АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2003 г. N А51-12579/02 8-282
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается исковое заявление Краевого государственного
унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП
"Примтеплоэнерго") о признании недействительными решения
Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Приморскому краю N 5754 от
08.10.02 и требования N 939 от 09.10.2002.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые
требования в полном объеме.
В обоснование своих доводов истец указал, что плата за
загрязнение окружающей природной среды согласно ст. 13 НК РФ
относится к федеральным налогам, которые в силу п. 5 ст. 3
Налогового Кодекса РФ устанавливаются данным Кодексом.
Согласно ст. 17 НК РФ налог, взимаемый в федеральный бюджет,
может считаться законно установленным лишь в том случае, когда в
самом федеральном законе определены его плательщики и элементы
налогообложения.
Сбор за загрязнение окружающей природной среды установлен
Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 в порядке
принятия нормативных актов органами исполнительной власти, что
противоречит НК РФ.
Решением Верховного Суда РФ от 28.03.02 N ГКПИ 2002-178
Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 признано
незаконным (недействительным) как принятое в нарушение
основополагающих принципов Конституции РФ. Определением
Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.02 N КАС 02-232
решение Верховного Суда РФ от 28.03.02 N ГКПИ 2002-178 оставлено
без изменения.
Истец, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда от
27.04.1993 N 5 и Постановление Пленума Верховного Суда от
24.04.2002 N 8 считает, что Постановление Правительства РФ от
28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее
предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия" не влечет
правовых последствий со дня его издания, и в связи с этим, на
момент рассмотрения иска в суде у налогового органа отсутствуют
правовые основания для взыскания платы за загрязнение окружающей
природной среды в порядке, установленном вышеуказанным
Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632.
Ответчик исковые требования не признает, ссылаясь на следующее.
Поскольку Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об
утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия" решением Верховного Суда РФ от 28.03.02
N ГКПИ 2002-178 признано недействительным и оставлено без
изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от
04.06.02 N КАС 02-232, то ответчик в силу ст. 239.8 ГПК РСФСР
считает, что с момента вступления в законную силу решения о
признании акта либо его отдельной части незаконными, этот акт или
его отдельная часть являются недействующими.
Таким образом, Межрайонная инспекция МНС РФ N 4 по Приморскому
краю считает, что истец не обязан исчислять, представлять
налоговые декларации (расчеты) и уплачивать в бюджет сбор за
загрязнение окружающей природной среды с 04.06.02. Представив
уточненные Расчеты за 1-й и 2-й кварталы 2002 года, истец
необоснованно уменьшил исчисленную к уплате в бюджет сумму сбора
за загрязнение окружающей природной среды и решение ответчика о
доначислении сбора за загрязнение окружающей природной среды в
сумме 721068 руб. 88 коп. и штрафа за неуплату в результате
неправильного исчисления в сумме 144213 руб. 78 коп. является
законным и обоснованным.
Материалами дела установлено, что Краевое государственное
унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" зарегистрировано
постановлением отдела регистраций Администрации г. Владивостока N
1725 от 09.08.01, регистрационный номер N 16400, имеет
Свидетельство о государственной регистрации серии ГУП N 27052 от
09.08.01.
В соответствии с порядком и в сроки, установленные действующим
законодательством предприятием "Арсеньевское КГПУ
"Примтеплоэнерго", которое согласно имеющихся в материалах дела
документов не является юридическим лицом, а является филиалом
краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
были представлены в налоговый орган по месту учета Расчеты 10-
процентных отчислений от оплаты за фактическое загрязнение
окружающей природной среды за 1-й и 2-й кварталы 2002 года,
направляемых в федеральный бюджет Российской Федерации.
27 августа 2002 года предприятием "Арсеньевское КГПУ
"Примтеплоэнерго" представлены ответчику уточненные Расчеты 10-
процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение
окружающей природной среды за 1-й и 2-й кварталы 2002 года,
которыми были уменьшены ранее заявленные к уплате в бюджет суммы
сборов за загрязнение окружающей природной среды в общей сумме
1010353 руб. 88 коп., в том числе за 1-й квартал 2002 года -
139284 руб.88 коп. и за 2-й квартал 2002 года - 1219496 руб. 60
коп.
В порядке ст. 31, ст. 88 НК РФ была проведена камеральная
проверка филиала истца по вопросу правильности исчисления и уплаты
в бюджет Российской Федерации представленных расчетов платы за
фактическое загрязнение окружающей природной среды за 1-й и 2-й
кварталы 2002 года.
