МЭРИЯ
ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 1997 г. N 527
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ
ГОРОДСКОГО ЗВЕНА ПЕРВОЙ ПОДСИСТЕМЫ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" от 21 декабря 1994 года, Постановления Правительства РФ
от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О создании единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о городском звене краевой подсистемы
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (ГЗ РСЧС) (приложение N 1).
2. Возложить на управления, комитеты, отделы мэрии города,
администрации районов, а так же руководителей предприятий и
организаций любой организационно-правовой формы, находящихся на
территории города, функции по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций (приложение N 2).
3. Утвердить Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям
(КЧС) мэрии города (приложение N 3) и структуру КЧС (приложение
N 4).
4. Утвердить перечень комиссий и служб ГО ЧС, состав
координирующего и постоянно действующих органов управления ГЗ
РСЧС, состав постоянно действующих органов управления, специально
уполномоченных по решению задач в области защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций (приложение N 5).
5. Комиссию по чрезвычайным ситуациям города возглавить
первому заместителю мэра, управляющему городом; заместителями
председателя КЧС назначить заместителей мэра.
6. Руководству КЧС и штабу по делам ГО ЧС города (Копылов
Ю. М., Николаев А. А.) продолжить работу по созданию
автоматизированной информационно-управляющей системы и дальнейшему
совершенствованию ГЗ РСЧС, для чего:
6.1. В срок до 01.05.97 г. совместно с главами администраций
районов, заинтересованными ведомствами, предприятиями,
учреждениями и организациями города уточнить состав сил и средств
ГЗ РСЧС и перечень предприятий и организаций, привлекаемых к
ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно -
спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных
работ, отработать вопросы их взаимодействия;
6.2. Довести до руководителей органов местного самоуправления,
руководителей потенциально-опасных объектов нормативы обеспечения
силами и средствами для предупреждения и ликвидаций чрезвычайных
ситуаций, порядок материально-технического и финансового
обеспечения этих работ, в том числе оплаты труда работников
предприятий и организаций, принимавших участие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций, осуществления расходов, связанных с
оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по
обучению граждан и привлечению их к учениям и тренировкам.
7. Председателям комиссий и начальникам служб ГО ЧС:
7.1. В срок до 01.05.97 г. в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 г. N 1113 разработать
(откорректировать) Положения о соответствующих комиссиях и службах
ГО ЧС, согласовать со штабом по делам ГО ЧС города и представить
мне на утверждение до 01.05.97 г.;
7.2. В срок до 01.05.97 г. своими распоряжениями назначить
должностных лиц комиссий и штабов служб ГО ЧС, разработать
(откорректировать) их функциональные обязанности, согласовать со
штабом по делам ГО ЧС города, утвердить установленным порядком и
довести до исполнителя.
7.3. В срок до 10.05.97 г. по одному комплекту указанных выше
документов представить в КЧС города через штаб по делам ГО ЧС.
8. Главам администраций районов в срок до 01.04.97 г.
откорректировать руководящие документы районного звена РСЧС в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 г.
N 1113.
9. Городской телефонной сети (Нероденко Л. Н.) выделять в
приоритетном порядке комиссии по ЧС и штабу по делам ГО ЧС города
при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и
других неотложных работ государственные системы и, по согласованию
с соответствующими организациями, ведомственные сети передачи
информации.
10. Признать утратившим силу постановление главы администрации
города от 12.09.96 г. N 1253.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на штаб по делам ГО ЧС (Николаев А. А.).
И. о. мэра г. Владивостока
Ю.КОПЫЛОВ
Приложение 1
к постановлению
мэра г. Владивостока
от 06.02.97 N 527
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ ЗВЕНЕ КРАЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав
сил и средств, основные задачи и порядок функционирования
городского звена краевой подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГЗ РСЧС).
