АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 1995 г. N 567
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
На основании Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей" и в целях упорядочения работы сельскохозяйственных
рынков на территории края
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Правила работы сельскохозяйственных рынков на
территории края (прилагаются).
2. Главам администраций городов и районов края:
2.1. Привести собственные постановления (распоряжения) о
порядке работы сельскохозяйственных рынков на территории города,
района в соответствии с настоящим постановлением.
2.2. Довести до сведения администраций сельскохозяйственных
рынков независимо от форм собственности данные Правила работы
сельскохозяйственных рынков на территории края.
2.3. Организовать контроль за выполнением на подведомственной
территории данных Правил.
3. Пресс-департаменту администрации края (Встовская)
опубликовать в средствах массовой информации настоящее
постановление и Правила работы сельскохозяйственных рынков на
территории Приморского края.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет по защите прав потребителей администрации края
(Попова), комитет по торговле и бытовому обслуживанию населения
администрации края (Чистоклетова), центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае (Маслов),
государственную ветеринарную инспекцию Приморского края
(Омельченко), Приморский центр стандартизации, метрологии и
сертификации (Меркушев), Приморское территориальное управление
государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей (Устюжанин).
Губернатор края
Е.НАЗДРАТЕНКО
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
администрации края
14.11.95 N 567
ПРАВИЛА
РАБОТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЫНКОВ НА
ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку
работы сельскохозяйственных рынков (в дальнейшем - сельхозрынок)
независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и
организационно-правовой формы.
2. Основной задачей сельхозрынков является обеспечение
наиболее благоприятных и безопасных условий для продажи
сельскохозяйственной и другой продукции, создание необходимых
условий для покупки этой продукции населением, соблюдение прав и
интересов потребителей.
3. Непосредственное руководство хозяйственной деятельностью
сельхозрынков осуществляется:
находящихся в государственной (муниципальной) собственности -
органами местного самоуправления на основании Положения,
утверждаемого в установленном порядке;
находящихся в собственности предприятий и организаций,
основанных на иных формах собственности, - на основании Устава.
4. Сельхозрынок, занимающийся закупом и реализацией
сельскохозяйственной и другой продукции, должен иметь патент на
право торговой деятельности, выданный местной администрацией в
установленном законом порядке, а также разрешение органов
государственного санитарно-эпидемиологического и ветеринарного
надзора.
5. Сельхозрынок должен иметь вывеску с указанием его
наименования, режима работы, организационно-правовой формы,
юридического адреса.
6. Режим работы государственных (муниципальных) сельхозрынков
устанавливается по решению органов местной администрации. Режим
работы сельхозрынков, основанных на иных формах собственности,
определяется собственником.
7. Торговые и складские помещения сельхозрынка должны отвечать
техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям,
установленным для предприятий данного типа. Склады для хранения
скоропортящихся продуктов оборудуются холодильными камерами.
Территория сельхозрынка должна быть заасфальтирована и
обеспечена централизованным водоснабжением и канализацией, с
обязательным оборудованием санитарного узла.
На территории сельхозрынка должно быть установлено
оборудование для утилизации забракованной продукции при проведении
ветеринарно-санитарной экспертизы.
8. Ветеринарно-санитарная лаборатория, размещенная на
территории рынка, должна быть оснащена современным оборудованием и
методиками по проведению испытаний качества продукции экспресс -
методами.
9. Оборудование рынка, инвентарь, весоизмерительные приборы
должны содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии
и проходить государственную поверку в порядке и сроки,
установленные законом.
II. Организация торговли
1. Размещение торговых мест, лотков и т. п. на сельхозрынке
должно обеспечивать удобства для торговли, свободный проход
покупателей по рынку и доступ к торговым местам, соблюдение
санитарных и противопожарных правил, надлежащую культуру
обслуживания и соблюдение правил торговли в соответствии с
действующими нормативными актами Правительства Российской
Федерации и Президента Российской Федерации по данному вопросу.
