МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЮСТИЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 января 2003 г. N 1-и/п
О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 07.08.2002 N 576
До разграничения государственной собственности на землю земля
находится в ведении органов местного самоуправления, которые
получили право распоряжаться ею путем передачи земельных участков
гражданам и организациям в собственность, а также их
предоставления на ином праве. П. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" гласит, что до
разграничения государственной собственности на землю распоряжение
земельными участками осуществляют органы местного самоуправления в
пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено
иное. Порядок распоряжения землями, находящимися в государственной
собственности, до разграничения государственной собственности на
землю может быть определен Правительством РФ. Постановлением
Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 утверждены Правила
распоряжения земельными участками, находящимися в государственной
собственности, до разграничения государственной собственности на
землю.
Пункт 6 данных Правил предусматривает, что обязательному
согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками
органами соответственно с Министерством имущественных отношений
Российской Федерации (его территориальными органами) или с
уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации подлежат проекты договоров аренды земельных участков,
1) которые предоставляются государственному унитарному
предприятию;
2) на которых расположены объекты недвижимого имущества,
находящиеся в государственной собственности или находившиеся в
государственной собственности до приватизации;
3) арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и
бюджет субъекта Российской Федерации.
В Приморском крае органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой государственной политики в
области имущественных и земельных отношений, приватизацию,
управление и распоряжение государственным имуществом Приморского
края и земельными ресурсами в пределах своей компетенции является
комитет по управлению государственным имуществом Приморского края
- далее - КУГИ (Положение о комитете по управлению государственным
имуществом Приморского края, утв. постановлением Губернатора края
от 23.08.2001 N 639, с изм., внесенными постановлением Губернатора
края от 31.05.2002 N 303 - далее - Положение). Раздел 2 "Функции
Комитета" Положения предусматривает, что КУГИ обеспечивает защиту
имущественных прав и законных интересов Российской Федерации,
Приморского края, представляет интересы собственника в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации и
Приморского края. Таким образом, уполномоченным органом
государственной власти субъекта РФ, упомянутым в постановлении
Правительства РФ N 576, является КУГИ.
Кроме того, приказом Минимущества РФ от 07.04.1998 N 75 КУГИ
наделен полномочиями территориального органа Министерства
имущественных отношений РФ.
На основании вышеизложенного специалисты учреждения юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним на территории Приморского края при приеме документов и
осуществлении правовой экспертизы договоров аренды земельных
участков в вышеперечисленных случаях должны проверять факт
согласования проектов договоров аренды с КУГИ.
Проверка факта согласования проекта договора аренды земельного
участка, на котором расположен объект недвижимого имущества,
находящийся в государственной собственности или ранее находившийся
в государственной собственности до приватизации, осуществляется
только в случае, если в Единый государственный реестр прав на
недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве
государственной собственности или о праве частной собственности,
приобретенном в ходе приватизации, на объект недвижимости,
расположенный на предоставляемом в аренду земельном участке.
Анализируя третий случай обязательного согласования проекта
договора аренды земельного участка (когда арендная плата поступает
в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации),
следует иметь в виду следующее.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ
(ст. 12), а также ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" от
24.12.2002 N 176-ФЗ (ст. 12) установлено, что арендная плата за
земли городов и поселков поступает в федеральный бюджет и бюджеты
субъектов Российской Федерации. Таким образом, до разграничения
государственной собственности на землю договоры аренды земельных
участков, расположенных на территориях городов и поселков
(категория земель - "земли поселений"), заключенные после
вступления в силу постановления Правительства РФ N 576 (т.е. после
18.08.2002), должны быть согласованы с КУГИ.
Данное требование не распространяется на земли
сельскохозяйственного назначения и иные земли, расположенные за
пределами территорий городов и поселков.
В случае отсутствия указанного согласования в государственной
регистрации договора аренды следует отказывать на основании абз. 4
п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", т.к. документы, представленные на
регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованию
действующего законодательства.
В соответствии с п. 3.1 Соглашения об обмене информацией и
контроле за соблюдением требований постановления Правительства РФ
от 07.08.2002 N 576, заключенного 23.12.2002 между учреждением
юстиции и КУГИ, учреждение юстиции обязано ежемесячно
предоставлять КУГИ данные о фактах отказа в регистрации по
основаниям, установленным постановлением Правительства РФ от
07.08.2002 N 576.
И.о. начальника
учреждения юстиции
Т.С.БАЛАНДИНА
|