УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
начальника
Учреждения юстиции
"Приморский краевой
регистрационный центр"
от 20.07.1999 N 67
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
"О ПОРЯДКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ
И ОСОБЕННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ДОЛЯМИ"
1. Общие положения
1.1. Настоящее методическое пособие разработано на основании
ст. ст. 9, 36, 72 Конституции Российской Федерации, Гражданского
кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса РСФСР,
Федерального закона от 08.12.95 г. "О сельскохозяйственной
кооперации", Федерального закона от 21.07.97 г. "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
Федерального закона от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального
закона от 31.07.95 г. "Об основах государственной службы
Российской Федерации", Указов Президента РФ от 27.12.91 г. N 323
"О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР",
от 02.03.92 г. N 213 "О порядке установления нормы бесплатной
передачи земельных участков в собственность граждан", от 27.10.93
г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России", от 07.03.96 г. N 337 "О мерах по реализации
конституционных прав граждан на землю", от 25.01.99 г. N 112 "О
признании утратившими силу и об изменении некоторых актов
Президента Российской Федерации", постановлений Правительства РФ
от 29.12.91 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов",
от 19.03.92 г. N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве
собственности на землю, Договора аренды земель
сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования
землей сельскохозяйственного назначения", от 04.09.92 г. N 708 "О
порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций
агропромышленного комплекса", 01.02.95 г. N 96 "О порядке
осуществления прав собственников земельных долей и имущественных
паев", Положения о комиссии по приватизации земли и реорганизации
колхоза (совхоза), утвержденного Министерством сельского хозяйства
РФ от 22.01.92 г., Указаний о порядке оформления договоров
передачи земельной доли в аренду, утвержденные Комитетом
Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от
16.05.96 г., письма Комитета Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству и Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации от 24.12.92 г. N 2-12/3227 "О
выделении земельной доли работникам социальной сферы", писем
Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству от 14.05.96 г. N 5-16/1004 "О порядке выкупа
земельной доли", от 27.05.96 г. N 2-21/1091 "О получении земельных
участков в собственность бесплатно руководителями и специалистами
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления, а также проработавшими в колхозах,
совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти
лет", решения Приморского краевого Совета народных депутатов от
07.02.91 г. N 95 "О комплексе мер по развитию села и улучшению
обеспечения населения продовольствием", постановлений губернатора
Приморского края от 27.08.96 г. N 470 "О мерах по выполнению Указа
Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. N 337 "О реализации
конституционных прав граждан на землю", от 27.03.98 г. N 137 "О
мерах по реализации Федерального закона "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также
иных нормативных актов Российской Федерации и Приморского края,
нормативных документов учреждения юстиции "Приморский краевой
центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество"
(далее - ПЦГРП), изданных в пределах их компетенции.
1.2. Для целей настоящего методического пособия используются
следующие термины:
земельная доля - доля в праве на земельный участок, переданный
в общую собственность коллектива реорганизованной
сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) (далее
- сельскохозяйственная организация), выраженная в гектарах или
балло - гектарах;
паевой фонд сельскохозяйственного кооператива - стоимость
взносов членов кооператива или ассоциированных членов кооператива
деньгами, земельными участками, земельными и имущественными
долями, либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими
денежную оценку.
1.3. Для организации реформирования колхоза (совхоза) и
перехода в частную собственность членов колхоза (работников
совхоза), других граждан, юридических лиц земли, других
производственных фондов и активов создается комиссия по
приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза). Она является
органом, уполномоченным администрацией района осуществлять
преобразование хозяйства. Комиссия образуется общим собранием
(конференцией) трудового коллектива колхоза (совхоза). В своей
деятельности комиссия подконтрольна общему собранию (конференции
уполномоченных представителей) трудового коллектива колхоза
(совхоза), районной комиссии по приватизации земель и
реорганизации колхозов и совхозов.
В состав этой комиссии входят представители местных органов
власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных
управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе,
кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложено на
председателей колхозов и директоров совхозов.