2. Для торговли изделиями кустарно-ремесленного промысла,
непродовольственными товарами отводятся специальные площадки или
места.
Время торговли непродовольственными товарами оговаривается
отдельно при установлении общего режима работы сельхозрынка.
Для продажи живого скота, домашних и других животных, живых
птиц, аквариумных рыбок отводятся особые изолированные места по
согласованию с местными органами ветеринарного и санитарного
надзора.
Для продажи скоропортящейся продукции устанавливаются торговые
ряды с навесами, торговые столы покрываются пищевым железом либо
мраморной крошкой. К данным торговым рядам подводится водопровод и
канализация.
3. Продажа пищевых продуктов допускается только после
ветеринарно-санитарной экспертизы, проведенной в лаборатории
ветеринарно-санитарной экспертизы рынка в соответствии с
ветеринарно-санитарными правилами и подтвержденной выдачей
соответствующей справки.
Указание ветврача о недопущении в продажу продуктов,
угрожающих здоровью населения, обязательно к исполнению всеми
гражданами, производящими продажу этих продуктов.
4. Для продажи скота, птицы, домашних животных и сырья
животного происхождения необходимо иметь соответствующий документ
от ветеринарной службы (в границах административного района,
города - справку, а за его пределами - ветеринарное свидетельство
формы 1 на животных, птицу и формы 2 на мясо и мясопродукты).
5. При осуществлении предприятиями государственной торговли,
потребительской кооперации и предприятиями, основанными на иных
формах собственности, а также гражданами, зарегистрированными в
качестве индивидуальных предпринимателей, выездной торговли на
сельхозрынке последние обязаны иметь на продовольственные и
непродовольственные товары, подлежащие обязательной сертификации,
сертификаты соответствия, либо знак соответствия, либо указания в
товарно-транспортных документах сведений о сертификации, выданные
в установленном законом порядке.
6. За предоставление торгового места с торгующих взимается
разовый сбор. Администрация сельхозрынка имеет право взимать плату
за каждое место в отдельности в зависимости от вида товара.
7. Администрация сельхозрынка за отдельную плату предоставляет
торгующим следующие услуги:
разруб мяса;
выдачу напрокат весов, гирь, мерных кружек, вилок, лотков и
другого торгового инвентаря и санитарной одежды (фартуков, курток,
нарукавников);
взвешивание на товарных весах;
хранение в холодильниках и складских помещениях
сельхозпродуктов, личных вещей торгующих;
организацию разгрузки продукции и другие.
8. Разовый сбор за предоставление торгового места и плата за
услуги взимается по тарифам, утвержденным администрацией
сельхозрынка, для муниципальных рынков тарифы согласовываются с
органами местного самоуправления. Все тарифы должны иметь
экономическое обоснование.
9. Разовый сбор и плата за услуги вносятся в кассу или
контролеру с выдачей плательщику кассового чека в погашенном виде
или квитанции установленного образца, а при приемке продуктов на
хранение также и накладной.
Передача кассовых чеков или квитанций об уплате разового сбора
и о внесении платы за услуги другим торгующим запрещается.
10. Необходимая и наглядная информация для торгующих и
покупателей должна размещаться в доступном и удобном для обозрения
месте (в виде информационных щитов) и содержать в обязательном
порядке:
выписки из Правил работы сельскохозяйственных рынков;
перечень основных видов предоставляемых услуг;
размеры разового сбора за предоставление торгового места и
ставки платы за услуги;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой
сельхозрынков;
сведения об органе по защите прав потребителей при местной
администрации;
фамилия, инициалы руководителя администрации сельхозрынка,
номер телефона.
