УТРАТИЛО СИЛУ С 01 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА -
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА N 288
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1997 г. N 268
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА
"ХАСАНСКИЙ"
В целях выполнения Российской стороной обязательств,
вытекающих из решений международной Конвенции "О водно-болотных
угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве
местообитания водоплавающих птиц" от 02.02.71, трех действующих
двухсторонних международных конвенций: советско (российско) -
японской "Об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под
угрозой исчезновения и среды их обитания" (1973 г., срок действия
продлен в 1991 г.); советско - корейской (КНДР) "Об охране
перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения и
среды их обитания" (1987 г.); советско (российско) - корейской
(Республика Корея) "Об охране перелетных птиц и птиц, находящихся
под угрозой исчезновения и среды их обитания" (1994 г.) и в
соответствии с постановлением администрации края от 26.05.95 N 276
"О статусе водно-болотного угодья в южной части Хасанского
района", рекомендациями Долговременной программы охраны природы и
рационального использования природных ресурсов Приморского края до
2005 года (Экологическая программа), утвержденной решением малого
Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 17.11.92
N 120
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Организовать в южной части Хасанского района Приморского
края природный парк "Хасанский".
2. Принять за основу рекомендуемые границы и схему
функционального зонирования территории природного парка
"Хасанский" согласно схеме (прилагается).
3. Утвердить Положение о природном парке "Хасанский"
(прилагается).
4. Назначить исполняющим обязанности директора - организатора
природного парка "Хасанский" на общественных началах главу
крестьянского хозяйства Радиулова Евгения Васильевича.
5. Поручить исполняющему обязанности директора - организатора
природного парка "Хасанский" Радиулову Е. В. в срок до 31.10.97:
5.1. Подготовить и утвердить в администрации края и
Государственном комитете охраны окружающей среды Приморского края
штатное расписание администрации природного парка и смету расходов
на 1998 год на основе предложений, изложенных в ходатайстве об
организации природного парка;
5.2. Внести в администрацию края предложения по первоочередным
мероприятиям на организационный период;
5.3. Внести в Думу Приморского края предложения по применению
налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и законодательством Приморского края для собственников,
владельцев и пользователей земельных участков в границах
территории природного парка.
6. Администрации Хасанского района (Мельниченко) совместно с
Государственным комитетом охраны окружающей среды Приморского края
(Бибиков):
6.1. В срок до 31.10.97 провести согласование границ
природного парка "Хасанский" и схемы функционального зонирования
со всеми собственниками, владельцами и пользователями земельных
участков и окончательный вариант с описанием границ представить на
утверждение в администрацию края.
6.2. В срок до 21.11.97 для организации функционирования
природного парка провести собрание учредителей из числа физических
и юридических лиц, желающих принять участие в создании
некоммерческой организации - Фонд поддержки природного парка
"Хасанский".
7. Управлению юстиции администрации края (Пекарский) оказать
методическую и организационную помощь по подготовке учредительных
документов и регистрации некоммерческой организации - Фонд
поддержки природного парка "Хасанский".
8. Комитету по природным ресурсам администрации края
(Стоматюк) совместно с финансовым управлением администрации края
(Австерова) выступить учредителями Фонда поддержки природного
парка "Хасанский" от лица администрации Приморского края.
9. Департаменту прессы и информации администрации края
(Встовская) опубликовать данное постановление в средствах массовой
информации.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на вице-губернатора края, руководителя аппарата администрации края
Кузова В. А.
Губернатор края
Е.НАЗДРАТЕНКО
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
губернатора края
от 24.06.97 N 268
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИРОДНОМ ПАРКЕ "ХАСАНСКИЙ"
1. Общие положения
1.1. Природный парк "Хасанский" (далее - природный парк)
является природоохранным рекреационным учреждением, территория и
акватория которого включают природные комплексы и объекты, имеющие
значительную экологическую, эстетическую и историческую ценность и
предназначены для использования в природоохранных, рекреационных,
просветительских, научных и культурных целях.