1.4. Споры, связанные с правом на получение земельной доли и
определением площади земель, находящихся в общей собственности,
разрешаются судом.
2. Лица, имеющие право на бесплатное получение
земельной доли в собственность
2.1. Право на бесплатное получение земельной доли в
собственность имеют:
- работники сельскохозяйственной организации, в том числе
уволенные по сокращению численности или штата работников после
01.01.92 г. (в их число не включаются временные, сезонные
работники, а также лица, работающие по гражданско - правовым
договорам, совместители, основное место работы которых находится в
другой организации);
- пенсионеры, вышедшие на пенсию в данной сельскохозяйственной
организации и проживающие на ее территории, в том числе получающие
пенсию по случаю потери кормильца, по инвалидности, по уходу за
инвалидами и др.;
Примечание. Под территорией сельскохозяйственной организации
понимаются земли, находящиеся в пределах, которые определены в
документах об отводе земли, выданных до утверждения новых проектов
перераспределения земель в связи с реорганизацией хозяйств.
Проживающими на территории данной организации признаются также
пенсионеры, живущие в домах или жилых помещениях, находящихся на
балансе этой организации на момент возникновения права
собственности на земельную долю, даже если дома расположены вне
этой территории.
- пенсионеры, проживающие на территории, переданной
сельскохозяйственной организации в результате реорганизации, но
вышедшие на пенсию в том хозяйстве, в пользовании которого эти
земли находились ранее;
- лица, занятые в социальной сфере на селе (работники
предприятий и организаций народного образования, здравоохранения,
культуры, быта, связи, торговли и общественного питания,
расположенных на территории сельскохозяйственной организации).
Примечание. До принятия Положения о реорганизации колхозов и
совхозов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
04.09.92 г. N 708, предусмотревшего право данной категории лиц на
бесплатное получение земельной доли в собственность, земельная
доля могла быть предоставлена им только при наличии решения об
этом коллектива сельскохозяйственной организации (п. 9
Постановления Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и
совхозов"). Поэтому в случае, если сельскохозяйственная
организация реорганизована до выхода вышеназванного Положения,
принятое местной администрацией решение о закреплении земли в
собственность пересмотру не подлежит. Работники социальной сферы
таких организаций, пожелавшие вести крестьянское (фермерское)
хозяйство, наделяются земельными участками в порядке,
установленным законодательством Российской Федерации.
Категории граждан, перечисленные ниже, приобрели право на
получение земельной доли в собственность на основании
постановления Правительства РФ от 04.09.92 г. N 708 "О порядке
приватизации и реорганизации предприятий и организаций
агропромышленного комплекса" (т. е. с 21.09.92 г. - момента
вступления в силу указанного постановления):
- временно отсутствующие работники сельскохозяйственной
организации (военнослужащие срочной службы, работники,
направленные на повышение квалификации, женщины, находящиеся в
отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком и
т. д.);
- лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в
случае их возвращения);
- наследники лица, имевшего право на получение в собственность
земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в
течение установленного срока исковой давности);
2.2. Лица, указанные в п. 2.1 настоящего методического
пособия, имеют право на первичное получение земельной доли только
в одной сельскохозяйственной организации. Граждане, имеющие право
на получение земельной доли, включаются в список, составляемый
внутрихозяйственной комиссией по приватизации земли и
реорганизации сельскохозяйственной организации.
2.3. Указом Президента РФ от 07.03.96 г. N 337 "О реализации
конституционных прав граждан на землю" разрешено получать
земельные участки в собственность бесплатно для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства и пользования в иных целях в
соответствии с законодательством Российской Федерации за счет
свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель
на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных
участков или земельных долей граждан - сельским
товаропроизводителям:
- руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов;
- специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного
самоуправления и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
- руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах,
совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти
лет.
Примечание. Руководители и специалисты, проработавшие в
колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не
менее пяти лет, имеют право получить земельные участки в
собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства, создания сельскохозяйственного кооператива, в работе
которых они должны принимать личное трудовое участие.
