МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2003 года
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Заслушав и обсудив информацию "О профилактической работе по
предупреждению несчастных случаев на предприятиях строительной
отрасли" межведомственная комиссия по охране труда в Приморском
крае отмечает, что руководители предприятий строительной отрасли
не в полном объеме выполняют Федеральный закон "Об основах охраны
труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, Закон
Приморского края "Об охране труда в Приморском крае" от 8 октября
1997 г. N 98-КЗ, ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Общие требования к
управлению охраной труда в организации" и рекомендует:
1. Руководителям предприятий строительной отрасли края
обеспечить выполнение комплекса мероприятий по предупреждению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в
том числе:
1.1. Разработать и внедрить систему управления охраной труда
(положение, стандарт предприятия и др.);
1.2. Обеспечить работающих сертифицированными средствами
индивидуальной защиты с организацией ее ремонта, стирки, химчистки
и других профилактических обработок;
1.3. Обеспечить проведение периодических медицинских осмотров
работников;
1.4. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям
труда в соответствии с требованиями "Положения о проведении
аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденного
постановлением Минтруда России от 14.03.97 N 12;
1.5. Организовать обучение и проверку знаний по охране труда
работников и общественного актива;
1.6. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях по
охране труда выделение средств на профилактику травматизма и
профзаболеваний;
1.7. Организовать общественный контроль за охраной труда в
организации;
1.8. Обеспечить безопасные условия труда при выполнении
строительно - монтажных работ;
1.9. Разработать планы противопожарной защиты строящихся и
реконструируемых объектов, обеспечить их необходимым количеством
первичных средств пожаротушения.
2. Администрации Пожарского района изыскать средства на
финансирование целевой программы "Пожарной безопасности на период
2001 - 2005 гг.".
3. Учитывая пожелания руководителей строительных организаций
края, Департаменту строительства и архитектуры Администрации
Приморского края (Гопша) организовать проведение совещаний с
предприятиями строительной отрасли.
Председатель комиссии
В.М.РЕШЕТНИКОВ
Приложение
к решению
Межведомственной комиссии
по охране труда
в Приморском крае
ИНФОРМАЦИЯ
"О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ"
По данным ГУ Приморского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации строительной
деятельностью в 2002 г. в крае занимались 3073 организации, в 2001
г. - 2508 (рост на 22,5%).
Специалистами по охране труда и государственными экспертами по
условиям труда муниципальных образований края проверена работа 120
строительных организаций по профилактике несчастных случаев на
производстве.
Проверка осуществлялась по следующим направлениям:
1. Организация работы по охране труда на предприятиях: наличие
Положения о системе управления охраной труда в организации, службы
охраны труда, делопроизводство по охране труда, обучение и
проверка знаний по охране труда, наличие комитета по охране труда
(комиссии), уполномоченных по охране труда коллектива, Соглашения
по охране труда;
2. Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах,
наличие технической и технологической документации, сертификатов
соответствия на оборудование и установки;
3. Обеспечение работающих бесплатной спецодеждой, спецобувью и
другими средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ), наличие
сертификатов соответствия СИЗ, организация своевременного ремонта,
чистки, стирки и других профилактических обработок СИЗ;
4. Соответствие зданий и сооружений предприятий требованиям
безопасной эксплуатации, наличие комиссий по проверке и осмотру
зданий (сооружений), ведение технического журнала на эксплуатацию
здания (сооружения), обеспеченность работников организаций
санитарно - бытовыми помещениями;
5. Организация работы по аттестации рабочих мест (рабочих зон)
по условиям труда;
6. Предоставление компенсаций работникам за тяжелую работу и
работу во вредных или опасных условиях труда;
7. Организация и проведение предварительных и периодических
медицинских осмотров работников;
8. Состояние производственного травматизма в отрасли.
Наиболее характерные нарушения законодательства по охране
труда:
1. Организация работы по охране
труда на предприятиях строительной отрасли
1.1. На 40 предприятиях не разработано Положение о системе
управления охраной труда в организации;
1.2. При численности более 100 работающих не имеют инженеров
по охране труда 3 предприятия;
1.3. Руководители 6 предприятий не прошли обучение и проверку
знаний по охране труда;
1.4. Обучение и проверка знаний по охране труда не проводится
в 15 организациях;
1.5. Уполномоченные (доверенные) по охране труда коллективов
не избраны в 8 организациях, на 3-х предприятиях они не прошли
обучение и проверку знаний по охране труда;
1.6. Не все организации имеют планы номенклатурных мероприятий
по охране труда, не обеспечено плановое финансирование затрат на
охрану труда, в коллективных договорах ряда предприятий
отсутствуют соглашения по охране труда.
