Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Приморского края

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.10.2003 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" N 69-КЗ ОТ 18.08.2003"

(по состоянию на 15 августа 2006 года)

<<< Назад


                        ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 3 октября 2003 года
   
       Именем Российской Федерации
   
       Приморский краевой суд в составе:
       председательствующего судьи                     Игошевой О.И.,
       с участием прокурора                          Самойловой В.Г.,
       при секретаре                               Решетниковой Е.Ю.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  прокурора Приморского края о признании недействующим  со
   дня   принятия  положений  Закона  Приморского  края  "О   внесении
   изменений  и  дополнений  в Закон Приморского  края  "О  туристской
   деятельности в Приморском крае" N 69-КЗ от 18.08.2003,
   
                              установил:
   
       Прокурор  Приморского  края обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании   недействующим   со  дня   принятия   положений   Закона
   Приморского  края  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон
   Приморского  края "О туристской деятельности в Приморском  крае"  N
   69-КЗ  от  18.08.2003 за исключением положения абзаца 1  пункта  1,
   дополнившего  ст.  1  Закона Приморского края N 45-КЗ  определением
   уполномоченного органа, и положения пункта 3, дополнившего  ст.  11
   Закона  Приморского  края  N 45-КЗ вторым абзацем  об  обязанностях
   туроператоров  и  турагентств предоставлять уполномоченному  органу
   документы.
       В  заявлении прокурором указано, что остальные положения Закона
   Приморского края N 69-КЗ от 18.08.2003, изложенные в пунктах 1 -  3
   статьи  1,  противоречат  федеральному законодательству,  поскольку
   приняты  Законодательным Собранием Приморского  края  с  нарушением
   компетенции,  предоставленной субъекту РФ.  Оспариваемые  положения
   Закона  N 69-КЗ, регулирующие туристическую деятельность, связанную
   с   осуществлением  безвизовых  групповых  туристических   поездок,
   наделяют  уполномоченный  орган исполнительной  власти  Приморского
   края  полномочиями  по реализации межправительственного  соглашения
   об  организации безвизовых групповых туристских поездок. В то время
   как  выезд  из  РФ  и  въезд  в  РФ регулируется  Конституцией  РФ,
   международными договорами, ФЗ N 114-ФЗ от 15.08.96 (в редакции N 7-
   ФЗ  от  10.01.2003) "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", а также
   принятыми   на   основании   федеральных  законов   постановлениями
   Правительства РФ. В связи с этим прокурор полагает, что субъект  РФ
   не  вправе принимать законы, устанавливающие иной, чем предусмотрен
   федеральным законодательством, порядок выезда из РФ и въезда на  ее
   территорию,  а  также  принимать  закон,  регламентирующий  порядок
   исполнения международного соглашения.
       В  судебном  заседании прокурор поддержал заявление,  дополнил,
   что  оспариваемый  Закон  Приморского края  N  69-КЗ  направлен  на
   реализацию Соглашения между Правительством РФ и Правительством  КНР
   о   безвизовых  групповых  туристических  поездках  от  29.02.2000.
   Межправительственные   соглашения   относятся    к    международным
   договорам,   и   их   заключение,  прекращение  и   приостановление
   находится  в  ведении  РФ.  Оспариваемые  нормы  Закона   N   69-КЗ
   направлены   на  реализацию  межправительственного  соглашения   об
   организации безвизового группового туризма, в то время как  ст.  32
   ФЗ  "О  международных договорах РФ" N 101-ФЗ от 15.07.95 выполнение
   международных    договоров   возлагает   на   федеральные    органы
   исполнительной  власти,  в  компетенцию  которых  входят   вопросы,
   регулируемые  международными договорами.  В  связи  с  этим  органы
   государственной   власти   субъектов  РФ  обеспечивают   выполнение
   международных договоров в пределах своих полномочий, полномочия  по
   определению порядка обеспечения исполнения международного  договора
   Законодательному  Собранию Приморского края  федеральными  органами
   не   делегировано.  Делегирование  полномочий  федеральным  органом
   возможно  только в порядке, предусмотренном ст. 26.8 ФЗ  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N  184-
   ФЗ.  Такой  порядок соблюден не был, в связи с чем прокурор  просит
   признать недействующими с момента принятия положения Закона  N  69-
   КЗ   от  18.08.2003  за  исключением  п.  1  о  дополнении  ст.   1
   определением уполномоченного органа исполнительной власти и  п.  3,
   дополнившего ст. 11 вторым абзацем.
       Представители  Законодательного  Собрания  Приморского  края  с
   требованиями прокурора не согласились, сославшись на то, что  нормы
   оспариваемого Закона регулируют не порядок въезда и выезда  из  РФ,
