ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2002 года
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Л.М.,
с участием прокурора Самойловой В.Г.,
при секретаре Каверзиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокурора Приморского края о признании частей 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8 ст. 6 Закона Приморского края "О мировых судьях в
Приморском крае" от 30.04.2002 N 215-КЗ в редакции Закона
Приморского края от 07.06.2002 N 233-КЗ недействующими и не
подлежащими применению,
установил:
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о
признании частей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ст. 6 Закона Приморского
края "О мировых судьях в Приморском крае" от 30.04.2002 N 215-КЗ в
редакции Закона Приморского края от 07.06.2002 N 233-КЗ
недействующими и не подлежащими применению.
В обоснование заявления указано, что оспариваемые положения
Закона Приморского края "О мировых судьях в Приморском крае"
устанавливают особый, выходящий за пределы Закона Российской
Федерации "О статусе судей", порядок отбора кандидатов на
должность мировых судей и особый порядок наделения мирового судьи
полномочиями.
Так, ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в Приморском крае" в
оспариваемых частях предусматривает отбор и назначение мировых
судей Законодательным Собранием Приморского края на альтернативной
основе из числа представленных кандидатов, что противоречат ч. 6
ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
В нарушение ст. 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской
Федерации", возлагающей полномочия по отбору кандидатов на
должность судьи на конкурсной основе на квалификационную коллегию
судей, ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в Приморском крае" в
частях 1 - 8 передает функции по отбору кандидатов на должность
мирового судьи Законодательному Собранию Приморского края.
Оспариваемые положения ст. 6 Закона ПК противоречат действующему
федеральному законодательству о едином статусе судей в Российской
Федерации.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с
заявлением прокурора не согласился, ссылаясь на то, что Закон
Приморского края "О мировых судьях в Приморском крае" принят в
пределах полномочий, переданных субъектам Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными
законами. Ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в Приморском крае" к
кандидатам на должность мировых судей устанавливает те же
требования, что и федеральный закон. Краевой закон принят в рамках
полномочий субъекта Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав
заключение прокурора, суд считает, что заявление прокурора
Приморского края подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. "л" ст. 72 Конституции Российской
Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы
субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным
законам, принятым в сфере совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального конституционного закона "О судебной
системе Российской Федерации" устанавливает единство судебной
системы Российской Федерации путем законодательного закрепления
единства статуса судей. Указанный конституционный принцип
реализован в ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской
Федерации", согласно которой все судьи в Российской Федерации
обладают единым статусом.
В соответствии с требованиями ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в
Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации
являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную
систему Российской Федерации.
Исходя из положений названных законодательных норм, мировые
судьи обладают единым статусом судей и на них распространяется
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Статьи 5, 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
устанавливают гарантии единого статуса судей, а именно единый
порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения
судей полномочиями.
Таким образом, порядок назначения мировых судей
Законодательным Собранием Приморского края в рамках полномочий,
предусмотренных положениями ст. 6 ФЗ "О мировых судьях в
Российской Федерации" является частью единого процесса наделения
судей полномочиями и не может противоречить действующему
федеральному законодательству о статусе судей.
Однако Законодательное Собрание Приморского края в нарушение
установленного Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
порядка отбора кандидатов на должность судьи и порядка наделения
судей полномочиями в частях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ст. 6 Закона
Приморского края" установило особый выходящий за пределы
названного Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
порядок отбора кандидатов на должность мировых судей в Приморском
крае и порядок наделения мировых судей полномочиями.
Так, частями 1, 2, 3, 4, 5, 6 ст. 6 Закона ПК "О мировых
судьях в Приморском крае" вся работа по отбору кандидатов на
должность мирового судьи: опубликование в средствах массовой
информации объявления об открытии вакансии на должность мирового
судьи, предложения о кандидатах, время и место приема заявлений и
представление необходимых документов, время и место рассмотрения
поступивших заявлений передана Законодательному Собранию
Приморского края, что нарушает требования ст. 5 Закона РФ "О
статусе судей в Российской Федерации", устанавливающей единый
порядок отбора кандидатов на должность судьи, в частности, на
должность мирового судьи, в соответствии с которой, полномочия по
отбору кандидатов на должность судьи на конкурсной основе
возлагаются на квалификационную коллегию судей.
Положение ч. 7 ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в Приморском
крае" о том, что рассмотрение кандидатур на должность мирового
судьи проводится Законодательным Собранием Приморского края на
альтернативной основе из числа всех представленных кандидатур
противоречит ч. 8 ст. 5, ч. 6 ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в
Российской Федерации", согласно которых назначение кандидатов на
должность судей производится только при наличии положительного
заключения соответствующей квалификационной коллегии судей,
которая принимает решение о рекомендации одного из претендентов на
должность судьи.
Что касается ч. 8 ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в
Приморском крае", то ею предусмотрен порядок назначения на
должность мирового судьи тех кандидатов, которые подобраны на
основании частей 1 - 7 ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в
Приморском крае", а потому это положение (ч. 8) Закона ПК также
противоречит требованиям федерального законодательства.
Таким образом, порядок отбора кандидатов и назначение на
должность мирового судьи, установленный частями 1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8 ст. 6 Закона ПК "О мировых судьях в Приморском крае"
противоречат положениям действующего федерального законодательства
о едином статусе судей в Российской Федерации, поэтому суд
полагает необходимым признать оспариваемые положения Закона ПК "О
мировых судьях в Приморском крае", недействующими со дня
вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 197 ГПК
РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную
силу части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ст. 6 Закона Приморского края "О
мировых судьях в Приморском крае" от 30.04.2002 N 215-КЗ в
редакции закона Приморского края от 07.06.2002 N 233-КЗ.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд
Российской Федерации через Приморский краевой суд в 10-дневный
срок.
Председательствующий
Л.М.КУДРИНА
|