ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 19 января 2004 года
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Украинской Т.И.,
с участием прокурора Александровой М.В.,
при секретаре Решетниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
о признании отдельных положений Закона Приморского края от 28
ноября 2002 г. N 24-КЗ "О транспортном налоге" в редакции законов
Приморского края от 4 апреля 2003 г. N 47-КЗ, от 29 мая 2003 г. N
57-КЗ, от 28 ноября 2003 г. N 81-КЗ противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению,
установил:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений
Закона Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ "О
транспортном налоге" в редакции законов Приморского края от 4
апреля 2003 г. N 47-КЗ, от 29 мая 2003 г. N 57-КЗ противоречащими
федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими
применению.
В обоснование заявления указал, что 28 ноября 2002 г.
Законодательным Собранием Приморского края принят Краевой закон N
24-КЗ "О транспортном налоге", действующий в редакции законов N 47-
КЗ от 4 апреля 2003 г. и N 57-КЗ от 29 мая 2003 г., которые
официально опубликованы в газете "Утро России" соответственно от
30 ноября 2002 г., 15 апреля 2003 г. и 31 мая 2003 г. Статьей 1
Краевого закона определены лица, являющиеся налогоплательщиками
транспортного налога, статьей 2 - объекты налогообложения, статьей
3 - налоговая база, статьей 7 - порядок исчисления налога.
Указанные нормы приняты Законодательным Собранием по вопросам,
правовое регулирование которых осуществляется федеральным
законодателем, т.е. изданы органом, не имеющим в соответствии с
Налоговым кодексом РФ права издавать подобного рода акты.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации и
п. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ общие принципы налогообложения в
Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом РФ. П. 4
ст. 1 НК РФ предусмотрено, что законодательство субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных
нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ,
принятых в соответствии с указанным Кодексом.
Налоговым кодексом РФ разграничиваются полномочия федерального
законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации в сфере
налогообложения. Главой 28 Налогового кодекса РФ установлен
транспортный налог и определены все существенные элементы
налогообложения, при которых налог считается законно
установленным. К компетенции законодательного (представительного)
органа субъекта РФ в силу части 2 ст. 356 НК РФ относится только
определение ставки налога в пределах, установленных НК РФ, порядка
и срока его оплаты, формы отчетности по налогу. Данный перечень
полномочий субъекта РФ по вопросу введения транспортного налога
является исчерпывающим.
В силу п.п. "б" ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" законодательный орган субъекта РФ
осуществляет законодательное регулирование по предметам
совместного ведения РФ и субъектов РФ только в пределах полномочий
субъектов РФ.
Прокурор по изложенным основаниям просил признать статьи 1, 2,
3 и 7 названного Закона Приморского края противоречащими
федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня
издания.
Кроме того, прокурором оспаривался пункт 3 статьи 8 Закона
Приморского края "О транспортном налоге" в редакции законов от 4
апреля 2003 г. N 47-КЗ и от 29 мая 2003 г. N 57-КЗ. Производство
по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал и просил
признать противоречащими федеральному законодательству указанные
нормы Закона Приморского края также в редакции Закона Приморского
края от 28 ноября 2003 г. N 81-КЗ.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с
заявлением прокурора не согласился, пояснив, что статьи 1, 2, 3 и
7 Закона приняты Законодательным Собранием Приморского края в
соответствии с его компетенцией.
Установление общих принципов налогообложения относится в
соответствии с п. "и" части 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения законы и иные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным
законам, принятым по предмету совместного ведения. Пунктом 5
статьи 3 НК РФ предусмотрено, что налоги и сборы субъектов
Российской Федерации устанавливаются, изменяются или отменяются
соответственно законами субъекта Российской Федерации. В
соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-ФЗ "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" транспортный
налог является региональным налогом. В постановлении
Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П указано, что
регулирование федеральными законами региональных налогов носит
рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих
институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется
законодателем субъекта Российской Федерации.
Установив на территории Приморского края транспортный налог,
Законодательное Собрание в пределах своих полномочий определило
налогоплательщиков и все элементы налогообложения, в том числе
объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период,
налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки
уплаты налога. Без определения этих элементов в соответствии со
ст. 17 Налогового кодекса РФ налог не считается установленным. При
этом статьи 1, 2, 3 и 7 полностью и дословно дублируют
соответственно статьи 357, 358, 359, 362 Налогового кодекса РФ.