При получении земельного участка с целью ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства или передачи его в качестве взноса в
действующую или создаваемую коммерческую сельскохозяйственную
организацию государственные и муниципальные служащие должны
оставить службу, поскольку не вправе, оставаясь на прежней
должности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через посредников.
Собственник земельного участка, внесший его в уставный фонд
коммерческой сельскохозяйственной организации или ведущий
крестьянское (фермерское) хозяйство, при поступлении на
государственную должность государственной службы или ставший
муниципальным служащим, обязан передать в траст (доверительное
управление) доверительному управляющему (крестьянскому хозяйству,
коммерческой сельскохозяйственной организации) свой земельный
участок, заключив договор доверительного управления имуществом.
Аналогичная обязанность по заключению договора доверительного
управления своим земельным участком, находящимся в паевом фонде
сельскохозяйственного кооператива, лежит и на ассоциированном
члене кооператива (физическом лице) в случае занятия им
государственной должности на государственной службе или при
поступлении на должность муниципального служащего, поскольку иное
не вытекает из закона.
Примечание. Ассоциированный член кооператива - физическое и
(или) юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно
получает дивиденды, но не имеющее в нем права голоса. Особенности
создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов
определяются Федеральным законом от 08.12.95 г. "О
сельскохозяйственной кооперации".
3. Определение размера земельной доли
3.1. Размер земельной доли устанавливается в натуральном или
стоимостном выражении. Земельная доля в натуральном выражении не
должна превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной
передачи земли в собственность граждан, дифференцированную с
учетом среднего качества земель конкретной сельскохозяйственной
организации.
Размер земельной доли рассчитывается в гектарах, с учетом
качества земель - в балло - гектарах. Размер земельной доли в
гектарах рассчитывается путем деления общей площади
сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность
участников (членов) сельскохозяйственной организации, на число
лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным
инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту
(свидетельству). Размер земельной доли в балло - гектарах
рассчитывается путем деления суммы балло - гектаров всех
сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность
участников (членов) сельскохозяйственной организации, на число
лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей.
3.2. При определении земельной доли учитываются
сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных
предприятии, за исключением земельных участков:
- переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов
народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда,
участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного
пользования;
- включенных в фонд перераспределения земель;
- используемых для испытания новых сортов сельскохозяйственных
культур;
- переданных данной организации в аренду.
3.3. Размер индивидуальной земельной доли устанавливается
независимо от трудового вклада и стажа работы лица, имеющего право
на ее получение.
3.4. При передаче сельхоз - угодий в собственность гражданам и
юридическим лицам разрешается одновременно передавать им бесплатно
в собственность земельные участки, занятые кустарником,
мелколесьем и другими сельскохозяйственными угодьями и
расположенные между участками продуктивных земель в границах
отводимого земельного массива.
4. Правомочия собственника по распоряжению
земельной долей
4.1. Каждый собственник земельной доли может распорядится
своей земельной долей. Для этого он распоряжается либо долей в
праве на земельный участок всего реорганизованного хозяйства, либо
земельным участком, выделенным ему в натуре в соответствии с его
заявлением и решением всех собственников (порядок и условия выдела
земельного участка в натуре рассмотрен в разделе 5 настоящего
методического пособия).
4.2. Перечень прав собственников по распоряжению земельными
долями с начала земельной и аграрной реформы изменялся. При этом
правомочия собственников постоянно расширялись. Указ Президента РФ
"О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от
27.12.91 г. N 323 предоставил право работникам
сельскохозяйственной организации продать земельную долю другим
работникам сельскохозяйственной организации или самому хозяйству,
обменять земельную долю или сдать ее в аренду. Выдел земельного
участка в натуре допускался лишь в случае создания крестьянского
(фермерского) хозяйства. Постановлением Правительства РФ от
29.12.91 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов"
было разрешено владельцам земельных долей передать их в качестве
учредительного взноса в товарищество или акционерное общество, в
качестве вступительного взноса в кооператив. Постановление
Правительства РФ от 04.09.92 г. N 708 "О порядке приватизации и
реорганизации предприятий и организации агропромышленного
комплекса" предоставил право владельцам земельных долей передать
их по наследству, сдать в аренду другим владельцам земельных долей
(паев). Указ Президента РФ "О регулировании земельных отношений и
развитии аграрной реформы в России" от 27.10.93 г. N 1767 дополнил
перечень правомочий собственников земельных долей, предусмотрев
право сдавать в залог (с выделением земельного участка в натуре),
расширить до установленной нормы земельный участок, используемый
для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального
жилищного строительства (с выделением земельного участка в
натуре), продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива,
а также иным гражданам и юридическим лицам для производства
сельскохозяйственной продукции.
