КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ПИСЬМО>
от 19 мая 2003 г. N 18/350(03-12)
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ (ОБРЕМЕНЕНИЯХ) ПРАВ И ОГРАНИЧЕНИЯХ
В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
В связи с возникающими вопросами рай(гор)комземов и земельно -
кадастровых палат по вопросам предоставления в органы юстиции
сведений по ограничениям и обременениям прав на земельные участки
или отдельные их части Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству разъясняет следующее:
1. В настоящее время на территории Российской Федерации в
рамках государственного земельного кадастра (ГЗК) осуществляется
ведение только одного раздела Государственного реестра земель -
раздел "Земельные участки" (приказ Росземкадастра от 15.07.2001 N
П/119, зарегистрирован в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. per. N 2753)
"Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Другие разделы, предназначенные для отображения сведений о
"территориальных зонах" и др. дополнительные сведения, вносимые по
решению органов местного самоуправления и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, земельными комитетами и
органами кадастрового учета ранее не велись и в настоящее время не
ведутся. Методика кадастрового учета территориальных зон
(территорий) в поселениях до настоящего времени не разработана.
Территориальные зоны в пределах черты поселения и
градостроительным и земельным законодательством отнесены к сфере
деятельности органов архитектуры. Территориальное зонирование (не
кадастровое) осуществляется ими в соответствии с генпланами
поселений, градостроительным регламентом. Правилами
землепользования и застройки устанавливается градостроительный
регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом
особенностей ее расположения и развития, а также возможности
территориального сочетания различных видов использования земельных
участков (жилого, общественно - делового, производственного,
рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Разработка проектов, границ территориальных зон, в том числе
рекреационных, под лесами (зоны городских лесов), водоохранных зон
водных объектов, рекреационных и иных зон в составе земель
поселений не входит в сферу деятельности земельного
законодательства. Вышеуказанные документы, а также проекты
межевания территориальных зон (территорий), дежурные карты
застройки и генпланы являются градостроительной документацией (ст.
28 Градостроительного кодекса РФ). Учет и изменение границ
территориальных зон осуществляется уполномоченными органами в
соответствующих кадастрах (градостроительных, водных, лесных,
особоохраняемых природных территорий, территориальных,
имущественных и др.). Эти органы, осуществляющие учет
(технический) своего недвижимого имущества (здания, строения,
сооружения, леса, обособленные водные объекты, участки недр,
многолетние насаждения), а также учет особоохраняемых территорий и
объектов, природных ресурсов и их границы (территориальные зоны)
как в черте поселений, так и вне черты и обязаны в соответствии,
со ст. 7 Федерального закона "О государственном земельном
кадастре" предоставлять документированные (удостоверенные)
сведения о границах вышеуказанных объектов и территориальных зонах
в ГЗК.
2. В государственном земельном кадастре законодательно
определен "заявительный" принцип государственного кадастрового
учета земельных участков по ходатайству (заявлениям)
государственных органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления, юридических лиц и граждан (ст. 19 п. 2
Федерального закона "О государственном земельном кадастре"). До
настоящего времени ни один из органов, осуществляющих учет той или
иной территориальной зоны, регистрацию сведений по их границам в
органы кадастрового учета не заявлял.
Сведения (информации) по отдельным частям земельного участка, в
том числе и по участкам ограничений (обременений) в
государственном земельном кадастре в соответствии с "Порядком
ведения государственного реестра земель кадастрового района.
Раздел "Земельные участки" (ГЗК-1-С.О.-05-02-01), пункт 3
"...вносятся в соответствующие бланки только на основании и в
точном соответствии с представленными документами, имеющими
юридическую силу".
В формах ГЗК отображаются все сведения о конкретном земельном
участке, в том числе, сведения пространственно - площадные,
правовые, экономические, качественные, сведения по общим
ограничениям в использовании всего земельного участка или его
отдельных частей, сведения об ограничении (обременении) прав
землепользователя, землевладельца, собственника (форма Ф 1.3). В
соответствующие графы этой формы вносятся сведения о названии
территориальной зоны, установленной органами власти, реквизиты
акта органа власти об утверждении границ территориальной зоны и
наложении ограничений, а также реквизиты договоров и иных
документов, устанавливающих обременения земельных участков или
ограничения прав их владельцев, подлежащих государственной
регистрации.
Для государственной регистрации прав на земельный участок и
сделок с ним предоставляется информация (выписки) в объеме,
необходимом для этой государственной регистрации (выписки В1 и
В2), а также В3, В4 (при наличии документов и удостоверенных
сведений о частях и обременениях земельного участка).
В соответствии с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
государственной регистрации подлежат ограничения (обременения)
прав на недвижимое имущество, к которым относятся сервитут,
ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества,
заявления в отношении объекта недвижимого имущества и др. (ст. 1,
ст. 4 п. 1). Ограничения в использовании земельного участка, в том
числе: условия использования, ведения хозяйственной деятельности,
обеспечения экологической чистоты природы, сохранности ценных
ландшафтов, ограничения по строительству зданий по высоте и др. не
подлежат государственной регистрации. Эти ограничения указываются
в правоустанавливающих документах землепользователя и других
документах разрешительного характера при предоставлении земельного
участка в соответствии с его целевым назначением (разрешенным
использованием). В выписке В3 (части и обременения земельного
участка) для государственной регистрации прав эти сведения не
отображаютс.
Руководитель комитета
В.Д.ШИЛЬНИКОВ
|