ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 13 апреля 2001 г. N 7/2-11-2001
НА ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ N 13-КЗ ОТ 10.07.1998 Г.
"О ПОРЯДКЕ УТИЛИЗАЦИИ, СКЛАДИРОВАНИЯ, ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛОМА
И ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Законом Приморского края "О порядке утилизации, складирования,
перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в
Приморском крае" регулируются правовые отношения по заготовке и
реализации лома черных, цветных металлов в Приморском крае. На
федеральном уровне такие отношения урегулированы Федеральным
законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и
потребления" (с изменениями, внесенными ФЗ N 169-ФЗ от 29.12.2000
г.), Постановлением Правительства РФ N 822 от 15.07.1999 г. (с
изменениями, внесенными постановлением Правительства N 304-ФЗ от
04.04.2000 г.) "Об утверждении Положения о лицензировании
деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и
черных металлов".
Правовой анализ Закона Приморского края свидетельствует о том,
что многие его положения не соответствуют действующему
федеральному законодательству и подлежат приведению в соответствие
с ним.
Так, в Законе деятельность по заготовке и реализации лома и
отходов цветных и черных металлов определяется как деятельность по
утилизации, складированию и перемещению лома и отходов металлов.
Такому смешению данных понятий способствует то, что изложенные в
ст. 1 Закона края основные понятие не соответствуют по своей
терминологии и содержанию основным понятиям, изложенным в
Федеральном законе и Постановлении Правительства РФ.
Законом края предусматривается лицензирование регулируемой
деятельности Государственным комитетом по охране окружающей среды
Приморского края, согласованной в муниципальном образовании (п. п.
2, 4 ст. 2, п. 4 ст. 3), что противоречит Постановлению
Правительства РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Приморского
края физическим лицам разрешается сдавать бытовой лом без
документов, подтверждающих его происхождение, что противоречит
требованиям Федерального закона (п. 2 ст. 13 - 1).
Закрепленные в пп. 2. 3 ст. 4 требования Закона Приморского
края о необходимости регистрировать путевые листы,
товаротранспортные накладные и фактуры на перемещение лома черных
и цветных металлов в муниципальных образованиях противоречит ст.
32 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", регулирующей отношения органов местного
самоуправления с предприятиями и организациями, не находящимися в
муниципальной собственности.
Пункт 2 ст. 2, пункт 3 ст. 4, пункт 3 ст. 5 Закона края,
регулирующие правоотношения, связанные с деятельностью таможенных
органов при экспортных поставках лома металлов, приняты с
превышением компетенции субъектов РФ.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ таможенное
регулирование находится в ведении Российской Федерации и статьей
Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
порядок трансграничного перемещения отходов отнесено к компетенции
Правительства РФ.
В главе 3 (ст. ст. 6 - 10) Закона края регламентирована
административная ответственность за правонарушения в сфере
деятельности по утилизации, складированию и перемещению лома и
отходов черных и цветных металлов и сплавов в Приморском крае:
установлены виды и составы административных правонарушений в этой
сфере, субъекты этих отношений - должностные лица и физические
лица, установлены санкции за их совершение в виде штрафов.
Указанные положения также приняты с превышением компетенции
субъекта Российской Федерации в данной сфере правоотношений,
установленной в ст. 6 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Таким образом, административная ответственность как одна из
форм ограничения прав и свобод в отношении граждан Российской
Федерации может быть введена только Федеральным законом.
Из этого следует, что административная ответственность в
отношении граждан субъектом РФ может быть введена лишь в тех
случаях, которые указаны в ст. 6 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях.
В то же время, с учетом того, что в Кодексе РСФСР об
административных правонарушениях нет положений, предусматривающих
специальную ответственность за нарушение правил обращения с
отходами предприятий и иных юридических лиц, в соответствии со ст.
26 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных "органов власти субъектов
Российской Федерации" субъекты РФ могут установить
административную ответственность предприятий в сфере регулируемых
Законом Приморского края отношений.
Таким образом, до принятия Правительством Российской Федерации
Правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их
отчуждения допущенные несоответствия Закона Приморского края
N 13-КЗ от 10.07.1998 г. названному в протесте федеральному
законодательству подлежат приведению в соответствии с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О
прокуратуре Российской Федерации",
прошу:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Думы
края и принять меры по приведению в соответствие с федеральным
законодательством Закон Приморского края N 13-КЗ от 10.07.1998 г.
"О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов
черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае".
2. О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру края в
письменном виде.
Прокурор края
Государственный советник
юстиции 2 класса
В.В.ВАСИЛЕНКО
|