4.3. В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ
"О реализации конституционных прав граждан на землю" от 07.03.96
г. N 337, собственник земельной доли может использовать ее
следующим образом:
- передать земельную долю по наследству;
- использовать земельную долю (с выделением земельного участка
в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и
личного подсобного хозяйства;
- продать земельную долю;
Примечание. При купле - продаже земельной доли предварительное
выделение соответствующего земельного участка в натуре не
производится.
- подарить земельную долю;
- обменять земельную долю на имущественный пай или земельную
долю в другом хозяйстве;
- передать земельную долю (с выделением земельного участка
натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам,
сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства;
- передать земельную долю на условиях договора ренты и
пожизненного содержания;
- внести земельную долю или право пользования этой долей в
паевой фонд сельскохозяйственного кооператива или уставный капитал
другой сельскохозяйственной организации.
4.3. Передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным
организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также
передача земельных долей или права пользования ими в уставный
капитал сельскохозяйственных организаций осуществляются на
основании договоров между собственниками долей,
сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами.
4.4. При совершении сделок, связанных с отчуждением земельных
долей, следует исходить из того, что суммарная площадь
соответствующих земельным долям земельных участков, переходящих в
собственность одного физического или юридического (в расчете на
одного работающего) лица, не должна превышать установленных
предельных размеров земельных участков, предоставляемых для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с
Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР", предельные размеры земельных участков,
предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Решением
Приморского краевого Совета народных депутатов от 07.02.91 г. N 95
установлен предельный размер земельного участка, предоставляемого
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность
за плату и бесплатно, согласно нормативов каждого района, до 100
га.
4.5. Возмездное отчуждение земельных долей производится с
соблюдением правил о праве преимущественной покупки,
предусмотренных ст. 250 ГК РФ.
4.6. При совершении сделок по отчуждению земельных долей
государственной регистрации подлежит переход права собственности
на земельную долю, а если земельная доля переходит по договору
дарения, ренты и пожизненного содержания с иждивением, то
государственной регистрации подлежит также договор.
5. Выдел земельного участка в натуре
5.1. Собственники земельных долей (паев) имеют право без
согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и
аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сторонним
сельскохозяйственным и другим предприятиям, расширения до
установленной нормы участка, используемого под личное подсобное
хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.
5.2. Работы, связанные с определением местоположения и границ
земельного участка, подлежащего выделению в натуре в счет
земельной доли (долей), выявлением ограничений в использовании
земель и обременений земельного участка правами иных лиц,
выполняются районным комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству.
5.3. Для выделения одной или нескольких земельных долей в
натуре заявители подают заявления в администрацию муниципального
образования на имя представителя сособственников земельного
участка, а при отсутствии такового на имя руководителя
сельскохозяйственной коммерческой организации, которая использует
земельный участок. В заявлении указываются количество земельных
долей, включая находящиеся в собственности, взятые в аренду или
полученные в качестве взноса в уставный капитал, их общая площадь,
оценка в балло - гектарах, а также перечень полей и участков,
которые хотят получить заявители. Общая оценка заявленных участков
в балло - гектарах не должна превышать сумму балло - гектаров,
указанную в свидетельствах на право собственности на земельные
доли заявителей.
