ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2001 г. N 35
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВЫБОРНОЙ
АГИТАЦИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ КАНДИДАТАМИ НА ВЫБОРАХ
ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В связи с назначением выборов губернатора Приморского края на
27 мая 2001 года, в соответствии со статьей 23 Закона Приморского
края "Об избирательной комиссии Приморского края", в целях
единообразного применения избирательного законодательства в части
порядка и правил проведения предвыборной агитации через средства
массовой информации Избирательная комиссия Приморского края
решила:
Утвердить Рекомендации о порядке использования средств
массовой информации зарегистрированными кандидатами на выборах
губернатора Приморского края (прилагаются).
Председатель комиссии
С.Д.КНЯЗЕВ
Секретарь комиссии
Т.В.ГЛАДКИХ
Приложение
к решению
избирательной комиссии
Приморского края
от 26.03.2001 N 35
РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ
КАНДИДАТАМИ НА ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
I. Понятие предвыборной агитации
Закон Приморского края "О выборах губернатора Приморского
края" (далее - Закон Приморского края) устанавливает определение
предвыборной агитации в соответствии с Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон). Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Приморского края
предвыборная агитация - это деятельность граждан Российской
Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных
блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или
побуждающая избирателей к участию в выборах, а также голосовать за
тех или иных кандидатов или против них.
II. Субъекты предвыборной агитации через
средства массовой информации
Из положений статей 38 - 40 Закона Приморского края "О выборах
губернатора Приморского края" следует, что организации
телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий вправе
предоставлять эфирное время и печатную площадь для проведения
предвыборной агитации только специальным субъектам избирательного
процесса - зарегистрированным кандидатам на должность губернатора
Приморского края.
Иные субъекты избирательного процесса, в том числе иные
субъекты агитационной деятельности, перечисленные в пункте 1
статьи 36 Закона Приморского края, не вправе самостоятельно
проводить предвыборную агитацию через средства массовой
информации.
III. Классификация средств массовой информации,
предусмотренная Законом Приморского края
"О выборах губернатора Приморского края"
Средства массовой информации, услугами которых пользуются
зарегистрированные кандидаты для ведения своей предвыборной
агитации, законодателем подразделяются на:
- организации теле- и (или) радиовещания и редакции
периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы,
организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем
на 15 процентов бюджета соответствующей организации,
осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического
печатного издания за год, предшествующий дню официального
опубликования решения о назначении выборов, за счет средств,
выделенных органами государственной власти Приморского края (далее
- государственные, муниципальные и иные приравненные к ним СМИ);
- иные организации теле- и (или) радиовещания и редакции
периодических печатных изданий (далее - коммерческие организации
телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий).
Отдельно законодатель выделяет:
- редакции периодических печатных изданий, учрежденных
органами государственной власти и органами местного самоуправления
исключительно для опубликования их официальных сообщений и
материалов, нормативных и иных актов, которые не вправе
публиковать предвыборные агитационные материалы (пункт 1 статьи 40
Закона Приморского края);
- редакции специализированных периодических печатных изданий
(детских, научных, технических и других), которые вправе
отказаться от публикации агитационных материалов при условии их
полного неучастия в предвыборной агитации в какой бы то ни было
форме (пункт 1 статьи 40 Закона Приморского края);
- редакции периодических печатных изданий и (или)
периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированным
кандидатом и не являющиеся государственными, муниципальными либо
приравненными к ним СМИ, на которые не распространяется требование
о предоставлении печатной площади зарегистрированным кандидатам на
равных условиях.
IV. Равные условия доступа зарегистрированных
кандидатов к средствам массовой информации
Все средства массовой информации обязаны обеспечить
зарегистрированным кандидатам равные условия для обнародования
предвыборных агитационных материалов как на платной, так и на
бесплатной основе.
Государственные и иные, приравненные к ним, региональные
электронные СМИ, т. е. осуществляющие теле- и (или) радиовещание
на территории Приморского края, а также государственные и
муниципальные и иные, приравненные к ним, периодические печатные
издания обязаны представлять зарегистрированным кандидатам для
ведения предвыборной агитации соответственно эфирное время и
печатную площадь на бесплатной основе (пункт 1 статьи 38, пункт 1
статьи 40 Закона Приморского края).
Расходы указанных средств массовой информации по
предоставлению эфирного времени и печатной площади на бесплатной
основе покрываются за счет текущего бюджетного финансирования.
Государственные, муниципальные и иные, приравненные к ним,
электронные средства массовой информации обязаны, и все иные
средства массовой информации вправе на платной основе
предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным
кандидатам, при этом они резервируют эфирное время, печатную
площадь для предоставления его на равных условиях за плату на
основании заключенного договора между СМИ и зарегистрированным
кандидатом (пункт 2 статьи 38, пункт 3 статьи 39 пункт 1 статьи 40
Закона Приморского края).
