ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2003 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в
составе:
председательствующего судьи Максименко Т.А.,
с участием прокурора Сараевой Е.А.,
при секретаре Пилипенко Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению администрации г. Владивостока к Думе г. Владивостока об
оспаривании решения Думы г. Владивостока N 175 от 27.02.2003 "О
ежегодном отчете главы администрации г. Владивостока", суд
установил:
Администрация г. Владивостока обратилась в суд с заявлением об
оспаривании решения Думы г. Владивостока N 175 от 27.02.2003 "О
ежегодном отчете главы администрации г. Владивостока", указав в
обоснование заявленных требований, что п. 1 которого определена
обязанность главы администрации города представлять отчет о
деятельности администрации города в первом квартале года,
следующего за отчетным.
Пункт 1.2 указанного правого акта предусматривает обязанность
главы администрации вносить отчет в повестку заседания Думы и
представлять обосновывающие документы.
Считает, что данное решение представительного органа местного
самоуправления принято с нарушением действующего законодательства,
и подлежит признанию недействующим со дня принятия.
В судебном заседании представитель администрации г.
Владивостока поддержал заявленные требования, подтвердив доводы и
основания, изложенные в заявлении, настаивая на признании
недействующим со дня принятия решение Думы г. Владивостока N 175
от 27.02.2003 "О ежегодном отчете главы администрации г.
Владивостока", принятого в нарушение действующего
законодательства, а именно ст. 4 Европейской хартии местного
самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией; ФЗ РФ "Об
общих принципах организации местного самоуправления", ст. ст. 8,
9, 36, 38, 42, 47 и других Устава муниципального образования г.
Владивостока.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" наименование органов местного
самоуправления, компетентность, вопросы организации и
деятельности, подотчетность органов местного самоуправления и
должностных лиц определяются уставами муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Глава администрации, в силу положений ст. 16 указанного Закона,
наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного
значения в соответствии с Уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования г. Владивосток, принятый на
городском референдуме 19.12.1999, устанавливая перечень полномочий
главы муниципального образования г. Владивосток и формы отчетности
данного должностного лица перед представительным органом местного
самоуправления, не предусматривает обязательство главы
администрации г. Владивостока по предоставлению ежегодного отчета
в Думу г. Владивостока с обосновывающими документами (ст. ст. 36 -
38).
Уставом г. Владивостока к полномочиям Думы г. Владивостока (ст.
42) не отнесено право по истребованию названного отчета главы
администрации города.
Действующим федеральным законодательством не установлены
полномочия представительного органа местного самоуправления по
истребованию ежегодного отчета от главы муниципального
образования.
Исходя из положений ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ", полномочия
представительных органов местного самоуправления определяются
уставами муниципальных образований.
Принятый на городском референдуме 19.12.1999 Устав г.
Владивостока не предусматривает полномочие Думы города по
истребованию главы администрации города; данный нормативный
правовой акт является обязательным и не нуждается в дополнительном
утверждении, в соответствии со ст. 73 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", ч. 5 ст. 22 ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ".
Глава администрации г. Владивостока согласно ст. 8 Устава г.
Владивостока наделен представительными, исполнительно-
распорядительными, контрольными, иными полномочиями по
осуществлению городского самоуправления.
Дума г. Владивостока, приняв оспариваемое решение, нарушила
также требования ст. 47 Устава города о том, что Дума, осуществляя
свою деятельность, не вмешивается в исполнительно-распорядительную
деятельность администрации города, в том числе и выборного
должностного лица - главы администрации г. Владивостока.
Понятие контроля дается в толковом словаре Ожегова С.И. и Н.Ю.
Шведова как проверка, а также постоянное наблюдение в целях
проверки или надзора.
Считает несостоятельным ссылки представителей Думы города на
положения Бюджетного кодекса РФ, так как он не регламентирует
отношения исполнительньми и представительными органами власти, за
исключением бюджета и отчета о нем.
Считает, что несоответствие нормативного правового акта органа
местного самоуправления действующим правовым актам и нарушение
гражданских прав и охраняемых законом интересов влечет признание
нормативного акта недействительным в порядке ст. 13 ГК РФ.
Настаивает на том, что принятым решением затрагиваются права,
интересы всех жителей г. Владивостока, на главу администрации г.
Владивостока возложена обязанность представлять и отстаивать
интересы жителей г. Владивостока, избравших его на данную
должность.
Представители Думы г. Владивостока в судебном заседании
предъявленные требования не признали, просили суд отказать в
удовлетворении заявления за необоснованностью в связи со
следующим.