По результатам проверки руководителем ответчика принято решение
N 5754 от 08.10.02 о взыскании в бюджет задолженности по уплате
сбора за загрязнение окружающей природной среды в сумме 721068
руб. 88 коп. и привлечении к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ
за неправильное исчисление суммы платы за загрязнение окружающей
природной среды в виде взыскания штрафа в сумме 144213 руб. 78
коп.
С учетом имеющейся на лицевом счете истца на дату вынесения
решения переплаты по сбору за загрязнение окружающей природной
среды в размере 289285 руб. 00 коп., в порядке п. 5 ст. 78 НК РФ
был зачет суммы излишне уплаченного налога в уплату налога,
дополнительно начисленного в ходе камеральной налоговой проверки,
и определена недоимка по сбору за загрязнение окружающей природной
среды в сумме 721068 руб. 88 коп. из расчета 1010353 руб. 88 коп.
минус 289285 руб. 00 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ был произведен расчет
налоговой санкции за неправильное исчисление налога в сумме 122213
руб. 13 коп. из расчета 621068 руб. 88 коп. х 20%.
Исследовав представленные материалы, суд считает, что исковые
требования заявлены необоснованно и полагает в иске отказать по
следующим основаниям.
В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 "Об охране
окружающей природной среды" полномочия устанавливать порядок
определения платы и ее предельных размеров за пользование
природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды были
предоставлены правительству РФ, которое и приняло Порядок
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение отходов, других видов
вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ
от 28.08.92 N 632, и Порядок направления 10 процентов платы за
загрязнение окружающей природной среды в доход федерального
бюджета Российской Федерации, утвержденного федеральными органами
исполнительной власти от 03.03.93 N ВГ-6-02/10.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей
природной среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное
воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством
Российской Федерации.
Однако, согласно определения Конституционного Суда РФ от
10.12.2002 N 284-0 под законодательством в данном случае
понимаются не только федеральные законы, но и принимаемые в
соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, а значит, и нормативные акты Правительства Российской
Федерации.
Таким образом, согласно определения Конституционного Суда РФ от
10.12.2002 N 284-0 Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N
632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов и другие виды вредного воздействия", принятое
Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий,
предоставленных ему федеральным законом, и предусматривающее
взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и
подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами
как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в п. 2 резолютивной части
определения N 284-О от 10.12.02 правовой смысл Постановления
Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее
предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов и другие виды вредного воздействия" является
общеобязательным, что исключает любое иное истолкование данного
Постановления правоприменителем, в том числе и судами общей
юрисдикции.
Учитывая изложенное, суд считает необоснованным довод истца о
правомерности не уплачивать в бюджет сбор за загрязнение
окружающей природной среды в связи с решением Верховного Суда РФ
от 28.03.02 N ГКПИ 2002-178 о признании Постановления
Правительства РФ от 28.08.92 N 632 незаконным (недействительным)
как принятое в нарушение основополагающих принципов Конституции
РФ, определившей установление федеральных налогов к исключительной
компетенции законодателя, а не к компетенции исполнительного
органа - Правительства РФ, и оставленное без изменения
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.02
N КАС 02-232.
То есть довод истца об отсутствии на момент рассмотрения иска в
суде правовых оснований для взыскания платы за загрязнение
окружающей природной среды в порядке, установленном Постановлением
Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия" противоречит как Закону РФ "Об охране
окружающей природной среды" и Федеральному закону "Об охране
окружающей среды", так и Федеральному закону "О федеральном
бюджете на 2002 год", установившем в качестве источника
поступления в федеральный бюджет плату за нормативные и
сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, тем самым
подтвердивших ведение и взимание этой платы с учетом ее предельных
размеров, установленных Постановлением Правительства РФ от
28.08.92 N 632. Поэтому признание данного постановления
Правительства противоречащим федеральному закону и
недействительным означало бы одновременно и отмену
соответствующего платежа, который предусмотрен действующим
законодательством, что является незаконным и недопустимым.
По указанным основаниям суд не принимает довод ответчика о том,
что Порядок определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия, установленный Постановлением
Правительства РФ от 28.08.92 N 632, необходимо применять до
04.06.02, то есть до вступления в законную силу определения
Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.02 N КАС 02-232.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования заявленными
обоснованно и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, ст. 201 АПК РФ, суд
решил:
В иске отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть
обжаловано в установленном законом порядке.
|