ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 мая 1999 г. N 16-07
Одним из важнейших нововведений, нашедших отражение в
Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), является впервые
законодательно определенная процедура проведения камеральной (по
месту нахождения налогового органа) и выездной налоговой (в
прежней терминологии - документальной, проводящейся по месту
нахождения налогоплательщика, объекта налогообложения или
источника налогообложения) проверок налогоплательщиков.
Ранее этот вопрос регулировался только на уровне писем и
указаний Государственной налоговой службы России, доводивших до
нижестоящих налоговых органов общие рекомендации по данному
вопросу.
Отсутствие законодательного регулирования вопросов,
возникающих в ходе проведения налоговых проверок (ограничение
продолжительности и периодичности проведения проверок, порядок
рассмотрения их результатов и др.), нередко являлось предпосылкой
для возникновения конфликтных ситуаций между налоговым органом и
налогоплательщиком.
В связи с введением части I Налогового кодекса взаимоотношения
между налоговым органом и налогоплательщиком становятся
законодательно урегулированными. В частности, в нем детально
регламентированы все основные процедуры налогового контроля,
которые обязательны для исполнения как налоговыми органами, так и
налогоплательщиками.
С этой же целью, на основании части первой Налогового Кодекса
Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по
налогам и сборам 31 марта 1999 года принята Инструкция N 52 "О
порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения
решения по результатам рассмотрения ее материалов". Данная
Инструкция 28.04.99 г. прошла процедуру регистрации в Министерстве
юстиции Российской Федерации. Ей присвоен регистрационный номер
1768.
Настоящая Инструкция устанавливает единые требования к
составлению и форме акта выездной налоговой проверки
налогоплательщиков и налоговых агентов, проведенной органами
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также к
порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов
проверки, регламентирует все общие процедурные моменты, связанные
с проведением налоговой проверки, оформлением ее результатов.
Следует обратить внимание, что в настоящее время Налоговым
кодексом РФ, а также Инструкцией "О порядке составления акта..."
законодательно закреплен ряд правовых новшеств в порядке
проведения выездных налоговых проверок и обжалования их
результатов. Так, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены
не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика,
предшествовавших году проведения проверки (ст. 87 НК РФ).
Кроме того, выездная налоговая проверка, проводится не чаще 1
раза в год и не может продолжаться более двух месяцев (в
исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить
срок проведения проверки, но не более чем на 1 месяц). Данное
ограничение не распространяется на налоговые проверки, которые
производятся:
в связи с реорганизацией или ликвидацией организации -
налогоплательщика;
вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за
деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку.
Таким образом, не допускается назначение выездной налоговой
проверки налогоплательщика по тем видам налогов, вопросы
правильности исчисления, уплаты, удержания и (или) перечисления
которых были охвачены выездной налоговой проверкой, со дня
окончания которой прошло менее одного года.
Из изложенного следует вывод: если налогоплательщик был
проверен по одному из видов налогов в течение года, то не
исключается возможность проведения выездной налоговой проверки в
этом же году по иным видам налогов.
По результатам налоговой проверки должен быть составлен акт,
подписываемый всеми участниками проверки. Акт должен быть вручен
налогоплательщику.
Налогоплательщик вправе в 2-недельный срок со дня получения
акта представить возражения по акту в целом или по его отдельным
положениям. По окончании этого срока в течение 14 дней
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
рассматривает акт проверки, документы, изъятые у
налогоплательщика, а также документы и материалы, представленные
налогоплательщиком.
В случае представления налогоплательщиком письменных пояснений
или возражений по акту проверки материалы проверки рассматриваются
в присутствии должностных лиц налогоплательщика или его
представителя.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
руководитель налогового органа либо его заместитель в течение 10
дней выносит решение (постановление), на основании которого
налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по
налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении
выявленных нарушений (пп. 1, 3 ст. 101 НК РФ, раздел 4
Инструкции).
Кроме того, Налоговым кодексом РФ и данной Инструкцией
определен ряд прав и обязанностей должностных лиц налоговых
органов и налогоплательщиков при проведении налоговых проверок.
Подводя итоги, можно сказать, что законодательное
урегулирование взаимоотношений между налоговым органом и
налогоплательщиком, в том числе принятие данной Инструкции,
несомненно послужит повышению эффективности процедуры проверок
соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, а
также повышению уровня налоговой культуры в стране.
Государственный советник налоговой
службы III ранга
Н.Г.ПОПОВ
Ст. госналогинспектор
контрольно-ревизионного отдела
ГНИ по Приморскому краю
У.СИДОРЧУК
|