   а   регулируют  туристическую  деятельность,  вопросы   организации
   которой  находятся в ведении субъекта Федерации в  соответствии  со
   ст.  73 Конституции РФ. Так, оспариваемыми нормами установлены  ряд
   дополнительных  требований  к юридическим  лицам-туроператорам  при
   осуществлении туристической деятельности на территории  Приморского
   края.  Поскольку в соответствии со ст. 2 N 132-ФЗ от  24.11.96  "Об
   основах  туристской  деятельности  в  РФ"  законодательство  РФ   о
   туристской  деятельности состоит из настоящего  ФЗ,  принимаемых  в
   соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных  правовых
   актов  РФ,  а  также  законов  и иных  нормативных  правовых  актов
   субъектов  РФ,  представитель ЗС ПК считает, что субъект  Федерации
   имеет  полномочия  по  принятию законов,  регламентирующих  порядок
   осуществления    юридическими   лицами-туроператорами    туристской
   деятельности на территории Приморского края.
       Кроме   того,   полагают,   что  ст.  3   межправительственного
   Соглашения  от 29.02.2000 органы управления туризмом исполнительной
   власти субъектов РФ названы органами, осуществляющими управление  и
   отвечающими   за   выполнение   положений   Соглашения    (органами
   координации),   что  позволяет  субъекту  Федерации   урегулировать
   порядок выполнения данных функций.
       Суд,  выслушав  участвующих  в деле лиц,  исследовав  материалы
   дела,  считает  заявление  прокурора подлежащим  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Абзац  3  пункта 1, абзац 4 пункта 2, абзацы 5,  6, 7 пункта  3
   статьи   1   Закона  N  69-КЗ  устанавливают,  что  на   территории
   Приморского  края правом осуществления деятельности по  направлению
   туристских  групп,  состоящих из граждан РФ,  и  приема  туристских
   групп,  состоящих из граждан иностранного государства  -  участника
   соответствующего  межправительственного соглашения  об  организации
   безвизовых   групповых   поездок,  обладают  только   туроператоры,
   уполномоченные  на  то  органом исполнительной  власти  Приморского
   края. Абзацы 5,  7 пункта 2, абзац 7 пункта 3 статьи 1 Закона N 69-
   КЗ  устанавливают регистрацию уполномоченным органом исполнительной
   власти Приморского края приглашений на прием туристских групп.
       Как    установлено   судом,   единственным   правовым    актом,
   регулирующим  порядок  безвизового выезда из  РФ  и  въезда  в  РФ,
   является  Соглашение между Правительством РФ и  Правительством  КНР
   "О безвизовых групповых туристических поездках" от 29.02.2000.
       В   соответствии  со  ст.  3  указанного  Соглашения  органами,
   осуществляющими  управление и отвечающими за  выполнение  положений
   настоящего  Соглашения (органами координации)  являются  для  РФ  -
   Министерство  РФ  по  физической  культуре,  спорту  и  туризму   и
   уполномоченные им органы управления туризмом исполнительной  власти
   субъектов РФ.
       Согласно  ст. 4 Соглашения органы координации в пределах  своей
   компетенции определяют туристические организации, имеющие право  на
   направление  туристических  групп,  состоящих  из  граждан   своего
   государства,  и  прием  туристических групп, состоящих  из  граждан
   другого  государства.  Осуществлять  безвизовый  групповой   туризм
   имеют   право   туристические  организации,  имеющие  лицензию   на
   международную туристическую деятельность.
       Таким образом, оспариваемый прокурором Закон Приморского края N
   69-КЗ   определяет  порядок  безвизовых  турпоездок,  установленный
   вышеуказанным Соглашением.
       В  соответствии  со ст. ст. 1, 3 ФЗ "О международных  договорах
   РФ"  N 101-ФЗ от 15.07.95 межправительственные соглашения относятся
   к   международным   договорам.   Их   заключение,   прекращение   и
   приостановление находится в ведении РФ.
       Статьей  32  названного  ФЗ выполнение международных  договоров
   возложено   на   федеральные   органы  исполнительной   власти,   в
   компетенцию  которых  входят  вопросы, регулируемые  международными
   договорами.    Органы   государственной   власти    соответствующих
   субъектов  РФ  обеспечивают  выполнение международных  договоров  в
   пределах своих полномочий.
       Согласно   ст.   26.1   ФЗ  "Об  общих  принципах   организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов РФ"  N  184-ФЗ  от  06.10.99  (в
   редакции  ФЗ  N  95-ФЗ  от  04.07.2003) полномочия,  осуществляемые
   органами  государственной власти субъекта РФ по  предметам  ведения
   РФ,  определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии
   с  ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства
   РФ, а также соглашениями.
       Порядок  заключения указанных соглашений предусмотрен ст.  26.8
   ФЗ N 184-ФЗ.
       Оспариваемыми  прокурором  нормами Закона  N  69-КЗ  определены
   дополнительные    обязанности   туроператоров,   неоговоренные    в
