АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
И ТОПЛИВНЫМ РЕСУРСАМ
ПИСЬМО
от 21 июня 2000 г. N 07/706
Формирование конкурсной системы заключения договоров на
обслуживание жилищного фонда является одним из эффективных методов
управления и широко применяется в экономически развитых странах. С
1993 года стали ощутимо проявляться тенденции образования
конкурентной среды в жилищно - коммунальном хозяйстве городов
России. "Конкурсный принцип - основополагающий! Когда мы переходим
на конкурсность - сразу меняется в лучшую сторону качество услуг",
- так сказал мэр города Москвы, опытный хозяйственник Ю. М.
Лужков. В настоящее время с целью улучшения качества производства
подрядных работ в сфере жилищно - коммунального хозяйства и
экономии финансовых ресурсов развивается практика организации
конкурсов для отбора подрядных предприятий, выполняющих работы по
содержанию и ремонту жилищного фонда.
Техническое обслуживание жилищного фонда по-прежнему остается
одной из самых больных проблем городского хозяйства. Жилой фонд
стареет и там, где вчера еще можно было бы обойтись текущим
ремонтом сегодня уже требуется капитальный.
Один из наиболее очевидных результатов реформирования в
области содержания жилищного фонда, который наблюдают жители
большинства городов России, состоит в том, чтобы плата за жилье и
коммунальные услуги, вносимая ими "из собственного кармана",
становится все больше и больше, а качество получаемого
обслуживания не только не улучшается, но неуклонно ухудшается.
С начала коренных преобразований в жилищной сфере, перевода
отрасли на рыночные условия, одной из основных задач стало
снижение затрат при предоставлении жилищно - коммунальных услуг
(далее ЖКУ) и повышение их качества. В условиях рынка этого можно
добиться путем развития конкуренции при предоставлении ЖКУ с
привлечением предприятий и организаций различных организационно -
правовых форм.
На федеральном уровне первым документом по этому вопросу было
Примерное положение о порядке конкурсного отбора ремонтно -
эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта
государственного и муниципального жилищных фондов, утвержденное
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от
01.04.94 г. N 18-24. Однако, за годы, прошедшие со времени
введения в действие упомянутого положения, изменились условия
функционирования ЖКХ, а также накопился определенный опыт по
проведению конкурсов для выполнения работ по содержанию и ремонту
жилищного фонда. На уровне Российской Федерации вышел новый
нормативный акт - Указ Президента Российской Федерации от 29 марта
1996 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по
эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных
фондов". Во исполнение этого Указа Минстрой России издаст Приказ
от 19.06.96. N 17-73 "О развитии конкуренции при предоставлении
жилищно - коммунальных услуг".
Администрация Приморского края также активизирует работу в
этом направлении. Губернатором края принимается постановление от
29.07.96. N 432 "О переходе на договорные отношения собственников
жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами
хозяйствования".
Далее, в 1997 году Президентом и Правительством был
подготовлен целый пакет нормативных актов по реформе ЖКХ, основным
из которых является Указ Президента Российской Федерации от 28
апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства
в Российской Федерации". Во исполнение Указа N 425 в крае
администрацией за год было подготовлено 9 постановлений
губернатора края, основные из них:
постановление от 29.05.97 г. N 227 "О реформе жилищно -
коммунального хозяйства края", которым одобрена Концепция реформы
жилищно - коммунального хозяйства Приморского края, в которой
вопросам демонополизации и развития конкурентной среды посвящен
целый раздел, утверждена Программа реформирования жилищно -
коммунального хозяйства края и состав комиссии по контролю за
ходом реформ, обобщению и распространению опыта реформирования
жилищно - коммунального хозяйства края; во исполнение его:
постановление от 24.09.97 г. N 402 "О совершенствовании
управления и обслуживания жилищного фонда в Приморском крае",
которым утверждены:
Примерное положение о службе заказчика (управляющей
организации) на жилищно - коммунальные услуги муниципального
образования;
Примерное положение о муниципальных службах жилищных субсидий;
Примерное положение о праве предприятий всех форм
собственности на участие в конкурсе по оказанию жилищно -
коммунальных услуг;
формы примерных договоров на оказание жилищно - коммунальных
услуг;
образец ежемесячной квитанции на оплату жилья и коммунальных
услуг с выделением доли платежей населения и бюджета и др.
20 декабря 1997 г. принимается Постановление Правительства РФ
за N 1613 "О программе демонополизации и развития конкуренции на
рынке жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы", где
вопросу перевода на конкурсное обслуживание жилищного фонда
уделяется значительное внимание. 3 ноября 1998 г. постановлением
губернатора края N 526 утверждается краевая Программа с
аналогичным названием на 1999 - 2000 г. На основании ее в 30
муниципальных образованиях из 34-х приняты программы
реформирования ЖКХ, в которых предусмотрены разделы по развитию
конкуренции при предоставлении ЖКУ.
Таким образом, на федеральном и краевом уровнях принято
достаточное количество нормативных правовых актов по развитию
конкуренции на рынке ЖКУ.
Однако, в настоящее время только некоторые муниципальные
образования, в основном города, проводят такую работу.
Постановления о проведении конкурсного отбора приняты в гг.
Артеме, Б. Камне, Владивостоке, Находке, Партизанск, Фокино, в г.
Уссурийске положение о конкурсном отборе действует, но не
утверждено постановлением главы.
Первый конкурс по обслуживанию жилья проведен в г. Артеме, в
марте 1998 г., победителями были признаны: Артемовская МПМК по
пос. Кневичи, АМУ ПЖРЭП - 1 - пос. Угловое, с которыми были
заключены договоры на обслуживание 53.5 тыс. кв. м и 100.8 тыс.
кв. м жилья соответственно. В августе 1998 г. в г. Артеме был
проведен еще один конкурс по двум жилмассивам, победили: ЖРЭП N 5
- им был оставлен на обслуживание жилфонд общей площадью 127.9
тыс. кв. м, и Ремонтно - механический завод - 106,8 тыс. кв. м, но
впоследствии, в связи с отсутствием бюджетного финансирования,
договор с заводом был расторгнут. В настоящее время в г. Артеме
сложилась другая структура обслуживания жилья, но АМПМК продолжает
обслуживать жилищный фонд пос. Кневичи по договору со Службой
заказчика.
В 1998 г. в г. Б. Камень прошел также конкурс на обслуживание
жилья микрорайона N 5 общей площадью 59.2 тыс. кв. м. Подали
заявки 5 предприятий, в т. ч. 3 частных, признаны участниками 4
предприятия, в т. ч. 2 частных, победителем признано МУП "ГЖКХ", с
которым и был заключен договор. В I квартале 1999 г. в г. Большой
Камень прошла реорганизация предприятий ЖКХ, МУП "ГЖКХ" вошло в
состав МУП "ГЖКДХ".
В г. Уссурийске с сентября 1999 г. часть жилого фонда - пос.
Сахзавод, 155.5 тыс. кв. м - обслуживается частным предприятием
ООО "Уссурийскгражданстрой", но фактически конкурс не проводился,
просто ООО предложило администрации выгодные условия, и
коллегиально было принято решение передать ему жилфонд "на
выселках" на обслуживание.
В 1999 году в крае проведен 1 конкурс на обслуживание
муниципального жилищного фонда в г. Владивостоке. На конкурс было
выставлено 6463.7 тыс. кв. м жилья. Лотов было 32, число
участников - 23, разыгран 21 лот. В апреле 2000 г. в г.
Владивостоке проведен еще один конкурс: на обслуживание жилья -
2376.9 тыс. кв. м, и на обслуживание лифтового хозяйства - всего в
16-ти лотах 2594 лифта, в т. ч. неработающих - 652 лифта. По жилью
на конкурс было выставлено 10 лотов, разыграно 9 лотов, по одному
лоту конкурс не состоялся. Всего в краевом центре обслуживается на
конкурсной основе 8840619 кв. м жилья или 99.6%. По краю, с учетом
Владивостока, на конкурсной основе обслуживается 38.4% жилья.
