УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 21.10.2002 N 547
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 1996 г. N 317
О СОЗДАНИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
В целях совершенствования социального обслуживания семей и
детей, формирования оптимальной социальной инфрастуктуры,
обеспечивающей адресность, полноту и доступность предoставления
населению социальной помощи и услуг, во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года N 543 "О
первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и в
дополнение к постановлению администрации Приморского края от
19.04.94 N 181 "О создании и основных направлениях деятельности
специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Примерное положение о территориальном центре
социальной помощи семье и детям и Примерное положение о
реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными
возможностями (прилагаются).
2. Рекомендовать главам администраций городов и районов края:
2.1. В 1996 - 1997 годах осуществить необходимые мероприятия
по созданию территориальных центров социальной помощи семье и
детям и реабилитационных центров для детей и подростков с
ограниченными возможностями за счет реорганизации действующих на
территории города и района детских бюджетных учреждений,
рациональному их размещению с учетом прав и интересов детей и
потребностей населения.
2.2. Производить расходы на содержание указанных учреждений за
счет средств бюджетов городов и районов края. Принять меры к
рациональному использованию данных средств.
3. Возложить контроль за выполнением настоящего постановления
на управление социальной защиты населения администрации края
(Торяник).
И. о. губернатора края
В.ДУБИНИН
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
губернатора края
от 24.05.96 N 317
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1. Общие положения
1.1. Территориальный центр социальной помощи семье и детям
(далее - центр) является учреждением государственной системы
социальной защиты населения, а также может находиться в ведении
иных органов управления, предназначенных для комплексного
обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и
детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания
своевременной и квалифицированной социальной помощи различных
видов: социально-экономической, психолого-социальной,
социально-педагогической, медико-социальной, юридической,
социально-реабилитационной и иной.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными
органами исполнительной власти, а его структурные подразделения
создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора
центра.
1.3. Центр организуется и содержится за счет бюджетов городов
и районов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности
центра и других внебюджетных поступлений.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность под руководством
соответствующих органов исполнительной власти местного
самоуправления.
1.5. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские
счета, печать, штамп и бланк с наименованием центра.
1.6. Центр и его структурные подразделения размещаются в
специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях,
выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения
центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового
благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать
санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
1.7. Центр может иметь в своей структуре различные
подразделения социального обслуживания семьи и детей, в т. ч.
отделения первичного приема, информации, анализа и
прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной
помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики
безнадзорности детей и подростков, а также другие, создаваемые с
учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность
которых не противоречит задачам центра.
Все структурные подразделения центра в своей деятельности
подчиняются директору центра.
Городской, районный центр может иметь в качестве структурных
подразделений филиалы в микрорайонах.
1.8. Штаты персонала центра и его структурных подразделений
утверждаются администрацией города, района в пределах средств,
предусмотренных соответствующими бюджетами.
1.9. Штатный состав центра определяется в соответствии с
целями, задачами и объемом деятельности центра на основе
Примерного штатного расписания (прилагается).
1.10. Центр может привлекать к сотрудничеству государственные,
общественные предприятия, учреждения, организации и отдельных
специалистов на договорной основе с финансированием из средств
центра.
1.11. Свою деятельность центр строит на основе Конституции
Российской Федерации, законов Российской Федерации, краевых
законов и решений администрации края, решений органов местного
самоуправления, а также руководствуется Положением о центре,
утвержденным местной администрацией.
2. Цель и основные задачи деятельности центра,
категории обслуживаемых лиц
2.1. Цель деятельности центра - способствовать реализации
права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства,
содействовать развитию и укреплению семьи как социального
института, улучшению социально-экономических условий жизни,
показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей,
гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению
гармоничных внутрисемейных отношений.