V. Сроки проведения предвыборной агитации,
в том числе через СМИ
Законом Приморского края установлено общее правило, касающееся
сроков предвыборной агитации. Он начинается со дня регистрации
кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки
до дня голосования. Со дня официального опубликования решения о
назначении выборов до момента регистрации кандидата, а также в
день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация
запрещается. В случае проведения повторного голосования
предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в
периодических печатных изданиях возобновляется со дня официального
опубликования решения о назначении повторного голосования и
прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования (пункт 1
статьи 37 Закона Приморского края).
В эти сроки может вестись предвыборная агитация через СМИ,
которые не обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь
зарегистрированным кандидатам на основании договора и которые не
проводят жеребьевку эфирного времени, печатной площади. В СМИ,
которые проводят указанную жеребьевку, предвыборная агитация
начинается по завершении регистрации всех кандидатов и жеребьевки
между ними на предмет распределения эфирного времени, печатной
площади и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
Такое изъятие из общих сроков агитации вызвано необходимостью
обеспечить равные условия доступа всех зарегистрированных
кандидатов к средствам массовой информации. Предвыборная агитация
через организации телерадиовещания проводится только по рабочим
дням.
VI. Объем эфирного времени, печатной площади,
предоставляемый зарегистрированным кандидатам
Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой
государственной, иной, приравненной к ней, организацией
телерадиовещания для проведения предвыборной агитации
зарегистрированными кандидатами, должен быть не менее двух часов,
- не менее одной четвертой общего объема времени вещания.
Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда
телерадиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Не менее одной
трети от общего объема бесплатного эфирного времени отводится
зарегистрированным кандидатам для совместного проведения
дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных
мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного
времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на
равных основаниях. Общий объем эфирного времени, предоставляемого
указанными СМИ зарегистрированным кандидатам за плату, должен быть
не меньше общего объема бесплатного эфирного времени. Общий
еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади,
которую каждая государственная, муниципальная или приравненная к
ней редакция периодического печатного издания представляет
зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 50
процентов общего объема, выделяемого зарегистрированным кандидатам
для ведения предвыборной агитации.
Общий объем эфирного времени, печатной площади,
предоставляемый зарегистрированным коммерческими СМИ,
предоставляемого за плату на условиях договора, устанавливается
соответствующим средством массовой информации самостоятельно.
VII. Условия проведения предвыборной агитации
через средства массовой информации
Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных
изданий должны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты
(в валюте Российской Федерации - рублях) эфирного времени и
печатной площади и представить их с уведомлением о готовности
предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную
площадь в Избирательную комиссию Приморского края.
Срок представления указанных документов:
1) для государственных, муниципальных, иных, приравненных к
ним электронных СМИ - не позднее дня официального опубликования
решения о назначении выборов губернатора Приморского края (пункт 2
статьи 39 Закона Приморского края);
2) для всех остальных средств массовой информации - не позднее
дня первой регистрации кандидата на должность губернатора
Приморского края.
Несмотря на то, что данное требование установлено только для
государственных, муниципальных, иных, приравненных к ним
электронных СМИ, без его выполнения и всеми иными средствами
массовой информации, представляющими эфирное время, печатную
площадь зарегистрированным кандидатам на должность губернатора
Приморского края, исполнение законодательно закрепленной
обязанности обеспечения равных условий всем зарегистрированным
кандидатам не представляется возможным.
Каждый зарегистрированный кандидат вправе получить из общего
объема зарезервированного эфирного времени, печатной площади,
предоставляемого им бесплатно государственными, муниципальными и
иными, приравненными к ним СМИ, время и площадь в пределах доли,
полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных
кандидатов.
Такое распределение (жеребьевка) проводится соответствующей
организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного
издания в течение трех дней по завершении регистрации кандидатов.
При проведении жеребьевки вправе присутствовать заинтересованные
лица (зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица либо
представители зарегистрированного кандидата по доверенности,
уполномоченные представители избирательных объединений,
избирательных блоков, выдвинувших кандидатов).
Причем бесплатное эфирное время делится с учетом равного
распределения между зарегистрированными кандидатами не менее одной
трети от общего объема бесплатного эфирного времени для
совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных
аналогичных совместных агитационных мероприятий.
Жеребьевкой определяются даты публикаций предвыборных
агитационных материалов и даты и время выхода в эфир предвыборных
агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. Равные
условия для публикации должны быть соблюдены и в отношении места
размещения материалов на газетной полосе. Результаты жеребьевки
оформляются протоколом, содержащим график предоставления
зарегистрированным кандидатам эфирного времени, печатной площади.
Копия протокола вручается зарегистрированным кандидатам,
участвующим в жеребьевке и публикуется в средствах массовой
информации.
По итогам проведенной жеребьевки эфирного времени и печатных
площадей, предоставляемым зарегистрированным кандидатам за плату,
между средством массовой информации и зарегистрированным
кандидатом заключается соответствующий договор, обязательным
условием которого должно являться осуществление оплаты в полном
объеме до предоставления эфирного времени, печатной площади
исключительно через соответствующий избирательный фонд кандидата.
