МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И
ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
ПРИМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИЯ
от 20 марта 2000 г. N 420/11
ИНФОРМАЦИЯ О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. СУДЕБНАЯ
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ОПЫТ ПРИМОРСКОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАП РОССИИ
Статьей 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"
предусмотрена защита потребителей в судебном порядке. Являясь
самостоятельными субъектами рыночных товарно - денежных отношений,
предприниматели и потребители не состоят друг с другом в
административной или иной подчиненности, поэтому их конфликты
могут разрешаться, кроме случаев, предусмотренных в Законе, только
независимой от них судебной властью. Судебная защита прав
потребителей является одной из наиболее важных гарантий охраны их
прав, так как обеспечивает гласность прав и объективность
разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение норм
материального и процессуального права. Наибольшее количество
обращений граждан связано с просьбой оказать помощь в составлении
исковых заявлений на жилищно - коммунальные услуги и
некачественное предоставление других услуг.
Только за 1999 г. специалистами управления оказана помощь 22
гражданам в составлении претензий и исковых заявлений в суд в
отношении собственника жилищного фонда - администрации г.
Владивостока, хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги
сферы ЖКХ. Специалисты управления приняли участие в 9 процессах
(10 судебных заседаниях) в защиту прав потребителей по
предоставлению жилищно - коммунальных услуг, не соответствующих
установленным нормам и стандартам. Удовлетворены судебные иски 6
граждан. Компенсирован материальный и моральный вред в сумме 32.6
тыс. рублей, в т. ч. моральный вред - 4.2 тыс. руб.
В адрес Приморского антимонопольного управления неоднократно
обращались жители г. Владивостока по вопросу нарушений требований
ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" при рассмотрении и
принятии к производству судами г. Владивостока исков граждан о
нарушении законодательства о защите прав потребителей. При этом,
судами нарушались права граждан, определенные указанной статьей,
на альтернативную подсудность и освобождение их от взимания
госпошлины. В связи с этим, управление обратилось в Приморский
краевой суд об имеющих место нарушениях прав истцов -
потребителей. Руководство Краевого суда по данному обращению
направило в адрес районных судов г. Владивостока письмо по
проверке данных обстоятельств и устранению допущенных нарушений
законодательства РФ, о чем уведомило антимонопольное управление.
В последнее время участились обращения граждан в Приморское
территориальное управление МАП России на затягивание исполнения
судебных решений по искам о защите гражданских и потребительских
прав и интересов последних, низкую исполнительскую дисциплину
судебных приставов служб судебных приставов городов и районов
Приморского края. Приморским антимонопольным управлением такие
обращения направлялись в службу судебных приставов Приморского
края с просьбой рассмотреть вопрос по исполнительской дисциплине
службы судебных приставов в соответствии с полномочиями,
определенными ст. 9 Федерального закона "О судебных приставах"
N 118-ФЗ от 21.07.1997 г.
Проанализировать исполнение судебных решений с участием службы
судебных приставов не представилось возможным, т. к. данная служба
не проводит систематизации дел по категориям. Соответственно, и
группировки дел по защите прав потребителей нет, а работа с общей
массой дел для выделения из них дел о защите прав потребителей не
эффективна из-за огромного количества всех дел. Также нет никаких
статистических данных по данной категории. Необходимо отметить,
что вопросы неисполнения судебных решений вызваны, в основном,
отсутствием финансовых средств на счетах должников, что в свою
очередь ведет к многократным обращениям граждан в суды.
Кроме того, Приморским антимонопольным управлением был
проведен анализ судебной практики по вопросам защиты прав
потребителей в судах г. Владивостока, а также в Краевом суде
Приморского края. В судах были проанализированы "Отчеты о работе
судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел", а также
выборочно - отдельные дела. В связи с тем, что в судах не
проводится систематизация по отдельным категориям дел, а только по
хронологии, провести глубокий и полный анализ всей судебной
практики не представляется возможным.
Остро стоят вопросы, присущие всей судебной системе:
длительность рассмотрения дел, переносы судебных заседаний,
нарушение сроков выдачи судебных решений, сложности с проведением
экспертиз. Трудно разрешимой проблемой остается исполнение
судебных решений.
Начальник отдела по контролю за соблюдением
законодательства о защите прав потребителей
Приморского территориального управления МАП России
Л.А.СЛЕСАРЕВА
Специалист первой категории отдела
по контролю за соблюдением законодательства
о защите прав потребителей Приморского
территориального управления МАП России
Е.С.ДОРИНА
___________________________________________________________________
Информация направлена руководителем Территориального
управления МАП России В. И. Таланцевым председателю комитета по
защите прав потребителей администрации Приморского края Поповой С.
С. для подготовки материалов к заседанию Краевого совета по делам
потребителей при администрации края, состоявшегося 30.03.2000 г.,
и включена в информационный банк на основании письма комитета по
защите прав потребителей от 11.04.2000 г. N 17/217-30.
|