ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2002 года
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Чикаловой Е.Н.,
при секретаре Даниловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
о признании пункта 5 статьи 26 Закона Приморского края
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не
подлежащим применению, суд
установил:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не
подлежащим применению пункта 5 статьи 26 Закона Приморского края
"О местном самоуправлении в Приморском крае" в редакции краевого
закона от 14.01.02 N 185-КЗ, указывая на то, что данная норма
закона противоречит федеральному законодательству. Закон края,
установив должность главы администрации (старосты) в городских и
сельских поселениях, входящих в состав муниципальных образований,
частично определил структуру органов местного самоуправления
указанных муниципальных образований. Однако в соответствии с п. 6
ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ
структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 17, пункту 4
статьи 8 данного Федерального закона должности иных выборных или
назначаемых должностных лиц местного самоуправления могут быть
предусмотрены и указаны в уставе муниципального образования.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
считает, что пункт 5 статьи 26 закона Приморского края
ограничивает установление непосредственно уставом муниципального
образования должности иных выборных или назначаемых лиц местного
самоуправления в городских и сельских поселениях, входящих в
состав муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор Игошева О.И. поддержала
заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Химич
Е.А. с заявлением не согласилась, считая его не основанным на
законе. Пунктом 1 статьи 26 Закона Приморского края установлено,
что должность главы муниципального образования и иные
муниципальные должности могут быть образованы только уставом
муниципального образования, что полностью соответствует
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 21 рассматриваемого Закона Приморского края
установлено, что структура органов местного самоуправления
определяется населением муниципального образования самостоятельно
и закрепления в уставе муниципального образования. Пункт 5 статьи
22 предусматривает какие основные положения должны содержаться в
уставе муниципального образования, также говорит о том, что устав
муниципального образования должен содержать структуру органов
местного самоуправления.
Системное толкование Закона Приморского края "О местном
самоуправлении в Приморском крае" и в целом статьи 26 позволяет
сделать вывод о том, что в оспариваемом пункте устанавливается
единообразное для всех муниципальных образований наименование
должностного лица, что не противоречит Федеральному закону.
Выслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания
Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение
прокурора, полагавшего заявление заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации подлежащим удовлетворению, суд
приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.95 структура органов местного
самоуправления определяется населением самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 17 названного
закона уставом муниципального образования могут быть предусмотрены
должности главы муниципального образования - выборного
должностного лица, а также должности иных выборных должностных лиц
местного самоуправления.
Установив в городских и сельских поселениях Приморского края,
входящих в состав муниципальных образований, должность главы
администрации (старосты), тем самым Закон Приморского края
частично определил структуру органов местного самоуправления
указанных муниципальных образований, что противоречит пункту 6
статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона
наименование главы муниципального образования и иных выборных
должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий
определяются уставом муниципального образования в соответствии с
законом субъектов Российской Федерации.
Оспариваемая норма закона Приморского края фактически
обязывает муниципальные образования в состав которых входят
городские и сельские поселения Приморского края закреплять в
уставе муниципального образования такое должностное лицо, как
глава администрации (староста) и лишает возможности население
самостоятельно определять структуру органов местного
самоуправления.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 17
Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации" должности иных выборных или назначаемых
должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и
указаны в уставе муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежит
удовлетворению, поскольку пункт 5 статьи 26 Закона Приморского
края в редакции Закона от 14.01.02 "О местном самоуправлении в
Приморском крае" противоречит федеральному законодательству, в
связи с чем должен быть признан недействующим и не подлежащим
применению.
Пункт 5 статьи 26 Закона Приморского края "О местном
самоуправлении в Приморском крае" содержит положение, по которому
порядок избрания и назначения должностного лица, являющегося
главой администрации (старостой) в городских и сельских поселениях
Приморского края, входящих в состав муниципальных образований,
определяется уставом муниципального образования.
Указанное положение не противоречит, по мнению суда,
Федеральному закону и не оспаривается в заявлении прокурором.
Однако, поскольку данное положение вытекает по смыслу из
содержания оспариваемого пункта 5 статьи 26 Закона Приморского
края, который, по мнению суда противоречит Федеральному закону, то
надлежит пункт 5 статьи 26 Закона Приморского края признать не
действующим в полном объеме.
Доводы представителя Законодательного Собрания Приморского
края Химич Е.А. нельзя признать обоснованными по изложенным выше
основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 191, 197, 231 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации удовлетворить.
Признать противоречащим Федеральному закону "Об общих
принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от
28.08.95 N 154-ФЗ пункт 5 статьи 26 Закона Приморского края "О
местном самоуправлении в Приморском крае" в редакции от 14.01.02 N
185-КЗ.
Данный закон Приморского края в указанной части признать
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд
Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или
протеста в Приморский краевой суд.
Председательствующий
Е.Н.ЧИКАЛОВА
|