Утверждены
руководителем
департамента здравоохранения
администрации края
28.05.98 г.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К АПТЕКЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Аптека относится к системе здравоохранения и организуется
в соответствии с настоящими требованиями.
1.2. Аптека организуется как отделение лечебно -
профилактического учреждения.
1.3. Аптека организуется с целью снабжения структурных
подразделений лечебно-профилактического учреждения готовыми и
аптечного изготовления лекарственными средствами, изделиями
медицинского назначения, предметами ухода за больными и другой,
разрешенной к реализации, продукцией.
1.4. Для функционирования аптеки требуется наличие на
учреждение и специалистов аккредитационных сертификатов и лицензии
на право осуществления фармацевтической деятельности, полученные в
установленном порядке.
1.5. Аптека осуществляет свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, нормативными документами
Министерства здравоохранения России, органов исполнительной власти
края, отделом по контролю за лекарственным обеспечением и
фармацевтической деятельностью Департамента здравоохранения
администрации Приморского края.
1.6. Контроль за фармацевтической деятельностью осуществляет
отдел фармации Департамента здравоохранения администрации
Приморского края, Центр лицензирования и аккредитации медицинской
и фармацевтической деятельности и Центр контроля качества
лекарственных средств.
1.7. Ликвидация аптеки осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
2. Производственная деятельность.
Задачи и функции
2.1. Основной задачей аптеки является обеспечение
лечебно-профилактического учреждения изготовленными и готовыми
лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения,
предметами ухода за больными и другой разрешенной к применению
продукции.
2.2. Для выполнения основных функций аптека обязана:
2.2.1. Соблюдать установленные действующими нормативными
документами правила внутриаптечного изготовления и реализации
продукции (согласно разрешенному ассортименту);
2.2.2. Поддерживать ассортиментный перечень продукции согласно
профилю и специализации аптечного предприятия;
2.2.3. Изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке
по номенклатуре и ценам лекарственных средств и изделий
медицинского назначения;
2.2.4. Соблюдать порядок сертификации и контроля качества
реализуемой продукции, оформления соответствующей документации;
2.2.5. Соблюдать порядок условий хранения реализуемой
продукции.
3. Нормативы размещения
3.1. Аптека организуется в структуре здания лечебно -
профилактического учреждения или отдельно стоящем здании.
В аптеке обязательно наличие централизованного водоснабжения,
канализации, центрального отопления, естественной и
приточно-вытяжной вентиляции, телефона.
При расположении аптеки в структуре здания
лечебно-профилактического учреждения она должна представлять
изолированный блок помещений.
3.2. Минимальная площадь производственных помещений аптеки
должна быть не менее 178 кв. м, обеспечивать возможность
выполнения видов разрешенных работ и включать:
помещение для подачи требований площадью не менее 10 кв. м;
помещения для хранения общей площадью не менее 63 кв. м, в том
числе:
для готовых лекарственных форм - 15 кв. м,
для средств ангро - 6 кв. м,
для дезинфекционных средств - 6 кв. м,
легковоспламеняющихся веществ - 12 кв. м,
для вспомогательных материалов и стеклотары - 6 кв. м,
для ядовитых и наркотических средств - 6 кв. м,
для предметов санитарии, ухода за больными и изделиями
медицинского назначения - 12 кв. м;
помещение для приемки и распаковки поступающей продукции,
формирования заказов (не менее 10 кв. м),
ассистентскую - не менее 12 кв. м на 1 рабочее место;
стерилизационно-моечную - не менее 8 кв. м на 1
стерилизационный аппарат;
дистилляционную - не менее 10 кв. м на 1 дистиллятор;
асептический блок - не менее 15 кв. м (12 кв. м -
асептическая, 3 кв. м - шлюзовая);
помещения для хранения стерильных экстемпоральных
лекарственных форм - 10 кв. м;
автоклавная - 10 кв. м, на 1 автоклав;
административно-бытовые помещения - не менее 30 кв. м (комната
персонала - 10 кв. м, кабинет заведующего - 10 кв. м, санузел - 3
кв. м, раздевалка - 7 кв. м).
Всего 180 кв. м.
Расположение производственных помещений должно исключать
встречные потоки технологического процесса изготовления стерильных
и не стерильных лекарственных средств и отвечать требованиям.
4. Учет и отчетность
4.1. В аптеке ведется оперативный бухгалтерский учет
товарно-материальных ценностей по установленным формам.
4.2. Формирование цен на лекарственные средства и изделия
медицинского назначения осуществляется в соответствии с порядком,
установленным органом исполнительной власти края.
4.3. Предоставление утвержденных форм ведомственной отчетности
производится в сроки и порядке, установленном органом управления
фармацевтическими организациями.
5. Оснащение необходимым оборудованием
5.1. Аптека должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в
соответствии с выполняемыми функциями:
специальной аптечной мебелью для хранения лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, производственным
оборудованием, холодильниками, холодильными камерами, приборами,
аппаратами для изготовления, смешения, фильтрования, фасовки,
укупорки, упаковки, этикетирования, весо-измерительных приборов;
приборами и реактивами для проведения внутриаптечного контроля
качества изготовляемых в аптеке лекарств, - дезинфекционными
средствами и хозяйственным инвентарем для обеспечения санитарного
режима.
5.2. В аптеке должно быть оборудовано необходимое число
рабочих мест специалистов в зависимости от объема и характера
выполняемых работ (услуг).
6. Персонал
6.1. Руководство аптекой осуществляет специалист с
фармацевтическим образованием, со стажем работы не менее 5 лет по
специальности, получивший в установленном порядке аккредитационный
сертификат провизора - организатора, или фармацевт должен иметь
квалификационную категорию.
6.2. Численность фармацевтического и вспомогательного
персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа
аптеки и объема ее работы. Минимальная норма специалистов для
обеспечения работы аптеки зависит от числа коек
лечебно-профилактического учреждения.
6.3. Все специалисты с фармацевтическим образованием должны
иметь аккредитационные сертификаты, полученные в установленном
порядке по специальности согласно действующих приказов
Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с
режимом работы и Кодексом закона о труде Российской Федерации.
6.4. В своей деятельности сотрудники аптеки руководствуются
действующими нормативными документами в области фармации,
правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением.
7. Охрана труда и техника безопасности
7.1. В аптеке должны быть созданы условия для обеспечения
охраны труда и техники безопасности.
7.2. Все работники аптеки должны быть обеспечены специальной и
санитарной одеждой.
7.3. Персонал аптеки, привлекаемый к работе с приборами и
оборудованием, должен пройти соответствующую подготовку и иметь
удостоверения на право работы (с дистилляторами, автоклавами,
сушильными шкафами, электроприборами, газовыми приборами и другим
оборудованием).
7.4. На всех рабочих местах должны находиться инструкции по
технике безопасности, работе с аппаратами и приборами.
7.5. Весь персонал аптеки должен пройти необходимый инструктаж
по технике безопасности и диспансеризацию, о чем должна быть
оформлена документация.
7.6. В аптеке должны быть обеспечены условия для сохранности
товарно-материальных ценностей и противопожарной безопасности.
|