2.2. Основными задачами центра являются: <*>
выявление совместно с государственными и неправительственными
организациями (органами и учреждениями образования,
здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями
многодетных, неполных семей, родителей детей - инвалидов и
другими) причин и факторов социального неблагополучия конкретный
семей и детей, их потребности в социальной помощи;
определение и предоставление конкретных видов и форм
социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных,
социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг
семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их
самообеспечения, реализации собственных возможностей по
преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в
социальной помощи, реабилитации и поддержке;
участие в работе по профилактике безнадзорности
несовершеннолетних, защите их прав;
анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в
городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в
социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы
социальных услуг;
привлечение различных государственных и неправительственных
организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и
детей.
--------------------------------
<*> Задачи центра корректируются в зависимости от
социально-демографической ситуации в регионе, национальных
традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной
помощи и услуг и других факторов.
2.3. Категориями и группами населения, которым центр оказывает
социальные услуги, являются:
2.3.1. Семьи:
многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые,
несовершеннолетних родителей;
малообеспеченные;
имеющие в составе неизлечимо больных людей, инвалидов или
лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих
алкоголем, принимающих наркотики;
с неблагоприятным психологическим микроклиматом,
эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической
несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;
имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический,
криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест
лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.
2.3.2. Дети и подростки:
оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих
здоровью и развитию;
осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием
недействительности усыновления, опеки;
проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимися
в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в
результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок,
привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими
родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический
образ жизни;
имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том
числе инвалиды;
допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие
негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы
(жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение,
вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в
противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные
ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми;
имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми,
в профессиональном и жизненном самоопределении.
2.3.3. Взрослые граждане:
беременные и кормящие матери;
матери, желающие найти временную работу, работу с сокращенным
рабочим днем, на дому или другими определенными условиями;
имеющие на иждивении несовершеннолетних детей;
частично трудоспособные, желающие получить доступную работу с
учетом состояния здоровья;
проживающие в одной квартире бывшие супруги;
испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками,
коллегами и другими людьми.
2.2.4. Бывшие воспитанники детских домов и школ - интернатов
(несовершеннолетние и совершеннолетние).
2.3. Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по
телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.
Допускается анонимное обращение клиентов для получения
отдельных видов помощи.
Общение между клиентами и сотрудниками центра может
происходить вне центра.
По приглашению семей сотрудники центра могут обслуживать
клиентов на дому.
3. Структурные подраэделения центра
3.1. Отделение первичного приема, информации, анализа и
прогнозирования (в дальнейшем - отделение).
Отделение предназначается для выявления потребности граждан,
обратившихся в центр, в конкретных видах социальных услуг,
выявления таких потребностей у семей и детей, проживающих на
территории обслуживания, информирования жителей об услугах,
предоставляемых центром, анализа реальной и перспективной
потребности в них.
Направлениями деятельности отделения являются:
первичный прием граждан в центре и выявление имеющихся у них
потребностей в социальных услугах; направление их в
соответствующие функциональные отделения центра;
рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о
задачах и содержании оказываемой центром социальной помощи,
реклама предоставляемых центром услуг, пропаганда в местных
средствах информации идей укрепления и поддержки семей и детей,
издание листовок, пособий и других информационно-пропагандистских
материалов в помощь семье по различным вопросам ее
жизнедеятельности);
аналитико-прогностическая работа (оценка
социально-демографических характеристик населения, проживающего на
данной территории, тенденций социального и семейного развития,
причин неблагополучия, выявление и учет мнения населения о
качестве и содержании оказываемой социальной помощи, актуальной и
перспективной потребности в ней, разработка на этой основе
предложений по совершенствованию социальной работы, планированию
социального развития региона);
информационная работа (выявление, сбор, обобщение и доведение
до заинтересованных подразделений центра полученной из местных
органов государственного управления и других источников
официальной статистики и оперативной информации о нуждающихся в
социальной помощи людях или о фактах, требующих вмешательства
социальной службы; организация телефонной "горячей линии" для
экстренного обращения граждан в случаях, требующих срочного
вмешательства социальной службы; отбор из почты писем, требующих
письменной консультации специалистов центра; создание "банка
данных" о семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном
патронаже);
методическая работа (изучение, обобщение и распространение
эффективных форм и методов социальной работы; повышение
квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым
отечественным и зарубежным опытом социальной работы;
комплектование методической библиотеки центра).
