17 июня 1998 года N 11-КЗ
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОБ ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Принят
Думой Приморского края
27 мая 1998 года
(в ред. Законов Приморского края
от 29.12.2004 N 200-КЗ, от 10.10.2005 N 290-КЗ)
Настоящий Закон определяет права и обязанности органов местного
самоуправления в Приморском крае как органов опеки и
попечительства с целью обеспечения всесторонней защиты прав и
законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
ребенок (несовершеннолетний) - лицо в возрасте до 18 лет.
благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные
ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
развитие ребенка - физическое, психическое, духовное,
социальное, эмоциональное и нравственное развитие;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных
неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка,
обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в
семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени
(либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не
позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной
жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со
стороны органов местного самоуправления;
план по защите прав ребенка - акт органа опеки и
попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по
обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения
и разграничение ответственности по защите прав и законных
интересов ребенка между родителями (законными представителями
ребенка) и уполномоченной службой (организацией); план
составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной
защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в
письменной форме с обязательным привлечением представителей
образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов
внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных
служб, а также общественных организаций, непосредственно
работающих с ребенком и обладающих информацией, необходимой для
составления плана; план утверждается районной комиссией по защите
прав детей;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они
находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный
родитель, а также дети, которые остались без попечения
единственного или обоих родителей;
опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и
охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными;
попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты
прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных
лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и исполнять установленные законом
обязанности;
подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества
установлена опека, попечительство;
подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние
дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство
в форме патронажа;
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами
опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или
отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в
семью);
попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие
попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и
граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных,
либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления
патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными
гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять
свои права и выполнять свои обязанности.
Статья 2. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства в Приморском крае являются
органы местного самоуправления.
Осуществление функций по опеке и попечительству возлагаются на
муниципальные органы управления образованием - в отношении
несовершеннолетних лиц, на муниципальные органы управления
здравоохранением - в отношении лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными, и на муниципальные
органы управления социальной защиты населения - в отношении
дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию
здоровья.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и
попечительства
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской
Федерации, настоящим Законом, уставами муниципальных образований и
другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую
основу деятельности органов местного самоуправления как органов
опеки и попечительства.
Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых
законом интересов несовершеннолетних;
защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых
законом интересов совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными, ограниченными в дееспособности и дееспособных
совершеннолетних лиц, которые временно не могут самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в
Приморском крае
1. Координация работы и методическое руководство органов
местного самоуправления по опеке и попечительству возлагаются на
главу муниципального образования, управление народного образования
администрации Приморского края, департамент здравоохранения
администрации Приморского края, управление социальной защиты
населения администрации Приморского края.
2. Контроль за исполнением органами местного самоуправления
функций по опеке и попечительству на территории муниципальных
образований возлагается на главу муниципального образования.
Статья 6. Полномочия органов опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних
1. Глава муниципального образования по осуществлению опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних принимает решения по
следующим вопросам:
о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
об установлении опеки и попечительства;
о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и
имуществом в соответствии с действующим законодательством;
о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или
регистрации;
о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях,
предусмотренных законом о порядке управления имуществом
подопечного;
о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение
всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся
в государственной защите, прав или изменения объема указанных
прав;
о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной
защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях,
предусмотренных законодательством;
о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в
случаях, предусмотренных законодательством;
о разрешении на вступление в брак до достижения брачного
возраста;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
об издании иных правовых актов в отношении защиты прав
несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
Заключает договоры:
о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
о доверительном управлении имуществом.
Утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него
изменений и дополнений на основании результатов проверок его
выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите
прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает
жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
2. Муниципальные органы управления образованием:
организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в
государственной защите;
проводят работу по профилактике социального сиротства,
жестокого обращения с детьми;
дают заключение в суд об обоснованности и соответствии
усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления
(удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления
и отмены усыновления (удочерения);
осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в
возрасте до 23 лет;
подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих
требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна,
попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна,
попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна,
попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или
попечительство;
в установленном законом порядке осуществляют защиту личных
неимущественных и имущественных прав и интересов подопечных в
случае использования опекуном, попечителем опеки попечительства в
корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без
надзора и необходимой помощи;
готовят материалы о назначении денежных средств на содержание
подопечного в порядке и размере, установленном Правительством
Российской Федерации;
участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей,
оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и
трудоустройства подопечных;
проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и
воспитания ребенка;
обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или
попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их
имущества;
осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних,
не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку,
попечительство граждан, в приемную семью, на усыновление, а при
отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение,
лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на
территории данного района, способных к выполнению обязанностей
усыновителя;
в установленном порядке готовят материалы, необходимые для
усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного
района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено
усыновление (удочерение);
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей
приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными
родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка
на воспитание в семью;
оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в
воспитании и организации отдыха подопечных;
дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя
с подопечным;
дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипированным);
разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в
пределах своей компетенции;
возбуждают в судах дела о лишении родительских прав,
ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения
родителей родительских прав, о признании брака недействительным в
случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации,
об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых
законом интересов несовершеннолетних, дают заключения по данным
вопросам;
дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам,
связанным с воспитанием детей и защитой их личных неимущественных
и имущественных прав;
проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица,
претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по
спорам, связанным с воспитанием детей;
участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании
детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской
Федерации;
осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при
разделе наследственного имущества;
готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак
лицам, не достигшим совершеннолетия;
привлекают общественность к работе органов опеки и
попечительства;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры.