2. Обеспечение безопасных условий труда
на рабочих местах
2.1. Техническая и технологическая документация в организациях
имеется, сертификаты соответствия на оборудование и установки
имеются частично.
3. Обеспечение работающих бесплатной спецодеждой,
спецобувью и другими средствами индивидуальной
защиты (СИЗ)
3.1. В 59 организациях работающие обеспечены СИЗ не в полном
объеме, выдаются без оформления личных карточек учета выдачи, СИЗ
заказываются без разделения на мужскую и женскую;
3.2. В 30 организациях отсутствуют Сертификаты соответствия на
все средства индивидуальной защиты;
3.3. На 85 предприятиях не организованы ремонт, стирка,
химчистка и другие профилактические обработки спецодежды.
4. Соответствие зданий и сооружений
организаций требованиям безопасной эксплуатации
4.1. В 11 организациях не созданы комиссии по проверке и
осмотру зданий и сооружений, не назначены ответственные за
техническое состояние производственных объектов;
4.2. Технические журналы на эксплуатацию зданий (сооружений)
не ведутся в 10 организациях.
5. Организация работы по аттестации рабочих мест
(рабочих зон) по условиям труда
К работе по аттестации рабочих мест по условиям труда не
приступали в 74 организациях, в 8 организациях отрасли аттестация
рабочих мест по условиям труда проведена. На оставшихся
предприятиях эта работа в начальной стадии (созданы аттестационные
комиссии, определен перечень рабочих мест), поэтому определить
количество работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях труда
не представляется возможным.
6. Предоставление компенсаций работникам за тяжелую
работу и работу во вредных или опасных условиях труда
50% от всех работающих в отрасли получают компенсации за
тяжелую работу и работу во вредных условиях труда.
7. Организация работы по проведению предварительных
и периодических медицинских осмотров работников
В 6 организациях не проводятся предварительные и периодические
медицинские осмотры работников. В 15 организациях до 20%
работников проходят предварительные медицинские осмотры, 80%
работников проходят периодические медицинские осмотры.
8. Состояние производственного травматизма
В 2002 г. по данным ГУ Приморского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации на предприятиях
отрасли уменьшилось количество несчастных случаев: 115 против 131
в 2001 г. Вместе с тем увеличился смертельный травматизм: в 2001
г. на производстве погибло 10 работников, в 2002 г. - 13. На 15,3
% уменьшился коэффициент частоты: 3,03, в 2001 г. - 3,58. Однако
на 6,8% увеличился коэффициент тяжести травмирования, он составил
37,6 в 2002 г., в 2001 г. - 35,2. Увеличилось количество
получателей возмещения вреда: в 2001 г. их было 653 чел., в 2002
г. - 666 чел. На 60,7% увеличилась сумма обеспечения пострадавших
по страхованию, она составила 29 669,8 тыс. руб. в 2002 г., в 2001
г. - 18 467,8 тыс. руб.
В 1-м квартале 2003 г. совместно с комитетом по труду и
демографической политике Администрации Приморского края Приморский
филиал Государственного учреждения "Федеральный лицензионный центр
при Госстрое России" проводил проверки соблюдения требований и
условий в 93 организациях. Было приостановлено действие лицензий у
68 организаций, предупреждение получили - 3, аннулированы
лицензии, приостановлено их действие лицензии до решения суда в 2
организациях.
2002 г. ни одна строительная организация не обратилась в
исполнительные органы Фонда за разрешением использовать на
мероприятия по охране труда до 20% годового взноса на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний, либо по поводу скидок к тарифу на страхование.
Вместе с тем в 2002 г. 4-м организациям была установлена
надбавка 40% к тарифу на страхование за неудовлетворительное
состояние охраны труда по показателям, превышающим
среднеотраслевые. В 2002 г. 8 организаций получили надбавки к
тарифным ставкам, а сумма надбавок за отчетный период составила
185,1 тыс. руб. В 2003 г. установлена надбавка 11 предприятиям.
