КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2001 Г. N 18/243(03-12)
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НА ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.07.2000 г. "Вопросы Федеральной службы земельного
кадастра", постановлением Правительства Российской Федерации от
11.01.2001 г. N 22 "Об утверждении Положения о Федеральной службе
земельного кадастра России" Федеральная служба земельного кадастра
России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной
власти по государственному управлению земельным ресурсами,
осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению
государственного земельного кадастра и кадастрового учета.
Краевой комитет по земельным ресурсам и землеустройству,
являясь структурным подразделением Росземкадастра, его
территориальным органом, осуществляет непосредственно и через свои
подразделения в городах и районах края координацию деятельности в
области земельных отношений, а также функциональное регулирование
в данной сфере, включая ведение государственного земельного
кадастра, кадастровую оценку земель, землеустройство, мониторинг
земель, государственный контроль за использованием и охраной
земель всех категорий.
Вместе с тем, в нарушение Конституции Российской Федерации
(ст. 132), Земельного кодекса РСФСР (ст. 111, 112, 114), в ряде
муниципальных образований имеют случаи попытки муниципализации
функций территориального органа Федеральной службы земельного
кадастра России. По сути речь идет о самовластном присвоении
органами местного самоуправления государственных полномочий. В
ряде муниципальных образований нарушаются требования ст. 29
Земельного кодекса РСФСР, в соответствии с которой подготовка
материалов по предоставлению и изъятию земель (земельных участков)
осуществляется районными, городскими земельными комитетами. В
результате чего отдельные постановления, решения по землеотводам,
подготовленные органами архитектуры, управлениями по
муниципальному имуществу и другими подразделениями органов
местного самоуправления принимаются в нарушение земельного
законодательства, требующие постоянного судебного разбирательства.
В отдельных муниципальных образованиях создаются "управления"
и "отделы" по землеустройству, землепользованию, земельному
кадастру, дублирующие функции городских, районных комитетов по
земельным ресурсам и землеустройству. Структурные подразделения
органов местного самоуправления (органы архитектуры и
градостроительства, комитеты по управлению муниципальным
имуществом, БТИ и другие) в соответствии с законодательством не
являются государственными (территориальными) органами
исполнительной власти и управления. Полномочия их в полной мере
представлены в ст. 27 Градостроительного кодекса. Кроме того,
полномочия органов архитектуры, земельных комитетов в сфере
земельных отношений определены во "Временных положениях о
разграничении полномочий комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству и органов архитектуры и градостроительства по
регулированию земельных отношений в городах и других поселениях
Российской федерации (совместное письмо Минстроя РФ от 17.01.1996
г. и Роскомзема от 16.01.1996 г.), а также постановления
губернатора Приморского края от 16.04.1996 г. N 252, утвердившего
"Временное положение о разграничении полномочий органов
архитектуры и градостроительства и комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству по регулированию земельных отношений на
территории поселений Приморского края".
Согласно п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля
может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной
формах собственности. Однако, до настоящего времени ни на
федеральном, ни на краевом, ни на муниципальном уровне
распределение собственности на землю не произведено. Федеральный
закон "О разграничении государственной собственности на землю" еще
не принят.
Полномочным представителем Президента Российской Федерации по
Дальневосточному округу Пуликовским К. Б. дано предписание
исполнительным органам края привести свои и нормативно - правовые
акты органов местного самоуправления в соответствие с федеральным
законодательством. Комитету по земельным ресурсам и
землеустройству Приморского края также было дано указание по
выявлению фактов наличия и предоставления в установленном порядке
информации о несоответствии нормативно - правовых актов органов
местного самоуправления федеральному законодательству в части
регулирования земельных отношений.
Учитывая актуальность вопроса о соблюдении законности в части
регулирования земельных отношений в городах и районах края прошу
глав муниципальных образований принять действенные меры по
недопущению незаконной передачи функций государственного учета
земель, ведения государственного земельного кадастра,
систематизации материалов землеустройства структурным органам
местного самоуправления и другим органам на подведомственной
территории, не имеющим в соответствии с федеральным
законодательством на то полномочий.
Для приведения в соответствие с федеральным законодательством
руководителям районных, городских комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству представить в Крайкомзем перечень нормативно -
правовых документов, принятых органами местного самоуправления, не
соответствующих федеральному земельному законодательству и
законодательству субъекта Федерации.
Руководитель комитета
В.Д.ШИЛЬНИКОВ
|