АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 18 августа 1999 г. N 36/2417
О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО И ЛЬГОТНОГО ОТПУСКА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧЕЙ
ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент здравоохранения администрации края в связи с
большим числом обращений, поступающих от населения городов и
районов края по вопросу бесплатного и льготного отпуска
лекарственных препаратов направляет подробную информацию о
нормативной базе, определяющей порядок деятельности аптечных и
лечебных учреждений в части бесплатного и льготного отпуска
лекарств по рецептам врачей при амбулаторном лечении. Основные
льготы в части лекарственного обеспечения населения Российской
Федерации предусмотрены постановлением Правительства РФ от
30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и
учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения" и Федеральным законом от 16.12.1994 г. "О
ветеранах". В то время, когда были приняты вышеуказанные
документы, бюджеты всех уровней в состоянии были обеспечить
предусмотренные льготы в полном объеме. Однако, как известно,
резкое обострение экономической ситуации в целом по стране сделало
практически невозможным выполнение социальных гарантий по всем
направлениям, включая и лекарственное обеспечение. Реально
сложившаяся ситуация потребовала внесения определенных корректив в
существующие нормативные документы. На уровне Правительства РФ
было принято постановление от 08.04.99 г. N 393 "О гарантированном
обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими
лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного
обеспечения граждан лекарственными средствами". Это постановление
предусматривает конкретный механизм реализации ранее принятых
законов в части лекарственного обеспечения в сложившихся условиях.
С учетом недостатка финансирования и с целью рационального подхода
к расходованию имеющихся средств оно предлагает определенное
упорядочение льготного обеспечения граждан лекарственными
средствами. В соответствии с этим документом на территории
Приморского края действует постановление губернатора Приморского
края от 31.05.1999 г. N 227 "Об утверждении Программы
государственных гарантий по обеспечению населения Приморского края
бесплатной медицинской помощью на 1999 год", которое
предусматривает использование ассигнований на эти цели из бюджетов
3 уровней: территориального фонда медицинского страхования
Приморского края, краевого бюджета, муниципальных бюджетов городов
и районов края. Кроме того, на территории края действует
постановление губернатора края от 21.08.98 г. N 422 "Об
обеспечении льгот по оплате лекарственных средств и
зубопротезированию населению Приморского края в соответствии с
Федеральным законом "О ветеранах" и в соответствии с ним изданный
приказ департамента здравоохранения администрации края от 12.02.99
г. N 121 "Об организации обеспечения льготных категорий населения
лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей
бесплатно или со скидкой". Эти документы предусматривают принцип
организации обеспечения населения по бесплатным и льготным
рецептам, предусмотренный вышеуказанным постановлением
Правительства РФ от 8.04.99 г. N 393.
Оплата лекарственных средств, отпущенных по бесплатным и
льготным рецептам ветеранам ВОВ и лицам, приравненным к ним по
льготам, проживающим на территории края, производится из средств
краевого бюджета. Из средств местных бюджетов производится оплата
лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам для всех
категорий граждан, льготы которым предусмотрены постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890.
Вышеуказанным приказом ДЗАПК от 12.02.99 г. N 121 утвержден
минимальный Перечень лекарственных средств, необходимых для
оказания медицинской помощи. В качестве основной составной части
его предусмотрен перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, утвержденный приказом от 23.01.98 г. N 17
"О совершенствовании лекарственного обеспечения населения
Российской Федерации". Это тот минимальный перечень, которым
должна располагать аптека для обеспечения льготных категорий.
Однако, этот перечень не ограничивает возможность назначения при
необходимости, в соответствии с диагнозом, любого лекарственного
препарата, не входящего в него. Вопросы таких назначений, а также
продолжительность курса лечения решает клинико - экспертная
комиссия лечебного учреждения, в которое обратился больной (приказ
ДЗАПК от 12.02.99 г. N 121). Поскольку распределение денежных
средств, предусмотренных краевым бюджетом на эти цели для аптек
края производится ежемесячно, в приказ внесен пункт 1.1,
относящийся к Перечню, о том, что в одном месяце больному может
быть назначен лекарственный препарат в количестве, необходимом для
лечения в течение месяца. Если лечение этим препаратом необходимо
продолжить в последующие месяцы, то назначение производится и в
каждом последующем месяце. В случае отсутствия в момент обращения
в аптеку указанного в рецепте лекарственного препарата,
обратившийся ставится на очередь, а администрация аптеки принимает
меры по скорейшему обеспечению его необходимым лекарством или же,
по согласованию с врачом, производится замена синонимом или
аналогом по действию указанного препарата (Приказ МЗ РФ от
20.10.95 г. N 290 "О мерах по выполнению Постановления
Правительства РФ от 10.07.95 г. N 685 "О внесении изменений и
дополнений в постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. N 890 и
постановления Правительства РФ от 17.07.95 г. N 710 "О порядке и
нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в
соответствии с Федеральным законом "О ветеранах").