Управлением государственной противопожарной службы МЧС
Приморского края проведено пожарно - техническое обследование
противопожарного состояния 463 строящихся объектов. В 2002 г. в
крае на новостроящихся объектах произошло 8 пожаров, погибло 2
человека. Основными причинами пожаров явились неосторожное
обращение с огнем, неосторожность при курении, нарушения правил
пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации
электрооборудования.
В ходе проведенных обследований выявлены следующие нарушения
требований пожарной безопасности:
- не монтировались в установленные сроки внутренний
противопожарный водопровод и системы автоматического пожаротушения
на 5-ти объектах;
- электрооборудование эксплуатируется с нарушениями Правил
устройства электроустановок;
- в период возведения зданий своевременно не производилась
огнезащита несущих конструкций на 7-ми объектах;
- отсутствуют наряды - допуски на проведение огневых работ;
- отсутствуют планы противопожарной защиты новостроящихся
объектов;
- нет необходимого количества первичных средств пожаротушения.
В 2003 г. за нарушения требований пожарной безопасности на
указанных объектах привлечено к административной ответственности
38 руководителей и специалистов, органами госпожнадзора вручены
предписания на приостановку 19 новостроящихся объектов,
находящихся в пожароопасном состоянии, отключено 113 неисправных
электроустановок и участков электросетей.
Управлением Государственной противопожарной службы МЧС России
Приморского края передана информация на заседание МВК по охране
труда в Приморском крае "О выполнении законодательства в области
пожарной безопасности в МО Пожарский район". Администрацией
Пожарского района принята целевая программа "Пожарной безопасности
на период 2001 - 2005 гг.", утвержденная постановлением от 11 июля
2000 г. N 442, принята без финансирования. В результате отсутствия
финансовых средств не приобретено ни одной единицы пожарной
техники, средств связи, ПТВ, индивидуальных средств защиты органов
дыхания, а также пожарных рукавов, боевой одежды пожарных,
огнетушащих средств для нужд муниципальной пожарной части N 56.
В целях профилактики травматизма, обеспечения выполнения
требований промышленной безопасности, инспекторским составом
Приморского управления Госгортехнадзора России в период 2002 -
2003 гг. проведено 177 обследований предприятий строительной
отрасли, при этом выявлены и предписаны к устранению 1272
нарушения требований Норм и Правил. Привлечено к ответственности
12 руководителей, из них 4 подвергнуты штрафным санкциям на общую
сумму 1600 рублей.
По данным Государственной инспекции труда в Приморском крае в
2002 - 2003 гг. на предприятиях строительной отрасли инспекторами
по охране труда было проведено 428 проверок. Общее число
выявленных нарушений, связанных с охраной труда составило 4294. По
результатам проверок выдано 286 предписаний. За нарушения
трудового законодательства привлечено к административной
ответственности и оштрафовано 198 руководителей и специалистов на
общую сумму более 300 тысяч рублей.
В выше указанном периоде чаще всего травмировались работники
предприятий муниципальных образований (групповые, тяжелые,
смертельные несчастные случаи на производстве):
г. Владивосток - 24 чел.;
г. Уссурийск и Уссурийский район - 14 чел.;
г. Находка - 10 чел.;
г. Артем - 7 чел.;
г. Лесозаводск и Лесозаводский район - 6 чел.;
г. Спасск - Д. и Спасский район - 6 чел.;
г. Арсеньев - 4 чел.;
г. Фокино - 3 чел.;
Кавалеровский район - 9 чел.;
Хорольский район - 3 чел.;
Партизанский, Тернейский, Шкотовский, Черниговский районы - по
1 случаю.
Анализ деятельности работодателей отрасли по соблюдению
законодательства по охране труда подтверждает остроту ее социально
- экономической значимости, требует пристального внимания и
принятия мер к решению вопросов охраны труда, как руководства
предприятий, так и органов власти муниципальных образований края.
Зам. руководителя государственной
инспекции труда в Приморском крае
Г.Ф.ЛОБЕЕВ
Главный специалист комитета по труду и
демографической политике Администрации
Приморского края
Л.В.УДОВИКИНА
|