В случае, если собственниками земельных долей до получения
заявлений был определен земельный массив для выделения в натуре
земельных участков, его площадь достаточна для удовлетворения всех
заявлений, заявители согласны получить землю на данном массиве и
между ними не существует споров, земельные участки выделяются на
данном массиве. Выделение земли производится только при наличии
всех вышеперечисленных условий.
Во всех остальных случаях администрация района в недельный
срок со дня получения заявления о выделении земельных долей
уведомляет об этом других собственников соответствующей
сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), а
также предоставляет информацию о каждом поданном заявлении всем
заинтересованным лицам.
5.4. Не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о
выделении земли должно состояться собрание собственников земельных
долей или их представителей, которое принимает решение о
местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в
счет выделяемых земельных долей. В решении перечисляются земельные
массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается
выбрать себе земельный участок, или предлагаются конкретные
земельные участки. Оценка предлагаемых заявителям участков в балло
- гектарах не может быть ниже указанной в заявлении. Данное
решение принимается с учетом обеспечения компактного
землепользования и создания условий для рациональной организации
территории, добровольного кооперирования в области производства,
переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, сервисного
обслуживания, инженерного обустройства территории и улучшения
социально - бытового обслуживания населения.
5.5. Решение собрания собственников земельных долей
принимается единогласно. Единогласие считается достигнутым, если в
течение месяца со дня уведомления каждого сособственника о
местоположении земельных участков, предоставляемых в счет
выделяемых земельных долей заявители и внутрихозяйственная
комиссия по приватизации земли и реорганизации
сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) не
получили возражений в письменной форме ни от кого из
сособственников.
5.6. С момента вступления в силу Указа Президента РФ "О
реализации конституционных прав граждан на землю" (т. е. с
12.03.96 г.), в случае разногласий решение о местоположении
земельного участка принимает орган местного самоуправления при
участии комитета по земельным ресурсам и землеустройству с
соблюдением условий, указанных в п. 5.4 настоящего методического
пособия, и обеспечением качества выделяемых земель не ниже
среднего по хозяйству.
5.7. Если между сособственниками и заявителями достигнуто
согласие по вопросу выделения земельных участков в счет земельных
долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, в
котором указываются количество земельных долей заявителей, их
оценка в балло - гектарах, перечень выделенных участков и их общая
оценка в балло - гектарах с приложением планов этих участков,
выполненных в масштабе имеющегося для данной территории планово -
картографического материала. Протокол подписывают представители
сособственников, каждого заявителя и районного комитета по
земельным ресурсам и землеустройству. Протокол представляется в
районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит
основанием для выноса в натуре границ земельных участков.
5.8. При наличии разногласий между собственниками и
заявителями или между несколькими заявителями по поводу выделения
земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе
определения местоположения этих участков спор разрешается в
судебном порядке.
5.9. Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству
в месячный срок со дня получения протокола о выделении земельных
участков оформляет соответствующие документы на выделенные
земельные участки.
5.10. Выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные
участки могут использоваться только для производства
сельскохозяйственной продукции. Целевое назначение этих участков
может быть изменено по решению органа исполнительной власти
субъекта РФ.
6. Регистрация права собственности на земельную долю
6.1. Моментом возникновения права собственности на земельную
долю в период реорганизации колхозов (совхозов) являлась дата
принятия администрацией муниципального образования решения о
передаче земли в общую собственность участников (членов)
сельскохозяйственной организации.
6.2. Каждому собственнику земельной доли должно было
выдаваться свидетельство на право собственности на землю по форме,
утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.93 г. N 1767, с
указанием площади земельной доли без выдела в натуре.
6.3. Право общей долевой собственности на землю, возникшее при
реорганизации колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных
предприятий, признается юридически действительным при отсутствии
его государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним". Государственная регистрация такого права проводится по
желанию правообладателей. Однако, в случае отчуждения земельной
доли, передачи ее в аренду, сдачи в залог или совершения иной
сделки с земельной долей или земельным участком, выделенным в
натуре в счет земельной доли, необходима государственная
регистрация права собственности на земельную долю (или земельный
участок) в порядке п. 2 ст. 6 ФЗ "О государственной
регистрации...".