2. ГЗ РСЧС предназначено для предупреждения чрезвычайных
ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения -
для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения,
защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
3. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" основными задачами ГЗ РСЧС являются:
проведение в городе Владивостоке единой политики в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и
здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей
среды при их возникновении в мирное и военное время;
организация выполнения экономических и правовых мер по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
осуществление государственных целевых и научно-технических
программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций,
защиту населения и территорий, повышение устойчивости
функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо
от форм собственности при возникновении аварий, катастроф,
стихийных и экономических бедствий, эпидемий, эпизоотий и
эпифитотий;
обеспечение готовности органов и пунктов управления, системы
связей и оповещения, сил и средств ГЗ РСЧС, предназначенных для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно
участвующих в их ликвидации;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадровых
специалистов ГЗ РСЧС;
создание и использование чрезвычайных резервных фондов,
финансовых, продовольственных, медицинских и материально -
технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по
предупреждению к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление в пределах Приморского края сотрудничества в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
оказание помощи соседним городам и районам в ликвидации
последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Примечания.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае
их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них
опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
4. ГЗ РСЧС объединяет органы управления г. Владивостока всех
уровней, учреждения и организации, в компетенцию которых входят
функции, связанные с безопасностью и защитой населения,
предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных
ситуациях, силы и средства этих органов управления, учреждений и
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в целях
координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных
ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей,
окружающей среды, при возникновении аварий, катастроф, стихийных
бедствий и применении возможным противником современных средств
поражения.
ГЗ РСЧС включает в себя территориальную (городскую),
функциональную (ведомственную) подсистемы и имеет местный уровень
(город, район).
5. Городское звено краевой подсистемы РСЧС состоит из звеньев,
соответствующих принятому административно-территориальному делению
Владивостока (районы).
ГЗ РСЧС и звенья включают в себя основной координирующий орган
с правом отдачи в пределах своей компетенции распоряжений по
вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций -
комиссию по чрезвычайным ситуациям (городскую, районную,
объектовую), орган повседневного управления (дежурную службу),
силы и средства функциональных (ведомственных) подсистем на данной
территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские
и материально-технические ресурсы, системы связи оповещения,
информационного обеспечения, а также учебные заведения ГО.
Конкретные структуры звеньев ГЗ РСЧС определяются
соответствующими органами местного самоуправления (администрациями
районов города).
Задачи, организация и порядок функционирования ГЗ РСЧС и ее
звеньев определяются положениями, утвержденными соответствующими
местными органами исполнительной власти.
6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по
чрезвычайным ситуациям всех уровней (город, район, ОЭ), являются:
руководство деятельностью соответствующих звеньев РСЧС на
подведомственных территориях;
участие в разработке и осуществление государственных целевых и
научно-технических программ по проблемам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и контроль за осуществлением мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению
ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и
воздействия современных средств поражения противника, по
обеспечению надежности работы потенциально-опасных объектов
экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация и координация постоянного наблюдения и контроля за
состоянием окружающей среды и прогнозирование возможности
возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и
средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация разработки нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создание ресурсов финансовых и материальных средств,
используемых для покрытия расходов на профилактические
мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных
ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на
подведомственной территории по предотвращению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным
ситуациям городских районов, военным командованием и общественными
объединениями по вопросам сбора и обмена информацией о
чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил
и средств для их ликвидации;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
организация привлечения трудоспособного населения из числа
пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к
аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим
неотложным работам;
планирование и организация эвакуации населения, размещения
эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации
чрезвычайной ситуации в места постоянного размещения;
организация и подготовка должностных лиц органов управления и
подразделений ГЗ РСЧС.
7. Комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются первыми
заместителями руководителей местных органов исполнительной власти,
руководителями (главными инженерами) объектов экономики.
Органами управления ГЗ РСЧС специально уполномоченными на
решение задач в области защиты населения комиссий по чрезвычайным
ситуациям всех уровней являются штабы по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям.
8. К решению задач по защите жизни и здоровья людей,
материальных и культурных ценностей, природной среды в условиях
чрезвычайных ситуаций могут привлекаться общественные организации
(профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований,
добровольные общества и др. общественные формирования). Эти задачи
они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы
среди своих членов и других групп населения, а также
непосредственного участия в осуществлении государственных
долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение
различных бедствий и ослабление их негативных последствий,
осуществление аварийно-спасательных работ и неотложных мер по
оказанию помощи в районах бедствия.
9. Органами повседневного управления ГЗ РСЧС являются:
дежурные службы комиссий по чрезвычайным ситуациям всех
уровней;
дежурные службы и специализированные подразделения
функциональных систем;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные
подразделения ведомств, объектов экономики;
штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
всех уровней.
