ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2001 г. N 215
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ "О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВЫБОРНОЙ
АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
В связи с подготовкой и проведением выборов депутатов
Законодательного Собрания Приморского края, назначенных на 9
декабря 2001 года, в соответствии со статьей 23 Закона Приморского
края "Об избирательной комиссии Приморского края", в целях
единообразного применения избирательного законодательства в части
порядка и правил ведения предвыборной агитации через средства
массовой информации Избирательная комиссия Приморского края
решила:
1. Утвердить Рекомендации "О порядке использования средств
массовой информации при проведении предвыборной агитации на
выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края".
зарегистрированными кандидатами на выборах
2. Направить утвержденные Рекомендации в средства массовой
информации для опубликования и в окружные избирательные комиссии
для сведения.
Председатель комиссии
С.Д.КНЯЗЕВ
Секретарь комиссии
Т.В.ГЛАДКИХ
Приложение
к решению
избирательной комиссии
Приморского края
от 05.11.2001 N 215
РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
I. Понятие предвыборной агитации
Закон Приморского края "О выборах депутатов Думы Приморского
края" (далее - Закон Приморского края) устанавливает определение
предвыборной агитации в соответствии с Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон). Согласно статье 2 Закона Приморского края,
предвыборная агитация - это деятельность граждан Российской
Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных
блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или
побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию
за тех или иных кандидатов или против них.
II. Субъекты предвыборной агитации через
средства массовой информации
Статьей 27 Закона Приморского края установлено, что средства
массовой информации вправе предоставлять эфирное время, печатную
площадь не только зарегистрированным кандидатам, но и
избирательным объединениям, избирательным блокам. Однако
избирательные объединения (блоки), равно как и иные участники
избирательного процесса, помимо зарегистрированных кандидатов,
самостоятельно вести агитацию через средства массовой информации
не вправе. Вместе с тем это не исключает возможности проведения
агитации через СМИ граждан Российской Федерации, общественных
объединений, избирательных объединений (блоков) за счет средств
избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
III. Классификация средств массовой информации,
предусмотренная действующим законодательством
Средства массовой информации, услугами которых пользуются
зарегистрированные кандидаты для ведения своей предвыборной
агитации, законодателем подразделяются на:
- организации теле- и (или) радиовещания и редакции
периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы,
организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем
на 15 процентов бюджета соответствующей организации,
осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического
печатного издания за год, предшествующий дню официального
опубликования решения о назначении выборов, за счет средств,
выделенных органами государственной власти Приморского края (далее
- государственные, муниципальные и иные, приравненные к ним, СМИ);
- иные организации теле- и (или) радиовещания и редакции
периодических печатных изданий (далее - коммерческие СМИ).
Отдельно законодатель выделяет:
- редакции периодических печатных изданий, учрежденных
органами государственной власти и органами местного самоуправления
исключительно для опубликования их официальных сообщений и
материалов, нормативных и иных актов, которые не вправе
публиковать предвыборные агитационные материалы (пункт 1 статьи 29
Закона Приморского края);
- редакции специализированных периодических печатных изданий
(детских, научных, технических и других), которые вправе
отказаться от публикации агитационных материалов при условии их
полного неучастия в предвыборной агитации в какой бы то ни было
форме (пункт 1 статьи 41 Федерального закона);
- редакции периодических печатных изданий и (или)
периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированным
кандидатом и не являющиеся государственными, муниципальными либо
приравненными к ним СМИ, на которые не распространяется требование
о предоставлении печатной площади зарегистрированным кандидатам на
равных условиях (пункт 9 статьи 29 Закона Приморского края).
Осуществляющие вещание на территории соответствующего округа
государственные, муниципальные и иные, приравненные к ним,
электронные СМИ, а также распространяемые на территории
соответствующего округа государственные, муниципальные и иные,
приравненные к ним, периодические печатные издания обязаны
предоставить зарегистрированным кандидатам для ведения
предвыборной агитации соответственно эфирное время и печатную
площадь на бесплатной основе (пункт 1 статьи 28, пункт 1 статьи 29
Закона Приморского края). Расходы указанных средств массовой
информации по предоставлению эфирного времени и печатной площади
на бесплатной основе покрываются за счет текущего бюджетного
финансирования.