6.4. Если был произведен выдел земельной доли в натуре,
государственной регистрации подлежит право собственности на
конкретный земельный участок, для чего предоставляется план
земельного участка, выданный комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству. При этом общая площадь земельного участка
уменьшается на величину площади выделенного земельного участка.
6.5. Государственная регистрация права собственности на
земельную долю (или земельный участок, выделенный в натуре в счет
земельной доли) осуществляется на основании заявления
правообладателя.
6.6. К заявлению о государственной регистрации должен быть
приложен документ об оплате регистрации.
6.7. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его
личность:
- общегражданский паспорт;
- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего
возраста;
- заграничный паспорт - для граждан, постоянно проживающих за
границей;
- удостоверение личности для военнослужащих с обязательным
предъявлением справки по форме N 14;
- военный билет для военнослужащих срочной службы;
- временное удостоверение гражданина с фотографией и отметкой
о регистрации по месту жительства.
6.8. В случае представления документов на государственную
регистрацию представителем правообладателя, требуется
доверенность, составленная от имени правообладателя. Доверенность
может быть как нотариально удостоверенной, так и совершенной в
простой письменной форме.
6.9. Для государственной регистрации права собственности на
земельную долю (или земельный участок) предоставляются следующие
документы:
- свидетельство на право общей долевой собственности на землю;
- план земельного массива сельскохозяйственной организации, в
котором находится земельная доля или, соответственно, план
земельного участка, выделенного в счет земельной доли;
Примечание. Если у районного комитета по земельной реформе и
землеустройству отсутствует техническая возможность для оформления
плана земельного участка, то для государственной регистрации
предоставляется план всего земельного массива с обозначением
земельного участка, выделенного в натуре.
- справка комитета по земельным ресурсам и землеустройству о
правообладателе и об отсутствии ограничений (обременений).
6.10. Для государственной регистрации права собственности на
земельную долю в порядке ст. 6 ФЗ "О государственной
регистрации...", когда правообладателем не было оформлено его
право собственности (не получено свидетельство на право
собственности на землю), предоставляются следующие документы:
- постановление администрации муниципального образования о
передаче земли в общую собственность участников (членов)
сельскохозяйственной организации;
- список лиц, имеющих право на получение земельной доли в
собственность бесплатно, составленный внутрихозяйственной
комиссией по приватизации земли и реорганизации
сельскохозяйственных коммерческих организаций;
- план земельного массива сельскохозяйственной организации, в
котором находится земельная доля.
Примечание. В случае, когда собственником земельной доли не
было получено свидетельство на право собственности на землю, при
осуществлении государственной регистрации права собственности в
порядке ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации..." выдается
свидетельство о государственной регистрации. В остальных случаях
на оригинале правоустанавливающего документа (свидетельства на
право собственности на землю) проставляется штамп о произведенной
государственной регистрации без выдачи свидетельства.
Для упрощения процедуры приема документов на государственную
регистрацию права собственности на земельную долю рекомендуется
при обращении первого собственника земельной доли сформировать
пакет документов по реорганизованной сельскохозяйственной
организации, содержащий вышеперечисленные документы.
6.11. В случае выкупа земельной доли органом местного
самоуправления для пополнения фонда перераспределения возникает
право муниципальной собственности на землю. Если это право
возникло из договора выкупа земельной доли, заключенного до начала
осуществления государственной регистрации прав на земельные
участки ПЦГРП или его филиалами, то оно должно быть
зарегистрировано в соответствующем комитете по земельным ресурсам
и землеустройству.
В случае заключения договора выкупа после начала осуществления
государственной регистрации ПЦГРП (его филиалами), для
государственной регистрации права муниципальной собственности на
землю требуется регистрация права собственности гражданина на
земельную долю в порядке ст. 6 ФЗ "О государственной
регистрации..." (см. п. 6.3 настоящего методического пособия).
