АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 7 февраля 2000 г. N 47-а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ
В целях совершенствования инспекционной деятельности
управления народного образования администрации края приказываю:
1. Утвердить Положение об инспекционной деятельности
управления народного образования администрации Приморского края
(приложение).
2. Возложить общее руководство инспекционной деятельностью на
заместителя начальника управления В. В. Станкевича.
3. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой.
Начальник управления
К.А.МЕЖОНОВ
Приложение
к приказу
управления народного
образования администрации
Приморского края
от 07.02.2000 N 47-а
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок инспекционной
деятельности управления народного образования администрации
Приморского края и определяет принципы координации и
взаимодействия его с муниципальными органами управления
образованием, образовательными учреждениями.
2. Под инспектированием понимается проведение органом
управления образованием проверок, наблюдений, обследований,
осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей
компетенции за соблюдением муниципальными органами управления
образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их
должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации и Приморского края в области
образования. Инспектирование сопровождается инструктированием
должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
3. Целями инспектирования являются:
- реализация принципов государственной политики в области
образования;
- обеспечение соблюдения конституционного права граждан
Российской Федерации на образование;
- соблюдение государственных образовательных и минимальных
социальных стандартов, нормативов в системе образования
Приморского края;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность органов управления образованием и образовательных
учреждений;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- совершенствование системы управления качеством образования
(формирование условий и результатов образования);
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития
системы образования Приморского края или ее составляющих.
4. Управление народного образования администрации края,
осуществляя инспектирование и контроль, руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами
Российской Федерации и Приморского края, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и администрации Приморского
края, нормативными правовыми актами Министерства образования
Российской Федерации, управления народного образования
администрации края, органов местного самоуправления,
учредительными документами образовательных учреждений, их
локальными актами, решением о проведении проверки и настоящим
Положением.
II. Основные задачи инспектирования
5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства
Российской Федерации в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и
иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей
компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка
предложений по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов
деятельности муниципальных органов управления образованием и
подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения
действующих в образовании норм, правил и предоставление им
рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
- изучение состояния системы образования Приморского края,
выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и
разработка на этой основе предложений по устранению негативных
тенденций и распространению управленческого опыта;
- анализ результатов реализации законодательства Российской
Федерации и Приморского края, иных нормативных правовых актов в
области образования с целью разработки предложений и рекомендаций
для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в них
и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на
практике.
III. Организационные виды, формы и методы
инспектирования
6. В соответствии с целями и задачами организационными формами
инспектирования являются надзор и контроль.
7. Инспектирование в форме надзора - проверка проводится:
- за деятельностью руководителей муниципальных органов
управления образованием и подведомственных образовательных
учреждений с целью установления правомерности их фактических
действий при реализации законодательных норм прямого действия;
- за соответствием издаваемых муниципальными органами
управления образованием и руководителями образовательных
учреждений нормативных правовых актов действующему
законодательству в области образования.
Методом надзора является изучение документации (документальный
контроль).
8. Инспектирование в форме контроля - проверка результатов
деятельности муниципальных органов управления образованием,
образовательных учреждений и их должностных лиц с целью
установления исполнения законодательства и иных нормативных
правовых актов, изучения последствий принятых управленческих
решений, имеющих нормативно - правовую силу.
Методами инспекционного контроля являются: документальный
контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием
проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников
образовательного процесса, контрольные срезы освоения
образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие
достижению цели инспектирования.
Инспекционный контроль в форме ревизии финансово -
хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции
централизованной бухгалтерией органа управления образованием,
проводящей инспектирование соответствующих функций.
9. Инспектирование может осуществляться в виде плановых,
оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.
Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в
соответствии с утвержденным планом - графиком, который
обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование
в организации проверок.
Оперативное инспектирование осуществляется в целях
установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в
обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных
ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется по
запросам организаций и должностных лиц с целью их консультирования
и проверки правомерности и правильности их управленческих решений,
без принятия мер административного воздействия к должностным
лицам.