10. Силы и средства ГЗ РСЧС подразделяются на:
силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Силы и средства наблюдения состоят из:
сил органов надзора;
сил контрольно-инспекторской службы отдела экологии мэрии
города Владивостока;
служб, учреждений, ведомств г. Владивостока, осуществляющих
наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за
обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним
территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья
населения и окружающей среды;
нештатной расчетно-аналитической группы штаба по делам ГО, ЧС
города;
служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством
пищевого сырья и продуктов питания (городской центр
санэпиднадзора);
служб предупреждения о стихийных гидрометеорологических и
гелиогеофизических явлениях (ТПУ Приморгидромет), об экстремально
высоких уровнях загрязнения окружающей среды (городской центр
санэпиднадзора);
службы сейсмических наблюдений и информации (сейсмостанция
"Владивосток" РАН).
12. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят
из:
военизированных и невоенизированных противопожарных,
аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований
ведомств и организаций Приморского края, укомплектованных с
учетом:
воинских частей, территориальных и объективных формирований
гражданской обороны;
восстановительных и пожарных поездов Владивостокского
отделения ДВЖД;
аварийно-спасательных служб ТОФ, других ведомств, отрядов,
служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований России,
других добровольных общественных организаций.
13. На базе соединений и воинских частей постоянной готовности
химических и инженерных войск ДВО, ГО, частей и подразделений
службы противопожарных и аварийно-спасательных работ,
военизированных горноспасательных и газоспасательных
подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных
организаций и других аналогичных профессиональных служб различных
ведомств и организаций создаются по согласованию с ними
аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения
(силы) постоянной готовности, которые могут привлекаться
комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней в пределах
их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы постоянной готовности, за исключением соединений и
воинских частей ДВО и ГО, привлекаются к выполнению
аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по
заданию комиссии по чрезвычайным ситуациям на контрактной основе с
возмещением производственных затрат в соответствии с
законодательством РФ.
14. Информационное обеспечение функционирования ГЗ РСЧС
осуществляется информационно-управляющей системой, которая
включает:
информационно-вычислительный центр комиссии по чрезвычайным
ситуациям г. Владивостока;
пункты управления сил и средств ликвидации чрезвычайных
ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных и
невоенизированных формирований);
средства связи и передачи данных.
15. Основными функциями информационно-управляющей системы ГЗ
РСЧС являются:
сбор и комплексная обработка данных, полученных от
информационных подсистем, в том числе оповещение о фактах
чрезвычайных ситуаций, их отбор и распределение между абонентами
(пользователями) по принадлежности;
сбор и обработка информации от абонентов (пользователей)
систем;
обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и
звеньями ГЗ РСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех
уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
16. Сбор информации от абонентов (пользователей) системы и
обмена ею между различными подсистемами и звеньями ГЗ РСЧС,
комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами
управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется путем передачи формализованных донесений.
Критерии, содержание и вид информации о чрезвычайных ситуациях
устанавливаются для каждого уровня. Сроки и порядок ее передачи в
ГЗ РСЧС, ее подсистемы и звенья определены распоряжением мэра
города Владивостока.
17. Деятельность ГЗ РСЧС включает планирование, подготовку и
осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или
возникшей чрезвычайной ситуации решением мэра города
устанавливается один из следующих режимов функционирования ГЗ
РСЧС:
режим повседневной деятельности - в мирное время при
нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий,
эпизоотий и эпифитотий, введение долгосрочных работ по ликвидации
последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
режим повышенной готовности - при ухудшении
производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза и
возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала
войны;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения
возможным противником современных средств поражения.
