ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2001 г. N 22
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В целях совершенствования организации работы органов опеки и
попечительства органов местного самоуправления края по
своевременному выявлению, устройству, эффективному осуществлению
контроля за условиями жизни и воспитания детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также защиты прав и
интересов детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи
государства, в соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса
Российской Федерации, пунктом 1 статьи 121, статьями 122, 123
Семейного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4 и 5 Закона
Приморского края "Об органах опеки и попечительства в Приморском
крае" постановляю:
1. Утвердить и ввести в действие примерное Положение о службе
по охране прав детства органов местного самоуправления Приморского
края (далее - Положение).
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных
образований края и руководителям органов управления образованием:
2.1. В организации работы по защите прав и законных интересов
детей руководствоваться вышеназванным Положением.
2.2. Своевременно обеспечивать органы управления образованием
и службы по охране прав детства нормативными документами по
вопросам охраны детства.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на управление народного образования администрации края (Межонов).
И. о. губернатора края
К.Б.ТОЛСТОШЕИН
Утверждено
постановлением
губернатора края
от 24.01.2001 N 22
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1. Общие положения
1.1. Специалист по охране прав детства является муниципальным
служащим органа управления образованием администрации
муниципального образования, его деятельность направлена на защиту
прав и интересов несовершеннолетних, проживающих на территории
данного муниципального образования.
1.2. Специалист по охране прав детства назначается на
должность руководителем органа управления образованием. Должность
специалиста по охране детства вводится в штаты из расчета один
специалист на 5000 детского населения района (от 0 до 18 лет), но
не менее одной должности на муниципальное образование.
1.3. Назначение на должность специалиста по охране прав
детства производится из числа лиц, имеющих высшее педагогическое
или юридическое образование и стаж работы по полученной
специальности не менее 3 лет.
1.4. Специалист по охране прав детства должен быть главным или
ведущим специалистом, либо начальником отдела охраны прав детей (в
зависимости от стажа работы и аттестации).
1.5. Специалист по охране прав детства подотчетен в выполнении
своих функциональных обязанностей руководителю органа управления
образованием.
1.6. Все наиболее сложные и спорные вопросы, касающиеся защиты
прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматриваются
коллегиально при главе администрации района (города).
1.7. Руководитель органа управления образованием обеспечивает
специалиста по охране прав детства необходимыми условиями труда:
отдельным кабинетом;
сейфом для хранения документов, не подлежащих разглашению;
отдельным номером телефона;
персональным компьютером;
необходимыми канцелярскими товарами и оргтехникой.
1.8. Специалист по охране прав детства в своей работе
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, иными
международными правовыми актами по защите прав детей, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской
Федерации, законами Российской Федерации и Приморского края,
нормативными актами органов законодательной и исполнительной
власти Российской Федерации, Приморского края и другими
нормативными документами по вопросам охраны прав детей.
1.9. Специалист по охране прав детей взаимодействует с
руководителями образовательных и медицинских учреждений,
учреждений социальной защиты, отделами внутренних дел и другими
органами и организациями в пределах своих полномочий.
2. Обязанности специалиста по охране детства
2.1. Организует систематическое выявление и учет детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в
государственной защите.
2.2. Организует работу по профилактике социального сиротства.
2.3. Проводит обследование жилищно - бытовых условий и условий
воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся
в государственной защите, и лиц, изъявивших желание стать
усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями.
2.4. Обеспечивает совместно с уполномоченными органами,
организациями и отдельными гражданами временное устройство детей,
оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их
имущества и жилых помещений.
2.5. Ведет учет граждан Российской Федерации, изъявивших
желание быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными
родителями, и готовит заключение о возможности граждан,
проживающих в своем районе, выполнять эти обязанности.
2.6. Осуществляет подготовку документов и устройство детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в
семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на
усыновление, а при отсутствии таковой возможности - в
соответствующие учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
2.7. В случае выявления несовершеннолетнего, подлежащего
передаче на воспитание в семью, которому не удалось подобрать
кандидатов в усыновители, опекунов (попечителей), приемных
родителей на территории района (города) по истечении одного
месяца, сведения о нем по установленной форме (анкету) передает в
управление народного образования администрации Приморского края.
2.8. Готовит материалы главе администрации муниципального
образования о назначении опеки (попечительства) над
несовершеннолетним и денежных выплат на содержание подопечного, о
распоряжении его текущими доходами (пенсии, алименты) и управлении
имуществом в соответствии с нормами действующего законодательства
Российской Федерации и правовыми актами Приморского края.