Инспектирование в виде мониторинга предусматривает:
- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов
инспектирования;
- сбор, системный учет, обработку и анализ, а также обновление
и накопление информации для формирования вариативного набора
решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных
правовых актов для эффективного решения задач управления качеством
образования.
Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением
должностных лиц по вопросам применения законодательства на
практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
10. По совокупности вопросов, подлежащих проверке,
инспектирование проводится:
- образовательных учреждений - тематические проверки (одно
направление деятельности) или комплексные проверки (два и более
направлений деятельности);
- муниципальных органов управления образованием -
тематические, комплексные, а также фронтальные проверки (когда
проверяется вся нормируемая деятельность);
- должностных лиц - тематические и комплексные проверки.
IV. Основные правила инспектирования
11. Управление народного образования администрации Приморского
края проводит инспектирование силами своих специалистов,
должностные обязанности которых предусматривают инспекционные
функции.
Специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать
необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в
системе дополнительного образования не реже одного раза в 5 лет.
В качестве экспертов к участию в инспектировании могут
привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные
специалисты на договорной основе, в том числе, объединенные во
временные экспертные группы (комиссии).
12. Периодичность и виды инспектирования конкретных
организаций или результатов деятельности должностных лиц
определяются необходимостью получения объективной информации о
реальном состоянии дел в инспектируемых организациях. Нормирование
и тематика инспекционных, контрольных проверок находится в
исключительной компетенции начальника управления народного
образования администрации Приморского края.
13. Управление народного образования администрации Приморского
края по отдельным вопросам в установленном порядке (договор,
соглашение, письмо) может делегировать муниципальным органам
управления образованием право осуществления инспектирования.
14. При взаимном согласии различных органов управления и
образовательных учреждений возможно проведение совместных
инспекционных проверок.
15. Орган управления образованием, образовательные учреждения
вправе обратиться в Министерство образования Российской Федерации,
управление народного образования администрации Приморского края,
его научные и методические учреждения за помощью в организации и
проведении инспекционных проверок. Помощь может быть представлена,
в том числе, в виде проведения проверок по отдельным направлениям
деятельности, участия компетентных специалистов в проведении
конкретных инспекционных работ, консультировании и аудита.
16. Образовательное учреждение, муниципальный орган управления
образованием вправе получить информацию о результатах проведенного
инспектирования.
17. Основаниями инспектирования являются:
- план - график проведения инспекционных проверок - плановое
инспектирование;
- задание начальника управления народного образования
администрации Приморского края - проверка состояния дел для
подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц в управление
народного образования администрации Приморского края по поводу
нарушений в области образования - оперативное инспектирование.
18. Начальник управления народного образования для
осуществления инспектирования назначает ответственного специалиста
либо формирует комиссию (группу специалистов), издает приказ о
сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении
темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых
материалов и утверждает план - задание.
19. План - задание устанавливает особенности проверки и должен
обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов
инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по
отдельным разделам деятельности образовательного учреждения,
муниципального органа управления образованием или должностного
лица.
20. Продолжительность тематических проверок не должна
превышать 5 дней, комплексных проверок - 10 дней.
Продолжительность фронтальных проверок муниципальных органов
управления образованием не должна превышать двух недель и
проводиться не чаще одного раза в 5 лет.
Руководители муниципальных органов управления образованием и
образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей
проверке не менее чем за 10 дней до начала проверки.
21. Инспектирование деятельности муниципальных органов
управления образованием, образовательных учреждений, должностных
лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями
объектов инспектирования. Инспектирование муниципальных
образовательных учреждений в целях подготовки управленческих
решений и рассмотрения вопросов на заседании коллегии управления
народного образования администрации Приморского края проводится по
согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
22. План - график инспектирования утверждается начальником
управления народного образования администрации Приморского края и
доводится до сведения муниципального органа управления
образованием и образовательных учреждений.