Оспариваемое решение Думы г. Владивостока от 27.02.2003 N 175
"О ежегодном отчете главы администрации г. Владивостока" было
принято в рамках компетенции представительного органа местного
самоуправления и в соответствии с законодательством о местном
самоуправлении.
В соответствии с п.п. 6 п. 3 ст. 15 Закона РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", ст. 25 Закона Приморского края "О местном
самоуправлении в Приморском крае" в исключительном ведении
представительных органов местного самоуправления находится
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами
муниципальных образований.
Подотчетность главы муниципального образования и других
выборных должностных лиц местного самоуправления согласно ст. 16
Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ" установлена непосредственно перед населением и
представительным органом.
В числе полномочий Думы города, определенных ст. 42 Устава
муниципального образования г. Владивосток, находится утверждение
городского бюджета и отчет о его исполнении, принятие планов и
программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении, а
также иные полномочия, предусмотренные федеральными законами,
Уставом Приморского края, Уставом города. Список полномочий
представительного органа не является исчерпывающим.
В соответствии со ст. ст. 36, 38, 52 Устава глава администрации
города, являясь главой муниципальной исполнительной власти, несет
ответственность за организацию и осуществление муниципальной
исполнительной власти на всей территории г. Владивостока,
осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц
администрации.
В свою очередь, сам глава исполнительного органа местного
самоуправления должен быть подотчетен населению и
представительному органу.
Отсутствие или неполная урегулированность в Уставе
муниципального образования г. Владивосток вопроса об отчетности
главы администрации города не означает, что выборное должностное
лицо, такое, как глава администрации, не может быть подотчетен.
Наличие в исключительных полномочиях представительных органов,
контроля за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, тесно взаимосвязано с
обязанностью главы администрации города и других должностных лиц
местного самоуправления отчитываться непосредственно перед
населением и представительным органом. В противном случае
деятельность главы муниципального образования становится
"непрозрачной" для населения и избранных от него представителей
коллегиального органа - Думы г. Владивостока.
Ссылка представителя заявителя на положения ст. 17 Закона РФ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
несостоятельна, так как указывает на установление в уставах
муниципальных образований иных органов местного самоуправления,
помимо указанных в ст. 15 и 16 названного Закона, чье название,
компетенция, вопросы организации и деятельности, подотчетность
определяются уставами муниципальных образований.
Считают, что предоставление отчета главой администрации о своей
деятельности не входит в сферу компетенции, а является формой
контроля со стороны представительного органа за деятельностью
органов и должностных лиц местного самоуправления.
Считают несостоятельными доводы представителя заявителя о
нарушении ст. 47 Устава и вмешательстве в исполнительно-
распорядительную деятельность администрации города и ее выборного
должностного лица, и ссылки на нарушение ст. ст. 8, 9, 38 и 42
Устава.
Положения действующего Бюджетного кодекса РФ ст. 153 закрепляют
бюджетные полномочия представительных органов, в рамках которых
представительные органы утверждают отчеты об исполнении бюджетов,
а согласно ст. 154 БК РФ исполнительные органы представляют отчет
об исполнении бюджета на утверждение представительных органов.
Основные вопросы деятельности главы администрации города, по
которым требуется предоставление отчета, касаются исполнения
бюджета. При этом следует учитывать, что в бюджете
предусматриваются средства на финансирование целевых программ.
Таким образом, отчет об исполнении бюджета неразрывно связан с
отчетом об исполнении и реализации программ развития города.
Заявителем не представлено сведений об опубликовании
оспариваемого правового акта, с ссылками, каким СМИ он был
опубликован, данное требование не соблюдено, так как ни в одном из
СМИ, ни в Вестнике Думы города - официальном источнике публикаций
правовых актов опубликован не был.
При предъявлении заявления в суд, в соответствии со ст. 251 ГПК
РФ должен был указать, какие права и свободы гражданина или
неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым актом, однако
администрацией г. Владивостока не представлено ни одно
доказательство и не указано ни одно нарушенное право.
В соответствии с п. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании
нормативного правового акта противоречащим закону полностью вправе
обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального
образования, считающие, что принятым и опубликованным в
установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их
компетенция.
Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих
нарушение компетенции.
Считают, что решение Думы г. Владивостока от 27.02.2003 N 175
"О ежегодном отчете главы администрации г. Владивостока" не
является нормативным правовым актом и подпадает под признаки
ненормативного правового акта (акт индивидуального характера),
который устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности
конкретных лиц (в данном случае, главы администрации г.
