ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. УССУРИЙСК И УССУРИЙСКИЙ РАЙОН
РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2002 г. N 354
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Г. УССУРИЙСК И УССУРИЙСКИЙ РАЙОН
НА 2003 - 2005 Г. Г.
Заслушав и обсудив информацию начальника управления экономики
администрации муниципального образования (Кистер) о Программе по
поддержке малого предпринимательства на территории муниципального
образования г. Уссурийск и Уссурийский район на 2003 - 2005 г. г.,
Дума муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район
решила:
1. Утвердить Программу по поддержке малого предпринимательства
на территории муниципального образования г. Уссурийск и
Уссурийский район на 2003 - 2005 г. г.
2. Опубликовать в средствах массовой информации Программу по
поддержке малого предпринимательства на территории муниципального
образования г. Уссурийск и Уссурийский район на 2003 - 2005 г. г.
Председатель Думы
Ю.А.ЕМЕЦ
Приложение
к решению
Думы муниципального образования
г. Уссурийск и Уссурийский район
от 24.09.2002 N 354
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. УССУРИЙСК
И УССУРИЙСКИЙ РАЙОН НА 2003 - 2005 Г. Г.
Паспорт
Программы поддержки малого предпринимательства
на территории муниципального образования
г. Уссурийск и Уссурийский район
на 2003 - 2005 г. г.
1. Наименование программы: Программа поддержки малого
предпринимательства на территории муниципального образования г.
Уссурийск и Уссурийский район на 2003 - 2005 г. г.
2. Нормативно - правовое обеспечение:
Программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации",
- Указом президента РФ от 29.06.1998 N 730 "О мерах по
устранению административных барьеров при развитии
предпринимательства",
- Законом Приморского края от 11.07.1997 N 89-КЗ "О поддержке
малого предпринимательства Приморского края",
- Решением Коллегии при губернаторе края от 20.02.2002 N 1,
- Посланием президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 19.04.2002.
3. Основной разработчик Программы: отдел прогноза развития
территории управления экономики администрации муниципального
образования г. Уссурийск и Уссурийский район.
4. Основная цель Программы: создание благоприятных условий,
способствующих устойчивому функционированию и развитию малых
предприятий, обеспечивающих совершенствование и дальнейшее
развитие сферы производства товаров и услуг, стабилизации и росту
налоговых поступлений в бюджет, появлению дополнительных
возможностей занятости населения и роста его доходов.
5. Задача Программы:
- разработка нормативно - правовой базы в рамках реализации
программы поддержки малого предпринимательства в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации и Приморского края;
- развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
- создание эффективных финансовых кредитных институтов;
- повышение уровня знаний предпринимателей в области
экономики, права и других сферах, связанных с их успешной
деятельностью;
- обеспечение участия малых предприятий на конкурсной основе в
реализации муниципальных заказов, а также в выполнении ими
субподрядных работ совместно с крупными предприятиями;
- оказание помощи субъектам малого предпринимательства по их
участию в выставочно - ярморочной и рекламной деятельности;
- обеспечение действия существующих норм трудового
законодательства и охраны труда на малых предприятиях;
- повышение защищенности предпринимательства от
злоупотреблений и превышения своих полномочий представителями
различных властных структур;
- укрепление социального статуса и повышение престижа
предпринимательства;
- оказание организационной, методической, консультационной
помощи и информационных услуг предпринимателям.
6. Сроки реализации Программы: 2003 - 2005 г. г.
7. Основные направления Программы:
- нормативно - правовое, информационное и консалтинговое
обеспечение малого предпринимательства;
- оказание помощи в организации финансово - кредитной и
производственной поддержки малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
- устранение административных барьеров;
- маркетинговая политика по продвижению товаров и услуг малых
предприятий на рынок;
- информационное обеспечение и освещение хода развития
Программы через местные средства массовой информации;
- определение приоритетных направлений в развитии малого
бизнеса и привлечении инвестиционных ресурсов.
8. Ответственные за исполнение Программы:
- управление экономики,
- финансовое управление,
- комитет по управлению имуществом,
- нормативно - правовое управление,
- отдел трудовых отношений,
- отдел по работе со СМИ,
- отдел АСУ,
- некоммерческое партнерство по содействию развитию малого
бизнеса и частного предпринимательства г. Уссурийска и
Уссурийского района.
9. Источники финансирования:
- бюджет муниципального образования;
- внебюджетный фонд предпринимателей.
10. Потребность в финансировании Программы:
2003 г. - 500 тыс. руб.,
в том числе в бюджет муниципального образования - 500 тыс.
руб.;
2004 г. - 1 млн. руб.,
в том числе в бюджет муниципального образования - 500 тыс.
