ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 3 июля 2003 г. N 7/3-3-03
О ПРАКТИКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО
БИОРЕСУРСАМ, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Проведенный Приморской межрайонной природоохранной
прокуратурой анализ правоприменительной практики
правоохранительных органов края при расследовании уголовных дел,
связанных с причинением ущерба водным и лесным биоресурсам,
вызывает необходимость в разъяснении отдельных положений
действующего законодательства при установлении размера нанесенного
ущерба с целью его единообразного применения.
В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, МВД России и Рослесхоза от 14.05.1997 N 25/7 "Об
усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями
федерального лесного законодательства и порядке оформления и
передачи материалов о лесных пожарах и лесонарушениях в
правоохранительные органы", а также Указанием Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Роскомрыболовства и
ФПС России от 19.12.1996 N 7/4-1-1318 "Об усилении координации и
взаимодействия в борьбе с посягательствами на рыбные запасы, о
порядке оформления и передачи материалов о нарушениях правил
охраны рыбных запасов и незаконной добыче водных животных и
растений в правоохранительные органы", на государственные
природоохранные контролирующие органы возложена обязанность по
расчету и обоснованию суммы причиненного ущерба.
Расчет ущерба должен составляться в полном соответствии с
требованиями следующих нормативных актов:
- Постановления Правительства РФ от 25.05.1994 N 515, от
26.09.2000 N 724 "О таксах для исчисления размера взыскания за
ущерб, причиненный водным биоресурсам (а также постановлением
Губернатора Приморского края от 22.11.2000 N 738, с изм. и доп.
согласно постановлению Губернатора края от 19.01.2001 N 17, о
таксах взыскания за ущерб, причиненный водным биоресурсам, не
предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ),
а также постановлением Губернатора Приморского края от 22.11.2000
N 738 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за
ущерб, причиненный биологическим ресурсам в рыбохозяйственных
водоемах Приморского края" (с изм. и доп. согласно постановлению
Губернатора края от 19.01.2001 N 17),
- Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 "Об
утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб,
причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам
нарушением лесного законодательства РФ".
Между тем, органами следствия зачастую дается ошибочное
толкование такс, указанных в данных нормативных документах, как
дополнительной меры гражданско - правовой ответственности,
вследствие чего природоохранным службам необоснованно указывается
производить расчет сумм ущерба исходя из минимальной стоимости
незаконно добытого объекта - так называемый "прямой ущерб".
Такая позиция не основана на требованиях закона и противоречит
действующему природоохранительному законодательству.
Согласно части 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N
7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде,
причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности,
возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке
таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а
при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пункт 4.7 "Методических указаний по оценке и возмещению вреда,
нанесенного окружающей природной среде в результате экологических
правонарушений" (утв. Госкомэкологией России 06.09.1999) также
говорит о том, что размер взыскания за вред, причиненный
незаконным выловом, добычей или уничтожением биологических
ресурсов, определяется на основании действующих методик и такс.
Учитывая изложенное, ущерб, причиненный государству незаконной
добычей биологических ресурсов, надлежит рассчитывать по
установленным Правительством РФ таксам в полном объеме.
При этом, при расчете сумм ущерба, причиненного водным
биоресурсам и лесным ресурсам, необходимо учитывать ряд
характерных отличительных особенностей.
Так, при расчете ущерба, причиненного животному миру, следует
руководствоваться ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ
"О животном мире", в соответствии с частью четвертой, которой
государству возмещается ущерб, нанесенный животному миру
незаконным изъятием только в случае если физическое состояние
животного не позволяет возвратить его в среду обитания.
Тем самым, в каждом конкретном случае необходимо
устанавливать, были ли приняты природоохранными органами все
зависящие от них меры по возврату незаконно добытых животных в
среду обитания. Подробное описание состояния животных в момент
выявления правонарушения в обязательном порядке документируется, в
случае возвращения животных в естественную среду обитания
фиксируется время, место и способ выпуска.
