УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 25.06.2003 N 372
ДУМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2000 г. N 884
О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ОБ ЭТНО - ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В соответствии с Законом Приморского края "О Думе Приморского
края" Дума Приморского края постановляет:
1. Утвердить Типовое положение об этно - природных парках
Приморского края (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Председатель Думы
С.В.ЖЕКОВ
Приложение
к постановлению
Думы Приморского края
от 26.12.2000 N 884
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭТНО - ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
коренные малочисленные народы (далее - малочисленные народы) -
народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих
предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и
промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими
общностями;
уполномоченные представители малочисленных народов -
физические лица, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации представляют интересы этих народов;
традиционный образ жизни малочисленных народов (далее -
традиционный образ жизни) - исторически сложившийся способ
жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом
опыте их предков в области природопользования, самобытной
социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения
обычаев и верований;
исконная среда обитания малочисленных народов - исторически
сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы
осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который
влияет на их самоидентификацию, образ жизни;
этно - природный парк - территория, включающая природные
комплексы, имеющие значительную экологическую ценность, являющаяся
исторически сложившимся местом проживания и хозяйственной
деятельности малочисленных народов и предназначенная для
использования в целях сохранения природной среды и обеспечения
условий устойчивого развития. Этно - природный парк как
юридическое лицо является природоохранным учреждением.
2. Общие положения
2.1. Этно - природные парки являются особо охраняемыми
природными территориями краевого значения.
2.2. В своей деятельности этно - природные парки
руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным и
краевым законодательством об особо охраняемых природных
территориях, приказами и распоряжениями специально уполномоченных
на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, а также настоящим Положением.
2.3. Этно - природные парки располагаются в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов на землях лесного и водного фондов, землях
запаса, предоставляемых этно - природным паркам в бессрочное
(постоянное) пользование, и могут включать земли сельских
населенных пунктов с землями сельскохозяйственного использования.
Образование этно - природных парков не влечет за собой изъятия
земель собственников и землепользователей.
2.4. Этно - природными парками не могут быть объявлены
природные комплексы, находящиеся на территории государственных
природных заповедников и национальных парков.
2.5. Территории этно - природных парков в обязательном порядке
учитываются при разработке планов, программ и прогнозов
экономического и социального развития, краевых комплексных схем
районной планировки, схем землеустройства, а также
лесоустроительной документации.
3. Основные задачи этно - природных парков
Основными задачами этно - природных парков являются:
сохранение природной среды, особо ценных природных комплексов,
объектов и рекреационных ресурсов;
обеспечение условий устойчивого развития исконной среды
обитания малочисленных народов;
обеспечение традиционного образа жизни малочисленных народов;
создание условий для регулируемого туризма и отдыха в
природных условиях;
организация экологического и историко - этнического
просвещения;
восстановление нарушенных природных и историко - этнических
объектов и комплексов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы,
историко - этно - культурных объектов и поддержания экологического
баланса в условиях рекреационного использования территорий этно -
природных парков.
4. Юридический статус этно - природных парков
4.1. Этно - природные парки создаются в форме природоохранных
учреждений, финансируемых полностью или частично за счет средств
краевого бюджета.
4.2. Этно - природный парк приобретает статус юридического
лица с момента его государственной регистрации в установленном
законом порядке.
4.3. Этно - природные парки находятся в ведении администрации
Приморского края (далее - администрация края) и могут находиться в
непосредственном подчинении специально уполномоченного на то
государственного органа Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
4.4. Положение о конкретном этно - природном парке
утверждается постановлением губернатора Приморского края (далее -
губернатор края) по согласованию со специально уполномоченным на
то государственным органом Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
5. Порядок образования этно - природных парков
5.1. Этно - природные парки создаются постановлением
губернатора края по представлению соответствующего специально
уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды.
5.2. Образование этно - природных парков производится на
основании ходатайств (эколого - экономических обоснований),
подготовленных одним из специально уполномоченных на то
государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды, подразделениями Дальневосточного
отделения Российской академии наук, ассоциациями и общинами
малочисленных народов и общественными объединениями.
5.3. Ходатайство (эколого - экономическое обоснование) должно
содержать обоснование необходимости создания этно - природного
парка с указанием природоохранной, историко - этнической и научной
ценности территории, ее площади, месторасположения, на землях
каких пользователей она находится, их состояния, в каких целях они
используются в настоящее время, наличия полезных ископаемых с их
характеристикой, данных об учете лесного фонда, оценки туристско -
рекреационной значимости территории, а также предлагаемую схему
зонирования и режима особой охраны территории, расчет необходимых
средств на финансирование обеспечения установленного режима и
предполагаемые источники финансирования, схему этно - природного
парка в масштабе 1:200000 или крупнее, текстовое описание границ.
5.4. Создание этно - природных парков, связанное с изъятием
земельных участков, используемых для общегосударственных нужд,
осуществляется постановлением губернатора края по согласованию с
Правительством Российской Федерации.
5.5. Ходатайства рассматриваются соответствующим специально
уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды и после получения
необходимых согласований, в том числе Ассоциации коренных
малочисленных народов Приморского края и положительного заключения
государственной экологической экспертизы, направляются в
администрацию края для принятия соответствующего решения.
5.6. Изменение границ, реорганизация и ликвидация этно -
природных парков осуществляются в том же порядке, что и их
образование.
5.7. В целях защиты этно - природных парков от неблагоприятных
антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и
водного пространства могут создаваться охранные зоны с
регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки
в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и
землепользователей не изымаются.
6. Управление этно - природными парками
6.1. Управление этно - природными парками осуществляется
администрациями парков, возглавляемыми директорами. Назначение и
освобождение директоров осуществляется постановлениями губернатора
края по согласованию с органами местного самоуправления
Приморского края, на территории которых они располагаются,
соответствующим специально уполномоченным на то государственным
органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, а также ассоциациями и общинами малочисленных народов.
6.2. Директорами этно - природных парков или их заместителями
назначаются уполномоченные представители малочисленных народов.
6.3. Представители малочисленных народов и лица, не
относящиеся к малочисленным народам, но проживающие на территории
этно - природных парков, имеют первоочередное право быть принятыми
на работу в соответствии с их квалификацией в администрацию этно -
природных парков.
6.4. Права и обязанности администраций этно - природных
парков:
определение штатных расписаний служб и подразделений этно -
природных парков (исходя из конкретных финансовых возможностей);
издание в пределах своей компетенции приказов, предписаний,
обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими
лицами, находящимися на территориях этно - природных парков;
предоставление права на осуществление всех видов новой
(разрешенной) хозяйственной деятельности на территориях этно -
природных парков;
осуществление контроля за соблюдением установленных режимов,
охраной и рациональным использованием природных ресурсов на
территориях этно - природных парков;
составление в пределах своей компетенции протоколов об
административных правонарушениях в области охраны окружающей
природной среды, историко - этнических объектов, доставка лиц,
совершивших эти правонарушения, в органы внутренних дел;
приостановка и запрещение деятельности, противоречащей режиму
использования территорий этно - природных парков;
предъявление в судебном порядке исков учреждениям,
организациям, предприятиям, гражданам и их объединениям о
возмещении ущерба, нанесенного природным и историко - этническим
комплексам и объектам этно - природных парков и их охранных зон в
результате экологических правонарушений;
регулирование рекреационных нагрузок на территориях этно -
природных парков;
международное сотрудничество для осуществления деятельности в
соответствии с основными задачами этно - природных парков;
осуществление иной деятельности в рамках решения задач этно -
природных парков.
7. Финансовое обеспечение деятельности
этно - природных парков
Расходы по обеспечению деятельности и установлению режима этно
- природных парков финансируются за счет следующих источников:
средств краевого бюджета;
средств внебюджетных фондов;
доходов от рекреационной и туристской деятельности;
средств, получаемых в порядке безвозмездной помощи физических
и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных
организаций;
средств, получаемых в счет возмещения ущерба, причиненного в
результате деятельности физических и юридических лиц;
доходов от рекламно - издательской и иной деятельности, не
противоречащей задачам этно - природных парков.
8. Режим этно - природных парков и
обеспечение его соблюдения
8.1. Территории этно - природных парков представляют собой
системы функциональных зон, на которых устанавливаются специальные
режимы использования и охраны природных ресурсов в зависимости от
ценности каждого конкретного участка в природоохранном, историко -
этническом и рекреационном отношениях, сложившегося на нем
хозяйственного использования и землевладения.
8.2. На территориях этно - природных парков могут быть
выделены следующие функциональные зоны:
заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и
рекреационное использование территории запрещено;
традиционного природопользования;
туристской деятельности, предназначенные для осуществления
движения туристских групп по установленным маршрутам с целью
ознакомления с достопримечательностями этно - природного парка, а
также экологического и историко - этнического просвещения;
интенсивной рекреационной деятельности - территории,
предназначенные для организации отдыха и экопросвещения;
любительской охоты и рыболовства;
обслуживания посетителей, предназначенные для размещения
гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса,
культурного, бытового и информационного обслуживания;
хозяйственного назначения, предназначенные для удовлетворения
основных нужд проживающего на его территории населения, а также
для обеспечения функционирования этно - природных парков.
8.3. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого этно
- природного парка определяются в положении о нем.
8.4. На территориях этно - природных парков запрещаются:
действия, изменяющие гидрологический режим земель;
организация стоянок, кемпингов, разведение костров за
пределами предусмотренных для этого мест;
движение и стоянка механических транспортных средств вне
специально предусмотренных для этого мест;
строительство дорог, линий электропередач и других
коммуникаций, не связанных с функционированием этно - природных
парков;
применение, хранение, переработка и захоронение токсичных,
радиоактивных и других вредных веществ и отходов;
рубки главного пользования, а также иные виды рубок,
преследующие цель - получение товарной древесины;
геолого - разведочные работы и разработка полезных ископаемых
(в пределах заповедных зон и зон традиционного
природопользования).
8.5. В этно - природных парках в соответствии с их
индивидуальными положениями могут быть запрещены или ограничены и
другие виды хозяйственной деятельности, угрожающие состоянию и
сохранности природных комплексов и историко - этно - культурных
объектов.
8.6. Лимиты на отстрел диких копытных животных и медведей, а
также вылов лососевых видов рыб по бесплатным лицензиям для
личного потребления представителей малочисленных народов и лиц, не
относящихся к малочисленным народам, но проживающих на территории
этно - природных парков, чье существование и доходы полностью или
частично основаны на традиционной системе природопользования,
устанавливаются администрацией края по представлению администрации
этно - природного парка.
8.7. Представители малочисленных народов и лица, не
относящиеся к малочисленным народам, но проживающие на территории
этно - природных парков, ведущие традиционный образ жизни, имеют
право безвозмездно обеспечивать себя питанием за счет
традиционного природопользования на закрепленных за ними угодьях и
водоемах, а также сырьем для изготовления утвари и предметов
обихода, если такая деятельность не ведет к снижению
биологического разнообразия, не препятствует устойчивому
воспроизводству объектов животного мира и не нарушает среду их
обитания (осуществляется в пределах установленных лимитов).
8.8. Разрешения на ведение охоты и рыболовства гражданам,
осуществляющим традиционное природопользование в пределах границ
этноприродных парков, выдаются администрациями этно - природных
парков на основании полученных ими долгосрочных лицензий.
8.9. Соблюдение режима этно - природных парков обеспечивается
службами их охраны.
8.10. К охране территории этно - природного парка могут
привлекаться общественные инспекции.
8.11. Администрации этно - природных парков и их службы
взаимодействуют в вопросах обеспечения режима природопользования
со специально уполномоченными на то государственными органами
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,
а также органами внутренних дел.
