ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2001 г.
Приморский краевой суд в составе:
председательствующий Лифановской В. П.
с участием прокурора Лупашко Т. Ю.
при секретаре Ямщиковой И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокурора Приморского края о признании правового акта
противоречащим закону,
установил:
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о
признании недействующими и не подлежащими применению п. 3 ст. 8
(второе предложение) и п. 3 ст. 18 Закона Приморского края "О
муниципальной службе в Приморском крае" как противоречащих
Федеральному закону.
В обоснование своих требований прокурор указал, что
оспариваемыми пунктами установлены ограничения срока службы
муниципальных служащих должностей категории "Б" (по классификации
муниципальных должностей) сроком, на которые назначаются или
избираются соответствующие лица, замещающие должности категории
"А", а прекращение их деятельности является основанием для
увольнения муниципального служащего, непосредственно
обеспечивающего исполнение их полномочий. Однако, эти положения
Закона Приморского края противоречат Федеральному закону "Об
основах муниципальной службы в Российской Федерации", Закону РФ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",
Конституции РФ и трудовому законодательству.
Представитель Думы Приморского края Соколов В. В., не
оспаривая заявленных требований, ссылаясь на то, что протест
прокурора Приморского края по данным положениям удовлетворен, 12
июля 2001 года Думой края принята в первом чтении новая редакция
Закона Приморского края "О муниципальной службе в Приморском
крае".
Выслушав стороны, изучив материалы дела и действующее
законодательство, суд считает необходимым требования прокурора
Приморского края удовлетворить по следующим основаниям.
Закон Приморского края "О муниципальной службе в Приморском
крае" действует с 20.01.1997 г. в редакции Законов Приморского
края от 16.05.1997 г. N 80-КЗ, от 14.11.1997 г. N 101-КЗ, от
10.06.1998 г. N 7-КЗ и определяет порядок организации, управления
и происхождения муниципальной службы, устанавливает основы
правового положения муниципальных служащих органов местного
самоуправления в Приморском крае.
Статья 8 названного Закона регулирует классификацию
муниципальных должностей муниципальной службы. При этом должности,
устанавливаемые Уставом муниципального образования для
непосредственного исполнения полномочий органов местного
самоуправления (депутаты представительного органа местного
самоуправления и Главы муниципальных образований) отнесены к
должностям категории "А" и должности, утверждаемые в установленном
Уставом муниципального образования порядке для непосредственного
обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности
категории "А" - отнесены к категории "Б", а должности, образуемые
органами местного самоуправления для обеспечения их полномочий - к
категории "В".
Замещение муниципальных должностей категории "Б" и "В"
отнесено к муниципальной службе.
В соответствии с п. 3 ст. 8 названного Закона Приморского
края муниципальная служба на муниципальных должностях категории
"Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются
соответствующие лица, замещающие должности категории "А".
В п. 3. ст. 18 этого же Закона предусмотрено, что прекращение
деятельности лиц, занимающих должности, относящиеся к категории
"А", служит основанием для увольнения непосредственно
обеспечивающих исполнение их полномочий муниципальных служащих
категории "Б".
Данные положения Закона Приморского края противоречат
федеральным законам.
В силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Вопросы поступления и прохождения муниципальной службы
регулируются Федеральным законом "Об основах муниципальной службы
в РФ", принятому Государственной Думой Федерального Собрания РФ
08.01.1999 г., в ст. 20 которого муниципальная служба определяется
Уставом муниципального образования и осуществляется в соответствии
с законодательством о труде с учетом особенностей муниципальной
службы.
При этом ст. 20/1 названного Федерального закона содержит
перечень оснований для прекращения муниципальной службы, но не
предусматривает увольнения муниципального служащего в связи с
прекращением деятельности депутата представительного органа или
главы муниципального образования.
Кроме того на муниципальных служащих распространяется
действие Российского Законодательства о труде, в котором закреплен
исчерпывающий перечень оснований для прекращения трудового
договора или контракта и не содержится оспариваемого положения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что пункт 3 ст. 8
(второе предложение) и пункт 3 ст. 18 Закона Приморского края "О
муниципальной службе в Приморском крае" противоречит федеральному
законодательству и его следует признать недействующим и не
подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную
силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 14, 191 - 197
ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня
вступления решения в законную силу п. 3 ст. 8 (второе предложение)
и п. 3 ст. 18 Закона Приморского края "О муниципальной службе в
Приморском крае".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации через Приморский краевой суд в 10-дневный срок.
Председательствующий судья
В.П.ЛИФАНОВСКАЯ
|