Владивостока), заявление подано ненадлежащим истцом с нарушением
правил подачи и оформления заявления, предусмотренных ст. ст. 149,
251 ГПК РФ.
Настаивают на отказе в удовлетворении заявления, так как
оспариваемое решение Думы является законным, принято с учетом
интересов населения г. Владивостока и не противоречит российскому
законодательству.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего
необходимым удовлетворить заявление администрации г. Владивостока,
исследовав и оценив совокупность доказательств по делу, суд
находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт
государственного органа или органа местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено в судебном заседании, 27.02.2003 Думой г.
Владивостока принято решение N 175 "О ежегодном отчете главы
администрации г. Владивостока".
В соответствии с положениями принятого решения Думы на главу
администрации г. Владивостока возлагается обязанность по
предоставлению в Думу города отчета о деятельности администрации
города в первом квартале текущего года, следующего за отчетным; с
внесением отчета главы города в повестку заседания Думы в качестве
самостоятельного вопроса. Обосновывающие документы к отчету
предоставляются в Думу города не позднее чем за 10 дней до
проведения заседания.
Согласно п. 1.3 отчет на заседании Думы города состоит из
выступления главы администрации города и ответов на вопросы, с
принятием решения Думы по результатам отчета.
На территории муниципального образования г. Владивосток
действует принятый 19.12.1999 на городском референдуме Устав г.
Владивостока.
В соответствии со ст. 73 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" решение, принятое на референдуме, является
обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; решение
действует на территории соответствующего муниципального
образования.
Статья 8 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что
муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:
наименование и полномочия выборных, других органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; другие
положения об организации местного самоуправления, о компетенции и
порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской
Федерации и законами субъектов РФ; органы местного самоуправления
наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований
собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В соответствии с п. 4 ст. 15 названного Федерального закона,
полномочия представительных органов местного самоуправления
определяются уставами муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 8, 36, 38 Устава муниципального образования г.
Владивосток - главой муниципального образования в г. Владивостоке
является глава администрации, наделенный в соответствии с Уставом
представительными, исполнительно-распорядительными, контрольными и
иными полномочиями по осуществлению городского самоуправления.
Глава администрации г. Владивостока несет ответственность за
организацию и осуществление муниципальной исполнительной власти на
всей территории г. Владивостока, в соответствии со ст. 16 ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного
значения в соответствии с Уставом.
Осуществляя полномочия главы муниципальной исполнительной
власти, глава администрации города: разрабатывает и представляет
городской Думе бюджет города, обеспечивает организацию исполнения
утвержденного городской Думой бюджета и представляет городской
Думе отчет о его исполнении; несет ответственность за исполнение
своих обязанностей и соблюдение требований, установленных в
отношении его полномочий.
Дума г. Владивостока, являясь постоянно действующим
представительным органом местного самоуправления на территории г.
Владивостока осуществляет свои полномочия в соответствии с Уставом
муниципального образования г. Владивосток и в пределах,
установленных федеральным, краевым законодательством.
Порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на
заседании Думы города Владивостока, порядок образования и избрания
органов Думы, рассмотрения правовых и иных актов Думы, голосования
и другие вопросы организации работы Думы и ее органов установлены
Регламентом Думы г. Владивостока, утвержденным решением Думы г.
Владивостока от 04.07.2001 N 8 (с учетом изменений и дополнений).
Таким образом, ни положениями Устава муниципального образования
г. Владивосток, ни федеральным законодательством не предусмотрены
полномочия представительного органа местного самоуправления по
истребованию ежегодного отчета от главы администрации г.
Владивостока.
При таких обстоятельствах, изданное решение Думы г.
Владивостока N 175 от 27.02.2003 "О ежегодном отчете главы
администрации г. Владивостока" является несоответствующим
действующим правовым актам, нарушающим гражданские права и
охраняемые законом интересы, в связи с чем подлежит признанию
недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251
- 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление администрации г. Владивостока к Думе г. Владивостока
об оспаривании решения Думы г. Владивостока N 175 от 27.02.2003 "О
ежегодном отчете главы администрации г. Владивостока"
удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Думы г.
Владивостока N 175 от 27.02.2003 "О ежегодном отчете главы
администрации г. Владивостока".
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в
течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Владивостока.
Судья
Т.А.МАКСИМЕНКО
|