Вышеуказанный перечень включает лекарственные препараты,
отпускаемые только по рецепту врача. Согласно приложению N 1
приказа МЗ РФ от 10.11.97 г. N 326 "О правилах выписывания
рецептов на лекарственные средства и их отпуске" право выдавать
больным рецепты при наличии соответствующих показаний принадлежит
только врачам лечебно - профилактических учреждений, зубным
врачам, фельдшерам, акушерам, частнопрактикующим врачам по
лицензии, полученной в установленном порядке (в пределах своей
компетенции), т. е. лицам, имеющим высшее или среднее медицинское
образование. Следовательно, больной, находящийся на приеме у врача
по поводу определенного заболевания, не вправе требовать
назначения того или иного лекарственного препарата, если врач
считает такое назначение нецелесообразным. В связи с
вышеизложенным, Перечень лекарственных препаратов, утвержденный
приказом ДЗАПК от 12.02.99 г. N 121 для отпуска по бесплатным и
льготным рецептам, является документом, предназначенным сугубо для
специалистов и не может быть опубликован для широкого круга
населения. Вместе с тем, в обязанности врача входит разъяснение
больному порядка получения лекарств по оформленным им рецептам, а
в обязанности фармацевта, производящего отпуск лекарства по
рецепту, входит принятие мер по обеспечению обратившегося в аптеку
назначенным ему лекарством и разъяснение порядка приема этого
лекарственного препарата.
Как указано выше, в соответствии с приказом ДЗАПК от 12.02.99
г. N 121, выписывание рецептов на лекарственные препараты, не
вошедшие в Перечень, производится только по решению клинико -
экспертных комиссий лечебно - профилактических учреждений, на
которые возложены функции контроля за назначением и обеспечением
определенных категорий населения на льготных условиях
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Деятельность указанной комиссии должна осуществляться в
соответствии с приложением к приказу МЗ РФ и Федерального фонда
ОМС от 11.12.98 г. N 361/99 "О порядке осуществления контроля за
назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской
Федерации на льготных условиях лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения".
Приказом предусмотрено 3 вида контроля: ведомственный,
вневедомственный и совместный, которые в зависимости от случая
классифицируются на постоянные и периодические.
Ведомственный контроль осуществляется на 5 уровнях
должностными лицами ЛПУ и органами управления здравоохранением
всех уровней в пределах своей компетенции от заведующего
отделением и заместителя главного врача по клинико - экспертной
работе (КЭР) до главных штатных и внештатных специалистов
Управления организации медицинской помощи населению и Управления
охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России. Ведомственному
постоянному контролю подлежат все случаи назначения гражданам
лекарств:
входящих в перечень наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от
30.06.98 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ",
и в списки N 1 и N 2 Постоянного комитета по контролю наркотиков
при Минздраве России;
не входящих в Перечень, утвержденный приказом ДЗАПК от
12.02.99 г. N 121;
стоимость которых превышает четыре минимальных размера оплаты
труда, а также при одновременном назначении одним врачом пяти и
более лекарственных препаратов.
Вневедомственный и совместный контроль осуществляется
экспертами страховых медицинских организаций или специалистами
территориальных фондов ОМС, выполняющих функцию страховщика, в
случаях использования средств медицинского страхования для оплаты
лекарств, получаемых гражданами при амбулаторном лечении на
льготных условиях. Периодические ведомственные, вневедомственные и
совместные экспертизы проводятся по плану.
Результаты проведения периодических плановых ведомственных,
вневедомственных и совместных экспертиз обоснованности назначения
гражданам лекарств на льготных условиях оформляются в виде акта.
Плановые и целевые проверки осуществляются на первом уровне
контроля не реже 1 раза в 3 месяца. Экспертизе подвергается не
менее 15% амбулаторных карт пациентов, получающих постоянное
поддерживающее лечение, и не менее 25% амбулаторных карт
пациентов, получающих курсовое лечение.
Проверки второго уровня проводятся не реже одного раза в
полгода. Экспертизе подвергается не менее 5% амбулаторных карт
граждан, получивших льготные рецепты.
Проверки на третьем уровне проводятся не реже одного раза в
год.
На четвертом уровне - не реже одного раза в 2 года.
На пятом - при проведении комплексных проверок деятельности
органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения
субъектов Российской Федерации.
Уровни ведомственного контроля:
1. Заведующий отделением ЛПУ или заместитель главного врача по
КЭР и (или) по поликлинической службе;
2. КЭК ЛПУ;
3. КЭК, главные штатные и внештатные специалисты органа
управления здравоохранением административно - территориального
образования, входящего в состав субъекта РФ;
4. КЭК, главные штатные и внештатные специалисты органа
управления здравоохранением субъекта РФ;
5. Главные штатные и внештатные специалисты Управления
организации медицинской помощи населению и Управления охраны
здоровья матери и ребенка Минздрава России.
Заместитель руководителя
А.И.РОМАНЧУК
|