ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 28 января 2002 г. N 7/2-5-02
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН,
УСТАВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Прокуратурой края в администрацию Приморского края внесен
протест на постановление губернатора Приморского края "О внесении
изменений в постановление губернатора края от 23 марта 2001 г. N
223 "О тарифах на воду, поставляемую краевым государственным
унитарным предприятием "Водопроводно - канализационное хозяйство
юга Приморья" N 813 от 05.11.2001 г. Указанное постановление
противоречит действующему федеральному законодательству об
антимонопольной политике и государственном регулировании цен.
Указом Президента РФ N 221 от 28.02.1995 г. "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"
установлено государственное регулирование цен на внутреннем рынке
на товары народного потребления и услуги. Постановлением
Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 установлен исчерпывающий
перечень услуг, на которые государственное регулирование цен
(тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В
данный перечень включены услуги систем водоснабжения и
канализации.
В ходе проверки законности постановления губернатора
Приморского края N 813 от 05.11.2001 г. установлено, что в период
с 1994 до настоящего времени администрацией края утверждались и
вводились тарифы за воду, поставляемую предприятием "Артемовский
гидроузел", и позднее, поставляемую краевым государственным
унитарным предприятием "Водопроводно - канализационное хозяйство
юга Приморья".
Между тем, утверждение тарифа за оказание услуги конкретно
определенным хозяйствующим субъектом противоречит п. 1 Указа
Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому
регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем
рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями,
независимо от их организационно - правовых форм и форм
собственности, если иное не установлено актами законодательства
Российской Федерации. Актами законодательства Российской Федерации
не предусмотрено установление тарифа для конкретных хозяйствующих
субъектов за услуги систем водоснабжения.
В соответствии с параграфом четвертым Концепции реформы
жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации,
одобренной Указом Президента Российской Федерации N 425 от
28.04.1997 г., защита населения при переходе на рыночные принципы
оплаты жилищно - коммунальных услуг состоит в недопущении со
стороны органов государственной власти субъектов Российской
Федерации включения в экономически обоснованные тарифы затрат,
связанных с монопольным положением организаций жилищно -
коммунального хозяйства. В связи с изложенным, установление тарифа
с учетом затрат только одного хозяйствующего субъекта - КГУП "ВКХ
юга Приморья" не соответствует действующему законодательству.
В нарушение требований статей 7, 8 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
установление тарифа на воду, поставляемую КГУП "ВКХ юга Приморья"
представляет собой совместные действия органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и краевого государственного
унитарного предприятия "ВКХ юга Приморья", направленные на
повышение или поддержание цен (тарифов). Данный тариф создает
благоприятствующие условия деятельности отдельного хозяйствующего
субъекта при ущемлении интересов других хозяйствующих субъектов и
граждан.
Таким образом, сложившаяся в Приморском крае практика
установления тарифа за воду, поставляемую индивидуально
определенным хозяйствующим субъектом, с учетом себестоимости и
затрат только данного хозяйствующего субъекта, противоречит
действующему федеральному законодательству об антимонопольной
политике и о государственном регулировании цен. Установленное
Указом Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"
государственное регулирование цен, в частности за услуги систем
водоснабжения и канализации, представляет собой утверждение общих
тарифов с учетом затрат всех участников рынка, включая
потребителей. При этом, согласно статье 8 Устава Приморского края
недопустимо разделение потребителей по территориальному признаку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Безотлагательно рассмотреть данное представление, в течение
месяца принять меры по устранению и недопущению в последующем
нарушений закона, привести в соответствие с действующим
федеральным законодательством об антимонопольной политике и
государственном регулировании цен, Уставом Приморского края,
тарифы за услуги систем водоснабжения и канализации.
2. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах
сообщить в прокуратуру края в письменной форме в установленный
законом срок.
Первый заместитель прокурора
Приморского края -
Государственный советник
юстиции 3 класса
С.Г.ДЖАВАДОВ
|