РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДУМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 1996 г. N 316
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В соответствии с федеральными законами "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об
особо охраняемых природных территориях", "О недрах", а также для
упорядочения природопользования на территории Приморского края,
обладающей природным лечебным потенциалом, Дума Приморского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о лечебно-оздоровительных местностях
Приморского края (прилагается).
2. Полномочия органов исполнительной власти по регулированию
отношений в области функционирования, развития и охраны курортов,
лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов
возложить на специально уполномоченный орган администрации края -
комитет по природным ресурсам администрации края (Стоматюк).
3. Предложить администрациям городов и районов края,
территории которых обладают природными лечебными ресурсами,
оформить до 1 октября 1996 года заявки для придания этим
территориям статуса лечебно-оздоровительной местности.
4. Опубликовать Положение о лечебно-оздоровительных местностях
Приморского края в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на постоянную комиссию Думы Приморского края по
природопользованию, земельным вопросам, потребительскому рынку и
труду (Савин) и на комитет по природным ресурсам администрации
края (Стоматюк).
Председатель Думы
В.ВЕДЕРНИКОВ
Приложение
к постановлению
Думы Приморского края
от 27.03.96 N 316
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая
природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения
и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи,
рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и
условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и
организации отдыха;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая
природная территория с установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования,
проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение
природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с
прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного
истощения;
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие
разработку и использование природных лечебных ресурсов на
основании лицензий;
специально уполномоченные органы Российской Федерации -
Приморский краевой комитет охраны окружающей среды и природных
ресурсов, комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Приморского края, Приморский округ госгортехнадзора России, центр
санэпиднадзора в Приморском крае;
специально уполномоченный орган администрации края -
структурное подразделение администрации края.
2. Общие положения
2.1. Лечебно-оздоровительными местностями объявляются
территории, обладающие природными лечебными ресурсами
(минеральными водами, лечебными грязями, климатическими и др.
условиями), пригодные для организации лечения и профилактики
заболеваний, а также для отдыха населения.
2.2. Основной целью объявления территорий
лечебно-оздоровительными местностями является сохранение природных
лечебных ресурсов для вовлечения их в рациональное использование и
регламентация их использования.
2.3. Любая деятельность на лечебно-оздоровительных местностях
должна осуществляться в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
государственной власти Приморского края.
2.4. Отношения, связанные с использованием и охраной природных
ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным,
водным, лесным и иными законодательствами о природных ресурсах.
2.5. Земли лечебно-оздоровительных местностей в обязательном
порядке учитываются при разработке планов и перспектив
экономического и социального развития районов (городов),
территориальных комплексных схем охраны природы, схем
землеустройства и районной планировки.
3. Порядок образования (объявления)
лечебно-оздоровительных местностей
и перечень предоставляемых документов
Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное,
региональное или местное значение.
3.1. К федеральным лечебно-оздоровительным местностям
относятся территории, обладающие наибольшим коэффициентом
качества для каждого вида и типа природного лечебного ресурса.
Значение коэффициента определяется согласно Положению о землях
оздоровительного назначения на территории Приморского края,
утвержденному в установленном порядке.
Территория объявляется лечебно-оздоровительной местностью
федерального значения Правительством Российской Федерации по
согласованию с администрацией Приморского края.
Порядок объявления лечебно-оздоровительных местностей
федерального значения определяется Правительством Российской
Федерации.
3.2. Территория объявляется лечебно-оздоровительной местностью
регионального (краевого) значения постановлением администрации
Приморского края (подготовленным специально уполномоченным органом
администрации края) по согласованию с Правительством Российской
Федерации.
3.3. Территория объявляется лечебно-оздоровительной местностью
местного значения постановлением администрации Приморского края,
подготовленным специально уполномоченными органами Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
3.4. Для объявления территорий лечебно-оздоровительными
местностями регионального (краевого) и местного значения в
специально уполномоченный орган администрации края предоставляются
следующие документы:
заявка (ходатайство) администрации района (города) или
специально уполномоченных органов о необходимости объявления
лечебно-оздоровительной местности;
схема лечебно-оздоровительной местности в масштабе 1:200000
или крупнее;
текстовое описание границ.
