АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2002 г. N А51-10562/2002 20-149
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил.
Рассматривается исковое заявление Товарищества собственников
жилья "На Кирова", далее по тексту ТСЖ "На Кирова", к ИМНС РФ по
Советскому району г. Владивостока о признании частично
недействительным решения N 232 от 30 сентября 2002 года.
Суд приступил к предварительному заседанию, в ходе которого
стороны представили все необходимые документы, изучив которые, суд
пришел к выводу о том, что дело подготовлено к рассмотрению спора
по существу. Суд с согласия сторон завершил предварительное
судебное заседание и приступил к судебному заседанию по
рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании Истец заявленные требования поддержал,
полагая, что оспариваемое решение налогового органа не
соответствует действующему законодательству и нарушает его
законные права и интересы.
Налогоплательщик полагает, что в соответствии с подпунктом 8
пункта 1 ст. 238 НК РФ, он правомерно пользовался льготой при
исчислении единого социального налога за январь - июнь 2002 года.
Товарищество собственников жилья является некоммерческой
организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Законом
РФ "О товариществах собственников жилья", и относится к
потребительским кооперативам (ст. 291 ГК РФ). В статье 116 ГК РФ
жилищно-строительные кооперативы также относятся к потребительским
кооперативам. В соответствии с. 7 ст. 3 НК РФ все сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика.
Ответчик исковые требования не признал, считает оспариваемое
решение правомерным, поскольку в п.п. 8 пункта 1 ст. 238 НК РФ
товарищества собственников жилья не поименованы.
Из материалов дела установлено.
При проведении камеральной налоговой проверки по вопросу
соблюдения налогового законодательства по единому социальному
налогу за 1 полугодие 2002 года, согласно "расчету по авансовым
платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих
выплаты физическим лицам", представленного ТСЖ "На Кирова", было
установлено, что в нарушение п.п. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ ТСЖ "На
Кирова" неправомерно применена налоговая льгота, так как не
соблюден перечень организаций, не подлежащих налогообложению,
поэтому предприятие является плательщиком единого социального
налога. В результате указанных нарушений не исчислен единый
социальный налог за январь - июнь 2002 года в сумме 3175,20
рублей.
По результатам камеральной проверки был составлен акт N 614 от
12 сентября 2002 года, по материалам которого 30 сентября 2002
года было принято решение N 232 о привлечении Истца к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа,
налогоплательщик обратился с иском в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд
находит заявленные требования правомерными и подлежащими
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 8 пункта 1 ст. 238 НК РФ не подлежат
налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов
садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-
строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы
(услуги) для указанных организаций.
Судом установлено, что ТСЖ "На Кирова" производил в 1 полугодии
2002 года оплату лицам, выполняющим работы для данного
товарищества за счет членских взносов членов товарищества.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О товариществах собственников жилья"
товарищество собственников жилья - некоммерческая организация,
форма объединения домовладельцев для совместного управления и
обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в
кондоминиуме, владения, пользования и в установленных
законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона действие настоящего
федерального закона распространяется на отношения собственности в
кондоминиумах, помещения в которых принадлежат не менее чем двум
домовладельцам, на вновь создаваемые кондоминиумы в процессе
строительства и реконструкции, а также на все товарищества,
товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-
строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом
хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости
в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации
многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом
жилого дома.
Положения настоящего Федерального закона применяются при
регулировании соответствующих отношений, возникающих на территории
Российской Федерации, с участием российских и иностранных
физических и юридических лиц, лиц без гражданства, если иное не
установлено международными договорами.
Таким образом, суд полагает, что сфера действия подпункта 8
пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации
распространяется и на товарищество собственников жилья.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 124 - 127,
132, 135 АПК РФ, суд
решил:
Признать решение ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока
от 30.09.2002 N 232 недействительным по пункту 1.1 в части
привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в
размере 20% за неуплату единого социального налога в сумме 635,04
руб., по пункту 3 в части доначисления единого социального налога
за 1 полугодие 2002 года в сумме 3175,20 руб., как не
соответствующее НК РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть
обжаловано в установленном законом порядке.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 5 мая 2003 г. N А51-10562/2002 20-149
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил.
Товарищество собственников жилья "На Кирова" обратилось в
арбитражный суд с исковым заявлением о признании решения ИМНС РФ
по Советскому району N 232 от 30.09.2002 недействительным.
Решением суда от 13.11.2002 с учетом определения от 25.11.2002
об исправлении технической ошибки решение ИМНС РФ по Советскому
району г. Владивостока от 30.09.2002 N 232 признано
недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ по п.
