ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2003 года
Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Соловьевой О.В.,
прокурора Сараевой Е.А.,
при секретаре Кирпичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора
г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц,
администрации г. Владивостока, Управления муниципальной
собственности г. Владивостока о признании недействительным решения
Думы г. Владивостока N 30 от 04.10.2001 "Об утверждении Положения
о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью
г. Владивостока",
установил:
Прокурор г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц
обратился в суд с заявлением о признании недействительным и не
порождающим правовых последствий с момента принятия п. 4 решения
Думы г. Владивостока от 04.10.01 N 30 "Об утверждении положения о
порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.
Владивостока", указав, что п. 4 указанного решения введено
ограничение на совершение сделок с имуществом муниципального
образования г. Владивосток и землями, находящимися в ведении
муниципального образования г. Владивосток, за исключением аренды
сроком до 3-х лет и случаев, прямо предусмотренных
законодательством. Указанное решение противоречит
законодательству. Как представительный орган местного
самоуправления Дума вправе лишь установить порядок распоряжения и
управления муниципальной собственностью, но не вправе
непосредственно участвовать в управлении и распоряжении
муниципальной собственностью, в том числе произвольно запрещать и
ограничивать совершение любых сделок с нею.
Устав муниципального образования г. Владивосток в ст. 36 ч. 2
п. 5 прямо относит решение вопросов о передаче объектов
муниципальной собственности в иные формы собственности к
полномочиям главы администрации. Согласно ст. 47 ч. 2 Устава,
городская Дума не вправе вмешиваться в исполнительно -
распорядительную деятельность администрации. Оспариваемым решением
нарушены требования законодательства.
Кроме того, решение, принятое Думой превысило пределы своей
компетенции, т.к. постановлением N 1439 от 04.08.2000 утверждено
Положение об управлении муниципальной собственности г.
Владивостока, согласно которому права собственника в отношении
муниципальной собственности от имени города осуществляет
Управление муниципальной собственности.
Управление муниципальной собственности г. Владивостока
обратилось в суд с заявлением о признании недействительным, не
порождающим правовых последствий с момента издания решения Думы г.
Владивостока N 30 от 04.10.2001 в целом по тем же основаниям.
Администрация г. Владивостока обратилась в суд с жалобой о
признании незаконным и не порождающим правовых последствий с
момента издания п. 4 решения Думы г. Владивостока N 30 от
04.10.2001, п. 9.1.7 Положения о порядке управления и распоряжения
муниципальной собственностью г. Владивостока, утвержденного
решением Думы г. Владивостока N 30, п.п. 10.1.3, 10.1.4, 10.1.18
Положения в части.
В судебном заседании представитель прокуратуры настоял на
доводах, изложенных в заявлении, показал, что внесенные Думой г.
Владивостока изменения в оспариваемое решение также содержат
нарушение законодательства просил заявление удовлетворить,
признать недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня издания п. 4 решения Думы г. Владивостока от 04.10.01 N 30 "Об
утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения
муниципальной собственностью г. Владивостока".
Представитель администрации г. Владивостока по основаниям,
изложенным в жалобе, кроме заявленных требований просил признать
недействительными также п. 9.1.7, 10.1.15 Положения, и п. 4
Решения.
Представитель УСМ г. Владивостока просил предъявленное ими
исковое заявление рассмотреть как жалобу и признать в целом
недействительным и не порождающим правовых последствий со дня
издания решение Думы г. Владивостока от 04.10.01 N 30 "Об
утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения
муниципальной собственностью г. Владивостока".
Представитель Думы г. Владивостока с требованиями не
согласился, пояснив, что решение принято в соответствии с
требованиями действующего законодательства. Полагают, что
оспариваемое решение лишь устанавливает порядок распоряжения и
управления муниципальной собственностью. Заявителями не
представлены доказательства того, что решение не соответствует
требованиями законодательства. В удовлетворении жалобы просит
отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что
требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим
основаниям.
Из материалов дела следует, что решение Думы г. Владивостока N
30 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения
муниципальной собственностью г. Владивостока" было принято
04.10.01.