III. Права и обязанности хозяйствующих субъектов,
реализующих продукцию на сельхозрынках
1. Торговлю на территории сельхозрынка могут осуществлять:
1.1. Сельскохозяйственные предприятия всех форм
собственности, межхозяйственные организации, торгово-закупочные
предприятия, предприятия всех форм собственности, фермеры,
владельцы садовых и огородных участков, предприниматели и другие
граждане - продуктами своего сельскохозяйственного производства (в
свежем и переработанном виде, кроме мясных и растительных
продуктов домашнего приготовления, предусмотренных Правилами
ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной
экспертизы мяса и мясных продуктов и Правилами санитарной
экспертизы растительных пищевых продуктов на рынках), продукцией
подсобных предприятий и промыслов, дикорастущими плодами, ягодами,
свежими и сушеными грибами, садовыми цветами (срезанными и
рассадой), семенами, посадочным материалом, мясом диких животных,
добытом в соответствии с установленными правилами охоты, живым
скотом, кроликами, птицей, домашними животными, декоративными
птицами, аквариумными рыбками, аквариумами, кормом для рыб и птиц,
клетками и т. д., мясом домашних животных и птиц, свежей рыбой на
основании лицензии, промышленными товарами, изделиями народных
художественных и кустарно-ремесленных промыслов (при наличии
регистрационного удостоверения или патента, выданного
соответствующим финансовым органом);
1.2. Предприятия потребительской кооперации - продуктами
сельскохозяйственного производства и другими продуктами, как
своего производства, так и закупленными у сельскохозяйственных
предприятий всех форм собственности, фермеров и других граждан и
организаций;
1.3. Предприятия торговли всех форм собственности,
потребительской кооперации - продовольственными и
непродовольственными товарами, продукцией общественного питания
собственного производства.
2. Сельскохозяйственные предприятия, другие предприятия и
организации, фермеры, владельцы садовых и огородных участков,
предприниматели и другие граждане, заключившие договор на
реализацию сельскохозяйственной продукции с администрацией
сельхозрынка, пользуются преимуществом при предоставлении мест для
торговли.
Договора по закреплению торговых мест могут заключаться на
срок от нескольких дней до года.
3. Администрация и другие работники сельхозрынка не вправе
требовать от торгующих на нем справок о принадлежности продаваемой
ими продукции.
4. Установление предельных цен на сельскохозяйственные и
другие продукты, товары, продаваемые на территории сельхозрынка,
не допускается.
Продажа осуществляется по ценам договоренности.
5. Каждый торгующий имеет право ознакомиться с санитарными
требованиями, предъявляемыми к продаже пищевых продуктов, в
лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, расположенной на
территории рынка.
Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов для торгующих на
территории сельхозрынков производится за плату согласно "Перечню
платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями
государственной ветеринарной службы", утвержденному Министерством
сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.92 N 2-27/145 и
Министерством финансов Российской Федерации от 28.01.92 N 5-ф.
6. Граждане и работники предприятий всех форм собственности,
торгующие сельхозпродукцией и другими продуктами, обязаны
пользоваться санитарной одеждой, выдаваемой рынком, иметь
санитарную книжку, а также содержать в порядке и чистоте
отведенные им торговые места. Запрещается пользоваться личной
спецодеждой, инвентарем, а также весоизмерительными приборами, не
прошедшими поверку и не предназначенными для взаимных расчетов и
учетных операций (бытовые весы).
IV. Права и обязанности администрации сельхозрынка
1. Администрация сельхозрынка имеет право:
1.1. Организовывать торгово-закупочное предприятие, которое в
целях оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям и членам
их коллективов, другим предприятиям и организациям, фермерам, а
также гражданам - владельцам садовых и огородных участков в сбыте
сельхозпродуктов, закупает их по ценам договоренности как
непосредственно на рынках, так и в местах их производства и
организует их продажу своими силами.
1.2. Открывать ночные платные автостоянки с целью более
рационального использования территорий хозяйственных дворов и
частичной компенсации затрат сельхозрынка.
В дневное время площадки хозяйственного двора используются для
торговли продукцией с автомашин и стоянки автомобилей лиц,
поставляющих продукцию для торговли.