   Соглашении   от   29.02.00,  предусмотрено   дополнительное   право
   уполномоченного   органа   исполнительной   власти   субъекта    РФ
   регистрировать  документы на прием тургрупп и  отказывать  в  такой
   регистрации,  а  также обязанность туроператоров приобрести  статус
   уполномоченной  фирмы,  что  является  необходимым   условием   для
   осуществления безвизовых турпоездок.
       Таким  образом,  оспариваемым Законом N 69-КЗ установлен  иной,
   чем  предусмотрен  в  Соглашении от  29.02.00,  порядок  безвизовых
   поездок,  определены дополнительные условия осуществления указанной
   деятельности.
       Между   тем,   ни   международными  договорами,   в   частности
   Соглашением   от   29.02.00,   ни   федеральным   законодательством
   Приморскому  краю  как  субъекту  РФ  не  предоставлены  права   по
   выполнению  и конкретизации международного соглашения.  В  порядке,
   предусмотренном  ст.  26.8  N  184-ФЗ  от  06.10.99,  такие   права
   федеральным  органом  органам государственной  власти  субъекта  РФ
   также  не делегировались. Поэтому оспариваемые нормы Закона N 69-КЗ
   приняты  Законодательным Собранием Приморского края  с  превышением
   компетенции,   предоставленной  субъекту  РФ  в  сфере   выполнения
   международного соглашения.
       То обстоятельство, что в Соглашении от 29.02.00 не разграничена
   компетенция между федеральными и краевыми органами координации,  не
   свидетельствует   о   том,  что  их  права   в   сфере   исполнения
   международного  Соглашения равны, поскольку  компетенция  указанных
   органов     в    указанных    вопросах    закреплена    федеральным
   законодательством.  Федеральным органом, отвечающим  за  выполнение
   Соглашения  на  момент его принятия, являлось  Министерство  РФ  по
   физической  культуре,  спорту и туризму, а на  момент  рассмотрения
   дела   -  Министерство  экономического  развития  и  торговли   РФ,
   которому   данные   функции  переданы  в  соответствии   с   Указом
   Президента  РФ  N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных  органов
   исполнительной  власти", Положением "О Министерстве  экономического
   развития  и  торговли  РФ"  и другими правовыми  актами.  Указанное
   Министерство  свои  полномочия органам субъекта  РФ,  в  частности,
   органу исполнительной власти Приморского края, не делегировало.
       Доводы  представителей Законодательного Собрания ПК о том,  что
   субъект  Федерации  вправе  регулировать организацию  туристической
   деятельности  на  своей территории, не могут в данном  случае  быть
   приняты  во внимание. Право субъекта РФ на осуществление туристской
   деятельности   в   соответствии  с  ФЗ   "Об   основах   туристской
   деятельности  в  РФ"  N 132-ФЗ от 24.11.96 не  оспаривается.  Между
   тем,  указанная деятельность должна осуществляться субъектом  РФ  в
   рамках  предоставленных ему полномочий. Указанный Закон  N  132-ФЗ,
   на   который  ссылаются  представители  Законодательного   Собрания
   Приморского   края,   не  предоставляет  субъекту   РФ   права   на
   определение порядка реализации международных договоров.
       Кроме того, представляется обоснованным довод прокурора о  том,
   что    туристическая   деятельность   затрагивает   правоотношения,
   регулирующие порядок выезда из РФ и въезда в РФ. Поскольку  порядок
   выезда  и въезда на территорию РФ регулируется N 114-ФЗ от 15.08.96
   "О  порядке выезда из РФ и въезда в РФ", то нормы Закона  N  69-КЗ,
   определяющие  дополнительные условия деятельности туроператоров  по
   осуществлению  турпоездок и обязанность дополнительной  регистрации
   документов  на  прием  тургрупп, приняты  с  нарушением  указанного
   Закона и с превышением полномочий субъекта РФ.
       Закон  Приморского  края  N  69-КЗ  "О  внесении  изменений   и
   дополнений  в  Закон Приморского края "О туристской деятельности  в
   Приморском крае" принят Законодательным Собранием Приморского  края
   30.07.2003. Опубликован в газете "Утро России" 28.08.2003.
       Суд  полагает  необходимым признать оспариваемые нормы  данного
   Закона недействующими с момента принятия.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление прокурора Приморского края  и  признать
   недействующими  со дня принятия положений Закона  Приморского  края
   "О  внесении  изменений и дополнений в Закон  Приморского  края  "О
   туристской  деятельности в Приморском крае" N 69-КЗ  от  18.08.2003
   за  исключением абзаца 1 п. 1 о дополнении ст. 1, абзаца 1 п.  3  в
   части дополнения ст. 11 абзацем вторым, и ст. 2.
       Решение  может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в  10-дневный
   срок   путем  подачи  кассационной  жалобы  либо  представления   в
   Приморский краевой суд.
   
                                            Председательствующий судья
                                                           О.И.ИГОШЕВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz