АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 1995 г. N 770-р
О ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ "СТРАТЕГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОРЫВА РОССИИ
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО
РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)"
В целях выполнения научно-исследовательской работы "Стратегия
экономического и геополитического прорыва России на Дальнем
Востоке (концепция долгосрочного развития Приморского края)"
Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской
Академии наук:
1. Руководителям комитетов и управлений администрации края в
срок до 20 июля 1995 года подготовить, согласовать с
вице-губернатором края по подчиненности и представить в комитет
экономики и планирования администрации края исходную информацию и
предложения, необходимые для проведения научно-исследовательской
работы, в соответствии с техническим заданием, утвержденным
администрацией края и согласованным Институтом
народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук.
2. Комитету экономики и планирования администрации края
(Паринова) в срок до 1 августа 1995 года обобщить и направить
материалы в Институт народнохозяйственного прогнозирования
Российской Академии наук.
3. Финансовому управлению администрации края (Терешков)
перечислить Институту народнохозяйственного прогнозирования
Российской Академии наук в III квартале 1995 года - 200 млн. руб.,
в IV квартале 1995 года - 150 млн. руб. за счет фонда финансовой
поддержки предпринимательской деятельности и выплатить аванс в
размере 70 млн. рублей из вышеуказанной суммы в течение двух
недель после заключения договора.
4. Контроль за ходом проведения научно-исследовательской
работы возложить на комитет экономики и планирования администрации
края (Паринова).
Губернатор края
Е.НАЗДРАТЕНКО
"УТВЕРЖДАЮ" "СОГЛАСОВАНО"
Глава администрации Директор Института
Приморского края народнохозяйственного
прогнозирования РАН
Е.И.Наздратенко Ю.В. Яременко
3 июля 1995 г. 3 июля 1995 г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА
"СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОРЫВА РОССИИ
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ"
(КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
В докладе "Перспективы Приморского края в условиях перехода к
рынку в свете геостратегических и экономических интересов России",
который можно рассматривать как первый этап разработки концепции
развития для данного региона, подробно проанализированы тенденции,
сложившиеся на территории края, его ресурсный потенциал, а также
место в реализации геополитических и геоэкономических целей
России.
В результате выделены долгосрочные цели России в АТР,
сформулированы задачи по реализации этих целей для Приморского
края, разработан пакет мероприятий по нормализации ситуации в
кратко- и среднесрочной перспективе, прежде всего, обеспечение
региона электроэнергией и энергоресурсами по приемлемым ценам,
удовлетворение потребностей населения в основных товарах
повседневного спроса.
Второй этап развития концепции развития должен включать в
себя:
- разработку долгосрочных стратегий (сценариев) развития,
обеспечивающих реализацию экономических и геополитических целей
России в АТР (на период 2005 - 2010 г. г.);
- выделение приоритетных задач, реализация которых должна быть
развернута в среднесрочной перспективе (1995 - 2000 г. г.);
- разработку государственных целевых программ в рамках
долгосрочных стратегий;
- разработку пакета государственных проектов развития региона
в среднесрочной перспективе как проекции долгосрочных целей и
стратегий;
- разработку механизмов реализации долго- и среднесрочных
государственных программ и проектов в регионе.
Третий этап разработки концепции развития должен включать в
себя процедуру согласования федеральных и региональных программ
(долгосрочная перспектива) и проектов (среднесрочная перспектива).
Разработка региональных (локальных) программ и проектов в отличие
от федеральных региональных программ предполагает четкое
разграничение прав субъектов экономической политики и применение
соответствующих механизмов управления. Государственные целевые
долгосрочные программы и среднесрочные проекты не должны и не
могут в новых экономических условиях покрывать весь спектр
деятельности на территории. Они обеспечивают только стратегический
уровень.
Формирование государственных целевых программ и проектов в
регионе и наличие собственных региональных программ и проектов
позволяет федеральным и региональным властям определить формы и
степень участия каждой из них в процессе реализации, разграничить
компетенции и сформировать органы управления, обеспечивающие
осуществление федеральных и региональных программ и проектов.
Такой подход к разработке концепции должен обеспечить
выявление субъектов развития на территории, согласовать локальные
и глобальные интересы, обеспечить эффективную поддержку реализации
государственных целей в регионе.
Без разработки пакета взаимосвязанных программ и проектов,
запускающих и обеспечивающих процессы саморазвития на территории
Приморского края, легко может произойти подмена государственных
интересов местными.
В новых условиях реализация государственных целей (целей
федерального уровня) означает смещение акцентов государственной
политики в сторону развития и поддержки развития различных
инфраструктур: финансовой, транспортной, оборонной инфраструктуры
связи и т. п., что особенно важно для Приморского края.
Изменение демографического баланса дальневосточного региона в
целом и Приморского края в частности требует проведения здесь
активной миграционной политики, особенно, если учесть
демографическое давление Китая. В настоящее время в этой сфере
складываются ярко выраженные негативные тенденции, растет отток
населения вглубь территории России. Стратегические интересы страны
требуют, напротив, привлечения населения в Приморский край. Именно
в этом направлении должен быть развернут поток беженцев из
республик бывшего Союза, прежде всего, из Казахстана и Средней
Азии. Таким образом, развитие Дальнего Востока и Приморья может
быть встроено в более широкий контекст федеральной региональной
политики. Это требует развития в регионе коммунального хозяйства,
строительства жилья, развития инфраструктур здравоохранения,
культуры и образования. Развитие социальной инфраструктуры,
оказывающее стабилизирующее воздействие на социальные процессы,
должно стать важным стимулом привлечения иностранных инвестиций в
высокотехнологичное производство, прежде всего, за счет сохранения
и развития кадрового потенциала края.
Особый акцент в государственной политике в Приморье при
разработке государственных программ и проектов развития должен
быть сделан на создании "точек роста" - свободных экономических
зон и территорий. При разработке доклада может быть осуществлена
экспертиза международных проектов такого рода, в частности,
проекта СЭЗ "ТУМАНГАН". Более того, в рамках концепции
предполагается рассмотреть возможность создания специального
режима хозяйствования в Приморье с целью превращения края в
генератор ускоренного развития Восточносибирского и
Дальневосточного регионов России.
Предлагаемая к разработке концепция средне- и долгосрочного
развития Приморского края предполагает проведение широкого круга
исследований и разработки пакетов программ и проектов разных
уровней реализации.
|