3.2. Отделение социально-экономической помощи.
Отделение создается для оказания нуждающимся семьям и
отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
Направлениями деятельности отделения являются:
содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других
выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов,
улучшении жилищных условий в соответствии с действующим
законодательством;
организация мероприятий по привлечению средств для оказания
помощи малообеспеченным семьям (выставок - продаж поношенных
вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т. п.);
консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития
семейного предпринимательства, надомных промыслов;
социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных
семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ -
интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения
совершеннолетия и материальной независимости;
содействие в решении вопросов занятости, устройстве на курсы
переподготовки;
консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное,
семейно-брачное, трудовое, гражданское, пенсионное
законодательство, права детей, женщин, инвалидов).
3.4. Отделение медико-социальной помощи.
Отделение создается для осуществления:
социального патронажа беременных женщин и кормящих матерей,
семей, где имеются лица с нарушениями психического здоровья,
злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики, а также
прошедшие курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании;
индивидуальной работы с подростками и молодежью по
предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к
созданию семьи и рождению ребенка;
содействия в налаживании быта, лечении, обучении,
профессиональной подготовке инвалидов и детей с недостатками в
умственном и физическом развитии, воспитывающихся дома;
консультирование по медико-социальным вопросам (планирование
семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и
жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек,
сексуальные расстройства, психосексуальное развитие детей и
подростков и др.)
3.5. Отделение психолого-педагогической помощи.
Отделение образуется для обеспечения:
патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и
социально-педагогические условия;
оказания помощи родителям в воспитании детей и преодолении
педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных
конфликтов;
организации экстренной психологической помощи по "телефону
доверия";
создания обществ, клубов взаимопомощи жителей на обслуживаемой
территории;
консультирования по психолого-педагогическим вопросам
(особенности возрастного и индивидуального развития детей,
преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов,
методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное
самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
организация семейных и детских праздников, соревнований и
конкурсов.
3.6. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков.
Отделение создается с целью осуществления социального
патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к
асоциальным поступкам и противоправному поведению, а также
социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей.
3.7. Социальные услуги оказываются центром платно, бесплатно и
на льготных условиях в зависимости от размера совокупного
среднедушевого дохода. Кроме того, по решению руководства центра и
местной администрации отдельные виды социальных услуг
(консультации, диагностика, патронаж семей и т. п.) также могут
предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за
предоставление отдельных видов социальных услуг, зачисляются на
счет центра и направляются на его развитие, улучшение социального
обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.
3.8. Специалистам по социальной работе и другим сотрудникам
центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с
использованием общественного транспорта, выделяются проездные
билеты.
Приложение
к Примерному положению
о территориальном центре
социальной помощи семье
и детям, утвержденному
постановлением губернатора
края
ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ<*>
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
СЕМЬЕ И ДЕТЯМ И ЕГО СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
1. Аппарат центра.
----T----------------------------------T-------------------------¬
¦NN ¦Должность ¦Количество штатных единиц¦
¦п/п¦ +------------T------------+
¦ ¦ ¦ при наличии¦при наличии¦
¦ ¦ ¦ до трех ¦трех и более¦
¦ ¦ ¦ отделений ¦отделений ¦
+---+----------------------------------+------------+------------+
¦1. ¦Директор центра ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦2. ¦Заместитель директора ¦ 1.0 ¦2.0 ¦
¦3. ¦Главный бухгалтер ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦4. ¦Бухгалтер, кассир ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦5. ¦Инспектор ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦6. ¦Заведующий хозяйством ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦7. ¦Секретарь - машинистка ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦8. ¦Техник ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦9. ¦Водитель автомобиля<**> ¦ - ¦1.0 ¦
¦10.¦Уборщик служебных помещений ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦11.¦Сторож ¦ 3.0 ¦3.0 ¦
L---+----------------------------------+------------+-------------
-------------------------------
<*> Штаты открываемых центров могут быть значительно меньше в
соответствии с возможностями местных бюджетов.