В целях координации деятельности органов управления
образованием различных уровней и образовательных учреждений,
устранения дублирования в их инспекционной деятельности и
наименьшего вмешательства в работу инспектируемых организаций план
- график инспектирования муниципальных органов управления
образованием разрабатывается с учетом плана - графика, полученного
от управления народного образования администрации Приморского
края.
23. Задание начальника управления народного образования
администрации Приморского края о проведении инспектирования с
целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), по которому
готовится управленческое решение, а также задание на осуществление
проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций,
должны быть документально оформлены.
24. Специалисты, направленные для проведения инспектирования,
должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемую
организацию документы, удостоверяющие их полномочия (приказ,
распоряжение, письмо, копию плана - графика или плана - задания
осуществления проверок), или удостоверить эти полномочия иным
способом (телефонограмма, устное сообщение о сроках и тематике
инспекционной проверки).
25. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют
право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу
инспектирования.
26. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений
законодательства или иных недостатков в деятельности
инспектируемой организации по вопросам, не входящим в компетенцию
управления народного образования администрации Приморского края, а
также, если принятие решения по обнаруженным нарушениям и
недостаткам не отнесено к его компетенции, управление народного
образования администрации Приморского края информирует о них
компетентные органы власти или управления.
27. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты,
осуществляющие инспектирование, при необходимости проводят
инструктирование должностных лиц инспектируемой организации по
вопросам, относящимся к предмету инспекционной проверки.
28. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений проводятся только в
необходимых случаях в соответствии с установленными нормами и
правилами.
V. Компетенция управления народного образования
администрации Приморского края при
проведении инспектирования
29. К компетенции управления народного образования
администрации Приморского края при проведении инспектирования
относится:
1. Инспектирование в порядке надзора:
1.1. За исполнением имеющих нормативное значение положений:
- Закона Российской Федерации "Об образовании";
- указов Президента Российской Федерации в области
образования;
- постановлений и распоряжений Правительства Российской
Федерации, губернатора Приморья в области образования и социально
- правовой защиты детей;
- нормативных правовых актов Министерства образования
Российской Федерации.
1.2. За соответствием федеральному законодательству и
законодательству Приморского края в области образования:
- нормативных правовых актов органов местного самоуправления в
области образования;
- нормативных правовых актов муниципальных органов управления
образованием;
- учредительных документов подведомственных государственных
образовательных учреждений;
- локальных актов муниципального органа управления
образованием, подведомственных государственных образовательных
учреждений.
2. Инспектирование в порядке инспекционного контроля:
- результатов деятельности руководителя муниципального органа
управления образованием по вопросам:
а) использования финансовых средств, направляемых для
подкрепления государственных гарантий доступности и обязательности
основного общего образования путем выделения субвенций местным
бюджетам и иных целевых государственных финансовых и материальных
средств, направляемых в муниципальные территориальные образования
и образовательные учреждения;
б) реализации федеральной, региональных программ развития
образования, участником которых является управление народного
образования администрации Приморского края, в том числе
международных, с учетом национальных и региональных социально -
экономических, экологических, культурных, демографических и других
особенностей;
- соблюдение подведомственными государственными
образовательными учреждениями контрольных нормативов и
показателей, указанных в приложениях к лицензии;
- соблюдение дополнительных к федеральным требований к
образовательным учреждениям в части строительных норм и правил,
санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников,
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- предоставление и достоверность показателей о соответствии
федеральным и местным требованиям условий осуществления
образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- соблюдение федеральных и национально - региональных
компонентов государственных образовательных стандартов;
- соблюдение региональных нормативов финансирования
образования;
- реализацию дополнительных к федеральным льгот обучающимся,
воспитанникам и педагогическим работникам образовательных
учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения;
- создание условий осуществления подготовки, переподготовки,
повышения квалификации педагогических работников;
- соблюдение порядка проведения аттестации педагогических
работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений и работников органов управления образованием;
- соблюдение муниципальными органами управления образованием
нормативов по обеспечению образовательных учреждений учебно -
методической и художественной литературой, бланочно -
аттестационной продукцией;
- обеспечение социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в
помощи государства;
- соблюдение муниципальными органами управления образованием
установленного порядка рассмотрения писем, жалоб, заявлений,
обращений граждан;
- другие вопросы в рамках компетенции органа управления
образованием Приморского края.
