ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2001 года
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
Председательствующего народного судьи Грачева Г.М.,
при секретаре Дмитриенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокурора г. Владивостока в интересах неопределенного
круга лиц к администрации г. Владивостока о признании незаконным и
не порождающим правовых последствий с момента издания
постановления N 1281 от 30.06.2000 "О нормах потребления и ставках
оплаты услуг отопления, горячего, холодного водоснабжения и
водоотведения для населения", суд
установил:
30.06.2000 администрация г. Владивостока приняла постановление
N 1281 "О нормативах потребления и ставках оплаты услуг отопления,
горячего, холодного водоснабжения и водоотведения для населения",
которым с 01.07.2000 введены ставки оплаты услуг отопления,
горячего, холодного водоснабжения и водоотведения для населения.
Считая данное постановление незаконным, прокурор г.
Владивостока обратился в суд с заявлением о признании
оспариваемого постановления незаконным и не порождающим правовых
последствий с момента его издания, в интересах неопределенного
круга лиц.
В обоснование своего заявления прокурор г. Владивостока
указал, что оспариваемое постановление противоречит действующему
законодательству, а именно, п. 8 постановления Правительства РФ N
887 от 02.08.1999 "О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения",
согласно которому принятию решения по пересмотру размеров ставок и
тарифов на жилищно - коммунальные услуги должна предшествовать
проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической
обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемая при
оплате соответствующих услуг. Протест прокурора г. Владивостока,
принесенный на оспариваемое постановление, администрацией г.
Владивостока был отклонен. Поскольку экспертиза экономической
обоснованности тарифов проведена не была, протест отклонен, то
прокурор г. Владивостока просит суд его заявление удовлетворить.
В судебное заседание представитель прокуратуры г. Владивостока
не явилась, хотя о месте и времени судебного заседания была
извещена, поскольку присутствовала в судебном заседании. При таких
обстоятельствах в силу ст. ст. 30 и 157 ГПК РСФСР суд вправе
рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры г.
Владивостока.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном
заседании заявление прокурора не признал, ссылаясь на то, что
администрация г. Владивостока вправе принимать подобные акты.
Проведение экспертизы экономической обоснованности тарифов, по
мнению представителя администрации г. Владивостока, не
целесообразно, поскольку тарифы на тепловую и электрическую
энергию регулируются и устанавливаются нормативными правовыми
актами РФ, федеральной и региональными энергетическими комиссиями,
а ставки оплаты на водоснабжение и водоотведение определены
согласно постановлению Губернатора Приморского края от 03.04.2000
N 289 "О тарифах на воду, поставляемую краевым ГУП "ВКХ юга
Приморья". Указанное позволяет сделать вывод о том, что
администрация г. Владивостока принимая решения об издании
оспариваемого постановления действовала без превышения своих
полномочий, в связи с чем заявление прокурора г. Владивостока
удовлетворению не подлежит.
К участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечены: ОАО
"Дальэнерго", КГУП "ВКХ юга Приморья" и РЭК Приморского края.
В судебное заседание представитель ОАО "Дальэнерго" не явился,
хотя о месте и времени судебного разбирательства был извещен
надлежащим образом, поэтому суд в силу ст. ст. 30 и 157 ГПК РСФСР
вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Региональной энергетической комиссии в судебном
заседании указала, что заявление прокурора г. Владивостока
подлежит частичному удовлетворению, поскольку проведение
экспертизы экономической обоснованности тарифов в соответствии с
постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 является
обязательным, однако, проведение экспертизы на утверждение
органами местного самоуправления нормативов потребления жилищно -
коммунальных услуг не распространяется.
Представитель КГУП "ВКХ юга Приморья" с заявлением прокурора
г. Владивостока не согласилась, ссылаясь на то, что оспариваемое
постановление издано в соответствии с действующим
законодательством.
Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства,
исследовав материалы дела и оценивая все имеющиеся в деле
доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что
заявление прокурора г. Владивостока подлежит частичному
удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор г. Владивостока обратился в суд с заявлением (в
порядке ст. 41 ГПК РСФСР) в интересах неопределенного круга лиц,
поскольку в силу ст. 22 п. 3 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" судам
подведомственно рассмотрение таких заявлений о признании
противоречащими закону правовых актов, принятых органами местного
самоуправления и местной администрацией.
На это же указывает и п. 1 Постановления Пленума ВС РФ N 5 от
27.04.1993 (с последующими изменениями) "О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров, о
признании правовых актов противоречащими закону".
Таким образом, заявление прокурора г. Владивостока о
противоречии действующему законодательству постановления
администрации г. Владивостока N 1281 от 30.06.2000 подлежит
рассмотрению в суде.
Оценивая оспариваемое постановление суд исходит из того, что
администрация г. Владивостока в соответствии со ст. ст. 14 и 37
Устава г. Владивостока, ст. ст. 19, 16, 6 ФЗ РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" вправе
принимать подобные акты. В то же время, согласно ст. 7 ФЗ РФ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 115
п. п. 1 - 2 Конституции РФ нормы муниципального права не могут
противоречить Конституции РФ.
Принятое администрацией г. Владивостока постановление N 1281
от 30.06.2000 "О нормативах потребления и ставках оплаты услуг
отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения для
населения", введенное с 1 июля 2000 года, в части, а именно: п.
1.2 "ставки оплаты услуг отопления, горячего и холодного
водоснабжения и водоотведения для населения (приложение N 2)";
пункт 4.2 "пункт 8.1 постановления и.о. главы администрации от
18.02.1999 N 244 "О дальнейшем совершенствовании системы оплаты
жилищно - коммунальных услуг для населения"; пункт 2 (частично)
"... и ставки оплаты в приложении ... N 2..."; пункт 4.1
(частично) "... и пункты 4, 5, 6, 7 приложения N 2..." находятся в
противоречии с п. 8 постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N
887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг
и мерах по социальной защите населения", которым органы местного
самоуправления, утверждая ставки и тарифы на жилищно -
коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ), при
принятии решения о пересмотре ставок и тарифов должны проводить в
обязательном порядке экспертизу экономической обоснованности
тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате
соответствующих услуг. Поскольку такая экспертиза органом местного
самоуправления проведена не была, следовательно, администрация г.
Владивостока не вправе была пересматривать тарифы и ставки на
жилищно - коммунальные услуги.
Вместе с тем, прокуратурой г. Владивостока в соответствии со
ст. ст. 14 и 50 ч. 1 ГПК РСФСР не предоставлено суду доказательств
о том, что в остальной части оспариваемое постановление
противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявление
прокурора г. Владивостока подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора г. Владивостока удовлетворить частично.
Признать:
- п. 1.2 "ставки оплаты услуг отопления, горячего и холодного
водоснабжения и водоотведения для населения (приложение N 2)";
- п. 4.2 "пункт 8.1 постановления и.о. главы администрации от
18.02.99 N 244 "О дальнейшем совершенствовании системы оплаты
жилищно - коммунальных услуг для населения";
- п. 2 в части: "... ставки оплаты в приложении ... N 2...";
- п. 4.1 в части: "... и пункты 4, 5, 6, 7 приложения N 2..."
постановления администрации г. Владивостока Приморского края N
1281 от 30.06.2000 недействительными и не порождающими правовых
последствий с момента их издания.
В остальной части заявления прокурору г. Владивостока
отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Приморский
краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение
10 дней.
Судья
Г.М.ГРАЧЕВ
|