1.2. Природный парк организуется в целях выполнения Российской
стороной обязательств, вытекающих из решений международной
Конвенции "О водно-болотных угодьях, имеющих международное
значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих
птиц" от 02.02.71, трех действующих двухсторонних международных
конвенций: советско (российско) - японской "Об охране перелетных
птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения и среды их
обитания" (1973 г., срок действия продлен в 1991 г.); советско -
корейской (КНДР) "Об охране перелетных птиц и птиц, находящихся
под угрозой исчезновения и среды их обитания" (1987 г.); российско
- корейской (Республика Корея) "Об охране перелетных птиц и птиц,
находящихся под угрозой исчезновения и среды их обитания" (1994
г.) и в соответствии с рекомендациями Долговременной программы
охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Приморского края до 2005 года (Экологическая программа),
утвержденной решением малого Совета Приморского краевого Совета
народных депутатов от 17.11.92 N 120.
1.3. Территория природного парка представляет собой систему
зон различного назначения, на которых устанавливаются специальные
режимы использования и охраны природных ресурсов в зависимости от
ценности конкретного участка в природоохранном и рекреационном
отношениях, сложившегося на нем хозяйственного использования и
землевладения.
1.4. Природный парк располагается на землях, предоставленных
ему из земель государственного запаса, и включает земли иных
собственников и землепользователей. Образование природного парка
не влечет за собой изъятия земель у землевладельцев.
1.5. Территория парка учитывается при разработке комплексных
схем развития района, схем землеустройства, районной планировки, а
также при составлении различных проектов.
2. Основные задачи природного парка
2.1. На природный парк возлагаются следующие основные задачи:
сохранение уникальных природных комплексов и объектов,
памятников природы и объектов историко-культурного наследия;
создание условий для регулируемого туризма и отдыха в
природных условиях;
разработка и внедрение научных методов сохранения природных
комплексов в условиях рекреационного использования;
восстановление нарушенных природных и историко-культурных
комплексов и объектов;
организация экологического просвещения населения;
ведение экологического мониторинга;
ведение хозяйственной деятельности в соответствующих
функциональных зонах экологически безвредными методами.
3. Порядок образования природного парка
3.1. Решение об образовании природного парка принимается
постановлением губернатора ПРиморского края по представлению
Государственного комитета охраны окружающей среды, согласованному
с органами местного самоуправления.
В таком же порядке производится изменение границ, зонирование
территории природного парка и его ликвидация.
3.2. Решение вопросов, связанных с изъятием земельных участков
или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд,
при включении в природный парк должно осуществляться путем
принятия постановления губернатора Приморского края по
согласованию с Правительством Российской Федерации.
3.3. В целях защиты территории природного парка от
неблагоприятных воздействий на прилегающих к ней участках суши и
водного пространства, может создаваться охранная зона.
Положение об охранной зоне разрабатывается администрацией
парка и утверждается администрацией Приморского края по
согласованию с органами местного самоуправления и собственниками
земли.
4. Юридический статус природного парка
4.1. Природный парк является юридическим лицом, которое не
имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то
есть является некоммерческой организацией и создается в форме
природоохранного учреждения, финансируемого за счет средств
бюджета Приморского края, имеет счета, в том числе валютные, в
учреждениях банков Российской Федерации и печать со своим
наименованием.
4.2. Природный парк находится в ведении администрации
Приморского края и непосредственно подчиняется Государственному
комитету охраны окружающей среды Приморского края.
4.3. Для организации функционирования природного парка
создается некоммерческая организация - Фонд поддержки природного
парка "Хасанский" (далее - Фонд) в порядке, предусмотренном
действующим законодательством. Взаимоотношения природного парка и
Фонда строятся на основе настоящего Положения, устава Фонда и
договоров о взаимном сотрудничестве. Надзор за деятельностью Фонда
осуществляет попечительский совет. Порядок формирования и
деятельности попечительского совета Фонда определяется уставом
Фонда, утвержденным его учредителями.
5. Управление природным парком
5.1. Управление природным парком осуществляется администрацией
парка, возглавляемой директором. Назначение и освобождение от
должности директора природного парка осуществляется постановлением
губернатора Приморского края по представлению Государственного
комитета охраны окружающей среды Приморского края после
согласования с попечительским советом Фонда.