7. Аренда земельной доли
7.1. Собственник земельной доли имеет право сдать ее в аренду
для целей сельскохозяйственного производства:
- другим собственникам земельных долей, получившим их в натуре
для создания крестьянского (фермерского) хозяйства;
- сельскохозяйственным организациям, образованным этими
собственниками;
- иным сельскохозяйственным организациям;
- гражданам для расширения личных подсобных хозяйств.
7.2. Земельные доли, расположенные на территории
сельскохозяйственных организаций, реорганизованных по особым
условиям, предусмотренным п. п. 20 - 23 и 26 "Положения о
реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных
сельскохозяйственных предприятий", могут передаваться в аренду
только этим сельскохозяйственным организациям.
7.3. Договор аренды земельной доли может быть заключен только
после выдела земельной доли в натуре, за исключением случая, когда
Арендатором является реорганизованная сельскохозяйственная
организация, а в качестве Арендодателя выступают все собственники
земельных долей.
7.4. В последнем случае заключается договор аренды земельных
долей при множественности лиц на стороне Арендодателя,
неотъемлемой частью которого является Список арендодателей (в
списке указываются фамилии, имена, отчества арендодателей,
паспортные данные или данные других документов, удостоверяющих
личность, серия, дата и номер выдачи свидетельства на право
собственности на землю, площадь доли в гектарах (площадь пашни,
входящей в сельскохозяйственные угодья, указывается отдельно) с
качественной оценкой в балло - гектарах). Правильность внесения в
список указанных записей удостоверяется подписью каждого
Арендодателя.
Примерный договор аренды земельной доли и Примерный
многосторонний договор аренды земельных долей утверждены
Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и
имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ
от 01.02.95 г. N 96, и постановлением Губернатора Приморского
края от 27.08.96 г. N 470. К договору аренды прилагается план
арендуемого земельного участка.
7.5. Договор аренды заключается на срок не менее трех лет и по
истечении указанного в нем срока по договоренности сторон может
быть заключен на новый срок.
7.6. В договоре аренды должен быть указан размер и формы
выплаты арендной платы. При заключении договора аренды земельных
долей при множественности лиц на стороне Арендодателя конкретные
формы выплаты арендной платы определяются дополнительным
соглашением об условиях внесения арендной платы, заключаемых между
каждым Арендодателем и Арендатором. В указанном договоре
приводятся сводные показатели условия выплаты арендной платы всем
арендодателям.
7.7. В случае заключения договора аренды до начала
осуществления регистрации прав на земельные участки ПЦГРП или его
филиалами в свидетельство на право собственности на земельную долю
каждого Арендодателя, выданного ему комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству, вносилась соответствующая запись о
передаче его доли в аренду.
7.8. Площадь земель сельскохозяйственного назначения,
арендуемых для производства сельскохозяйственной продукции, не
ограничивается. Арендатор может использовать арендуемый земельный
участок только для сельскохозяйственного производства и не имеет
права его продавать, закладывать или отчуждать каким-либо другим
образом.
7.9. Договор аренды подписывает Арендодатель и Арендатор, а
при заключении договора аренды при множественности лиц на стороне
Арендодателя он подписывается всеми арендодателями.
7.10. Договор аренды земельного участка, выделенного в натуре
в счет земельной доли, и договор аренды земельных долей при
множественности лиц на стороне Арендодателя подлежат обязательной
государственной регистрации и считаются заключенными с момента
такой регистрации.
До заключения договора аренды земельного участка Арендодатель
должен зарегистрировать право собственности на земельный участок,
выделенный в натуре в счет земельной доли, в порядке ст. 6 ФЗ "О
государственной регистрации...".
При заключении договора аренды земельных долей (когда
Арендатором является реорганизованная сельскохозяйственная
организация) каждый Арендодатель предварительно регистрирует свое
право собственности на земельную долю в порядке ст. 6 ФЗ "О
государственной регистрации...".