Государственные, муниципальные и иные, приравненные к ним,
электронные средства массовой информации обязаны, а все иные
средства массовой информации вправе на платной основе
предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным
кандидатам, при этом они резервируют эфирное время, печатную
площадь для предоставления его на равных условиях за плату, на
основании заключенного договора между СМИ и зарегистрированным
кандидатом (пункт 2 статьи 27, пункт 3 статьи 28, пункт 1, 5
статьи 29 Закона Приморского края).
Установление пунктом 5 статьи 29 Закона Приморского края
изъятия из перечня печатных СМИ, в отношении которых установлена
обязанность предоставлять печатную площадь зарегистрированным
кандидатам бесплатно, тех, которые выходят реже одного раза в
неделю, противоречит статье 41 Федерального закона и, в
соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона, применению
не подлежит.
IV. Условия проведения предвыборной агитации
через средства массовой информации
1. Организации телерадиовещания и редакции периодических
печатных изданий должны опубликовать сведения о размере и условиях
оплаты (в валюте Российской Федерации - рублях) эфирного времени и
печатной площади, а государственные, муниципальные и иные,
приравненные к ним СМИ, обязаны представить эти сведения в
Избирательную комиссию Приморского края.
Срок представления указанных документов:
1) для государственных, муниципальных, иных, приравненных к
ним электронных СМИ - не позднее 1 октября 2001 года (пункт 3
статьи 27 Закона Приморского края);
2) для всех остальных средств массовой информации - не позднее
дня первой регистрации кандидата на должность губернатора
Приморского края (исходя из установления требования обеспечения
равных условий всем зарегистрированным кандидатам).
V. Сроки проведения предвыборной агитации,
в том числе через СМИ
Законом Приморского края установлено общее правило, касающееся
сроков предвыборной агитации (статья 26 Закона Приморского края).
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и
прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня
голосования. Со дня официального опубликования решения о
назначении выборов до момента регистрации кандидата, а также в
день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация
запрещается.
В установленные сроки может вестись предвыборная агитация
через СМИ, которые не обязаны предоставлять эфирное время,
печатную площадь зарегистрированным кандидатам на основании
договора и которые не проводят жеребьевку эфирного времени,
печатной площади. В СМИ, которые проводят указанную жеребьевку,
предвыборная агитация начинается по завершении регистрации всех
кандидатов и жеребьевки между ними на предмет распределения
эфирного времени, печатной площади и прекращается в ноль часов за
сутки до дня голосования. Такое изъятие из общих сроков агитации
вызвано необходимостью обеспечить равные условия доступа всех
зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация через организации телерадиовещания
проводится только по рабочим дням.
VI. Равные условия доступа зарегистрированных
кандидатов к средствам массовой информации
Государственные, муниципальные и иные приравненные к ним
средства массовой информации, обязаны обеспечить
зарегистрированным кандидатам равные условия для обнародования
предвыборных агитационных материалов как на платной, так и на
бесплатной основе (размер и условия оплаты, объем эфирного
времени, печатной площади, время трансляции на канале, место
размещения на полосе и др.). Коммерческие средства массовой
информации обязаны обеспечить равные условия размещения
агитационных материалов зарегистрированным кандидатам в части
порядка и условий оплаты эфирного времени, печатной площади.
VII. Объем эфирного времени, печатной площади,
предоставляемый зарегистрированным кандидатам
Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой
государственной, муниципальной, иной, приравненной к ней,
организацией телерадиовещания для проведения предвыборной агитации
зарегистрированными кандидатами, должен быть не менее 30 минут в
рабочие дни, а в случае, если общее время вещания организации
составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего
объема времени вещания. Указанное эфирное время должно приходиться
на период, когда телерадиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.