В договоре также указывается: вид (жанр) предвыборной
агитации, дата и время выхода в эфир, дата опубликования
агитационного материала, продолжительность предоставляемого
эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты,
права и обязанности сторон, обязательства сторон неукоснительно
соблюдать требования действующего законодательства. Сохраняется
возможность расторжения договора в установленном законодательством
порядке в случае нарушения сторонами действующего законодательства
и взятых на себя обязательств. При этом высвободившееся эфирное
время, печатная площадь могут быть использованы СМИ по своему
усмотрению.
За предоставление эфирного времени, печатной площади
зарегистрированным кандидатам в стоимость указанных услуг не
включается налог на добавленную стоимость.
IX. Условия обнародования предвыборных
агитационных материалов
Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию,
выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая
хранится в течение 6 месяцев со дня выхода в эфир указанных
программ и выдается по запросу Избирательной комиссии Приморского
края, суда (пункт 8 статьи 39 Закона Приморского края).
Предвыборные агитационные материалы зарегистрированных кандидатов,
транслируемые и передаваемые через электронные СМИ, не должны
прерываться рекламой товаров и услуг или другими сообщениями
рекламного характера. Публикация предвыборных агитационных
материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в
какой бы то ни было форме.
Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных
изданиях и оплачиваемых из средств избирательных фондов
зарегистрированных кандидатов, должна помещаться информация о том,
из избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была
произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если
публикация материалов была произведена бесплатно, в публикации
должно быть помещено указание на факт бесплатности данной
публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному
кандидату была предоставлена возможность размещения
соответствующей публикации (пункт 3 статьи 40 Закона Приморского
края).
X. Осуществление в ходе избирательной кампании
рекламы коммерческой и иной деятельности
Реклама коммерческой и иной деятельности зарегистрированных
кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов,
уполномоченных представителей избирательных объединений,
избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а
также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и
(или) членами руководящих органов которых являются указанные лица
и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться
только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации,
с указанием, за счет средств избирательного фонда какого
зарегистрированного кандидата была произведена оплата и только за
счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата. В
день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая
реклама не допускается (пункт 5 статьи 43 Закона Приморского
края).
XI. Право зарегистрированного кандидата на ответ
в средстве массовой информации
В случае, если теле- и радиопрограммы на каналах организаций
телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий,
участвуя в избирательной кампании, допустили обнародование
(опубликование) информации, способной нанести ущерб чести,
достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата,
они должны обеспечить возможность зарегистрированному кандидату
при его желании бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение
или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой
репутации до окончания срока предвыборной агитации (пункт 6 статьи
43 Закона Приморского края).
XII. Ответственность средств массовой информации
за нарушения избирательного законодательства
8 декабря 1999 года вступил в силу Федеральный закон от 6
декабря 1999 года N 210-ФЗ "Об административной ответственности
юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации
о выборах и референдумах" (далее - Федеральный закон об
административной ответственности). Согласно статье 4 Федерального
закона об административной ответственности нарушение
организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание,
редакциями средств массовой информации условий доступа
зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации,
порядка предоставления им эфирного времени и выделения печатной
площади, а равно оказание в информационных блоках организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, предпочтения
какому-либо зарегистрированному кандидату, в том числе по времени
освещения его агитационной деятельности, - влечет наложение штрафа
в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Федеральный закон об административной ответственности
устанавливает также административную ответственность:
- за нарушение условий рекламирования коммерческой
деятельности, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о выборах, - наложение штрафа в размере от двухсот до
пятисот минимальных размеров оплаты труда (статья 5);
- за проведение агитации организациями, которым участие в ее
проведении запрещено законом, - наложение штрафа в размере от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (статья 6);
- за непредоставление возможности обнародовать опровержение
или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой
репутации зарегистрированного кандидата, - наложение штрафа в
размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда
(статья 11).
8 11
Кроме этого, статьями 40 - 40 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях в редакции Федерального закона от
2 января 2000 N 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях" предусмотрена
административная ответственность:
- за нарушение правил проведения предвыборной агитации в
периодических печатных изданиях и на каналах организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а равно оказание
предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих
теле- и (или) радиовещание, какому-либо зарегистрированному
кандидату, - наложение штрафа на граждан в размере от десяти до
двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных
лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда
8
(статья 40 );
- за нарушение в ходе избирательной кампании правил
рекламирования коммерческой деятельности, предусмотренных
законодательством о выборах, - наложение штрафа на граждан в
размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда,
а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных
9
размеров оплаты труда (статья 40 );
- за проведение предвыборной агитации в период, когда ее
проведение запрещено федеральным законом, - наложение штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты
труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти
10
минимальных размеров оплаты труда (статья 40 );
- за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие
в ее проведении запрещено федеральным законом, - наложение штрафа
на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти
11
минимальных размеров оплаты труда (статья 40 ).
|