18. Основными мероприятиями, осуществляемыми при
функционировании ГЗ РСЧС в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной
среды, обстановке на потенциально-опасных объектах и прилегающих к
ним территориях;
выполнение государственных долгосрочных целевых программ по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению
безопасности и защите населения, сокращению возможных потерь и
ущерба, а также повышению устойчивости функционирования
промышленных объектов и отраслей экономики при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки
органов управления, сил и средств ГЗ РСЧС к действиям в
чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создание и поддержание резервных фондов финансовых,
продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
осуществление целевых видов страхования;
б) при режиме повышенной готовности:
принятие на себя непосредственного руководства деятельностью
всех звеньев ГЗ РСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям,
формирование при необходимости оперативных групп для выявления
причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного
бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды,
обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним
территориях, прогнозирование возможности возникновения
чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения, природной среды и повышению
устойчивости объектов экономики;
повышение готовности сил и средств, предназначенных для
ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, уточнение планов их
действий и выдвижение при необходимости в районы предполагаемых
действий;
в) при режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации для
непосредственного руководства работами;
выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для
проведения работ;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация работ по обеспечению устойчивости функционирования
отраслей и объектов экономики, первоочередному жизнеобеспечению
пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием природной
среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных
объектах и прилегающих к ним территориях.
19. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
местный (городской, районный) резерв финансовых и материальных
ресурсов за счет местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов за счет
собственных средств организаций.
Номенклатура и объемы резервных финансовых и материальных
ресурсов определяются органами, их создавшими.
20. Ликвидацию чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по
чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
частных чрезвычайных ситуаций, распространение которых
ограничено производственным помещением - руководителями объектов
(объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям);
объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение которых
ограничено территорией объектов - руководителями объектов
(объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям) с участием при
необходимости оперативных групп районных (городских) и
ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
местных чрезвычайных ситуаций, распространение которых
ограничено территорией города (района) - руководителями (комиссии
по чрезвычайным ситуациям) местных органов исполнительной власти
районов г. Владивостока в зависимости от границ распространения
чрезвычайной ситуации.
21. Оперативные группы комиссий по чрезвычайным ситуациям всех
уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения
обстановки, выработки предложений и организаций принятия мер по
предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае
возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды и их
реализации непосредственно в районе бедствий.
Состав оперативных групп формируется из персонального состава
КЧС и штаба по делам ГО и ЧС города в зависимости от типа,
характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
Основными задачами оперативной группы в районе бедствия
являются:
а) При функционировании в режиме повышенной готовности:
организация выявления причин, оценки характера возможной
чрезвычайной ситуации, прогнозирования развития обстановки и
подготовка предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, ее
локализации и ликвидации;
координация действий территориальных органов или
непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по
предотвращению чрезвычайной ситуации;
б) При функционировании в режиме чрезвычайной ситуации:
организация оценки масштабов чрезвычайной ситуации и
прогнозирование развития обстановки;
подготовка предложений по выбору плана действий из числа
заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, по его корректировке в соответствии со
складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств
ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовых и материальных
ресурсов;
координация и контроль действий территориальных органов
управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказания
пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;
непосредственное руководство работами по ликвидации
чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с местными органами
исполнительной власти в зонах бедствия.
22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами звена, территориальной или ведомственной подсистемы ГЗ
РСЧС, на территории и объектах, на которых они возникли.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что
территориальная и ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям
не может самостоятельно справиться с ее локализацией и
ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по
чрезвычайным ситуациям.
Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на
себя руководство или координацию работ по ликвидации данной
чрезвычайной ситуации, либо оказать помощь силами и средствами.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации может
образовываться правительственная комиссия.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ,
других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации
чрезвычайной ситуации только в порядке, установленном Президентом
РФ.
Силы и средства органов МВД применяются при ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на
них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и
Приморского края.
23. Общественные объединения и организации могут участвовать в
ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих
органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников
организаций и общественных объединений соответствующей подготовки,
подтвержденной в аттестационном порядке.
24. Финансирование ГЗ РСЧС, ее подсистем и звеньев
осуществляется за счет соответствующего бюджета и средств
организаций. Распорядителями финансовых средств являются комиссии
по чрезвычайным ситуациям.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует
материально-техническое и финансовое обеспечение работ по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации
чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего
решение об их привлечении к работам.
25. Обучение населения способам защиты и ликвидации
последствий стихийных бедствий организуется штабами по делам ГО и
ЧС и осуществляется самостоятельно на занятиях и тренировках по
месту работы, учебы и жительства через средства массовой
информации и в ходе специальных учений.
Подготовка специалистов органов управления ГЗ РСЧС, ее
подсистем и звеньев осуществляется на базе курсов ГО города.