5.2. Права и обязанности администрации природного парка:
определение штатного расписания всех служб подразделений
природного парка с последующим утверждением в администрации
Приморского края и Государственном комитете охраны окружающей
среды Приморского края;
издание в пределах своей компетенции приказов, предписаний,
обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими
лицами, находящимися на территории парка;
дача разрешений на осуществление всех видов новой деятельности
и хозяйственных проектов на территории парка;
осуществление контроля за соблюдением режима установленных
зон, охраной и рациональным использованием природных ресурсов на
территории природного парка;
приостановка и запрещение деятельности, противоречащей статусу
природного парка;
привлечение в установленном порядке к ответственности лиц на
территории парка (включая акваторию), виновных в нарушении режима
парка в соответствии с законодательством Российской Федерации,
применение штрафных санкций к нарушителям режима парка;
регулирование рекреационных нагрузок на территории парка;
осуществление международного сотрудничества в деле рекреации и
охраны природных экосистем;
выпуск в установленном порядке брошюр, буклетов, других
печатных изданий;
организация музеев, выставок, совещаний и т. д.
5.3. Права попечительского совета Фонда: рассмотрение и
согласование всех видов новой деятельности и хозяйственных
проектов на территории парка;
выбор претендентов на оказание платных услуг на территории
парка и обустройство инфраструктуры парка (концессионеров);
учредители Фонда имеют первоочередное право на концессии;
надзор за эффективностью использования средств Фонда
администрацией природного парка;
внесение в администрации парка и Приморского края предложений
(на правах рекомендаций) по совершенствованию структуры и
организации деятельности природного парка.
6. Финансирование природного парка
Финансирование природного парка осуществляется за счет
следующих источников:
средств бюджета Приморского края;
средств Фонда поддержки природного парка "Хасанский";
средств экологических фондов;
от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности,
не противоречащей задачам природного парка;
пожертвований, поступающих от предприятий, организаций и
отдельных граждан (спонсоров), заинтересованных в развитии парка,
его охране и рекреационном использовании;
в счет возмещения ущерба, причиненного в результате
деятельности физических и юридических лиц;
штрафов, взыскиваемых за нарушение режима парка и зачисляемых
в установленном порядке на счет парка;
пожертвований и средств международных союзов и иностранных
фондов;
собственных средств землепользователей и землевладельцев;
иных источников, не противоречащих действующему
законодательству.
7. Режим природного парка и обеспечение
его соблюдения
7.1. На территории парка проводятся мероприятия по сохранению,
восстановлению и изучению природных комплексов,
историко-мемориальных объектов и улучшению условий рекреации.
Регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее
проведения определяются настоящим Положением, схемой зонирования
территории парка и действующими нормативными правовыми актами
Приморского края.
