УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 31 мая 2001 г. N 16-07
Вопрос: Я предприниматель без образования юридического лица.
Зарегистрирована в качестве частного предпринимателя с ноября 1999
года. Моя деятельность заключается в передаче на реализацию
товаров промышленного ассортимента (инструменты, хозтовары).
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995
г. N 88-ФЗ являюсь субъектом малого предпринимательства. Статья 9
того же Закона (N 88-ФЗ) гласит: "В случае, если изменения
налогового законодательства создают менее благоприятные условия
для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее
действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей
деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же
порядке, который действовал на момент их государственной
регистрации". Введение части 2 Налогового кодекса Российской
Федерации, в частности, глава 22 (Налог на добавленную стоимость),
создает менее благоприятные условия для меня как субъекта
малого предпринимательства, по сравнению в ранее действовавшими,
так как обязывает меня уплачивать налог на добавленную стоимость.
Правомерно ли использование мною вышеозначенной статьи 9
Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ при отказе
уплачивать НДС, так как 4-х летний срок моей деятельности еще не
истек?
Ответ: Согласно статье 1 Закона РФ от 5.08.2000 года N 118-ФЗ
"О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
РФ о налогах", с 1 января 2001 года вводится в действие часть
вторая Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе глава
21 "Налог на добавленную стоимость".
Статьей 143 Части второй Налогового кодекса РФ установлено,
что плательщиками налога на добавленную стоимость признаются
индивидуальные предприниматели.
При решении вопроса о предоставлении индивидуальному
предпринимателю льготы, предусмотренной частью 2 статьи 9
Федерального закона "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г.,
следует учитывать, что преамбулой данного Закона определены только
общие положения в области государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в Российской Федерации, установлены
формы и методы государственного стимулирования и регулирования
деятельности субъектов малого предпринимательства, а не принципы
налогообложения.
Следовательно, физические лица - предприниматели с 1 января
2001 года являются плательщиками налога на добавленную стоимость,
независимо от даты их государственной регистрации в качестве
предпринимателей. Кроме того, пункт 1 статьи 9 Федерального закона
от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ определяет, что порядок налогообложения,
освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты
налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в
соответствии с налоговым законодательством.
Эта же норма закреплена пунктом 1 статьи 56 Налогового
кодекса РФ, где "льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и
плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность
не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем
размере".
Таким образом, порядок налогообложения субъектов малого
предпринимательства должен регулироваться непосредственно
налоговым законодательством.
Управление МНС РФ по Приморскому краю считает, что Ваша ссылка
при отказе уплачивать НДС на Федеральный закон "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
неправомерна.
Заместитель руководителя Управления -
Государственный советник налоговой
службы II ранга
М.А.ИВАНОВ
|