Не менее одной трети от общего объема бесплатного эфирного времени
отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения
дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных
мероприятий. Общий объем эфирного времени, предоставляемого
указанными СМИ зарегистрированным кандидатам за плату, должен быть
не меньше общего объема бесплатного эфирного времени.
Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной
площади, которую каждая государственная, муниципальная или
приравненная к ней редакция периодического печатного издания
представляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не
менее 25 процентов общего объема еженедельной печатной площади.
Общий объем эфирного времени, печатной площади,
предоставляемый зарегистрированным коммерческими СМИ, за плату на
условиях договора, устанавливается соответствующим средством
массовой информации самостоятельно.
Каждый зарегистрированный кандидат вправе получить из общего
объема эфирного времени, печатной площади предоставляемого как
бесплатно, так и на условиях договора государственными,
муниципальными и иными, приравненными к ним СМИ, время, печатную
площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на
общее число зарегистрированных кандидатов (пункт 1, 3 статьи 28,
пункт 3 статьи 29 Закона Приморского края).
Государственные, муниципальные и иные, приравненные к ним СМИ,
производят такое распределение бесплатной и предоставляемой за
плату эфирного времени, печатной площади не позднее трех дней по
завершении регистрации кандидатов.
При проведении распределения (жеребьевки), необходимо
обеспечить возможность присутствия заинтересованных лиц
(зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица либо
представители зарегистрированного кандидата по доверенности,
уполномоченные представители избирательных объединений,
избирательных блоков, выдвинувших кандидатов). При распределении
бесплатного эфирного времени необходимо учесть, что не менее одной
трети от общего объема бесплатного эфирного времени должно быть
равно распределено между зарегистрированными кандидатами для
совместного проведения дискуссий, круглых столов и иных
аналогичных совместных агитационных мероприятий.
Жеребьевка должна быть направлена на определение даты
публикаций предвыборных агитационных .материалов, место размещения
на газетной полосе и даты и время выхода в эфир предвыборных
агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. При
проведении жеребьевки бесплатной печатной площади государственных,
муниципальных, иных, приравненных к ним СМИ, зарегистрированным
кандидатам должны быть обеспечены равные условия в отношении
объема предоставляемой печатной площади и места размещения
материалов на газетной полосе.
Результаты жеребьевки оформляются протоколом, содержащим
график предоставления зарегистрированным кандидатам эфирного
времени, печатной площади. Копия протокола вручается
зарегистрированным кандидатам, участвующим в жеребьевке,
направляется в соответствующую (соответствующие) окружную
избирательную комиссию и публикуется в средствах массовой
информации.
По итогам проведенной жеребьевки эфирного времени и печатных
площадей, предоставляемых зарегистрированным кандидатам за плату,
между средством массовой информации и зарегистрированным
кандидатом заключается соответствующий договор, обязательным
условием которого должно являться осуществление оплаты в полном
объеме до предоставления эфирного времени, печатной площади
исключительно через соответствующий избирательный фонд кандидата.
В договоре также указывается: вид (жанр) предвыборной агитации,
дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного
материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени,
размер печатной площади, порядок его оплаты, права и обязанности
сторон, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования
действующего законодательства. Сохраняется возможность расторжения
договора в установленном законодательством порядке в случае
нарушения сторонами -действующего законодательства и взятых на
себя обязательств. При этом высвободившееся эфирное время,
печатная площадь могут быть использованы СМИ по своему усмотрению.
VIII. Условия обнародования предвыборных
агитационных материалов
Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию,
выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая
хранится в течение 6 месяцев со дня выхода в эфир указанных
программ и выдается по запросу соответствующей окружной
избирательной комиссии, Избирательной комиссии Приморского края,
суда (пункт 8 статьи 29 Закона Приморского края).