руб.,
внебюджетный фонд предпринимателей - 500 тыс. руб.;
2005 г. - 1 млн. руб.,
в том числе в бюджет муниципального образования - 500 тыс.
руб.,
внебюджетный фонд предпринимателей - 500 тыс. руб.
11. Ожидаемые результаты реализации Программы:
- предоставление предпринимателям свободных помещений и
земель, находящихся в муниципальной собственности на конкурсной
основе, а также свободного производственного оборудования;
- возможность организации и сбыта продукции, работ, услуг
путем участия малых предприятий в выполнении муниципального
заказа;
- продвижение товаров и услуг малых предприятий на рынок путем
их участия в проводимых выставках и ярмарках, рекламных кампаниях
и других информационных каналах;
- использование качественных консалтинговых услуг;
- уменьшение безработицы путем создания новых рабочих мест в
результате появления новых и расширения производственных мощностей
имеющихся предприятий - не менее 100 рабочих мест ежегодно;
- снижение цен на товары, работы и услуги;
- повышение собираемости налогов в бюджеты всех уровней - не
менее, чем на 5% ежегодно;
- создание благоприятного общественного мнения и престижа
предпринимателей;
- привлечение инвестиционных ресурсов предпринимательства и
воспроизводство местной экономики;
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства на
15 - 20% ежегодно;
- увеличение доли производимой малыми предприятиями продукции,
работ, услуг:
в промышленности до 25%;
в строительстве до 30%;
в сфере услуг до 50%.
12. Общие положения:
Малое предпринимательство - сфера коммерческой деятельности,
где субъектами деятельности являются малые предприятия и
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица.
Субъект малого предпринимательства - индивидуальные
предприниматели, юридические лица, осуществляющие свою
деятельность в соответствии с Федеральным законом "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации" N 88-ФЗ.
Предпринимательский климат - совокупность условий
хозяйствования и комплекс факторов, оказывающих влияние на
предпринимательскую деятельность.
Собственные средства - средства предпринимателей, предприятий,
организаций, исполнителей проектов. Заемные средства - кредиты
банков, взятые на условиях возвратности и платности.
13. Состояние и проблемы малого предпринимательства на текущий
момент:
В условиях формирования рыночных отношений в экономике
муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район
значительная роль по созданию эффективного негосударственного
сектора принадлежит коммерческим структурам, в том числе малому
бизнесу. На территории муниципального образования на начало 2002
года действует 592 малых предприятия, объединяющих около 6 тыс.
работающих, а также около 5 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Удельный вес малых предприятий в общем числе расположенных на
территории муниципального образования хозяйствующих субъектов
занимает 41,1%.
По видам деятельности малые предприятия распределяются
следующим образом:
в промышленности - 92 предприятия;
в строительстве - 132 предприятия;
в торговле и общепите - 439 предприятий;
прочие отрасли - 289 предприятий.
В числе прочих малые предприятия, охватывающие такие сферы
деятельности, как транспорт, связь, сельское хозяйство, туризм,
телевидение, охранная и научная деятельность.
Наибольшее количество малых предприятий (47,3% от общего
количества) занимается торговой деятельностью. Ежегодно прирастает
число предприятий, осуществляющих деятельность в сфере
промышленного производства. Если в 1998 году их насчитывалось 78,
то в 2001 году уже 92.
Частные предприниматели отдают предпочтение, в первую очередь,
торговле и общественному питанию, бытовому обслуживанию населения,
ремонтным работам. Ситуация в отрасли в 2001 году наглядно
показала пробудившийся интерес местных предпринимателей к сфере
производства, начали организовываться малые производства по
выпуску товаров народного потребления, постепенно вытесняющие с
местного рынка аналогичные импортные товары.
За 2001 год субъектами малого предпринимательства произведено
промышленной продукции на 339,4 млн. руб., что составило почти
12,6% выпуска всей продукции на территории муниципального
образования.
За последние 2 года средний и малый бизнес упрочил свое место
в сфере автотранспортного обслуживания населения. Сегодня на
пассажирских маршрутах города и района осуществляют деятельность
112 автобусов и микроавтобусов субъектов малого
предпринимательства.
Торгующие субъекты малого предпринимательства в 2001 году
обеспечили оборот розничной торговли и общественного питания через
сеть стационарных объектов и рынков в объеме 1554,2 млн. руб., что
составило 54,2% от всего оборота розничной торговли по
муниципальному образованию. Обеспечением розничной торговой сети
товарами по опту занимаются 213 частных предпринимателей. На
территории муниципального образования действует 22 рынка, из них
16 рынков розничной торговли, 4 рынка оптовой торговли, 1 рынок
смешанной торговли, 1 авторынок.
На сегодняшний день нельзя сказать, что сфера малого бизнеса
является определяющей на рынке труда муниципального образования.
Тем не менее, малый бизнес играет серьезную роль в снижении темпа
роста безработицы, в увеличении внутреннего валового продукта и в
улучшении общей социальной обстановки. Предприниматели принимают
участие в благоустройстве территорий, прилегающих к их
предприятиям, обустройстве автобусных остановок, организовывают
торговое обслуживание при проведении городских мероприятий,
участвуют в выставках и ярмарках, оказывают спонсорскую помощь при
финансировании социальных и других жизненно важных мероприятий,
значимых для населения муниципального образования.
В районе зарегистрировано 148 крестьянских хозяйств,
работающих на 2745 га, которые занимаются в основном выращиванием
овощей и картофеля.
Основные мероприятия Программы направлены, прежде всего, на
разрешение проблем, сдерживающих развитие малого
предпринимательства, таких как:
- несовершенство системы налогообложения;
- нестабильность бюджетного финансирования федеральной и
региональных программ поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и
страхования рисков малых предприятий;
- ограничение доступа малых предприятий к производственным
мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности
предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с
рынком и с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого
предпринимательства.
Динамика основных экономических показателей
деятельности малых предприятий по муниципальному
образованию г. Уссурийск и Уссурийский район
за 1998 - 2001 г. г.
----------------------------------------T---------T-----T------T------T-------
| Показатели |Ед. изм. |1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
+---------------------------------------+---------+-----+------+------+------+
|Количество малых предприятий, всего |ед. |829 | 878 | 889 | 952 |
|в том числе по отраслям экономики: | | | | | |
|промышленность |ед. | 78 | 80 | 89 | 92 |
|строительство |ед. |139 | 135 | 140 | 132 |
|торговля и общественное питание |ед. |424 | 448 | 448 | 439 |
|Среднемесячная численность работников, | | | | | |
|всего |тыс. чел.| 4,7| 5,4| 5,4| 5,8|
|В том числе по отраслям экономики: | | | | | |
|промышленность |тыс. чел.| 0,9| 1,1| 1,1| 1,1|
|строительство |тыс. чел.| 1,2| 1,4| 1,2| 1,2|
|торговля и общественное питание |тыс. чел.| 1,2| 1,3| 1,2| 1,3|
|Выпуск товаров и услуг малыми | | | | | |
|предприятиями (без НДС и акцизов) по | | | | | |
|всем видам деятельности, всего |млн. руб.|744,5|1225,5|1922 |2238,9|
|в том числе по отраслям экономики: | | | | | |
|промышленность |млн. руб.| 71,2| 120 | 269,7| 339,4|
|строительство |млн. руб.| 31,9| 51,7| 100,1| 123,4|
|торговля и общественное питание |млн. руб.|595,5| 814,6|1331,2|1554,2|
L---------------------------------------+---------+-----+------+------+-------
14. Основные мероприятия по реализации программы
поддержки малого предпринимательства на территории
муниципального образования г. Уссурийск и
Уссурийский район на 2003 - 2005 г. г.
---------------------------------------T----------------------T--------------
| Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок |
| | | исполнения |
+--------------------------------------+----------------------+-------------+
| 1. Нормативно - правовое обеспечение Программы |
+--------------------------------------T----------------------T-------------+
|1.1. Изучение, анализ федеральных |Отраслевые управления,|В течение |
|и региональных нормативных актов, |отделы администрации, |всего |
|направленных на поддержку в сфере |общественные |периода |
|малого предпринимательства |объединения |реализации |
| |предпринимателей |Программы |
| | | |
|1.2. Разработка положений и |Отраслевые управления,|В течение |
|постановлений по поддержке малых |отделы администрации, |всего |
|предприятий на уровне местного |общественные |периода |
|самоуправления |объединения |реализации |
| |предпринимателей |Программы |
| | | |
|1.3. Разработка и издание |Управление экономики, |Один раз |
|информационных, методических |отдел по работе со СМИ|в год |
|материалов по вопросам деятельности | | |
|начинающих предпринимателей | | |
| | | |
| | | |
|1.4. Разработка положения о присвоении|Управление экономики, |До |
|звания "Предприниматель года" и |нормативно - правовое |01.09.2003 |
|"Лучший товар Уссурийска" |управление, управление| |
| |потребительского | |
| |рынка, ассоциация | |
| |предпринимателей | |
| | | |
|1.5. Разработка предложений в проекты |Отраслевые управления,|По мере |
|программ и мероприятий по поддержке |отделы администрации |необходимости|
|малого предпринимательства |совместно с | |
|администрации Приморского края |общественным | |
| |объединением | |
| |предпринимателей | |
| | | |
|1.6. Разработка предложений по |Отраслевые управления,|По мере |
|устранению административных барьеров в|отделы администрации |необходимости|
|развитии малого предпринимательства |совместно с | |
|(в части регистрации, лицензирования, |общественным | |
|сертификации) |объединением | |
| |предпринимателей | |
| | | |
|1.7. Защита интересов малых |Отраслевые управления,|В течение |
|предприятий в органах законодательной |отделы администрации |всего |
|и исполнительной власти; |совместно с |периода |
|поддержка инновационной деятельности |общественным |реализации |
|малых предприятий, формирование банков|объединением |Программы |
|данных о новых видах |предпринимателей | |
|высокорентабельной продукции, новых | | |
|технологиях, патентах и ноу - хау | | |
| | | |
|1.8. Организация правового |Отраслевые управления,|В течение |
|консультирования субъектов малого |отделы администрации |всего |
|предпринимательства |совместно с |периода |
| |общественным |реализации |
| |объединением |Программы |
| |предпринимателей | |
+--------------------------------------+----------------------+-------------+
| 2. Финансово - кредитная и имущественная поддержка |
| малого предпринимательства |
+--------------------------------------T----------------------T-------------+
|2.1. Предоставление гарантий под |Финансовое управление |При |
|кредиты субъектов малого | |утверждении |
|предпринимательства на конкурсной | |бюджета на |
|основе | |предстоящий |
| | |год |
| | | |
|2.2. Оказание содействия в |Финансовое управление,| |
|финансировании наиболее перспективных |управление экономики |Ежегодно |
|предпринимательских проектов развития | | |
|из средств бюджета на конкурсной | | |
|основе | | |
| | | |
|2.3. Оказание содействия в |Комитет по | |
|предоставлении аренды муниципального |управлению имуществом |Постоянно |
|имущества преимущественно | | |
|предпринимателям и малым предприятиям,| | |
|осуществляющим деятельность в | | |
|приоритетных направлениях экономики | | |
| | | |
|2.4. Создание центра поддержки малого |Руководитель |До |
|предпринимательства при администрации |аппарата |01.04.2003 |
|муниципального образования |администрации, | |
|г. Уссурийск и Уссурийский район |ассоциация | |
| |предпринимателей | |
| | | |
|2.5. Проведение мониторинга |Управление экономики |Ежегодно до |
|предоставления кредитных средств всеми| |01.06 |
|финансовыми органами на территории МО | | |
|и распространение его результатов | | |
|среди предпринимателей | | |
| | | |
|2.6. Размещение среди малых |Структурные |В течение |
|предприятий муниципального заказа в |подразделения |текущего |
|размере не менее 15% от общего объема |администрации |года |
|заказов |по направлениям | |
| | | |
|2.7. Предусмотреть в местном бюджете |Финансовое управление |При |
|ежегодное выделение средств на | |формировании |
|финансирование проведения конкурсов | |бюджета на |
|"Предприниматель года" и "Лучший | |предстоящий |
|товар Уссурийска" | |год с 2004 |
| | |года |
| | | |
|2.8. Проработать вопрос по созданию и |Комитет по управлению |2003 г. |
|функционированию залогового фонда |имуществом | |
+--------------------------------------+----------------------+-------------+
| 3. Информационное обеспечение |
+--------------------------------------T----------------------T-------------+
|3.1. Популяризация деятельности малого|Отдел СМИ |Постоянно |
|предпринимательства в средствах | |при наличии |
|массовой информации | |материала |
| | | |
|3.2. Проведение семинаров и |Структурные |Ежегодно |
|конференций по актуальным вопросам и |подразделения | |
|проблемам малого предпринимательства, |администрации | |
|вопросам охраны труда, порядку |совместно с прочими | |
|налогообложения и др. |организациями | |
| | | |
|3.3. Проведение ежегодных конкурсов, |Управление экономики |2004 г.- |
|слетов "Лучший предприниматель года" | |2005 г. |
| | | |
|3.4. Организация новых и поддержка |Управление |Ежегодно |
|действующих выставок - ярмарок, |потребительского | |
|проведение выставок - дегустаций с |рынка | |
|привлечением к участию в них субъектов| | |
|малого бизнеса | | |
| | | |
|3.5. Оказание консультационных услуг |Структурные |Постоянно |
|субъектам малого предпринимательства |подразд. адм., | |
|по вопросам организации собственного |МИ МНС РФ N 9 по | |
|бизнеса |Приморскому краю, | |
| |центр поддержки | |
| |предпринимателей, | |
| |Ассоциация | |
| |предпринимателей | |
| | | |
|3.6. Ведение мониторинга платежей в |Межрайонная инспекция |Ежеквартально|
|бюджет (в т.ч. местный) по субъектам |МНС РФ N 9 по | |
|малого предпринимательства с целью |Приморскому краю | |
|обобщения передового опыта | | |
|хозяйствования, направленного на | | |
|пополнение бюджета муниципального | | |
|образования | | |
L--------------------------------------+----------------------+--------------
|