26. В целях совершенствования организации ГЗ РСЧС, проверки
готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств
системы в ее подсистемах и звеньях ежегодно планируются и
проводятся учения и тренировки.
27. В целях заблаговременного проведения мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного
снижения ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется
планирование действий в рамках ГЗ РСЧС.
Объем и содержание указанных мероприятий определяется исходя
из принципов необходимой достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий
ГЗ РСЧС осуществляет МЧС РФ через штаб по делам ГО и ЧС города.
Первый заместитель мэра -
управляющий городом -
председатель КЧС
Ю.КОПЫЛОВ
Приложение 2
к постановлению
мэра г. Владивостока
от 06.02.97 N 527
ФУНКЦИИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Городской комитет по архитектуре и
строительству мэрии города
1. Разработка методов проектирования, строительства и
эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, новых
и совершенствование существующих методов инженерной защиты
территорий.
2. Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты
объектов экономики в экстремальных условиях.
3. Руководство созданием и функционированием подсистемы защиты
города от воздействия опасных природных и техногенных процессов.
4. Разработка методологии проведения расчетов ущерба и
потребности в материально-технических ресурсах при проведении
спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации
чрезвычайных ситуаций, предоставление проведенных расчетов в
комиссию по чрезвычайным ситуациям города.
5. Координация и согласование вопросов по отводу земельных
участков под строительство наземных и подземных сооружений,
путепроводов и инженерных коммуникаций, а также реконструкции
существующих сооружений.
II. Управление здравоохранения города
1. Организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи
в районах чрезвычайных ситуаций. Создание запасов медицинского
имущества и лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
2. Координация работ по эвакуации пострадавшего населения и
больных из районов чрезвычайных ситуаций.
3. Сбор, обобщение, анализ и предоставление данных о
пострадавших и больных в районах чрезвычайных ситуаций в органы
государственного управления и органам управления ГЗ РСЧС.
4. Обеспечение готовности сил и средств медицинской службы ГО
(медицины катастроф), медицинских служб ГО районов города к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
5. Участвовать в подготовке населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
6. Руководство созданием и функционированием медицинской
службы ГО (медицины катастроф) ГЗ РСЧС.
III. Комитет экономики и прогнозирования
мэрии города
1. Прогнозирование и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Координация работ по размещению объектов экономики на
территории города с учетом требований промышленности и
экологической безопасности, повышению устойчивости их
деятельности.
3. Сбор, анализ и обобщение информационных материалов об
ущербе, нанесенном хозяйству города в результате стихийных
бедствий, аварий и катастроф, и своевременное представление их в
КЧС города.
IV. Финансовое управление мэрии города
1. Руководство определением порядка и источников
финансирования проводимых комиссией по чрезвычайным ситуациям
мероприятий.
2. Обеспечение финансирования работ по предотвращению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшему
населению.
3. Определение порядка возмещения ущерба, нанесенного
предприятиям, организациям и населению.
4. Определение порядка создания страховых и резервных фондов,
запасов материальных средств, необходимых для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
5. Контроль за достоверностью информационных материалов об
ущербе в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.
V. Комитет по предпринимательству, торговле и
бытовому обслуживанию мэрии города
1. Организация обеспечения пострадавшего населения
продовольственными товарами первой необходимости.
2. Обеспечение готовности сил и средств службы торговли и
питания к действиям в чрезвычайных ситуациях.
3. Руководство:
созданием и функционированием службы торговли и питания города
и служб торговли и питания городских районов;
созданием продовольственных ресурсов по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав
отрасли.
VI. Отдел благоустройства, содержания
дорог и территорий.
Отдел транспорта мэрии города,
транспортные ведомства города
1. Организация и проведение мероприятий по предотвращению и
ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте.
2. Обеспечение перевозок сил, средств и материально -
технических ресурсов, необходимых для проведения работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление эвакуационных
мероприятий.
3. Обеспечение готовности сил и средств ликвидации
чрезвычайных ситуаций, участие сил ведомственных формирований
в пределах их тактико-технических возможностей в проведении
аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах
чрезвычайных ситуаций.
4. Своевременное информирование КЧС о предпосылках и фактах
чрезвычайных ситуаций на территории города.
5. Осуществление функций компетентного органа по перевозке
опасных грузов, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на железнодорожном транспорте (Владивостокское отделение ДВЖД).
6. Осуществление функций компетентных органов по перевозке
опасных грузов, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на автомобильном и морском транспорте (отдел транспорта,
автомобильные и морские предприятия транспорта).
7. Руководство созданием и функционированием ведомственной
городской подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций дорожно-транспортной службой ГО, ЧС города.
VII. Приморгидромет, отдел экологии мэрии города
1. Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других
природных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и
масштабов связанных с ним чрезвычайных ситуаций.
2. Обеспечение контроля экологической обстановки в городе,
планирование и осуществление мер по ее улучшению.
3. Методическое руководство работами по ликвидации
экологических ситуаций.
4. Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений
радиоактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями
и катастрофами.
5. Предоставление гидрометеорологической и гелиогеофизической
информации и данных об уровнях загрязнения природной среды
комиссии по чрезвычайным ситуациям мэрии города.
6. Предупреждение об экстремально высоких уровнях загрязнения
окружающей природной среды.
7. Руководство созданием и функционированием следующих
функциональных подсистем ГЗ РСЧС.
8. Наблюдения и контроль за стихийными гидрометеорологическими
и гелиофизическими явлениями и загрязнениями окружающей среды.
9. Предупреждение о цунами.
VIII. Городской центр санэпиднадзора
1. Организация и осуществление контроля за состоянием
потенциально-опасных объектов, санитарной и эпидемиологической
обстановки на территории города.
2. Прогнозирование возможности возникновения аварий и
катастроф на объектах промышленности, эпидемий на территории
города.
3. Организация и осуществление оперативного контроля и
измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах
чрезвычайных ситуаций.
4. Организация и координация работ по проведению санитарно -
гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в районах
чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований ГЗ РСЧС
постоянной готовности.
5. Организация и участие в проведении санитарно-гигиенических
и противоэпидемиологических мероприятий по ликвидации
антисанитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории
города, формирования резервов санитарно-гигиенических и
противоэпидемиологических средств.
6. Руководство созданием и функционированием подсистемы ГЗ
РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в городе.
IX. Управление внутренних дел мэрии города
1. Обеспечение общественного порядка и охраны материальных и
культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
2. Руководство созданием и функционированием службы охраны
общественного порядка.
X. Управление социальной защиты населения,
отдел по труду и занятости населения
1. Осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
2. Организация и координация работ по оценке и возмещению
материального ущерба, причиненного гражданам.
3. Осуществление мероприятий по приему, размещению и
временному пребыванию граждан, пострадавших от чрезвычайных
ситуаций.
XI. Отдел связи мэрии города, учреждения связи
1. Организация и осуществление мероприятий по устойчивому
функционированию системы централизованного оповещения и связи на
местном уровне во всех режимах функционирования ГЗ РСЧС.
2. Обеспечение средствами и каналами связи органов управления
ГЗ РСЧС, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных
ситуаций.
3. Руководство созданием и деятельностью функциональной
подсистемы ГЗ РСЧС связи и оповещения.
XII. Морской комитет
1. Прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций и акватории
города.
2. Организация работ по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением на акватории
г. Владивостока безнадзорных судов.
3. Организация и осуществления контроля за состоянием
экологической обстановки в прибрежной полосе.
4. Обеспечение контроля готовности и координации действия сил
и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
акватории.
5. Своевременное информирование КЧС города о предпосылках и
фактах чрезвычайных ситуаций на акватории города.
XIII. Комитет по управлению жилищно-коммунальным
хозяйством
1. Учет защитных сооружений на территории города.
2. Контроль за эксплуатацией и содержанием защитных сооружений
балансодержателями, проведение комплексных проверок.
3. Участие в планировании укрытия населения города в случае
чрезвычайных ситуаций.
4. Руководство созданием и функционированием службы
комплексно-технических убежищ и укрытий ГЗ РСЧС.