7.2. В соответствии с целями и задачами деятельности в
зависимости от экологической и рекреационной ценности участков
территория природного парка по режиму использования и охраны
подразделяется на следующие зоны, которые подлежат обозначению на
местности информационными знаками:
заповедного режима с полным исключением всех видов
хозяйственной деятельности, в т. ч.: сенокошения, пастьбы скота,
прокладки новых дорог и линейных сооружений, рекреации, рыбной
ловли;
заказного режима, обеспечивающего условия сохранения
природных объектов. Здесь сохраняются естественные ландшафты,
строго ограничивается хозяйственная деятельность и
регламентируется рекреация. Разрешается прокладка экологических
троп, ловля рыбы удочкой, фотоохота. Рекреационные нагрузки
определяются администрацией природного парка на основе научно
установленных нормативов. Запрещаются охота, все виды рубок,
прокладка новых дорог и линейных сооружений, разжигание костров
вне оборудованных площадок, перемещение грунта, возведение
сооружений, не связанных с обеспечением режима территории и другая
хозяйственная деятельность, вызывающая нарушение естественной
структуры ландшафта;
познавательного туризма, предназначенные для организации
экологического просвещения, ознакомления с достопримечательностями
природного парка и обеспечения условий для сохранения природных
объектов и объектов историко-культурного наследия. Здесь
запрещаются охота, рубка деревьев и кустарников (кроме
санитарных), разжигание костров вне оборудованных площадок,
строительство объектов, не связанных с возможностью ознакомления с
достопримечательностями территории (павильоны над археологическими
раскопами, смотровые площадки, наблюдательные вышки и т. п.) и
работы, вызывающие изменение облика ландшафта;
интенсивного рекреационного использования, предназначенные для
обеспечения кратковременного отдыха. Запрещаются преобразование
крупных форм рельефа и основных элементов внутренней структуры
ландшафта, выделение участков под индивидуальное строительство,
все виды хозяйственной деятельности, противоречащие осуществлению
основных задач природного парка;
историко-мемориальная, предназначенная для сохранения
мемориальных объектов, организации историко-краеведческого
просвещения и обеспечения условий для сохранения объектов
историко-культурного наследия. Запрещается перемещение и выемка
грунта, не связанные с назначением зоны, рубка деревьев и
кустарников (кроме санитарных), сбор цветов;
обслуживания посетителей, предназначенные для размещения
гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического
сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания.
Строительство объектов производится в соответствии с проектом
развития парка. Разрешаются все виды хозяйственной деятельности,
прошедшие согласование в установленном порядке;
ограниченного хозяйственного использования, где разрешается
спортивная охота, проводимая согласно правилам охоты, действующим
на территории края, сельскохозяйственные работы. Запрещаются
строительство сооружений, рубка деревьев и кустарников (кроме
санитарных), хранение удобрений и ядохимикатов, беспривязное
содержание собак;
хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся
хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения
функционирования природного парка, а также удовлетворения основных
нужд проживающего на его территории населения.
На всей территории природного парка запрещаются складирование
и захоронение отходов, загрязнения сточными водами территории и
акватории парка, мелиоративные работы и любое изменение
гидрологического режима территории, проезд автотранспорта вне
дорог общего пользования, въезд на автомашинах на берега водоемов,
выжигание растительности и растительной ветоши.
7.3. В пределах акватории внутренних водоемов природного парка
запрещается использование плавсредств, проведение взрывных,
геолого-разведочных и добычных работ, свалка грунта.
7.4. Соблюдение режима природного парка обеспечивает его
охрана, в состав которой входят:
директор природного парка и его заместители;
старшие государственные инспекторы по охране природного парка;
участковые государственные инспекторы по охране природного
парка;
государственные инспекторы по охране природного парка.
7.5. Директор парка является главным государственным
инспектором по охране природы, заместители директора -
соответственно заместителями главного государственного инспектора
по охране природы.
7.6. К охране территории природного парка могут привлекаться
общественные инспекции. В вопросах обеспечения охраны
администрация природного парка и ее службы взаимодействуют с
государственными органами охраны водных ресурсов, рыбоохраны,
охотнадзора и органами внутренних дел.
7.7. Государственным инспекторам по охране природного парка
предоставлено право:
требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу
нарушения ими режима природного парка и природоохранного
законодательства, включая охрану животного мира, рыбных запасов,
водное, лесное, земельное законодательство;
проверять у граждан и должностных лиц документы на право
нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и
иной деятельностью на территории природного парка и его охранных
зон;
приостанавливать противоречащую природоохранному
законодательству и режиму природного парка и его охранных зон
деятельность граждан и должностных лиц;
посещать любые предприятия, учреждения и организации,
гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на
территории природного парка и его охранных зон для проверки
соблюдения требований природоохранного законодательства;
конфисковывать у нарушителей природоохранного законодательства
продукцию и орудия незаконного природопользования, а также
соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим
законодательством;
накладывать в пределах своей компетенции в административном
порядке штрафы за нарушение гражданами и должностными лицами
установленного режима или иных правил охраны и использования
окружающей природной среды и природных ресурсов на территории
природного парка, находящихся на его территории памятников природы
и объектов историко-культурного наследия. Доставлять граждан,
совершивших правонарушения, в милицию или в помещения местной
администрации в поселках и населенных пунктах;
предъявлять в установленном порядке иски предприятиям,
учреждениям, организациям, объединениям граждан о возмещении
ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и
объектам природного парка и его охранных зон в результате
правонарушений;
ходатайствовать о возбуждении в установленном порядке исков об
уголовной ответственности за нарушение режима природного парка.