1.1 в части привлечения к ответственности по ст. 122 Налогового
кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% за неуплату единого
социального налога в сумме 635 руб. 04 коп., по п. 3 в части
доначисления единого социального налога за 1 полугодие 2002 г. в
сумме 3175 руб. 20 коп.
На решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в
которой он просит решение отменить как вынесенное с неправильным
применением норм материального права, принять новое решение.
Ответчик считает подлежащими налогообложению единым социальным
налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов лицам,
выполняющим услуги для истца. Указывает на то, что в п.п. 8 п. 1
ст. 238 Налогового кодекса РФ не поименованы товарищества
собственников жилья как не подлежащие налогообложению единым
социальным налогом по суммам, выплачиваемым за счет членских
взносов. Поскольку перечень организаций, которым предоставлено
право не уплачивать единый социальный налог с выплат, производимых
за счет членских взносов наемным работникам, является
исчерпывающим, ответчик полагает, что правовые основания для
неуплаты истцом единого социального налога отсутствовали.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда
законным и обоснованным, считает, что в соответствии с положениями
Закона РФ "О товариществах собственников жилья" товарищество
собственников жилья подпадает под действие п.п. 8 п. 1 ст. 238
Налогового кодекса РФ в части не подлежащих налогообложению сумм,
выплачиваемых за счет членских взносов.
В судебном заседании 28 апреля 2003 г. был объявлен перерыв до
29 апреля 2003 г.
В заседании суда стороны поддержали заявленные доводы.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в
полном объеме было отложено до 05.05.2003.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив
правильность применения норм материального и процессуального
права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников
жилья "На Кирова" зарегистрировано управлением юстиции
Администрации Приморского края 01.06.1999 (свидетельство о
регистрации 25 N 2169).
ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока на основании
представленного 20.07.2002 Товариществом собственников жилья "На
Кирова" "расчета по авансовым платежам по единому социальному
налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам", была
проведена камеральная проверка истца по вопросу соблюдения
налогового законодательства по единому социальному налогу за 1
полугодие 2002 г.
В ходе проверки в части страховых взносов в Пенсионный фонд
налоговой инспекцией было установлено, что истцом неправомерно
применена льгота по фонду оплаты труда в сумме 14700 руб., в
результате чего в нарушение ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ от
15.12.2001 истцом была занижена налоговая база в размере 14700
руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
за 1 полугодие 2002 г.
В связи с чем налоговой инспекцией были доначислены страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2002
г. в сумме 2058 руб., в том числе: за январь, февраль, март - по
308 руб., за апрель, май, июнь - по 378 руб.
В части единого социального налога налоговой инспекцией было
установлено, что в нарушение п.п. 8 п. 1 ст. 238 главы 24 части
второй Налогового кодекса РФ истцом, как ТСЖ, неправомерно
применена налоговая льгота по уплате единого социального налога и
не соблюден перечень организаций, не подлежащих налогообложению,
поскольку ТСЖ является плательщиком единого социального налога.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в нарушение
п. 1 ст. 243 Налогового кодекса РФ истцом расчеты по авансовым
платежам предоставлялись в налоговую инспекцию без заполнения сумм
начисленных авансовых платежей. В нарушение п. 3 ст. 243
Налогового кодекса РФ уплата авансовых платежей до 15 числа
месяца, следующего за отчетным, ТСЖ не производилась.
В результате указанных нарушений истцом не был исчислен единый
социальный налог за январь - июнь 2002 г. в сумме 3175 руб. 20
коп.
По результатам камеральной проверки составлен акт N 614 от
12.09.2002.
30.09.2002 ИМНС РФ по Советскому району вынесено решение N 232,
в соответствии с которым ТСЖ "На Кирова" привлечено к
ответственности за совершение налогового правонарушения,
предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату
сумм единого социального налога в виде штрафа в размере 20% от
неуплаченных сумм налога, что составило 635,04 руб., в том числе:
в федеральный бюджет - 411,6 руб., в ФФОМС - 5,88 руб., ТФОМС -
99,96 руб., ФСС - 117,6 руб. За неуплату сумм страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд
РФ, в виде штрафа в сумме 411 руб. 60 коп. Налоговой инспекцией
доначислен истцу единый социальный налог за 1 полугодие 2002 г. в
сумме 3175,2 руб., в том числе: по федеральному бюджету - 2058
руб., по ФФОМС - 29,4 руб., по ТФОМС - 499,8 руб., по ФСС - 588
руб., а также страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование за 1 полугодие 2002 г.
30.09.2003 налоговой инспекцией истцу выставлено требование N
1394 об уплате недоимки по налогу и штрафам.