Предвыборные агитационные материалы зарегистрированных
кандидатов, транслируемые и передаваемые через электронные СМИ, не
должны прерываться рекламой товаров и услуг или другими
сообщениями рекламного характера. Публикация предвыборных
агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными
комментариями в какой бы то ни было форме (пункт 5 статьи 29
Закона Приморского края), а также заголовками и иллюстрациями, не
согласованными с зарегистрированными кандидатами.
Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных
изданиях и оплачиваемых из средств избирательных фондов
зарегистрированных кандидатов, должна помещаться информация о том,
из избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была
произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если
публикация материалов была произведена бесплатно, в публикации
должно быть помещено указание на факт бесплатности данной
публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному
кандидату была предоставлена возможность размещения
соответствующей публикации (пункт 10 статьи 29 Закона Приморского
края).
IX. Осуществление в ходе избирательной кампании
рекламы коммерческой и иной деятельности
Реклама коммерческой и иной деятельности зарегистрированных
кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов,
уполномоченных представителей избирательных объединений,
избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а
также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и
(или) членами руководящих органов которых являются указанные лица
и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться
только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации,
с указанием, за счет средств избирательного фонда какого
зарегистрированного кандидата была произведена оплата и только за
счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата. В
день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая
реклама не допускается (пункт 5 статьи 32 Закона Приморского
края).
X. Право зарегистрированного кандидата на
ответ в средствах массовой информации
В случае, если теле- и радиопрограммы на каналах организаций
телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий,
участвуя в избирательной кампании, допустили обнародование
(опубликование) информации, способной нанести ущерб чести,
достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата,
они должны обеспечить возможность зарегистрированному кандидату
при его желании бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение
или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой
репутации до окончания срока предвыборной агитации (пункт 6 статьи
32 Закона Приморского края).
XI. Ответственность средств массовой информации
за нарушения избирательного законодательства
Согласно статье 4 Федерального закона "Об административной
ответственности юридических лиц за нарушение законодательства
Российской Федерации о выборах и референдумах" нарушение
организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание,
редакциями средств массовой информации условий доступа
зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации,
порядка предоставления им эфирного времени и выделения печатной
площади, а равно оказание в информационных блоках организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, предпочтения
какому-либо зарегистрированному кандидату, в том числе по времени
освещения его агитационной деятельности, - влечет наложение штрафа
в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Федеральный закон об административной ответственности
устанавливает также административную ответственность:
- за нарушение условий рекламирования коммерческой
деятельности, предусмотренных законодательством Российской
федерации о выборах, - наложение штрафа в размере от двухсот до
пятисот минимальных размеров оплаты труда (статья 5);
- за проведение агитации организациями, которым участие в ее
проведении запрещено законом, - наложение штрафа в размере от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (статья 6);
- за непредоставление возможности обнародовать опровержение
или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой
репутации зарегистрированного кандидата, - наложение штрафа в
размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда
(статья 11).
8 11
Кроме этого, статьями 40 - 40 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях в редакции Федерального закона от
2 января 2000 года N 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" предусмотрена
административная ответственность:
- за нарушение правил проведения предвыборной агитации в
периодических печатных изданиях и на каналах организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а равно оказание
предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих
теле- и (или) радиовещание, какому-либо зарегистрированному
кандидату, - наложение штрафа на граждан в размере от десяти до
двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных
лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда
8
(статья 40 );
- за нарушение в ходе избирательной кампании правил
рекламирования коммерческой деятельности, предусмотренных
законодательством о выборах, - наложение штрафа на граждан в
размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда,
а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных
9
размеров оплаты труда (статья 40 );
- за проведение предвыборной агитации в период, когда ее
проведение запрещено федеральным законом, - наложение штрафа на
граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты
труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти
10
минимальных размеров оплаты труда (статья 40 );
- за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие
в ее проведении запрещено федеральным законом, - наложение штрафа
на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти
11
минимальных размеров оплаты труда (статья 40 ).
|