В дальнейшем были внесены изменения и дополнения в указанное
решение.
Пункт 4 указанного решения, как в старой, так и в новой
редакции содержит ограничение на совершение сделок с находящимися
в ведении муниципального образования г. Владивосток, за
исключением аренды недвижимого имущества. В новой редакции
допускается передача имущества муниципального образования г.
Владивосток в безвозмездное пользование, залог, хозяйственное
ведение, доверительное управление после предварительного
согласования с Думой г. Владивостока.
П. 9.1.7 Положения требует предварительного согласования
создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных
предприятий, муниципальных учреждений, внесение вкладов в
имущество некоммерческих организаций, в уставные (складочные)
капиталы хозяйственных товариществ и обществ в случаях,
предусмотренных законодательством РФ.
П. 10.1.3 Положения предусматривает предварительное
согласование с Думой г. Владивостока создание, реорганизацию и
ликвидацию муниципальных унитарных предприятий, муниципальных
учреждений.
П. 10.1.4 содержит необходимость предварительного
согласования с Думой г. Владивостока внесение вкладов в имущество
некоммерческих организаций, в уставные (складочные) капиталы
хозяйственных товариществ и обществ.
П. 10.1.15 требует предварительное согласование с Думой города
выдачу муниципальным унитарным предприятиям разрешение на внесение
имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения, ...
выдачу главой администрации города разрешений на сдачу этого
имущества.
На основании ст. 125 ч. 2, 215 ч. 2 ГК РФ органы местного
самоуправления осуществляют свои гражданские права и обязанности,
включая права собственника в отношении муниципальной
собственности, в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов. Согласно ст. 14 ч. 4, ст. 15 ч.
4, ст. 16 ч. 2 Закона РФ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ", органы местного самоуправления наделяются
собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в
соответствии с уставами муниципальных образований.
Ст. 36 ч. 2 п. 5 прямо относит решение вопросов о передаче
объектов муниципального образования в иные формы собственности к
полномочиям главы администрации. Согласно ст. 47 ч. 2 Устава,
городская Дума не вправе вмешиваться в исполнительно -
распорядительную деятельность администрации.
Ограничивая главу администрации г. Владивостока и иные
муниципальные органы, предприятия совершать любые сделки с
недвижимым имуществом Дума г. Владивостока нарушила требования
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ", Закона Приморского края "О местном
самоуправлении в Приморском крае", положения статей Устава г.
Владивосток, согласно которых в исключительном ведении
представительного органа местного самоуправления находится лишь
установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью, а не право непосредственного участия в этом, что
было сделано Думой данным решением.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 52 - 53 Устава
муниципального образования г. Владивостока, глава администрации
самостоятельно образует систему исполнительных органов, входящих в
состав администрации, осуществляет руководство и контроль за
деятельностью этих органов.
Решение принято Думой с превышением пределов компетенции, т.к.
постановлением N 1439 от 04.08.00 "Об утверждении Положения об
Управлении муниципальной собственности г. Владивостока", права
собственника в отношении муниципальной собственности от имени
города Владивостока осуществляет Управление муниципальной
собственности.
Оспариваемое решение и приложение к нему, в частности
Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной
собственностью города Владивостока, составляют единый и неделимый
документ. Иной смысловой нагрузки, помимо введения в действие и
уточнения механизма действия, названного Положения, данное решение
не несет. В случае отмены части Положения или признания его
несоответствующим действующему законодательству подлежит отмене и
само решение. В противном случае теряется смысл оспариваемого
решения, так как оно будет вводить в действие в данном случае
недействующий документ. Поэтому суд считает необходимым признать
недействительным и не порождающим правовых последствий со дня
издания решение в полном объеме.
Руководствуясь ст. 239-7 ГПК РСФСР, суд
решил:
Признать недействительным и не порождающим правовых
последствий с момента принятия в полном объеме, со всеми
действующими приложениями решение Думы г. Владивостока N 30 от
04.10.2001 "Об утверждении Положения о порядке управления и
распоряжения муниципальной собственностью г. Владивостока".
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через
районный суд в течение 10 дней.
Судья
О.В.СОЛОВЬЕВА
|