. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров,
для которых установлены особые правила торговли, осуществляется с
соблюдением этих правил.
Часы торговли алкогольными напитками в предприятиях розничной
торговли независимо от форм собственности устанавливаются в городе
районной администрацией в соответствии с действующим
законодательством. Круглосуточный режим работы устанавливается в
порядке, определенном администрацией города Владивостока
(обязательно согласовав с органами внутренних дел администраций
районов города). В соответствии с действующим законодательством
разрешается продажа в розничной торговле следующих видов
сертифицированной в установленном порядке алкогольной продукции:
водки, ликеро-водочных изделий, коньяков (бренди), кальвадосов,
вина виноградного, плодово-ягодного, крепких виноградных и
плодовых напитков, шампанских и игристых вин, пива.
Продажа иных видов алкогольсодержащей продукции (спирт
питьевой, в том числе импортный, винный спирт, алкогольсодержащая
продукция по фармаколейным статьям, спирт этиловый ректификат,
спирт этиловый сырец, спирт этиловый ректификат из непищевого
сырья (гидролизный синтетический), плодово-ягодные спиртованные
виноматериалы) в розничной торговле не разрешается.
Не допускается продажа алкогольных напитков и пива:
- без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие -
изготовитель;
- с просроченным сроком годности;
- полученных от изготовителей или оптового продавца, не
имеющего лицензии;
- в необорудованных и неприспособленных для хранения и продажи
помещениях (в том числе при отсутствии условий для применения
контрольно-кассовых машин, обеспечения в полной мере сохранности
материальных ценностей и подсобного помещения);
- лицам, не достигшим 18 лет;
- с лотков и автомашин, в торговых предприятиях, расположенных
вблизи (не менее 500 метров) учебных заведений, детских
учреждений, а также непосредственно на территории
лечебно-профилактических учреждений, в столовых учебных заведений
и производственных предприятий во время учебного и
производственного процесса;
- без наличия на них марок акцизного сбора, кроме пива.
3.11. Продажа моющих, отбеливающих средств, стиральных
порошков, паст, лаков, красок и других товаров бытовой химии
допускается только в обособленных помещениях, в отделах крупных
продовольственных магазинов, в условиях, исключающих возможность
контакта их с пищевыми продуктами как в торговых залах, так и в
складах.
3.12. Льготное торговое обслуживание отдельных групп населения
осуществляется на основании законодательных актов Российской
Федерации, а также на основании решений местных органов
исполнительной власти.
3.13. Продажа товаров повседневного спроса детям производится
только в том случае, если они способны самостоятельно совершать
покупки и расчитываться за купленный товар. Запрещается продажа
несовершенным лицам алкогольным напитков, пива, табачных изделий,
игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
3.14. При продаже товаров наборами, скомплектованными в
торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не
вправе отказать в продаже отдельных видов товаров из набора (кроме
наборов фабричного изготовления).
3.15. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары,
не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или
другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость
целлофановой или полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем
дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать
отпускаемые товары.
3.16. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более
одного часа. В отдельных случаях срок может быть продлен
администрацией предприятия до двух часов.
3.17. Покупателям должна быть предоставлена возможность
оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные
товары на срок не более суток, а строительные материалы по
согласию с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой
"продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных
товаров без взимания платы за их хранение.
3.18. Предприятия торговли, реализующие продовольственные
товары в стеклянной таре, на которую установлена залоговая цена,
обязаны вести прием ее от населения.
3.19. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с
обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением
случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий
(в том числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин", утвержденным постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в
налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в
установленном порядке.
3.20. При поступлении от покупателя претензий по расчетам
кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в
установленном порядке по разрешению администрации.
4. Требования, предъявляемые к продавцам
4.1. В торговом зале продавцы должны находится в единой
форменной одежде, соответствующей санитарно-гигиеническим
требованиям.
4.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в
торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно
пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
4.3. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен
быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и
корректно относиться к покупателям.
При вручении покупки следует поблагодарить покупателя.
4.4. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны
вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность
этих операций.
4.5. Продавец может уходить с рабочего места только в случае
замены его другим продавцом.
4.6. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием
пищи, курение; для этого выделяется отдельное помещение или место.
Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
4.7. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю,
обязан знать порядок работы торгового предприятия, правила
торговли товарами данной группы, правила подготовки к продаже,
приемы показа и упаковки товаров, принципы размещения, выкладки
товаров и оформления витрин, правила хранения товаров и сроки их
реализации, правила взвешивания товаров, установки, регулировки,
проверки весов и ухода за ними, сроки клеймения мер, весов, гирь,
правила работы кассовой машины и ухода за ней, виды торгового
оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими,
признаки платежеспособности государственных денежных знаков,
установленный порядок приема и сдачи денег, правила обращения с
тарой, правила санитарии и гигиены, правила техники безопасности и
противопожарные мероприятия.
Продавец скоропортящихся товаров должен знать правила
пользования холодильным оборудованием.
4.8. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять
предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и
консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве
товаров, правилах ухода за ними, ценах, предложение
взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров, примерку,
отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров в действии и
т. д., подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека,
получение денег, оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные
сроки пользования, упаковку товаров, выдачу покупки или передачу
ее на контроль, обмен товаров.