Не согласившись с вынесенным налоговой инспекцией решением,
истец обратился с иском в арбитражный суд.
Выслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы и
материалы дела, проверив правильность применения норм
материального и процессуального права, коллегия установила.
Уплата единого социального налога предусмотрена главой 24
Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 234 части 2 Налогового кодекса РФ единый
социальный налог предназначен для мобилизации средств для
реализации права граждан на государственное пенсионное и
социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками единого социального налога согласно абзаца
2 п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ являются организации, производящие
выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в
абзаце втором и третьем п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в
пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в
рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является
переход права собственности или иных вещных прав на имущество
(имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в
пользование имущества (имущественных прав).
При этом, согласно п. 3 ст. 236 НК РФ, вышеназванные выплаты и
вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они
производятся) не признаются объектом налогообложения, если: у
налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к
расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с п. 1 ст. 237 части 2 НК РФ налоговая база
налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта
1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных
вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего
Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в
пользу физических лиц.
Налогоплательщики, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ,
определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с
начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим
итогом.
При определении налоговой базы по единому социальному налогу
согласно абзацу 2 п. 1 ст. 237 НК РФ учитываются любые выплаты и
вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238
настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная
оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),
предназначенных для физического лица - работника или членов его
семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в
их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного
страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в
подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).
В статье 238 Налогового кодекса РФ определены суммы, не
подлежащие налогообложению.
В частности, в соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 238 части 2
Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от
29.12.2000 N 166-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы,
выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-
огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных
кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для
указанных организаций.
Признавая за ТСЖ "На Кирова" задолженность по уплате единого
социального налога, налоговая инспекция посчитала, что
товарищество собственников жилья не входит в закрепленный п.п. 8
п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ перечень организаций, не
подлежащих налогообложению, и, следовательно, ТСЖ "На Кирова"
является плательщиком единого социального налога, и начислила его
истцу.
Как разъяснило Министерство финансов РФ в своем письме от 21
февраля 2002 г. N 04-04-04/25 перечень организаций, указанных в
подпункте 8 пункта 1 статьи 238 главы 24 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог", а именно,
садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-
строительные кооперативы (товарищества), является исчерпывающим.
На другие организации, производящие выплаты за счет членских
взносов и не указанные в данном подпункте, льготы по уплате ЕСН не
распространяются.
Между тем, в данном случае при отнесении организации к числу
имеющих льготы, определяющую роль играет организационно-правовая
форма организации.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит такого
понятия. В соответствии с Общероссийским классификатором
организационно-правовых форм под организационно-правовой формой
понимается способ закрепления и использования имущества
хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое
положение и цели деятельности.
В п.п. 8 п. 1 ст. 238 части 2 Налогового кодекса РФ в качестве
не подлежащих налогообложению указаны суммы, выплачиваемые за счет
членских взносов жилищно-строительных кооперативов (товариществ)
лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что как жилищно-
строительные кооперативы, так и товарищества собственников жилья
представляют собой негосударственные некоммерческие организации,
созданные домовладельцами в целях совместного управления единым
комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его
эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в
установленных законодательством пределах распоряжения общим
имуществом кондоминиума.
Определяющим условием для предоставления права на льготное
налогообложение является вид деятельности, который должен быть
связан с удовлетворением потребностей членов некоммерческих
объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-
строительных и жилищно-строительных кооперативов.
После ввода дома в эксплуатацию и выплаты пайщиками паевых
взносов ЖСК и ТСЖ становятся идентичными практически по всем
признакам и характеристикам их деятельности: преследуют одну и ту
же цель (управление общим имуществом многоквартирного дома и
обеспечение его эксплуатации); одинаков характер их уставной
деятельности и тождественны источники ее финансирования; имеют
одинаковую организационную структуру (добровольное, основанное на
членстве объединение граждан и юридических лиц с совпадающими
правами и обязанностями); одинакова структура управления этими
организациями (высший орган - общее собрание, исполнительный орган
- правление во главе с председателем, контрольный орган -
ревизионная комиссия (ревизор); ЖСК с полностью выплаченными
паевыми взносами и ТСЖ характеризуются одинаковыми отношениями
собственности.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством
рассматриваемые организационно-правовые формы имеют общие признаки
- это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью
удовлетворения личных, материальных и иных потребностей его
участников, путем объединения членами имущественных паевых
взносов.
В связи с вышеизложенным в перечень организаций, приведенных в
п.п. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ указаны лишь основные
сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не
облагать единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет
членских взносов жилищно-строительных кооперативов (товариществ)
лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Законодательно правовое положение товарищества собственников
жилья регламентировано Федеральным законом РФ от 15 июня 1996 г. N
72-ФЗ (в редакции 21.03.2002) "О товариществах собственников
жилья".