<**> Должность вводится при наличии автомобиля.
2. Отделение первичного приема, информации, анализа и
прогнозирования.
---T-----------------------------------T-------------------------¬
¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Социолог ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Редактор ¦ 1.0 ¦
¦5.¦ Методист ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------
-------------------------------
<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения
ставка сохраняется.
3. Отделение социально-экономической помощи.
---T-----------------------------------T-------------------------¬
¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Экономист ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Юрисконсульт ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------
-------------------------------
<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения
ставка сохраняется.
4. Отделение медико-социальной помощи.
---T-----------------------------------T-------------------------¬
¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Врач - валеолог ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Врач - нарколог ¦ 1.0 ¦
¦5.¦ врач - сексопатолог ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------
-------------------------------
<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения
ставка сохраняется.
5. Отделение психолого-педагогической помощи.
---T-----------------------------------T-------------------------¬
¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Психолог ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Социальный педагог ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------
-------------------------------
<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения
ставка сохраняется.
6. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков.
---T-----------------------------------T-------------------------¬
¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
губернатора края
от 24.05.96 N 317
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1. Общие положения
1.1. Реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями (далее именуется - центр) является
учреждением государственной системы социальной защиты населения
(также может находиться в ведении иных органов управления),
осуществляющим на территории города или района социальную
реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и
физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также
семей, в которых такие дети воспитываются.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными
органами исполнительной власти, а его структурные подразделения
создаются, реорганизуются решением директора центра.
1.3. Свою деятельность центр строит на основе Конституции
Российской Федерации, законов Российской Федерации, краевых
законов и решений администрации края, решений органов местного
самоуправления, а также руководствуется Положением о центре,
утвержденным местной администрацией.
1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и
содержатся за счет соответствующих бюджетов городов и районов, а
также за счет доходов от хозяйственной деятельности центра и
других внебюджетных поступлений.
1.5. Центр создается из расчета одно учреждение на одну тысячу
детей с ограниченными возможностями, проживающимх в городе или
районе. При наличии в городе или районе менее 1 тысячи детей
с ограниченными возможностями создается один центр.
1.6. Центр осуществляет свою деятельность под руководством
соответствующих органов исполнительной власти местного
самоуправления.
1.7. Для размещения центра и его структурных подразделений в
установленном порядке выделяются специальные помещения, которые
должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения,
располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление,
водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон) и
отвечать санитарно-гигиеническим нормам и противопожарным
требованиям.
1.8. Центр является юридическим лицом, имеет собственное
имущество, самостоятельный баланс, печать, штамп и бланк со своим
наименованием. Открывает счета в банках, в том числе внебюджетный
счет для поступления средств от государственных предприятий и
организаций, благотворительных взносов и пожертвований
общественных объединений и граждан, других источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
1.9. Директор, администрация и коллектив центра за время
нахождения детей в центре несут ответственность за их жизнь,
здоровье, обеспечение и защиту их прав и интересов.
Ответственность за нарушения определяется действующим
законодательством Российской Федерации.
1.10. Центр может иметь в своей структуре различные
подразделения социального обслуживания в т. ч. отделения
диагностики и разработки программ социальной реабилитации,
медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи,
отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также
другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся
возможностей, деятельность которых не противоречит задачам центра.
Все структурные подразделения центра в своей деятельности
подчиняются директору центра.
1.11. Штатное расписание центра утверждаются администрацией
города, района в пределах средств, предусмотренных
соответствующими бюджетами (примерное штатное расписание
прилагается).
1.12. Центр может привлекать к сотрудничеству государственные,
общественные предприятия, учреждения, организации и отдельных
специалистов на договорной основе с финансированием из средств
центра.
1.13. Дети и подростки, находящиеся в отделении дневного
пребывания и стационарном отделении центра, обеспечиваются
продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам,
определенным постановлением Правительства Российской Федерации от
20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1.14. Прием детей и подростков на обслуживание в центр, в т.
ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение,
перевод из отделения в отделение, а также снятие с обслуживания
оформляется приказом по центру.
1.15. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в
центре организуется и проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
1.16. Образовательная работа с детьми и подростками в центре
организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании" и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы
и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной
подготовки. При необходимости решение о форме получения
образования принимается по согласованию с соответствующей
медико-педагогической комиссией.
1.17. Центр развивает и поддерживает контакты с другими
учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения,
образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими
работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом
развитии, взаимодействует с общественными объединениями,
религиозными организациями, благотворительными фондами и
гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и
адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
1.18. При центре может создаваться попечительский совет для
решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том
числе в организации социального патронажа детей и подростков.
2. Цель и основные задачи деятельности
центра, порядок обслуживания
2.1. Целью деятельности центра является оказание детям и
подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном
развитии, квалифицированной медико-социальной,
психолого-социальной и социально-педагогической помощи,
обеспечение их максимально полной и своевременной социальной
адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
2.2. Основными задачами центра являются:
выявление в городе или районе детей и подростков с
ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание
компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках;
изучение совместно с консультативно-диагностическими службами
здравоохранения и образования причин и сроков наступления
инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня
здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления
нарушенных функций (реабилитационного потенциала);
разработка на основании типовых базовых программ
индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и
подростков с ограниченными возможностями;
обеспечение реализации указанных программ и координации в этих
целях совместных действий медицинских, образовательных,
социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных
учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями;
оказание помощи семьям, воспитывающих детей и подростков с
отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении
реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
социально-реабилитационная работа сотрудников учреждений
социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам
детской и подростковой реабилитологии.
2.3. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и
подростков в соответствии с медико-социальными показаниями по
направлению:
органов и учреждений социальной защиты населения, в т. ч.
территориальных центров социальной помощи семье и детям;
органов и учреждений образования, здравоохранения;
по просьбе родителей (опекунов и попечителей);
по представлению сотрудников центра.
2.4. При оформлении детей и подростков на обслуживание в центр
должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их
здоровья: история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная
карта подростка (ф. N 025/у).
Противопоказаниями для направления в отделение дневного
пребывания и стационарное отделение центра являются: все
заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии
декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе;
кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания.
2.5. Прием детей и подростков в центр, в т. ч. в отделение
дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения
в отделение, а также завершение этапа реабилитации осуществляется
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка
или подростка с оформлением переводного или выписного эпикриза с
указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций.
2.6. Социальные услуги оказываются центром платно, бесплатно и
на льготных условиях в зависимости от размера совокупного
среднедушевого дохода. Кроме того, по решению руководства центра и
местной администрации отдельные виды социальных, медицинских
услуг, диагностика и т. д. могут предоставляться за плату.
Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов
услуг, зачисляются на счет центра и направляются на его развитие,
улучшение обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по
бюджету.
3. Структурные подразделения центра
3.1. Отделение диагностики и разработки программ социальной
реабилитации (далее именуется отделением).
Отделение предназначается для обеспечения:
выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном
или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, проживающих в
городе или районе;
сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном
состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном
потенциале, а также сведений о его семье;
разработки совместно с другими учреждениями социальной защиты
населения, учреждениями здравоохранения, образования, культуры,
спорта и иных ведомств индивидуальной программы реабилитации
ребенка или подростка с отклонениями в развитии, направленной на
достижение оптимального уровня его здоровья и интеграции в
обществе;
осуществления координации выполнения индивидуальных программ и
контроля эффективности проводимых мероприятий, для своевременного
внесения необходимых корректив;
создания компьютеризированной базы данных о детях и подростках
с ограниченными возможностями в городе и районе, их семьях,
реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих
детей.
3.2. Отделение медико-социальной реабилитации.
3.2.1. Отделение предназначено для организации поэтапного
выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и
подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных
и медико-консультативных мероприятий.
