Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ПРОКУРОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 03.07.2003 N 7/3-3-03 О ПРАКТИКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО БИОРЕСУРСАМ, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


                      ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
   
                         ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                      от 3 июля 2003 г. N 7/3-3-03
   
          О ПРАКТИКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО
             БИОРЕСУРСАМ, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
                    РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
   
       Проведенный Приморской       межрайонной       природоохранной
   прокуратурой       анализ       правоприменительной       практики
   правоохранительных  органов  края при расследовании уголовных дел,
   связанных  с  причинением  ущерба  водным  и  лесным  биоресурсам,
   вызывает   необходимость   в   разъяснении   отдельных   положений
   действующего законодательства при установлении размера нанесенного
   ущерба с целью его единообразного применения.
       В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры  Российской
   Федерации,  МВД  России  и  Рослесхоза  от  14.05.1997  N 25/7 "Об
   усилении координации  и  взаимодействия  в  борьбе  с  нарушениями
   федерального  лесного  законодательства  и  порядке  оформления  и
   передачи  материалов  о  лесных   пожарах   и   лесонарушениях   в
   правоохранительные   органы",   а   также   Указанием  Генеральной
   прокуратуры Российской Федерации,  МВД России, Роскомрыболовства и
   ФПС  России  от 19.12.1996 N 7/4-1-1318 "Об усилении координации и
   взаимодействия в борьбе с посягательствами  на  рыбные  запасы,  о
   порядке  оформления  и  передачи  материалов  о  нарушениях правил
   охраны рыбных  запасов  и  незаконной  добыче  водных  животных  и
   растений   в   правоохранительные   органы",   на  государственные
   природоохранные контролирующие  органы  возложена  обязанность  по
   расчету и обоснованию суммы причиненного ущерба.
       Расчет ущерба должен  составляться  в  полном  соответствии  с
   требованиями следующих нормативных актов:
       - Постановления Правительства  РФ  от  25.05.1994  N  515,  от
   26.09.2000  N  724  "О  таксах для исчисления размера взыскания за
   ущерб,  причиненный водным  биоресурсам  (а  также  постановлением
   Губернатора  Приморского края от 22.11.2000 N 738,  с изм.  и доп.
   согласно постановлению Губернатора края  от  19.01.2001  N  17,  о
   таксах  взыскания  за  ущерб,  причиненный водным биоресурсам,  не
   предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства  РФ),
   а  также постановлением Губернатора Приморского края от 22.11.2000
   N 738 "Об утверждении такс для  исчисления  размера  взыскания  за
   ущерб,  причиненный  биологическим  ресурсам  в  рыбохозяйственных
   водоемах Приморского края" (с изм.  и доп.  согласно постановлению
   Губернатора края от 19.01.2001 N 17),
       - Постановления Правительства  РФ  от  21.05.2001  N  388  "Об
   утверждении  такс  для  исчисления  размера  взысканий  за  ущерб,
   причиненный лесному фонду  и  не  входящим  в  лесной  фонд  лесам
   нарушением лесного законодательства РФ".
       Между тем,  органами  следствия  зачастую   дается   ошибочное
   толкование  такс,  указанных в данных нормативных документах,  как
   дополнительной  меры  гражданско   -   правовой   ответственности,
   вследствие  чего природоохранным службам необоснованно указывается
   производить расчет сумм ущерба  исходя  из  минимальной  стоимости
   незаконно добытого объекта - так называемый "прямой ущерб".
       Такая позиция не основана на требованиях закона и противоречит
   действующему природоохранительному законодательству.
       Согласно части 3 ст.  77 Федерального закона от  10.01.2002  N
   7-ФЗ   "Об   охране   окружающей  среды"  вред  окружающей  среде,
   причиненный   субъектом   хозяйственной   и   иной   деятельности,
   возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке
   таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде,  а
   при  их  отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление
   нарушенного  состояния  окружающей  среды,  с  учетом   понесенных
   убытков, в том числе упущенной выгоды.
       Пункт 4.7 "Методических указаний по оценке и возмещению вреда,
   нанесенного  окружающей природной среде в результате экологических
   правонарушений" (утв.  Госкомэкологией  России  06.09.1999)  также
   говорит   о   том,  что  размер  взыскания  за  вред,  причиненный
   незаконным  выловом,  добычей   или   уничтожением   биологических
   ресурсов, определяется на основании действующих методик и такс.
       Учитывая изложенное, ущерб, причиненный государству незаконной
   добычей   биологических   ресурсов,   надлежит   рассчитывать   по
   установленным Правительством РФ таксам в полном объеме.
       При этом,   при   расчете  сумм  ущерба,  причиненного  водным
   биоресурсам  и   лесным   ресурсам,   необходимо   учитывать   ряд
   характерных отличительных особенностей.
       Так, при расчете ущерба,  причиненного животному миру, следует
   руководствоваться ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ
   "О животном мире",  в соответствии  с  частью  четвертой,  которой
   государству   возмещается   ущерб,   нанесенный   животному   миру
   незаконным изъятием только  в  случае  если  физическое  состояние
   животного не позволяет возвратить его в среду обитания.
       Тем самым,   в    каждом    конкретном    случае    необходимо
   устанавливать,  были  ли  приняты  природоохранными  органами  все
   зависящие от них меры по возврату  незаконно  добытых  животных  в
   среду  обитания.  Подробное  описание  состояния животных в момент