В соответствии со ст. ст. 24, 25 Федерального закона
товарищество собственников жилья является некоммерческой
организацией, представляющей собой объединение домовладельцев -
собственников помещений как в существующих, так и во вновь
создаваемых кондоминиумах, образованное в соответствии со статьями
20 - 22 настоящего Федерального закона и в целях, указанных в
статье 24 настоящего Федерального закона.
Цели создания ТСЖ определены в ст. 24 Федерального закона, в
соответствии с которой домовладельцы в целях согласования порядка
реализации своих прав по владению, пользованию и в установленных
законодательством пределах распоряжению общим имуществом в
кондоминиуме, а также для осуществления деятельности по
содержанию, сохранению и приращению недвижимости в кондоминиуме,
распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению
соответствующих издержек, для обеспечения надлежащего санитарного
и технического состояния общего имущества могут образовывать
товарищества собственников жилья.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона действие настоящего
Федерального закона распространяется на отношения собственности в
кондоминиумах, помещения в которых принадлежат не менее чем двум
домовладельцам, на вновь создаваемые кондоминиумы в процессе
строительства и реконструкции, а также на все товарищества,
товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-
строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом
хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости
в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации
многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом
жилого дома.
Таким образом, ст. 4 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N
72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", согласно которому
созданы товарищества собственников жилья, предусмотрено, что
данный закон распространяется не только на товарищества
домовладельцев, но и на жилищно-строительные кооперативы. И,
следовательно, товарищества и кооперативы имеют аналогичные права
на получение налоговых льгот.
Основным критерием применения указанной в п.п. 8 п. 1 ст. 238
Налогового кодекса РФ льготы является не наименование организаций,
а их организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой
деятельности и оплата выполненных для них работ (услуг) за счет
членских взносов.
В соответствии со ст. 291 Гражданского кодекса РФ товарищество
собственников жилья является некоммерческой организацией. И по
сути данная организация относится к потребительским кооперативам,
имущество которого складывается из паевых взносов членов.
Исходя из изложенного, жилищно-строительные кооперативы и
товарищества собственников жилья следует рассматривать как равных
налогоплательщиков, и, следовательно, если ТСЖ производит оплату
лицам, выполняющим работы для данного товарищества, исключительно
за счет членских взносов товарищества, ТСЖ также имеет право на
льготу, предусмотренную п.п. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.
Выплата лицам, выполняющим работы для товарищества
собственников жилья, производится за счет членских взносов ТСЖ.
Данное обстоятельство подтверждается также финансово-
хозяйственным планом ТСЖ "На Кирова" на 2002 год,
предусматривающего расходы на управление (содержание
обслуживающего персонала (за счет членских взносов), ведомостью
членских взносов на 1-е полугодие 2002 г., платежными ведомостями
на выдачу зарплаты за январь - июнь 2002 г.
Согласно ведомости членских взносов на 1-е полугодие 2002 г.
расходы ТСЖ "На Кирова" по оплате услуг за январь - июнь 2002 г.
составили в общей сумме 14700 руб.
Таким образом, истцом обоснованно применена предусмотренная
п.п. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ льгота при исчислении
суммы единого социального налога, и у налоговой инспекции не было
оснований для доначисления единого социального налога за 1
полугодие 2002 г. в сумме 3175 руб. 20 коп., а также отсутствовали
основания для привлечения ТСЖ "На Кирова" к ответственности за
совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122
Налогового кодекса РФ, в виде штрафа по единому социальному налогу
в сумме 635 руб. 04 коп.
В связи с вышеизложенным решение налоговой инспекции о
привлечении истца к налоговой ответственности по п. 1.1 в части
привлечения к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ в
виде штрафа в размере 20% за неуплату единого социального налога в
сумме 635 руб. 04 коп., по п. 3 в части доначисления единого
социального налога за 1 полугодие 2002 г. в сумме 3175 руб. 20
коп. обоснованно признано судом первой инстанции недействительным
как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Заявленный ответчиком в апелляционной жалобе довод о том, что с
учетом определения об исправлении технической ошибки решение ИМНС
РФ по Советскому району признано судом недействительным в полном
объеме не соответствует обстоятельствам дела, так как определением
от 25.11.2002 резолютивная часть решения дополнена только словами
"как несоответствующее Налоговому кодексу РФ", что не повлекло
изменение содержания решения.
На основании вышеизложенного решение суда является законным и
обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
нет.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 13.11.2002 по делу N А51-10562/2002 20-149 оставить
без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через
Арбитражный суд Приморского края.
|