30. Управление народного образования администрации Приморского
края вправе осуществлять инспектирование деятельности краевых или
учрежденных им образовательных учреждений по вопросам:
- использования финансовых средств, выделяемых управлением
народного образования администрации Приморского края на содержание
образовательного учреждения, а также финансовых средств,
полученных образовательным учреждением из других источников;
- сохранности и эффективного использования имущества,
находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения,
в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и
другого имущества;
- результатов деятельности руководителя образовательного
учреждения;
- соблюдения иных требований, установленных Уставом и другими
учредительными документами, а также договором, заключенным
управлением народного образования администрации Приморского края и
образовательным учреждением.
VI. Результаты инспектирования
31. Результаты инспектирования оформляются в форме
аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной
записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу (далее
- итоговый материал).
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы
и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии
документов, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и
(или) подтверждающие правильность выводов.
Итоговый материал оформляется на месте инспектирования, за
исключением отдельных случаев, когда требуется углубленная
обработка и анализ собранной информации и отсутствует возможность
осуществить это на месте инспектирования.
32. Результаты инспектирования (2-й экземпляр итогового
материала) доводятся до сведения руководителя инспектируемой
организации сразу по окончании инспекционной проверки, а в случае,
предусмотренном пунктом 31, - в течение двух недель со дня ее
окончания.
33. Руководитель организации или лица, уполномоченные
действовать от имени этой организации, после ознакомления с
результатами инспектирования должны завизировать итоговый материал
инспектирования. При этом они вправе сделать запись о несогласии с
результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и
выводам.
В случае отказа руководителя от визы председатель комиссии,
осуществляющей проверку, фиксирует факт отказа.
34. По итогам инспектирования в зависимости от его формы,
целей и задач и с учетом реального положения дел:
- могут проводиться заседания коллегий, педагогических
советов, производственные совещания, рабочие совещания с
педагогическим составом, совещания руководителей образовательных
учреждений с возможным привлечением представителей исполнительной
и законодательной (представительной) власти и общественных
организаций;
- замечания и предложения по результатам инспектирования могут
быть записаны в "Книгу замечаний и предложений" инспектирующих лиц
данного образовательного учреждения, при наличии последней.
35. Начальник управления народного образования администрации
Приморского края или уполномоченное им должностное лицо по
результатам инспектирования вправе принять решение о выдаче
предписания о приостановке деятельности подведомственных
образовательных учреждений в той части, в которой было выявлено
допущенное им нарушение законодательства Российской Федерации в
области образования и (или) устава. А также в том числе:
- об издании соответствующего приказа или иного нормативного
правового акта;
- о рассмотрении материалов инспектирования коллегиальным
органом управления или органом самоуправления;
- о направлении письма (представления) или иных материалов
инспектирования в соответствующие компетентные органы;
о проведении повторного инспектирования с привлечением
необходимых специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных
лиц;
- иные решения в пределах своей компетенции.
36. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях
граждан, в обращениях и запросах организаций, в установленном
порядке сообщается этим гражданам и организациям.
37. Результаты тематической поверки ряда образовательных
учреждений или муниципальных органов управления образованием могут
быть оформлены одним документом.
38. Руководитель организации, в отношении которой проведено
инспектирование, по материалам инспектирования принимает
соответствующее управленческое решение в пределах своей
компетенции и представляет в управление народного образования
администрации Приморского края в месячный срок после окончания
инспектирования план мероприятий по устранению отмеченных
нарушений или справку по итогам проделанной работы.
|