К сожалению, администрацией г. Владивостока не уделяется
внимание такому направлению в реформировании ЖКХ, как создание
товариществ собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ является альтернативой
муниципальным предприятиям в сфере управления и обслуживания
жилищного фонда, однако, процесс их создания тормозится,
во-первых, отсутствием системы компенсации ТСЖ средств,
недополученных ими вследствие предоставления их членам льгот и
субсидий по оплате ЖКУ; во-вторых, нежеланием администрации
принять решение о заключении договоров с ТСЖ о целевом бюджетном
финансировании, что предусмотрено действующим законодательством;
в-третьих, неудовлетворительным состоянием муниципальных жилых
домов. Если жители изъявили желание создать товарищество на
муниципальном доме, т. е. взять его на свое управление и
содержание, то муниципалитетам необходимо произвести ремонт
лестничных клеток, дверей, остекление, если необходимо, фасада или
кровли, заменить изношенные трубы, т. е. передать на баланс
товариществу жилой дом в нормальном состоянии. Никто этой
проблемой не занимается. А ведь в городе уже 54 ТСЖ общей площадью
более 250 тыс. кв. м и около 100 ЖСК общей площадью около 500 тыс.
кв. м, т. е. это более 700 тыс. кв. м жилья, предоставленного
самому себе. По площади это равно такому городу, как Большой
Камень.
Конкурсный отбор предприятий различных форм собственности для
выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда
проводится в случаях:
1. Отсутствует договор на обслуживание жилищного фонда;
2. Истекает срок действия договора с предприятием, выполнявшим
эту работу;
3. Договор на обслуживание жилищного фонда подлежит досрочному
расторжению по вине подрядчика при неисполнении или
систематическом некачественном исполнении им своих обязанностей;
4. На конкурс выставляются дома - новостройки, ранее не
обслуживаемые, и принимаемый в муниципальную собственность
ведомственный жилищный фонд.
Основными критериями отбора подрядчиков являются стоимость и
качество обслуживания. Необходимым требованием является наличие
лицензии на данный вид работ.
Что дают конкурсы. Во-первых, повышается качество обслуживания
жилья. Во-вторых, повышается ответственность подрядчиков как перед
заказчиком, так и перед населением (за невыполненные заявки,
жалобы подрядчик штрафуется). В-третьих, идет экономия бюджетных
средств.
Для развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг
необходимо:
перевести услугу по содержанию жилищного фонда на
100-процентную оплату жителями, т. к. возможности бюджетного
финансирования не стабильны, а частное предприятие в случае его
победы на конкурсе месяцами в убыток себе работать не будет;
в случае частичной оплаты населением жилищной услуги
собственнику жилья организовать сбор платежей населения на
максимальном уровне и четко выполнять договорные обязательства
перед победителем в части перечисления средств населения и
бюджетного дотирования;
в договорах определить четкий перечень работ и их объемы,
который подлежит выполнению и вошел в установленную на конкурсе
цену;
всемерно поддерживать создание товариществ собственников
жилья;
предоставить подрядчику право самостоятельно решать вопросы по
комплектованию кадров, оборудования в пределах договорной цены и
требуемого качества обслуживания;
соблюдение строгой процедуры конкурса, объективное определение
победителей.
Только комплексное реформирование, необходимым элементом
которого является систематическое проведение конкурсного отбора на
право обслуживания жилищного фонда, позволяет получить желаемый
результат - обеспечить наиболее рациональное использование
финансовых ресурсов, выделенных на содержание жилищного фонда.
Этот эффект будет получен за счет того, что право обслуживать
жилищный фонд будут завоевывать только те подрядные организации,
которые способны предоставлять соответствующий уровень
обслуживания по наиболее низким ценам.
И. о. председателя комитета
В.П.КУДРЯШОВ
|