3.2.2. Отделение:
согласовывает и корректирует свою работу с лечебными
учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;
осваивает и использует как традиционные, так и новые
эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы
реабилитации;
при необходимости по согласованию с органами здравоохранения
направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения
узкой специализированной медицинской помощи;
проводит медико-социальный патронаж семей, имеющих детей и
подростков с ограниченными физическими или умственными
возможностями;
обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с
родителями для достижения непрерывности реабилитационных
мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет
их обучение основам медико-психологических и медико-социальных
знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных
мероприятий в домашних условиях;
содействует обеспечению детей - инвалидов необходимыми
вспомогательными техническими средствами;
осуществляет лечебные физкультурно-оздоровительные
мероприятия.
3.2.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по
реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом центре
(в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих
детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.2.4. В отделении выделяются помещения для проведения
лечебного массажа, лечебной физкультуры и других
медико-реабилитационных мероприятий.
3.2.5. В рамках отделения могут быть созданы
ортопедно-протезная служба, лечебный физкультурно-оздоровительный
комплекс и другие подразделения медико-социального профиля.
3.3. Отделение психолого-педагогической помощи.
3.3.1. Отделение предназначено для организации поэтапного
выполнения программ социальной реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями в части психолого-социальных и
социально-педагогических мероприятий.
3.3.2. Отделение:
совместно с органами образования определяет формы обучения
детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних
условиях, в зависимости от их возраста и состояния здоровья,
оказывает практическую помощь в организации обучения;
проводит психолого-коррекционную работу с детьми и подростками
с ограниченными возможностями, а также консультирование их
родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного
воспитания и развития личности таких детей;
готовит и проводит мероприятия по организации досуга детей и
подростков с ограниченными возможностями, в т. ч. вместе с их
родителями, открывает соответствующие клубы и кружки, летние
оздоровительные лагеря;
проводит своевременную профориентацию и трудотерапию детей и
подростков, организует в необходимых случаях их профобучение,
занимается вопросами их трудоустройства на специализированные
предприятия для инвалидов или использует имеющиеся квоты рабочих
мест для несовершеннолетних инвалидов на других предприятиях,
оказывает содействие в организации их труда и труда членов их
семей на дому, в обеспечении сырьем и в сбыте готовой продукции;
обучает детей с ограниченными возможностями навыкам
самообслуживания, поведения в быту и общественных местах,
самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой
адаптации;
организует игротерапию детей и подростков с ограниченными
возможностями;
осуществляет патронаж семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями, в вопросах их семейного воспитания и
развития.
3.3.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по
реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом центре
(в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих
детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.3.4. В отделении выделяются помещения для учебных занятий,
лечебной игротеки, клубных и кружковых занятий,
профориентационной, психокоррекционной работы и психотренингов и
другие помещения, необходимые для реализации содержания и форм
деятельности отделения.
3.3.5. В рамках отделения может быть создана служба "телефона
доверия" для детей и подростков с ограниченными возможностями и их
родителей, лекторий (школа) для матерей и отцов детей и подростков
с отклонениями в умственном или физическом развитии и другие
подразделения психолого-педагогического профиля.
3.4. Отделение дневного пребывания.
3.4.1. Отделение предназначено для реализации индивидуальных
программ медико-социальной, психолого-социальной реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями каждый день в
течение рабочей недели в дневное время в условиях центра в период,
установленный реабилитационной программой.
3.4.2. В отделении образуются реабилитационные группы,
объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию
здоровья и возрасту. Количество детей и подростков в
реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек.
3.4.3. Дети и подростки, обучающиеся в общеообразовательных
школах, посещают отделение в свободное от учебы в школе время в
течение необходимого для их реабилитации периода времени в
соответствии с индивидуальными программами.
Для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях, могут
организовываться учебные занятия в помещении центра.
3.4.4. С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и
подростков может быть организовано их пребывание в отделении в
вечернее время.
3.4.5. В отделении выделяются помещения для питания, учебных
занятий, сна, досуга, игротерапии и другие помещения, необходимые
для проведения реабилитационных мероприятий.
3.5. Стационарное отделение.
3.5.1. Отделение предназначается для реализации программ
медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями в условиях круглосуточного пятидневного пребывания в
центре.