4.9. Продавец обязан производить полную предпродажную
подготовку товаров (проверку наименования, количества,
комплексности, сортности, цены и соответствия маркировки,
фабричных ярлыков и пломб, распаковку, осмотр внешнего вида
изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование,
проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т. д.),
производить продажу товаров только при наличии правильно
оформленных ярлыков цен или ценников на товары, размещать и
выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного
соседства, частоты спроса и удобства работы, сообщать
администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих
маркировке.
4.10. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию,
характеристику, назначение товаров данной группы, способы
пользования и ухода за ними, правила расшифровки артикула и
маркировки, розничные цены, приемы подбора, примерки, примеривания
отреза, комплектации товаров, шкалы размеров изделий и правила
определения, основные виды сырья и материалов, идущих на
изготовление товаров и способы их распознания, основные требования
к качеству товаров, виды брака, гарантийные сроки пользования
товарами.
5. Правила работы мелкорозничной торговой сети.
Основные требования
5.1. К мелкорозничной торговой сети относятся: стационарная
мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые
автоматы), передвижные средства развозной и разносной торговли
(тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.).
5.2. Каждое предприятие мелкорозничной сети открывается с
разрешения органа исполнительной власти и в отведенном им месте.
На право торговой деятельности предприятие приобретает патент.
Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть,
должны быть зарегистрированы как граждане - предприниматели и
иметь патент на право торговой деятельности.
5.3. Через мелкорозничную сеть производится продажа
продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров
технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных
условий - примерки и т. д.), продукции массового питания
(хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты,
бутерброды и др.), овощей и фруктов.
5.4. Запрещается продажа через мелкорозничную сеть
скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.
5.5. Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки,
киоски) должны иметь вывеску (или трафарет), в которой указывается
его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы,
организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес.
На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках долж-
на быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.
5.6. Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь
соответствующий инвентарь и оборудование, а торгующие
скоропортящимися товарами - средства охлаждения. Применяемые
средства измерений должны быть исправны и проходить проверку в
установленном порядке в органах Государственной метрологической
службы.
5.7. В палатках и киосках, торгующих продовольственными
товарами, прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой,
пластиком или другими водонепроницаемыми материалами.
5.8. Лотки должны быть обеспечены складными приставками.
Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар
запрещается.
5.9. На все продаваемые в мелкорозничной сети товары должны
быть документы, указывающие источник их поступления, а также
сертификаты соответствия.
5.10. Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и
непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен с
указанием наименования товара, сорта, цены и конечного срока
реализации.
5.11. Запрещается прием и продажа товаров, поступивших без
сопроводительных документов.
5.12. Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами,
картофелем.
5.13. Продажа товаров, облагаемых акцизами, может
осуществляться только при наличии выданной в установленном порядке
лицензии на право торговли ими.
5.14. Приемка, хранение и продажа товаров в мелкорозничной
сети производится с соблюдением действующих правил продажи
отдельных видов товаров, с которыми работники мелкорозничной сети
должны быть ознакомлены.
5.15. При обслуживании покупателей работники мелкорозничной
сети обязаны выполнять требования Примерных правил работы
предприятий розничной торговли и Основных правил производства и
реализации продукции общественного питания населению.
5.16. Денежные расчеты с населением в предприятиях
стационарной мелкорозничной сети должны осуществляться с
обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением
случаев, предусмотренных действующими законодательными актами.
Предприятие мелкорозничной сети, осуществляющее расчеты с
применением контрольно-кассовых машин, обязательно выдает
покупателю вместе с покупкой отпечатанный машиной чек в
соответствии с Законом Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением". Контрольно-кассовые машины должны быть
зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения
предприятия в установленном порядке.
5.17. Лица, занятые реализацией товаров на предприятиях всех
форм собственности (в т. ч. граждане предприниматели,
осуществляющие торговую деятельность без образования юридического
лица), должны иметь документ, подтверждающий получение ими
квалификации продавца.
6. Ответственность за нарушение правил торговли
6.1. Ответственность за нарушение правил обязательной
сертификации товаров, настоящих правил, санитарных правил,
предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о
товаре, повлекшие убытки или причинение вреда жизни, здоровью и
имуществу покупателя, нарушение режима работы торгового
предприятия, реализацию недоброкачественных товаров, несут
руководители предприятий торговли, посредники, частные
предприниматели в соответствии с действующим законодательством.
6.2. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники
предприятия несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, контролирующие органы
могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до
лишения его временного патента на право торговой деятельности или
ликвидации.
6.3. Руководитель предприятия несет персональную
ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы
предприятия в целом.
7. Контроль за соблюдением настоящих правил
Контроль за соблюдением торговыми предприятиями всех форм
собственности настоящих Правил осуществляют в пределах своей
компетенции:
- торговая инспекция, городской центр
санитарно-эпидемиологического надзора, Комитет по
предпринимательству, торговле и бытовому обслуживанию
администрации города, администрации районов, налоговая инспекция,
соответствующие службы.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения
настоящих Правил специалистов, представителей общественных
организаций.
Торговое предприятие должно оказывать содействие проверяющим
лицам в проведении проверки и принимать меры к устранению
недостатков и нарушений. В торговых предприятиях ведется
контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о
результатах проверки.
Председатель комитета по предпринимательству,
торговле и бытовому обслуживанию
В.ВИННИК
|