8. Невостребованные земельные доли
8.1. Невостребованными признаются земельные доли, собственники
которых в установленный срок не получили свидетельство на право
собственности на земельные доли, либо, получив их, не
воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
8.2. Такие земельные доли с указанием их собственника
передаются по решению комиссии, образованной в ходе реорганизации,
сельскохозяйственной коммерческой организации с ее согласия для
осуществления ею представительства в отношении указанных долей (в
соответствии со ст. 183 ГК РФ). Сельскохозяйственная организация
использует переданные ей земельные доли в течение трех лет. Если в
течение этого времени собственники указанных земельных долей не
подали заявление на получение свидетельства на право собственности
на земельную долю и не приняли решения об использовании земельной
доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации
еще на три года.
Передача одной земельной доли нескольким сельскохозяйственным
организациям не допускается. В случае отказа сельскохозяйственной
коммерческой организации от использования невостребованных
земельных долей они зачисляются в фонд перераспределения земель
района.
Сельскохозяйственная коммерческая организация, осуществляющая
представительство в отношении невостребованных земельных долей в
соответствии со статьей 183 ГК РФ, несет ответственность перед
собственниками невостребованных земельных долей по всем
претензиям, которые они могут предъявить в отношении пользования
принадлежащими им, но не востребованными земельными долями. В
отношении предъявления таких претензий действует срок исковой
давности, установленный законодательством Российской Федерации
(три года).
8.3. Земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи
земель коллективам колхозов, других кооперативных
сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том
числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных
предприятий, включаются в фонды перераспределения земель.
Местная администрация организовывает продажу земель фонда по
конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа. При
проведении конкурсов и передаче в аренду преимущественные права
предоставляются гражданам, ранее использовавшим земельные участки
на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из
колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского)
хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств. Оставшиеся
нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной
цене, а при наличии нескольких претендентов - на аукционах
гражданам и юридическим лицам.
8.4. Органы местного самоуправления по заявлению собственника
могут выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда
перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и
гражданам Российской Федерации для производства
сельскохозяйственной продукции. Порядок и условия выкупа
устанавливаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Сделка по выкупу (купле - продаже) земельной доли
осуществляется собственником земельной доли, выступающим в роли
продавца, и покупателем - уполномоченным лицом органа местного
самоуправления, на территории которого находится земельная доля.
Для заключения договора необходимо выражение согласованного
волеизъявления собственника земельной доли и органа местного
самоуправления. При этом другие участники долевой собственности
имеют преимущественное право на приобретение продаваемой доли; при
отказе их, согласие сособственников на выкуп доли органами
местного самоуправления не требуется.
В договоре о выкупе земельной доли указываются:
- наименование и адреса сторон;
- место и дата заключения сделки;
- предмет договора, где указываются данные о свидетельстве на
долю, кадастровый номер участка, местоположение и площадь, состав
угодий, качественные характеристики земель, цель использования,
сервитуты и ограничения по использованию, в том числе временные в
связи с сезонностью, обременения земельного участка;
- цена договора (цена земельной доли), условия и порядок
расчетов и рассрочка с указанием срока и процентов по выплатам,
счета покупателя (и продавца), реквизиты платежного документа,
иные формы оплаты;
Примечание. Цена земельной доли и условия оплаты определяются
между продавцом и покупателем по договоренности. Основой для торга
может служить действующая нормативная цена на земли
сельскохозяйственного назначения.
- обязательства и ответственность сторон;
- особые условия, где отражаются возможные обязательства
продавца по компенсациям остальным собственникам земельных долей
за часть урожая, совместные затраты под урожай текущего года,
указываются гарантии покупателя остальным собственникам земельных
долей в отношении урожая текущего года, если сделка заключается до
его уборки и другое (по поводу чего при необходимости заключается
отдельное соглашение с остальными собственниками долей);
- заключительные положения: условия вступления договора в
силу, количество экземпляров, неотъемлемые части, прилагаемые к
договору;
- подписи сторон.
Выкуп земельной доли осуществляется после выделения ее на
местности с проведением необходимых в каждом конкретном случае
землеустроительных работ, так как в данном случае администрация
муниципального образования не может являться субъектом общей
долевой (коллективно - долевой) собственности и в дальнейшем имеет
право распорядиться конкретным земельным участком.
|