3.5.2. В отделении образуются реабилитационные группы,
объединяющие детей и подростков с ограниченными возможностями по
состоянию здоровья, возрасту и полу. Количество детей и подростков
в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе
групповых программ, учитывающих индивидуальные программы
реабилитации.
В одном отделении может быть образовано не более 5
реабилитационных групп.
3.5.3. Дети и подростки школьного возраста, находящиеся в
отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или
обучаются в условиях центра.
3.5.4. Сотрудники данного и других отделений центра
обеспечивают учебную, лечебно-реабилитационную, познавательную,
трудо- и игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей
и подростков, а также процесс возможного самообслуживания.
3.5.5. При приеме детей и подростков в отделение производится
их медицинский осмотр.
3.5.6. Сотрудники данного и других отделений центра
осуществляют различные формы патронажа над детьми и подростками,
поддерживают контакты с ними и с их семьями после выписки их из
отделения с целью обеспечения непрерывности реабилитационных
мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
3.5.7. В отделении создаются условия, приближенные к домашним,
способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и
подростков с ограниченными возможностями.
3.5.8. В отделении выделяются помещения для сна, питания,
обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской и
психолого-коррекционной работы, и другие помещения, необходимые
для проведения реабилитационных мероприятий и организации
жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их
здоровья.
Сотрудникам центра, исполнение служебных обязанностей которых
связано с использованием общественного транспорта, выдаются
проездные билеты.
Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами
включаются в смету на содержание соответствующего отделения
центра.
Директор центра, исходя из производственной необходимости,
может в пределах установленного планового фонда заработной платы
вводить в штат центра и его структурных подразделений должности,
не предусмотренные прилагаемыми нормативами.
Оплата труда работников центра, находящегося на бюджетном
финансировании, производится в соответствии с действующей системой
оплаты труда.
Приложение
к Примерному положению о
о реабилитационном центре
для детей и подростков с
ограниченными возможностями,
утвержденному постановлением
губернатора края
от 24.05.96 N 317
ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ<*>
реабилитационного центра для детей и подростков с
ограниченными возможностями
--------------------------------
<*> Штаты открываемых центров могут быть значительно меньше в
соответствии с возможностями местных бюджетов
1. Административно-хозяйственная часть
----T----------------------------------T-------------------------¬
¦ NN¦ Должность ¦Количество штатных единиц¦
+---+----------------------------------+-------------------------+
¦ 1.¦Директор центра 1.0 ¦
¦ 2.¦Заместитель директора 1.0 ¦
¦ 3.¦Главный бухгалтер 1.0 ¦
¦ 4.¦Бухгалтер 1.0 ¦
¦ 5.¦Кассир 1.0 ¦
¦ 6.¦Делопроизводитель 1.0 ¦
¦ 7.¦Заведующий хозяйством 1.0 ¦
¦ 8.¦Кастелянша 1.0 ¦
¦ 9.¦Кладовщик 1.0 ¦
¦10.¦Секретарь - машинистка 1.0 ¦
¦11.¦Техник 1.0 ¦
¦12.¦Повар 2.0 ¦
¦13.¦Подсобный рабочий 3.0 ¦
¦14.¦Рабочий по стирке и ремонту одежды 2.0 ¦
¦15.¦Гардеробщик 2.0 ¦
¦16.¦Водитель автомобиля<*> 1.0 ¦
¦17.¦Сторож 3.0 ¦
¦18.¦Слесарь - электрик по ремонту электрооборудования 0.5 ¦
¦19.¦Слесарь - сантехник 0.5 ¦
¦20.¦Грузчик 0.5 ¦
¦21.¦Уборщик служебных помещений 2.0 ¦
¦22.¦Библиотекарь 1.0 ¦
¦23.¦Главная медицинская сестра 1.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Должность вводится при наличии автомобиля.