Первый заместитель мэра -
управляющий городом -
председатель КЧС
Ю.КОПЫЛОВ
Приложение 3
к постановлению
мэра г. Владивостока
от 06.02.97 N 527
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
МЭРИИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
1. Общие положения
Комиссия по чрезвычайным ситуациям мэрии города Владивостока
(КЧС) предназначена для организации и выполнения работ по
предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от них и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации деятельности по этим
вопросам органов управления, сил и средств города и районов
города, составляющих звенья краевой подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), а также ведомств и организаций, расположенных на
территории города.
КЧС является постоянно действующим органом мэрии города и
руководствуется в своей деятельности законами Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента, Правительства
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
губернатора Приморского края и настоящим Положением.
КЧС осуществляет свою деятельность под руководством мэра
города.
Деятельность КЧС финансируется из бюджета города.
2. Основные задачи и права комиссии
по чрезвычайным ситуациям
Основными задачами КЧС являются:
руководство деятельностью соответствующих звеньев РСЧС на
подведомственных территориях;
планирование и организация эвакуации населения, размещения
эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации
чрезвычайной ситуации в места постоянного размещения;
организация и подготовка должностных лиц органов управления и
подразделений ГЗ РСЧС.
Функции комиссии по чрезвычайным ситуациям
КЧС в соответствии с возложенными на нее задачами:
организует прогнозирование и оценку обстановки на территории
города, которая может сложиться в результате аварий, катастроф,
стихийных, экологических бедствий, разрабатывает и планирует
проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
уменьшению ущерба и потерь от них и защите населения;
разрабатывает Планы действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
контролирует деятельность ведомств, организаций и местных
органов исполнительной власти в решении задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
вводит на территории города режимы функционирования звеньев
РСЧС города и городских районов;
организует подготовку органов управления и сил городского
звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (ГЗ РСЧС) и обучение населения действиям
в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает и вносит на рассмотрение мэра города проекты
решений по вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией
чрезвычайных ситуаций, обеспечением промышленной и экологической
безопасности;
контролирует деятельность звеньев РСЧС, ведомств, организаций
и предприятий на территории города по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществление государственных целевых и
научно-технических программ по проблемам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и контроль за осуществлением мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению
ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и
воздействия современных средств поражения противника, по
обеспечению надежности работы потенциально-опасных объектов
экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация и координация постоянного наблюдения и контроля за
состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов,
оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных
ситуаций;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и
средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация разработки нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создание ресурсов финансовых и материальных средств,
используемых для покрытия расходов на профилактические
мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных
ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на
подведомственной территории по предотвращению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным
ситуациям городских районов, военным командованием и общественными
объединениями по вопросам сбора и обмена информацией о
чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - направления сил
и средств для их ликвидации;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
организация привлечения трудоспособного населения из числа
пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к
аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим
неотложным вопросам;
участвует совместно с другими органами мэрии города в
рассмотрении вопросов размещения и деятельности
потенциально опасных производств;
организует защиту продовольствия, пищевого сырья,
водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного
загрязнения, химического и бактериологического (биологического)
заражения;
организует работу по привлечению общественных организаций и
граждан к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Права комиссии по чрезвычайным ситуациям
КЧС имеет право:
в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные
для выполнения предприятиями, учреждениями и организациями,
расположенными на территории города, вне зависимости от форм
собственности и ведомственной принадлежности, решения КЧС могут
оформляться распоряжениями мэра города;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных,
функциональных (ведомственных) подсистем, местных органов
исполнительной власти на территории города по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществлять контроль за подготовкой и готовностью сил и
средств (РСЧС) на территории города;
привлекать в установленном порядке силы и средства, входящие в
ГЗ РСЧС к выполнению необходимых аварийно-спасательных,
аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
устанавливать при необходимости в зонах чрезвычайных ситуаций
особый режим работы предприятий, организаций и учреждений не
зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а
также порядок въезда и выезда граждан и их поведения;
приостанавливать функционирование объектов экономики на
территории города вне зависимости от форм собственности и
ведомственной принадлежности в случае угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций;
привлекать ведущих специалистов контрольных и надзорных
органов города к проведению экспертизы потенциально опасных
объектов и контроля безопасности функционирования таких объектов.