9. Туристская и рекреационная деятельность в
пределах границ этно - природных парков
9.1. В этно - природных парках развитие туризма и отдыха в
природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными
схемами зонирования их территорий.
9.2. Конкретные виды деятельности по обеспечению регулируемого
туризма и отдыха на территориях этно - природных парков, предельно
допустимые нагрузки и лимиты посещения определяются
администрациями этно - природных парков на основании научно
обоснованных норм по согласованию с государственными органами, в
ведении (или подчинении) которых они находятся.
9.3. Все туристские ресурсы находятся в ведении и распоряжении
администраций этно - природных парков.
9.4. Ведение туристской деятельности в пределах границ этно -
природных парков осуществляется исключительно при непосредственном
участии администраций этно - природных парков путем выдачи
разрешительных документов на осуществление конкретных видов
деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха с
установлением сроков и условий его осуществления, действительных
только на территории этно - природных парков.
9.5. Администрации этно - природных парков вправе
самостоятельно осуществлять туристскую деятельность при наличии
лицензий и разрешений, полученных в порядке, установленном
федеральным законодательством.
9.6. Обеспечение туров осуществляется администрациями этно -
природных парков совместно с иными туроператорами и турагентами.
9.7. При наличии нескольких претендентов на осуществление
отдельных туров создается конкурсная комиссия. При прочих равных
условиях предпочтение отдается турагентам, зарегистрированным
соответствующими органами местного самоуправления Приморского
края.
9.8. В целях обеспечения безопасности туристов и сохранения
природных комплексов и историко - этнических объектов
самодеятельный туризм в пределах этно - природных парков
осуществляется строго по согласованию с их администрациями.
9.9. Любительская охота и рыболовство осуществляются в
соответствующих зонах на основании разрешительных документов,
предоставляемых администрациями этно - природных парков, в
соответствии с долгосрочными лицензиями, приобретенными ими в
установленном порядке.
10. Научно - исследовательская и просветительская
деятельность в этно - природных парках
10.1. Научно - исследовательская деятельность в этно -
природных парках осуществляется прежде всего в целях разработки и
внедрения научных методов сохранения природных и историко -
этнических комплексов и объектов.
10.2. Научно - исследовательская деятельность в этно -
природных парках проводится научно - исследовательскими
учреждениями соответствующего профиля по программам, согласованным
с администрациями этно - природных парков и соответствующим
специально уполномоченным на то государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды.
10.3. Планы лесохозяйственных, биотехнических и
реставрационных работ, а также мероприятий по регулированию
численности диких животных на территориях этно - природных парков
в обязательном порядке согласовываются с их администрациями.
10.4. Просветительская деятельность в этно - природных парках
включает создание и обустройство экологических экскурсионных троп,
разработку экскурсионных маршрутов, организацию и проведение
экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей,
справочных материалов и иной печатной продукции, организацию
музеев и экспозиций под открытым небом, освещение деятельности
этно - природных парков в средствах массовой информации и иные
формы.
11. Хозяйственная деятельность в
этно - природных парках
11.1. Хозяйственная деятельность в этно - природных парках
направлена на реализацию их задач, в частности, обеспечение охраны
и восстановления природных и историко - этнических комплексов и
объектов, обеспечение условий устойчивого развития и традиционного
образа жизни, а также на организацию туризма и отдыха в природных
условиях.
11.2. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов,
турбаз, предприятий общественного питания и других объектов
туристского сервиса, создание условий для отдыха граждан, их
культурного и бытового обслуживания осуществляются при участии
администраций этно - природных парков, при этом доходы от
эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов
этноприродных парков и используются исключительно на реализацию
целей и задач этно - природных парков.
12. Государственный контроль за рациональным
использованием и охраной этно - природных парков и
разрешение споров в этой области
12.1. Государственный контроль за рациональным использованием
и охраной этно - природных парков возлагается на соответствующий
специально уполномоченный на то государственный орган Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды и
администрацию края.
12.2. Разрешение споров в области использования и охраны этно
- природных парков осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
|