Статья 7. Полномочия органов опеки и попечительства в отношении
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными
1. Глава муниципального образования по осуществлению опеки и
попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными
вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими веществами, принимает решение:
об установлении опеки, попечительства;
об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения
им своих обязанностей;
о прекращении опеки, попечительства;
о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие
психического расстройства, в психиатрическое или
психоневрологическое учреждение;
о реализации имущества недееспособного в случаях направления
его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное
обеспечение;
о создании в стационарном учреждении социальной защиты
населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального
состава и положения.
2. Муниципальные органы управления здравоохранением:
устанавливают опеку над лицами, признанными судом
недееспособными вследствие психического расстройства, а также
попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности
вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими
веществами, назначают опекунов и попечителей;
назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в
случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской
Федерации;
выявляет новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей,
и устраивают их в подведомственные учреждения;
освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения
возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных
Гражданским кодексом Российской Федерации;
выносят решения о помещении лиц, признанных судом
недееспособными вследствие психического расстройства, в
психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в
психоневрологические дома-интернаты на полное государственное
обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы
недееспособного;
принимают меры по защите жилищных прав подопечных;
решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими
доходами и имуществом в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации;
дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение
сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых
законом интересов подопечных;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры;
выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами,
нуждающихся в установлении над ними опеки;
оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам,
признанным судом недееспособными вследствие психического
расстройства;
подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна,
готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об
освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на
него обязанностей;
ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека;
в установленном законом порядке осуществляют защиту
имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных
в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных
целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и
необходимой помощи;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им
помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными
вследствие психического расстройства, в психиатрические или
психоневрологические учреждения;
возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным
или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего
дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о
признании брака недействительным в интересах лица, признанного
судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и
охраняемых законом интересов подопечных.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства в отношении
совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по
состоянию здоровья
1. Глава муниципального образования по осуществлению опеки и
попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц,
нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, принимает
решения:
об установлении попечительства в форме патронажа;
о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на
время исполнения им попечительских обязанностей;
об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им
своих обязанностей;
о прекращении попечительства в форме патронажа.
2. Муниципальные органы управления социальной защиты населения:
устанавливают попечительство в форме патронажа в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации и назначают попечителей
над совершеннолетними дееспособными лицами;
освобождают и отстраняют попечителей от выполнения возложенных
на них обязанностей в случаях, предусмотренных Гражданским
кодексом Российской Федерации;
выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают
разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного;
возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых
законом интересов подопечных;
оказывают до установления попечительства в форме патронажа
необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и выполнять свои обязанности;
в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц,
способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы,
необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или
отстранении попечителя от выполнения возложенных на него
обязанностей;
ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;
в установленном законом порядке осуществляют защиту
имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных
в случае использования попечителем попечительства в корыстных
целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и
необходимой помощи;
осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц,
нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме
патронажа, в учреждения системы социальной защиты населения;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.
Статья 9. Утратила силу. -
Закон Приморского края от 29.12.2004 N 200-КЗ (в ред. от
04.02.2005).
Статья 10. Выплата ежемесячных денежных средств опекуну
(попечителю)
(Статья 10 в ред. Закона Приморского края от 10.10.2005 N 290-
КЗ)
Опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей,
находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются
ежемесячные денежные средства в соответствии с краевым
законодательством.
Статья 11. Комиссия по охране прав детей
Для эффективного решения наиболее сложных вопросов глава
муниципального образования на основании предложений
представительного органа муниципального образования может
образовывать комиссию по охране прав детей (далее - Комиссия) и
руководит ее работой.
Положение о Комиссии утверждается представительным органом
муниципального образования.
Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными
функциями.
Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав
Комиссии на основании распоряжения главы муниципального
образования как председателя Комиссии включаются по должности
работники государственных и муниципальных органов и учреждений,
представители образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты
населения и других муниципальных служб, в компетенцию которых
входит непосредственная работа с данным ребенком.
Статья 12. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
И.о. губернатора края
В.ДУБИНИН
г. Владивосток
17 июня 1998 года
N 11-КЗ
|