Согласно разработанным в 2003 г. в ФГУП "Тихоокеанский научно
- исследовательский рыбохозяйственный - центр" (ТИНРО - центр)
"Методическим рекомендациям по определению видового состава и
возможности возвращения в среду обитания крабов и других морских
биоресурсов, добытых с нарушениями правил рыболовства или
незаконным путем" сам факт изъятия из среды обитания морских
животных является нетипичной для них ситуацией и мощным стрессовым
фактором, неизбежно нарушающим нормальное протекание жизненных
процессов, сопряженным с механическими и физиологическими
повреждениями животных, т.е. они травмируются.
В связи с чем, даже в случае возврата в среду обитания
жизнеспособных особей некоторых видов морских животных (крабы,
трепанги, гребешки, морские ежи и т.п.), на основании пункта 1
Примечания к Постановлению Правительства РФ от 26.09.2000 N 724
взыскивается 50 процентов таксы за экземпляр соответствующего
вида.
При расчете ущерба, причиненного государственному лесному
фонду, имеется другая существенная особенность, предусмотренная
действующим законодательством.
В соответствии со ст. 111 Лесного кодекса РФ граждане и
юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному
фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном
законодательством РФ.
В настоящее время такой порядок определен "Инструкцией о
порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного
законодательства" (утв. Постановлением Государственного комитета
СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1 и согласован с
Верховным Судом, Генеральной прокуратурой, МВД, Минсельхозом,
Минфином СССР), которая действует в части не противоречащей
действующему законодательству.
Указанной Инструкцией лесонарушения делятся на два вида:
- влекущие материальную ответственность по таксам для
исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному
хозяйству,
- влекущие материальную ответственность в виде неустойки за
нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ (утв.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551).
Инструкцией прямо не оговорено, возможно ли привлечение
лесонарушителя сразу к двум видам материальной ответственности, в
связи с чем нарушителя можно привлечь лишь к одному из
перечисленных видов ответственности.
К лесонарушениям первого вида относятся согласно разделу 2
Инструкции:
- рубки леса предприятиями, организациями, учреждениями и
гражданами,
к лесонарушениям второго вида:
- рубки леса лесопользователями, т.е. предприятиями,
организациями, учреждениями и гражданами, получившими участки
лесного фонда в пользование на законных основаниях.
В данном случае Государственный комитет СССР по лесному
хозяйству установил для лесопользователей особую материальную
ответственность. В Кодексе РФ об административных правонарушениях
данное разграничение получило объективное подтверждение в статьях
8.25 "Нарушение правил лесопользования" и 8.28 "Незаконная
порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или
лиан", которые предусматривают различную ответственность за
совершение практически однородных лесонарушений.
В практике территориальные прокуроры руководствуются частью 2
п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14
"О практике применения судами законодательства об ответственности
за экологические правонарушения", в которой под незаконной
порубкой понимается:
- рубка деревьев без лесорубочного билета,
- рубка по лесорубочному билету, выданному с нарушением
действующих правил рубок,
- рубка, осуществляемая не на том участке или за его
границами, сверх установленного количества, не тех пород или не
подлежащих рубке деревьев, как указано в лесорубочном билете, до
или после установленных в лесорубочном билете сроков рубки,
- рубка деревьев, запрещенных к рубке Правилами отпуска
древесины на корню,
- рубка деревьев после вынесения решения о приостановлении,
ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или
права пользования участком лесного фонда.
В части 5 п. 13 указанного Постановления Пленума Верховного
Суда РФ указано, что разграничение уголовно наказуемой незаконной
порубки деревьев с тождественным административным правонарушением
проводится по предмету - исходя из размера исчисленного по
установленным таксам ущерба.
Ущерб, исчисленный в виде неустойки, не является основанием
для привлечения к уголовной ответственности, в связи с чем при
привлечении виновных лиц к уголовной ответственности за совершение
незаконной порубки деревьев необходимо руководствоваться не
Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, а Постановлением
Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 "Об утверждении такс для
исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и
не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного
законодательства РФ".
Первый заместитель прокурора края
Государственный советник юстиции 3 класса
С.Г.ДЖАВАДОВ
|