В заявке указываются: наименование природного лечебного
ресурса; степень защищенности местонахождений минеральных вод и
лечебных грязей; запасы (дебит); степень освоения и изучения;
область применения; наличие бальнеологического заключения и
санитарно-гигиенической оценки участка; площадь выделяемого
участка (образец прилагается).
3.5. Объявление территории лечебно-оздоровительной местностью
проводится для всех лечебно-оздоровительных учреждений, не имеющих
округа санитарной (горно-санитарной охраны), а также для отдельных
разведанных перспективных месторождений минеральных вод и лечебных
грязей с целью установления охранного режима и сохранения
месторождений от загрязнения и истощения.
3.6. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с
лицензией.
4. Санитарная (горно-санитарная) охрана и режим
использования лечебно-оздоровительных местностей
4.1. Лечебно-оздоровительные местности и их лечебные ресурсы
являются особо охраняемыми природными территориями и объектами,
охрана которых осуществляется посредством установления округов
санитарной (горно-санитарной) охраны.
4.2. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной)
охраны является границей лечебно-оздоровительной местности.
4.3. Границы и режим округов (горно-санитарной) охраны,
установленные для лечебно-оздоровительных местностей федерального
значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для
лечебно-оздоровительных местностей и регионального и местного
значения - администрацией Приморского края.
4.4. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны
выделяется три зоны.
4.5. Первая зона (земли оздоровительного назначения)
охватывает:
участки выхода на поверхность минеральных вод;
месторождения лечебных грязей;
заливы и озера, вода и донные отложения которых пригодны к
использованию в лечебных и оздоровительных целях;
пляжи с прилегающими к ним территориями.
На территории первой зоны запрещается проживание и все виды
хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с
исследованием природных лечебных ресурсов в лечебных и
оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых
и рациональных технологий. Исключаются любые виды работ,
неблагоприятно влияющие на природные ресурсы и санитарное
состояние особо охраняемой природной территории.
При установлении первой зоны санитарной (горно-санитарной)
охраны (границ земель оздоровительного назначения) ее границы
могут совпадать с границами горного отвода.
4.6. Вторая зона охватывает:
территорию, с которой происходит сток поверхностных и
грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к
местам залегания лечебных грязей, к минеральным озерам и лиманам,
к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и
пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников;
естественные и искусственные хранилища минеральных вод и
лечебных грязей;
рекреационные территории, на которых предполагается
расположить санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха;
парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование
которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа
санитарной (горно-санитарной) охраны, может привести к ухудшению
всей совокупности природных лечебных ресурсов.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и
сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием
сферы курортного лечения и отдыха, а также проведения работ,
загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные
ресурсы и приводящих к их истощению.
4.7. Третья зона (внешние границы ее совпадают с границами
округа санитарной зоны) охватывает всю область питания и
формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения,
окружающие лечебно-оздоровительную местность, а также территории,
хозяйственное использование которых без соблюдения правил,
установленных для округа санитарной охраны, может оказывать
неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений
минеральных вод и лечебных грязей.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение
промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также
на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся
загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных
ресурсов и их истощением.
4.8. В случае необходимости, округа санитарной
(горно-санитарной) охраны могут быть также разработаны для
отдельных разведанных перспективных месторождений минеральных вод
и лечебных грязей с целью установления охранного режима,
определенного настоящим Положением, на прилегающих территориях и
сохранения месторождения от загрязнения и истощения.
4.9. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за
исключением первой, у собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов не изымаются.
4.10. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей
осуществляется с соблюдением правил, установленных
законодательством для проведения соответствующих работ на
указанных особо охраняемых природных территориях.