2. Администрация сельхозрынка обязана:
2.1. Принимать меры к увеличению организованного привоза на
рынок сельскохозяйственных и других продуктов, привлечению к
участию в рыночной торговле сельскохозяйственных предприятий всех
форм собственности, других предприятий и организаций,
совершенствованию договорных отношений с сельскохозяйственными
предприятиями.
2.2. Обеспечивать торгующих на рынке торговыми местами.
2.3. Обеспечивать лиц, торгующих на рынке, санитарной одеждой,
исправными и поверенными измерительными приборами и торговым
инвентарем, предоставлять помещения для хранения привозимых на
рынок продуктов и оказывать другие услуги.
2.4. Предоставлять сельскохозяйственным предприятиям и другим
предприятиям и организациям, предприятиям бытового обслуживания
населения помещения для продажи товаров, для организации столовых,
чайных, мастерских по ремонту одежды, обуви, парикмахерских и
других видов услуг. Оформление данных сделок проводится путем
заключения договора аренды.
2.5. Проводить мероприятия по благоустройству и реконструкции
территорий и сооружений, обеспечивающие увеличение торговых мест,
создание необходимых условий для повышения культуры торговли.
2.6. Содержать в надлежащем санитарном состоянии территорию,
павильоны, палатки, торговые ряды и места, обеспечивать
противопожарную и сторожевую охрану.
Все работники сельхозрынка, соприкасающиеся с продуктами
питания, обязаны находиться на рабочем месте в чистой одежде,
соблюдать личную гигиену и иметь санитарную книжку со всеми
необходимыми медицинскими обследованиями.
2.7. Осуществлять постоянный контроль за состоянием
весоизмерительных приборов, используемых на территории рынка.
Проводить их периодическую поверку и ремонт по мере необходимости
с вызовом для этого соответствующих служб.
Запрещать торгующим лицам применять весоизмерительные приборы,
не прошедшие поверку и не предназначенные для взаиморасчетов и
учетных операций (бытовые весы).
2.8. Организовывать ночную охрану рыночного комплекса в целях
обеспечения сохранности материально-технических ценностей
рыночного комплекса.
2.9. Осуществлять контроль за соблюдением торгующими правил
торговли, санитарных правил и правил противопожарной безопасности.
Осуществлять контроль за ценами на сельскохозяйственные продукты,
реализуемые торгово-закупочным предприятием, созданным
администрацией сельхозрынка.
Осуществлять контроль за наличием сертификатов соответствия,
либо знака соответствия, либо товарно-транспортных документов со
сведениями о сертификации, выданных в установленном законом
порядке, у торгующих организаций и граждан, зарегистрированных в
качестве индивидуальных предпринимателей.
2.10. Обеспечивать предоставление необходимой и наглядной
информации для торгующих и покупателей в виде оформления
информационных щитов.
2.11. Осуществлять контроль за соблюдением общественного
порядка совместно с сотрудниками районных отделов внутренних дел.
V. Контроль за работой сельхозрынков
1. Контроль за работой сельхозрынков осуществляет центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Приморском крае, государственная ветеринарная инспекция
Приморского края, Приморский центр стандартизации, метрологии и
сертификации, управление государственной инспекции по торговле,
качеству товаров и защите прав потребителей, комитет по защите
прав потребителей администрации края, комитет по торговле и
бытовому обслуживанию населения администрации края, а также
общественные организации потребителей на основании ст. 43 Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
2. Работники контролирующих органов проводят проверки
сельхозрынков по предъявлению служебного удостоверения, а
представители общественных организаций потребителей - надлежаще
оформленных, скрепленных подписью ответственного лица и печатью
организации удостоверений.
3. Администрацией сельхозрынка ведется контрольный журнал, в
который проверяющие вносят записи о результатах проверки.
Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и
принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
4. За невыполнение и нарушение настоящих Правил должностные
лица сельхозрынка несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
|