Дублирование - это простое воспроизведение положений Налогового
кодекса, а не собственное регулирование, поэтому его нельзя
считать противоречием федеральному законодательству. Каких-либо
новых норм оспариваемые статьи Закона Приморского края не создают.
Воспроизведение норм Налогового кодекса в оспариваемом Законе
отвечает интересам налогоплательщиков, которым для определения
своих прав и обязанностей достаточно воспользоваться только одним
нормативным актом, и пресекает возможность оспаривания указанного
Закона по мотивам неустановления в нем всех существенных элементов
налогообложения.
Прокурор ни в заявлении, ни в судебном заседании не пояснил,
чьи права нарушены статьями 1, 2, 3 и 7 названного Закона, между
тем, в соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе
обратиться в суд в случае, если нарушены права и законные интересы
неопределенного круга лиц.
Поскольку оспариваемые нормы Закона Приморского края "О
транспортном налоге" Налоговому кодексу РФ не противоречат,
компетенция законодательным органом не нарушена, так как
установление регионального налога является исключительной
компетенцией законодательного (представительного) органа субъекта
Российской Федерации, при этом воспроизведение положений
Налогового кодекса не является собственным регулированием,
представитель Законодательного Собрания Приморского края просил в
удовлетворении заявления прокурору отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оснований для
удовлетворения заявления заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации не находит по следующим основаниям.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Согласно ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным
законам, принятым в соответствии с частями первой и второй
настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом
и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон.
Обстоятельства, при которых нормативные правовые акты о налогах
и сборах признаются несоответствующими Налоговому кодексу РФ,
приведены в п. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ. Прокурор в заявлении
считает оспариваемый Закон принятым с нарушением порядка издания
таких актов и изменяющим установленный Кодексом порядок действий
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах.
Однако судом таких обстоятельств по настоящему делу не
установлено.
Как видно из Закона Приморского края "О транспортном налоге",
его статьей 1 определены лица, являющиеся налогоплательщиками
транспортного налога, статьей 2 - объект налогообложения, статьей
3 - налоговая база, статьей 7 - порядок исчисления налога. Из
содержания указанных статей следует, что они дословно
воспроизводят положения соответственно статей 357, 358, 359, 362
Налогового кодекса РФ и никакого противоречия федеральному
законодательству не содержат. Оспариваемый Закон края каких-либо
новых правовых норм не создает, новых правоотношений не
регулирует, порядок действий участников правоотношений не
изменяет, а воспроизведение в Законе Приморского края отдельных
положений Налогового кодекса само по себе не может быть расценено
как противоречие этому закону.
Суд признает обоснованными доводы представителя
Законодательного Собрания края о том, что, установив на территории
края транспортный налог, являющийся региональным налогом,
законодатель обязан был в нормативном правовом акте о его
установлении определить налогоплательщиков и элементы
налогообложения, поскольку в противном случае налог не считается
установленным (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ). Так как
налогоплательщики и такие существенные элементы как объект
налогообложения, налоговая база и порядок исчисления налога
определены Налоговым кодексом РФ, то региональный законодатель
воспроизвел эти нормы в Краевом законе. Продублировав эти
положения, Законодательное Собрание края полномочий Федерального
Собрания РФ не присвоило и свою компетенцию не нарушило.
Такой вывод суда основан на правовой позиции, изложенной
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 19-П
от 15 декабря 2003 г. "По делу о проверке конституционности
отдельных положений Закона Ивановской области "О муниципальной
службе Ивановской области" в связи с запросом Законодательного
Собрания Ивановской области", из содержания которого следует, что
воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации положений
федеральных законов само по себе не выходит за пределы полномочий
субъекта Российской Федерации в области регулирования отношений,
находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов.
Поскольку статьи 1, 2, 3 и 7 Закона Приморского края "О
транспортном налоге" приняты Законодательным Собранием Приморского
края в пределах своей компетенции, федеральному законодательству
не противоречат, прав и законных интересов граждан не нарушают,
суд полагает заявление прокурора подлежащим отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в
удовлетворении заявления о признании отдельных положений Закона
Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ "О транспортном
налоге" в редакции Законов Приморского края от 4 апреля 2002 г. N
47-КЗ, от 29 мая 2003 г. N 57-КЗ, от 28 ноября 2003 г. N 81-КЗ,
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации путем подачи кассационной жалобы или кассационного
представления через Приморский краевой суд в течение 10 дней с
момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Т.И.УКРАИНСКАЯ
|