2. Отделение диагностики и разработки программ социальной
реабилитации
----T------------------------------------------------------------¬
¦1. ¦Заведущий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Врач - педиатр 1.0 ¦
¦3. ¦Врач - травматолог - ортопед 1.0 ¦
¦4. ¦Врач - невропатолог 1.0 ¦
¦5. ¦Врач - психотерапевт 1.0 ¦
¦6. ¦Врач - офтальмолог 0.5 ¦
¦7. ¦Врач - отоларинголог 0.5 ¦
¦8. ¦Медицинская сестра 3.0 ¦
¦9. ¦Медицинский регистратор 2.0 ¦
¦10.¦Специалист по социальной работе<*> 1.0 ¦
¦11.¦Социолог 1.0 ¦
¦12.¦Оператор ЭВМ 3.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в
городе, районе. При наличии в городе, районе менее 200 детей с
ограниченными возможностями ставка сохраняется. При наличии более
200, но не менее 400 детей вводятся две ставки; более 400, но
менее 600 - три ставки и т. д. Осуществляет реализацию различных
мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих
социальный характер.
3. Отделение социальной реабилитации.
----T------------------------------------------------------------¬
¦1. ¦Заведущий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Врач - физиотерапевт 1.0 ¦
¦3. ¦Врач по лечебной физкультуре 1.0 ¦
¦4. ¦Врач<*> 2.0 ¦
¦5. ¦Специалист по социальной работе<**> 1.0 ¦
¦6. ¦Инструктор ЛФК 1.0 ¦
¦7. ¦Медицинская сестра 2.0 ¦
¦8. ¦Медицинская сестра процедурная 1.0 ¦
¦9. ¦Медицинская сестра стерилизационной 1.0 ¦
¦10.¦Медицинская сестра по массажу 3.0 ¦
¦11.¦Медицинский статистик 1.0 ¦
¦12.¦Санитарка 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Осуществляет реализацию различных мероприятий
индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер.
<**> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в
городе, районе.
4. Отделение психолого-педагогической помощи.
----T------------------------------------------------------------¬
¦1. ¦Заведущий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Специалист по социальной работе<*> 1.0 ¦
¦3. ¦Психолог 1.0 ¦
¦4. ¦Врач - психотерапевт 1.0 ¦
¦5. ¦Социальный педагог 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в
городе, районе.
5. Отделение дневного пребывания.
----T------------------------------------------------------------¬
¦1. ¦Заведущий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Специалист по социальной работе<*> 2.0 ¦
¦3. ¦Социальный педагог 1.0 ¦
¦4. ¦Психолог 1.0 ¦
¦5. ¦Врач - физиотерапевт 0.5 ¦
¦6. ¦Учитель<**> 1.0 ¦
¦7. ¦Инструктор ЛФК 0.5 ¦
¦8. ¦Инструктор по труду<***> 1.0 ¦
¦9. ¦Концертмейстер 0.5 ¦
¦10.¦Руководитель кружка 0.5 ¦
¦11.¦Медицинская сестра по массажу 2.0 ¦
¦12.¦Санитарка 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<**> Ставка по каждому предмету, преподавание которого
осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки
вводится соответственно 0.75, 0.5 или 0.25 ставки учителя по
каждому предмету.
<***> Ставка вводится при наличии мастерских.
6. Стационарное отделение.
----T------------------------------------------------------------¬
¦1. ¦Заведущий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Специалист по социальной работе<*> 2.0 ¦
¦3. ¦Социальный педагог 1.0 ¦
¦4. ¦Психолог<**> 1.0 ¦
¦5. ¦Врач - физиотерапевт 0.5 ¦
¦6. ¦Учитель<***> 1.0 ¦
¦7. ¦Инструктор ЛФК 0.5 ¦
¦8. ¦Инструктор по труду<****> 1.0 ¦
¦9. ¦Воспитатель<*****> 6.0 ¦
¦10.¦Медицинская сестра по массажу 2.0 ¦
¦11.¦Санитарка 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<**> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<***> Ставка по каждому предмету, преподавание которого
осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки
вводится соответственно 0.75, 0.5 или 0.25 ставки учителя по
каждому предмету.
<****> Ставка вводится при наличии мастерских.
<*****> Выполняет функции ночного дежурного.
|