7.8. Государственным инспекторам по охране природного парка
может выдаваться форменное обмундирование парка со знаками
различия и нагрудный знак.
7.9. Государственные инспекторы охраны природного парка имеют
право хранения и ношения огнестрельного оружия в соответствии с
действующим законодательством.
8. Научно-исследовательская и просветительская
деятельность в природном парке
8.1. Научно-исследовательская деятельность в природном парке
направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения
биологического разнообразия, природных и историко-культурных
комплексов и объектов в условиях рационального использования, а
также на оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
8.2. Научно-исследовательская деятельность в природном парке
проводится:
штатными сотрудниками научного отдела и лабораторий природного
парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным
научно-техническим советом природного парка;
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными
заведениями соответствующего профиля на договорных началах по
общим с природным парком программам, согласованным с
государственными органами управления, в ведении которых находится
природный парк.
8.3. В природном парке для рассмотрения вопросов научной,
природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности
создается научно-технический совет.
Состав научно-технического совета и положение о нем
утверждается государственными органами управления, в ведении
которых находится природный парк.
8.4. Планы лесохозяйственных, биотехнических,
рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятий по
регулированию численности диких животных на территории природного
парка рассматриваются в обязательном порядке на заседании
научно-технического совета.
8.5. Просветительская деятельность природного парка включает
выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных
материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и
экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных
экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств,
прохождение учебной и производственной практики студентам высших и
средних специальных учебных заведений соответствующего профиля,
освещение деятельности природного парка в средствах массовой
информации и иные формы и методы социально-экологического
воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
9. Хозяйственная деятельность природного парка
9.1. Хозяйственная деятельность природного парка направлена на
обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных
объектов, выполнение мероприятий по уходу за ним и их
восстановлению, а также на организацию и обеспечение регулируемого
туризма и отдыха в природных условиях.
9.2. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных
условиях осуществляется в соответствии с утвержденными схемой
зонирования территории природного парка и проектными материалами
путем предоставления природным парком в концессию заинтересованным
юридическим лицам земельных участков, а также зданий и сооружений,
принадлежащих парку.
9.3. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз,
предприятий общественного питания и других объектов туристического
сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и
бытового обслуживания осуществляется концессионерами на условиях,
определенных соответствующими договорами, заключаемыми с природным
парком.
9.4. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в
строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, природный
парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств,
выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих
объектов учитываются в сметах расходов природного парка.
9.5. Охотопользование и пользование неохотничьими видами диких
животных на территории природного парка осуществляется в
соответствии с нормативными правовыми актами органов
государственной власти Приморского края.
10. Права и обязанности собственников, владельцев
и пользователей земельных участков в границах
территории природного парка
10.1. Собственникам, владельцам и пользователям земельных
участков могут предоставляться налоговые и иные льготы на правах
предприятий, вкладывающих часть прибыли в охрану природы согласно
действующему законодательству Российской Федерации.
10.2. Собственники, владельцы и пользователи земельных
участков на территории природного парка обязаны соблюдать режимы
использования и охраны согласно утвержденной схеме зонирования
территории.
10.3. Юридические и физические лица, виновные в нарушении
режима зон природного парка, несут ответственность согласно
действующему законодательству.
10.4. Юридические лица, имеющие налоговые и иные льготы,
обязаны участвовать в проведении мероприятий по обеспечению режима
парка и выполнении других хозяйственных работ по согласованию с
администрацией парка.
11. Контроль за деятельностью природного парка
11.1. Государственный контроль за деятельностью природного
парка осуществляется администрацией Приморского края,
Государственным комитетом охраны окружающей среды Приморского края
и другими специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
|