ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2001 года
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
Председательствующего судьи Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре Пилипенко Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
иску Приморского территориального управления МАП России к
администрации г. Владивостока о признании постановлений
администрации г. Владивостока N 495 от 30.03.00 "О нормах
потребления и ставках оплаты за холодное водоснабжение и
водоотведение для населения", N 503 от 30.03.01 "О тарифах на
вывоз твердых бытовых отходов" недействительными с момента
издания,
установил:
Истец обратился в суд, указав, что администрация города
Владивостока опубликовала в газете "Приморские вести" в номере от
18.04.01 постановление N 495 от 30.03.01 "О нормативах потребления
и ставках оплаты за холодное водоснабжение и водоотведение для
населения" и в номере от 13.04.01 постановление N 503 от 30.03.01
"О тарифах на вывоз твердых бытовых отходов". Названными
постановлениями утверждены нормативы потребления, а так же тарифы
оплаты за коммунальные услуги населением. В соответствии с п. 8
постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 "О
совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и
мерах по социальной защите населения" определена обязательность
проведения экспертизы тарифов на жилищно - коммунальные услуги в
случае изменения величины уровня платежей граждан. Согласно п. 2.6
постановления Госстроя России N 39 от 21.05.99 "Об утверждении
Порядка применения финансовых и технологических экспертиз тарифов
на предприятиях жилищно - коммунального хозяйства в Российской
Федерации" в заключении экспертной организации обязательно должны
содержаться выводы и практические рекомендации, которые позволили
бы установить достоверность финансово - экономической и
производственно - технологической информации по обоснованию уровня
тарифов на жилищно - коммунальные услуги, оценить соблюдение
хозяйствующими субъектами установленного нормативными актами
порядка ценообразования, выявить неэффективные и необоснованные
затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить мероприятия по
снижению себестоимости производства и поставки потребителю услуги.
Проведение экспертизы экономического обоснования тарифов на
жилищно - коммунальные услуги может быть осуществлено как самим
хозяйствующим субъектом, так и независимой организацией.
Постановлением Губернатора ПК N 75 от 14.02.01 "О стандартах
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на
2001 год", изданного в соответствии с постановлением Правительства
РФ N 965 от 15.12.00 "О федеральных стандартах перехода на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы",
органам местного самоуправления рекомендовано увязывать изменения
в системе оплаты населением жилья и коммунальных услуг с
мероприятиями, направленными на снижение издержек производства
жилищно - коммунальных услуг и повышение качества обслуживания
потребителей. При разработке и утверждении указанных постановлений
администрацией города Владивостока рекомендации Госстроя России,
главы администрации субъекта Российской Федерации так же не были
приняты во внимание. Невыполнение администрацией города
Владивостока указанных правовых актов привело к нарушению прав
граждан - потребителей г. Владивостока на получение полной и
достоверной информации об оказываемых услугах жилищно -
коммунального хозяйства, создан прецедент возможных необоснованных
расходов населения г. Владивостока в виде повышенной, по сравнению
с действующими на территории Приморского края федеральными
стандартами предельной стоимости предоставляемых жилищно -
коммунальных услуг, платы за услуги жилищно - коммунального
хозяйства. В связи с чем просит признать постановления
администрации города Владивостока N 495 от 30.03.01 "О нормативах
потребления и ставках оплаты за холодное водоснабжение и
водоотведение для населения", N 503 от 30.03.01 "О тарифах на
вывоз твердых бытовых отходов" недействительными и не порождающими
правовых последствий с момента их издания, обязать газету
"Приморские вести" довести до сведения потребителей решение суда в
недельный срок.
Представитель истца по доверенности, в судебном заседании
поддержала заявленные требования указав, что представленное
администрацией города Владивостока экспертное заключение
аудиторской фирмы "Эксперт" экономического обоснования тарифа на
вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов от муниципального
жилищного фонда от 05.04.01 нельзя принять в качестве
доказательства выполнения требований законодательства, поскольку
оно проведено после издания администрацией города 30.03.01
постановления N 503. В то время как согласно Постановления
Правительства РФ N 887 от 02.08.99 предусмотрено, что принятию
решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно -
коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в
обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности
тарифов на услуги. Ответчик обязан делать ссылки в постановлениях
на основании каких экспертных заключений ими увеличены тарифы,
поскольку согласно ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель
имеет право на получение полной информации по предоставляемой
услуге.
Представитель администрации города исковые требования не
признал, суду пояснил, что согласно постановления Правительства РФ
N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)" от 07.03.95 регулирование цен на коммунальные услуги
производятся централизовано. Постановление N 495 от 30.03.01 было
принято в соответствии и на основании постановления Правительства
РФ N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы" и
постановления Губернатора Приморского края N 75 от 14.02.01 "О
стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг на 2001 год". Указанным постановлением введены нормативы
потребления и ставки услуг холодного водоснабжения и
водоотведения. Согласно постановления Правительства РФ N 239
проведение экспертиз не предусмотрено, поэтому при принятии
постановления N 495 администрация города ее не проводила. При
принятии постановления N 503 от 30.03.01 проведение экспертизы
было поручено аудиторской фирме "Эксперт", договор на ее
проведение был оформлен в январе 2001 года, она была проведена,
выводы эксперта направлены в администрацию города и послужили
основанием к изданию постановления N 503. Но оформлено экспертное
заключение было окончательно немного позже - 05.04.01, что не
может служить основанием к признанию его недействительным.
Представитель комитета по ценообразованию ПК, привлеченный
судом в качестве третьего лица, суду пояснил, что администрация
города при вынесении постановлений N 495 и N 503 от 30.03.01
обязана была руководствоваться Постановлением Правительства РФ N
887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения",
которым предусмотрено обязательное проведение экспертизы
экономической обоснованности тарифов на услуги и товары. Ссылка
администрации города, что согласно постановления Правительства РФ
N 239 от 07.03.95 при установлении тарифов не требуется проведение
экспертиз несостоятельна, поскольку данное постановление
регулирует отношения органа исполнительной власти субъекта
федерации и местных органов. В Постановлении Губернатора ПК N 75
от 14.02.01 "О стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг на 2001 год" установлен стандарт уровня
платежей.
Ответчиком представлено суду "Экспертное заключение по
результатам финансовой экспертизы экономического обоснования
тарифа на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов от
муниципального жилищного фонда" от 05.04.01, выданного аудиторской
фирмой "Эксперт". Как следует из пояснений представителя
администрации города, на основании этого экспертного заключения
было принято постановление N 503 от 30.03.01 "О тарифах на вывоз
твердых отходов" - увеличены тарифы на вывоз отходов от
муниципального жилищного фонда и для населения. Суд пришел к
выводу, что данное экспертное заключение не соответствует
требованиям, предъявляемым к ней п. 2.6 Порядка проведения
финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях
жилищно - коммунального хозяйства в РФ, утвержденного
постановлением Госстроя России от 21.05.99 N 39 - поскольку в ней
не нашли отражения выводы экспертов о том, выявлены ли
неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в тариф, не
определены мероприятия по снижению себестоимости производства и
поставки потребителю услуги. Более того, указанное экспертное
заключение было сделано после вынесения ответчиком постановления,
в то время как в обязательном порядке экспертиза экономической
обоснованности тарифов должна предшествовать принятию решения по
пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно - коммунальные
услуги.
Суд не может согласиться с доводами представителей
администрации города о том, что все произведенные экспертами
расчеты были представлены в администрацию города ранее, и на их
основании 30.03.01 вынесено постановление N 503, а 5 апреля 2001
года заключение было лишь оформлено документально. Ответчиком
нарушен установленный законодательными нормами порядок принятия
решений по пересмотру размеров ставок и тарифов, следовательно
оспариваемые постановления противоречат действующему
законодательству, в связи с чем они должны быть признаны
недействительными с момента их принятия и не порождающими правовых
последствий.
Поскольку как принятый, так и отмененный нормативный акт
органа местного самоуправления, касающийся неопределенного круга
лиц, может быть доведен до их сведения только через средства
массовой информации, требование истца обязать администрацию города
довести до сведения потребителей данное решение суда, так же
подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК
РСФСР, суд
решил:
Исковые требования Приморского территориального управления МАП
России администрации г. Владивостока - удовлетворить.
Признать Постановления N 495 от 30.03.01 "О нормативах
потребления и ставках оплаты за холодное водоснабжение и
водоотведение для населения" и N 503 от 30.03.01 "О тарифах на
вывоз твердых бытовых отходов" недействительными и не порождающими
правовых последствий с момента издания.
Обязать администрацию г. Владивостока довести до сведения
потребителей через средства массовой информации решение суда в
течение семи дней с момента его вступления в законную силу.
На решение может быть принесена жалоба или протест в
Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.
Владивостока в течение 10 дней.
Судья
Л.Б.ДЕГТЯРЕВА
|