ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 28 января 2003 г. N 7/3-4-03
ПРОТЕСТ НА РЕШЕНИЕ МАЛОГО СОВЕТА ПРИМОРСКОГО
КРАЕВОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 5 ИЮЛЯ 1993 ГОДА
N 300 "О ЗЕМЛЯХ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ" В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДУМЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 26 НОЯБРЯ 1998 ГОДА N 253 И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДУМЫ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 25 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА N 81
Решением малого Совета Приморского краевого Совета народных
депутатов от 5 июля 1993 года N 300 "О землях рекреационного
назначения Приморского края" в редакции Постановления Думы
Приморского края от 26 ноября 1998 года N 253 и Постановления Думы
Приморского края от 25 сентября 2002 года N 81 (далее Решение),
было утверждено Положение об особо охраняемых территориях
рекреационного назначения Приморского края (далее Положение).
Кроме того, п. 2 указанного Решения к землям рекреационного
назначения были отнесены участки местности, расположенные в
Партизанском районе Приморского края, городах Дальнереченске и
Шкотово-17.
Данное Решение малого Совета Приморского краевого Совета
народных депутатов в настоящее время противоречит действующему
законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
Как уже отмечалось выше, пунктом 2 Решения к землям
рекреационного назначения были отнесены участки местности,
расположенные в Партизанском районе Приморского края, городах
Дальнереченске и Шкотово-17, также Решением было утверждено
описание границ данных земель. Согласно ст. 94 Земельного кодекса
Российской Федерации к землям особо охраняемых природных
территорий рекреационного значения относятся земли, которые изъяты
в соответствии с постановлениями федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления
полностью или частично из хозяйственного использования и оборота,
для которых установлен особый правовой режим. В соответствии с п.
7 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных
территориях" от 14 марта 1995 года N 33 (т.е. в соответствии с
положениями специального нормативного правового акта) особо
охраняемые территории регионального значения определяются органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с
тем, после принятия указанного закона, Администрацией Приморского
края не принималось постановлений утверждающих описание границ
особо охраняемых территорий в Партизанском районе, городах
Дальнереченске и Шкотово-17 в тех пределах, которые указаны в
Решении. Таким образом, регулирование до настоящего времени на
основании Решения малого Совета Приморского краевого Совета
народных депутатов вопроса отнесения территорий в Партизанском
районе, городах Дальнереченске и Шкотово-17
Приморского края к категории особо охраняемых природных
территорий с установлением описания границ данных территорий не
является законным.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения, утвержденного Решения
малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов,
рекреационные территории могут иметь федеральное, краевое и
местное значение в зависимости от бонитета. Таким образом,
Положение фактически вводит понятие "рекреационной территории
федерального значения", а также определяет критерий разграничения
категорий рекреационных территорий. Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон) в п. 1
ст. 2 не содержит в перечне категорий особо охраняемых природных
территорий понятие "рекреационной территории". Согласно п. 2 ст. 2
того же закона правом устанавливать дополнительные категории особо
охраняемых природных территорий федерального значения наделено
исключительно Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона особо
охраняемые территории регионального значения являются
собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в
ведении органов государственной власти субъектов Российской
Федерации. Вместе с тем, п. 3.4 Положения незаконно определяет,
что постановление Губернатора Приморского края по выделению
рекреационной территории краевого и местного значения направляется
для исполнения в администрации муниципальных образований, за
которыми закрепляются вновь организованные особо охраняемые
природные территории.
Не соответствует действующему законодательству и п. 3.5
Положения, которым определено, что изъятие земельного участка для
рекреационных целей допускается лишь в исключительных случаях
(например, для организации учебно - туристических троп,
маркирования трасс) с обоснованием необходимости изъятия в
соответствии с действующим законодательством, поскольку п. 3 ст.
98 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
использование учебно - туристических троп и трасс, установленных
по соглашению с собственниками земельных участков,
землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных
участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом
указанные земельные участки не изымаются из использования.
Таким образом, Решение малого Совета Приморского краевого
Совета народных депутатов от 5 июля 1993 года N 300 "О землях
рекреационного назначения Приморского края" в редакции
Постановления Думы Приморского края от 26 ноября 1998 года N 253 и
Постановления Думы Приморского края от 25 сентября 2002 года N 81
противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Отменить Решение малого Совета Приморского краевого Совета
народных депутатов от 05 июля 1993 года N 300 "О землях
рекреационного назначения Приморского края" в редакции
Постановления Думы Приморского края от 26 ноября 1998 года N 253 и
Постановления Думы Приморского края от 25 сентября 2002 года N 81.
2. Рассмотреть протест в установленный законом срок на
ближайшем заседании Законодательного Собрания Приморского края и о
результатах рассмотрения незамедлительно сообщить в прокуратуру
края в письменной форме.
Первый заместитель прокурора
Приморского края
Государственный советник
юстиции 3 класса
С.Г.ДЖАВАДОВ
|