Формирует и передает документы в районный орган социальной защиты
населения для начисления и осуществления выплат подопечным.
2.9. Осуществляет контроль за условиями жизни подопечных
детей, за их воспитанием и образованием, за состоянием их
здоровья. В случае необходимости готовит проекты распорядительных
документов об освобождении, отстранении опекунов (попечителей) от
выполнения возложенных на них обязанностей.
2.10. Осуществляет контроль за условиями жизни, воспитанием и
образованием детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, направленных в учреждения образования, здравоохранения
и социальной защиты населения.
2.11. Осуществляет подбор лиц и готовит заключение об их
способности к выполнению обязанностей приемных родителей, готовит
проект договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью, на
патронаж, в детский дом семейного типа.
2.12. Организует необходимую помощь и проводит
профессиональные консультации с опекунами (попечителями),
приемными родителями по воспитанию детей, организации их отдыха,
лечению, трудоустройству и социальной защите.
2.13. Выступает на судебных заседаниях по вопросам защиты прав
и интересов несовершеннолетних.
2.14. Готовит следующие документы:
заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления
(удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения),
по доверенности руководителя органа управления образования
участвует в заседаниях суда по вопросам усыновления (удочерения);
для возбуждения в суде дел о лишении родителей родительских
прав, об ограничении в родительских правах, об отобрании детей,
готовит заключение по данным вопросам;
заключение и проект распоряжения главы муниципального
образования о целесообразности раздельного проживания опекуна
(попечителя) с подопечным, достигшим возраста 16 лет;
заключение и проект распоряжения главы муниципального
образования о возможности объявления несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным) при достижении им 16-летнего
возраста;
проект распоряжения главы муниципального образования о
досрочной регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
проект договора о доверительном управлении имуществом
несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей;
проекты распоряжений главы администрации муниципального
образования о разрешении либо о согласии на отчуждение и передачу
имущества ребенка в дар, обмен жилой площади, совершение сделок,
не влекущих нарушение прав и законных интересов
несовершеннолетних, зарегистрированных на территории
муниципального образования, находящихся под опекой
(попечительством), в приемных, патронатных семьях;
проекты распоряжений главы администрации муниципального
образования о порядке участия родителей и родственников в общении
с ребенком, рассматривает спорные вопросы между родителями в
воспитании детей.
2.15. Участвует в исполнении решений судов о передаче или
отобрании детей в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
2.16. Осуществляет вместе с уполномоченными органами отобрание
детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
2.17. В случае установления противоречий между интересами
родителей и детей представляет интересы несовершеннолетних детей
либо вносит представления главы администрации муниципального
образования о назначении представителя для защиты прав и законных
интересов детей.
2.18. Рассматривает вопросы, готовит проекты распоряжений
главы администрации муниципального образования о присвоении имени
и фамилии или изменении фамилии несовершеннолетним в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.19. По поручению руководителя органа управления образованием
рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам
социально - правовой защиты несовершеннолетних, консультирует и
принимает по ним необходимые меры.
2.20. Ведет в установленном порядке документацию, хранит все
материалы в сейфе до передачи в архив. Соблюдает сроки хранения
документации, несет персональную ответственность за сохранность
документов по охране детства.
3. Права специалиста по охране детства
Специалист по охране детства вправе:
3.1. Запрашивать от руководителей любых учреждений,
организаций и органов информацию, материалы, документы и их копии
по всем вопросам по защите прав и законных интересов
несовершеннолетних в пределах своих полномочий.
3.2. Привлекать инспекторов подразделений по делам
несовершеннолетних, социальных, медицинских и педагогических
работников учреждений, специалистов жилищных органов для
обследования условий воспитания, жилищно - бытовых условий
несовершеннолетних.
3.3. Приглашать для собеседования родителей, должностных лиц,
опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей и других
граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
3.4. Проводить обследование семей, имеющих несовершеннолетних
детей, в случае возникновения необходимости защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних.
3.5. Участвовать в заседаниях районной комиссии по делам
несовершеннолетних и районной комиссии по охране прав детей.
3.6. Вносить свои предложения при составлении плана работы
органа управления образованием по защите прав и законных интересов
детей, а также при изменившихся обстоятельствах вносить
предложения по коррекции данного плана.
3.7. Периодически (не реже одного раза в три года) повышать
свою квалификацию.
4. Ответственность специалиста по охране прав детства
Специалист по охране прав детства несет ответственность за
неисполнение или за ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
|