Председатель КЧС имеет право:
привлекать в установленном порядке при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации организации, силы, транспорт и
материально-технические средства независимо от их принадлежности и
форм собственности для выполнения работ по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
вводить и приостанавливать режимы функционирования городского
звена и районных звеньев РСЧС в зависимости от сложившейся
обстановки;
приводить в готовность и перемещать органы управления и силы,
входящие в звенья РСЧС на территории города;
внеочередного заказа транспортных средств при угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций для перевозки членов КЧС и их
оперативных групп, а также мест (помещения) для их размещения.
3. Состав КЧС
КЧС возглавляется первым заместителем мэра города.
В состав КЧС входят заместители мэра и руководители ведомств,
внутренних дел, здравоохранения, энергетики, транспорта, связи,
экологии, торговли, строительства, а также других отраслей.
В состав КЧС входит начальник штаба города по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, который является
заместителем председателя КЧС. Кроме того, в состав комиссии
включаются ведущие специалисты отраслей экономики.
Штаб по делам ГО, ЧС является координирующим органом,
социально уполномоченным на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Рабочим органом
КЧС является штаб, состав которого определяет председатель КЧС.
Для организации выявления причин ухудшения обстановки,
выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению
чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения,
выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, защите населения и окружающей среды и их реализации
непосредственно в районе бедствий КЧС формирует оперативные
группы. При возникновении чрезвычайных ситуаций на оперативные
группы возлагается руководство работами по их ликвидации во
взаимодействии с местными органами исполнительной власти в зонах
бедствия. Состав оперативных групп формируется из членов КЧС и
штаба по делам ГО, ЧС, с привлечением необходимых специалистов.
В чрезвычайных ситуациях ведомства и организации города для
руководства работами по соответствующим направлениям могут
выделять свои оперативные группы, которые работают под общим
руководством оперативной группы КЧС.
Организация работы КЧС
Председатель КЧС несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на комиссию задач и функций.
Распределение обязанностей между членами КЧС производится
председателем комиссии.
В повседневной деятельности работа КЧС организуется по годовым
планам работы, которые в процессе работы могут уточняться. Планы
работы КЧС подписываются председателем КЧС и утверждаются мэром
города. Заседания КЧС оформляются протоколами. Положение о
комиссии по чрезвычайным ситуациям мэрии города Владивостока и
состав ее утверждается мэром города.
При угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации с введением
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации
работа КЧС организуется в соответствии с "Планом действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и особенности реально складывающейся
обстановки.
Первоначальные действия по ликвидации аварий, пожаров,
катастроф, в том числе вызванных внезапными стихийными явлениями,
осуществляются силами и средствами объектовых и местных
территориальных аварийно-спасательных служб, вызываемых и
прибывающих на место происшествия в соответствии с заранее
отработанным порядком, регламентированным соответствующими
документами (планы ликвидации аварий, расписание выезда пожарных
частей, оперативные планы действий в чрезвычайной ситуации и
т. п.).
При этом непосредственное руководство первоочередными
аварийно-спасательными работами непосредственно в очаге (участке,
зоне) поражения возглавляет прибывший на место происшествия
старший начальник пожарной охраны УВД до принятия другого решения
КЧС.
Общее руководство и координацию всех действий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций в этих случаях возглавляет объектовая КЧС
(штаб ликвидации аварий во главе с директором или главным
инженером предприятия), КЧС района (руководство соответствующей
районной администрации) или КЧС города в зависимости от масштабов
ЧС.
В целях оперативного реагирования при возникновении
чрезвычайной ситуации в КЧС создаются две оперативные группы.
Оперативная группа N 1 под руководством заместителя председателя
КЧС - начальника штаба по делам ГО, ЧС города убывает к месту
чрезвычайной ситуации с задачей определения масштабов и
прогнозирования дальнейшего развития ЧС, а также непосредственного
руководства и координации действий местных органов управления, сил
и средств ликвидации чрезвычайной ситуации и передаче информации в
КЧС города (оперативной группе N 2).
Оперативная группа N 2 возглавляется заместителем начальника
штаба по делам ГО, ЧС, находится в пункте постоянной дислокации
КЧС и обеспечивает сбор, обобщение и анализ поступающей информации
от оперативной группы N 1 и других источников, подготовку
положений для принятия решения председателем КЧС.
Первый заместитель мэра -
управляющий городом -
председатель КЧС
Ю.КОПЫЛОВ
|