МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЮСТИЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
<ПИСЬМО>
от 28 января 2003 г. N 126/1-03
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края
(далее - учреждение юстиции) в связи с поступающими запросами,
связанными с осуществлением государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним разъясняет следующее.
Вопрос: Возвращается ли плата, внесенная заявителем за
государственную регистрацию прав, в случае последующего отказа в
государственной регистрации?
Ответ: Федеральным законом "О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ о регистрации)
предусмотрено, что плата за государственную регистрацию взимается
в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.
Порядок, размер и формы внесения взимаемой на территории
Приморского края платы за регистрацию определяется Положением,
утвержденным постановлением Губернатора Приморского края от
25.04.2001 N 319 (в редакции постановления от 15.10.2002 N 538).
Согласно п. 2.7 данного Положения средства, внесенные
заявителем в виде платы за регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, в случае отказа плательщика от
совершения регистрационных действий до момента внесения записи о
правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое
имущество и сделок с ним подлежат возврату плательщику в размере
50 процентов от внесенной платы. Возврат платежей производится на
основании заявления плательщика в установленном законом порядке
(п. 2.9 вышеназванного Положения).
В случае мотивированного отказа в регистрации средства,
внесенные в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, возврату не подлежат.
Принцип платности является одним из важнейших принципов
государственной регистрации как правоприменительной деятельности.
Он означает отнесение бремени расходов по закреплению прав на
недвижимое имущество на самих заявителей путем представления
одновременно с заявлением о регистрации платежного документа,
подтверждающего внесение установленной нормативными правовыми
документами платы за регистрацию.
Плата за регистрацию является основным источником
финансирования учреждений юстиции. Средства, полученные в виде
платы за регистрацию и представление информации о
зарегистрированных правах на недвижимое имущество, используются
учреждением юстиции самостоятельно на создание, поддержание и
развитие системы государственной регистрации (ст. 11 ФЗ о
регистрации).
ФЗ о регистрации предусмотрено, что регистрационный сбор - это
плата не только за внесение записей в Единый государственный
реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП)
о зарегистрированном праве, но и за прием документов, их
экспертизу, проверку законности сделки, установление отсутствия
противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами,
а также внесение записи в ЕГРП об отказе в государственной
регистрации и другие действия регистраторов и других специалистов
учреждения юстиции.
Названные действия являются необходимым условием для принятия
учреждением юстиции соответствующего решения о регистрации,
приостановлении регистрации или отказе в государственной
регистрации.
Если допустить возможность возврата платы, внесенной
заявителем за осуществление государственной регистрации при приеме
документов в случае отказа в регистрации, получается, что все
регистрационные действия, осуществляемые учреждением юстиции,
используются за счет других заявителей.
Поэтому совершенно обоснован и справедлив тот факт, что
внесением платы за государственную регистрацию оплачивается вся
регистрационная процедура, проведенная в учреждении юстиции до
отказа в государственной регистрации прав.
Начальник отдела правового
и методического обеспечения
учреждения юстиции
Л.А.ОПЕКУНОВА
|