4.11. Природные лечебные ресурсы предоставляются в пользование
в установленном законодательством порядке юридическим и физическим
лицам для организации лечения и профилактики заболеваний, а также
в целях отдыха. Природные лечебные ресурсы могут использоваться
также для расфасовки (розлива), изготовления медицинских
препаратов и других целей, не противоречащих условиям
рационального природопользования.
4.12. Установленный режим использования и охраны земель
лечебно-оздоровительных местностей обязаны соблюдать все
физические и юридические лица.
4.13. Обеспечение установленного режима санитарной (горно -
санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями,
во второй и третьих зонах - пользователями, землевладельцами и
проживающими на территории этих зон гражданами.
Расходы, связанные с организацией и обеспечением режима первой
зоны (зоны строгого режима), оговариваются при выдаче лицензий на
пользование природными лечебными и рекреационными ресурсами.
5. Об изменении границ или статуса
лечебно-оздоровительных местностей
5.1. Изменение границ лечебно-оздоровительных местностей или
их статуса осуществляется в том же порядке, что и их образование,
на основании акта.
5.2. Акт составляется в случае полной или частичной утраты
природного лечебного ресурса или перевода лечебно-оздоровительной
местности в статус курорта по инициативе пользователя или
контролирующего органа.
5.3. Акт утверждается руководителем специально уполномоченного
органа администрации края по согласованию со специально
уполномоченным органом Российской Федерации.
5.4. В акте обосновывается необходимость предлагаемых
изменений.
6. Контроль за рациональным использованием и охраной
лечебно-оздоровительных местностей
Государственный контроль за рациональным использованием и
охраной лечебно-оздоровительных местностей возлагается на
специально уполномоченные органы Российской Федерации в пределах
их компетенции.
7. Разрешение споров в области использования и охраны
лечебно-оздоровительных местностей
7.1. Споры в области использования и охраны лечебно -
оздоровительных местностей, а также имущественные споры, связанные
с возмещением вреда, причиненного лечебно-оздоровительным
местностям, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в
судебном порядке.
7.2. Экономические споры и споры в сфере управления
разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно -
процессуальным законодательством.
7.3. По соглашению сторон экономические споры между
организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами -
предпринимателями могут решаться третейским судом.
8. Ответственность за нарушение настоящего
Положения и контроль за его исполнением
8.1. За нарушение настоящего Положения устанавливается
дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая,
административная и уголовная ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
8.2. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляют
специально уполномоченные органы Российской Федерации.
Приложение к Положению
о лечебно-оздоровительных
местностях Приморского края
Председателю комитета
по природным ресурсам
администрации края
_____________________
ЗАЯВКА
В связи с наличием ___________________________________________
наименование природного лечебного ресурса
1. _______________________________________________________________
степень защищенности месторождения
2. _______________________________________________________________
расположение природных объектов, оказывающих влияние
__________________________________________________________________
на климат и микроклимат
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
положение ближайших областей питания и формирования
__________________________________________________________________
эксплуатационных водоносных горизонтов минеральных вод
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
санитарное состояние участка (наличие объектов загрязнителей,
__________________________________________________________________
пути распространения загрязнителей)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
санитарные показатели природного лечебного ресурса,
__________________________________________________________________
способность водоема к самоочищению
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
запасы (утвержденные или неутвержденные), дебит
7. _______________________________________________________________
обоснование выбора установления границ
__________________________________________________________________
лечебно-оздоровительной местности
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
степень освоенности
__________________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
степень изученности (организация, год)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
находящегося на территории _______________________________________
наименование района (города)
10._______________________________________________________________
бальнеозаключение (год, исполнитель)
рекомендовано к использованию ____________________________________
область применения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11._______________________________________________________________
перспективы использования
считаем, что _____________________________________________________
заключение
__________________________________________________________________
Просим объявить территорию лечебно-оздоровительной местностью
__________________________________________________________________
площадь (га)
_____________________ _____________________
подпись ФИО, должность
"___" ____________ 199__ г.
|