   выявления правонарушения в обязательном порядке документируется, в
   случае   возвращения   животных   в  естественную  среду  обитания
   фиксируется время, место и способ выпуска.
       Согласно разработанным в 2003 г.  в ФГУП "Тихоокеанский научно
   - исследовательский рыбохозяйственный -  центр"  (ТИНРО  -  центр)
   "Методическим  рекомендациям  по  определению  видового  состава и
   возможности возвращения в среду обитания крабов и  других  морских
   биоресурсов,   добытых   с   нарушениями  правил  рыболовства  или
   незаконным путем" сам  факт  изъятия  из  среды  обитания  морских
   животных является нетипичной для них ситуацией и мощным стрессовым
   фактором,  неизбежно нарушающим  нормальное  протекание  жизненных
   процессов,   сопряженным   с   механическими   и  физиологическими
   повреждениями животных, т.е. они травмируются.
       В связи  с  чем,  даже  в  случае  возврата  в  среду обитания
   жизнеспособных особей некоторых  видов  морских  животных  (крабы,
   трепанги,  гребешки,  морские  ежи и т.п.),  на основании пункта 1
   Примечания к Постановлению Правительства РФ от  26.09.2000  N  724
   взыскивается  50  процентов  таксы  за  экземпляр соответствующего
   вида.
       При расчете   ущерба,  причиненного  государственному  лесному
   фонду,  имеется другая существенная  особенность,  предусмотренная
   действующим законодательством.
       В соответствии со  ст.  111  Лесного  кодекса  РФ  граждане  и
   юридические  лица  обязаны  возместить  вред,  причиненный лесному
   фонду и не входящим в лесной фонд лесам,  в порядке, установленном
   законодательством РФ.
       В настоящее  время  такой  порядок  определен  "Инструкцией  о
   порядке   привлечения   к  ответственности  за  нарушение  лесного
   законодательства" (утв.  Постановлением Государственного  комитета
   СССР  по  лесному  хозяйству  от  22.04.1986  N  1  и согласован с
   Верховным  Судом,  Генеральной  прокуратурой,  МВД,  Минсельхозом,
   Минфином  СССР),  которая  действует  в  части  не  противоречащей
   действующему законодательству.
       Указанной Инструкцией лесонарушения делятся на два вида:
       - влекущие  материальную   ответственность   по   таксам   для
   исчисления   размера   взыскания  за  ущерб,  причиненный  лесному
   хозяйству,
       - влекущие  материальную  ответственность  в виде неустойки за
   нарушение Правил отпуска древесины  на  корню  в  лесах  РФ  (утв.
   Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551).
       Инструкцией прямо  не  оговорено,  возможно   ли   привлечение
   лесонарушителя сразу к двум видам материальной ответственности,  в
   связи  с  чем  нарушителя  можно  привлечь  лишь   к   одному   из
   перечисленных видов ответственности.
       К лесонарушениям первого вида  относятся  согласно  разделу  2
   Инструкции:
       - рубки  леса  предприятиями,  организациями,  учреждениями  и
   гражданами,
       к лесонарушениям второго вида:
       - рубки    леса    лесопользователями,   т.е.   предприятиями,
   организациями,  учреждениями  и  гражданами,  получившими  участки
   лесного фонда в пользование на законных основаниях.
       В данном  случае  Государственный  комитет  СССР  по   лесному
   хозяйству  установил  для  лесопользователей  особую  материальную
   ответственность.  В Кодексе РФ об административных правонарушениях
   данное  разграничение получило объективное подтверждение в статьях
   8.25  "Нарушение  правил  лесопользования"  и   8.28   "Незаконная
   порубка,  повреждение  либо выкапывание деревьев,  кустарников или
   лиан",  которые  предусматривают  различную   ответственность   за
   совершение практически однородных лесонарушений.
       В практике территориальные прокуроры руководствуются частью  2
   п.  11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14
   "О практике применения судами законодательства об  ответственности
   за   экологические   правонарушения",  в  которой  под  незаконной
   порубкой понимается:
       - рубка деревьев без лесорубочного билета,
       - рубка  по  лесорубочному  билету,  выданному  с   нарушением
   действующих правил рубок,
       - рубка,  осуществляемая  не  на  том  участке  или   за   его
   границами,  сверх  установленного количества,  не тех пород или не
   подлежащих рубке деревьев,  как указано в лесорубочном билете,  до
   или после установленных в лесорубочном билете сроков рубки,
       - рубка  деревьев,  запрещенных  к  рубке  Правилами   отпуска
   древесины на корню,
       - рубка деревьев после вынесения  решения  о  приостановлении,
   ограничении  или  прекращении  деятельности  лесопользователя  или
   права пользования участком лесного фонда.
       В части  5  п.  13 указанного Постановления Пленума Верховного
   Суда РФ указано,  что разграничение уголовно наказуемой незаконной
   порубки  деревьев с тождественным административным правонарушением
   проводится  по  предмету  -  исходя  из  размера  исчисленного  по
   установленным таксам ущерба.
       Ущерб, исчисленный в виде неустойки,  не  является  основанием
   для  привлечения  к  уголовной ответственности,  в связи с чем при
   привлечении виновных лиц к уголовной ответственности за совершение
   незаконной   порубки   деревьев  необходимо  руководствоваться  не
   Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ,  а Постановлением
   Правительства  РФ  от  21.05.2001  N  388 "Об утверждении такс для
   исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и
   не    входящим    в   лесной   фонд   лесам   нарушением   лесного
   законодательства РФ".
   
                                    Первый заместитель прокурора края
                            Государственный советник юстиции 3 класса
                                                         С.Г.ДЖАВАДОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz