ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2004 года
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.,
с участием прокурора Сайко Н.А.,
при секретаре Ворожбитовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
о признании постановления Губернатора Приморского края от
08.04.2003 N 106 "Об утверждении Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов средств по денежным
обязательствам получателей средств краевого бюджета"
противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не
подлежащим применению,
установил:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании
постановления Губернатора Приморского края от 08.04.2003 N 106 "Об
утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов
судебных органов средств по денежным обязательствам получателей
средств краевого бюджета" противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня
издания.
Указал, что в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции
Российской Федерации гражданско-процессуальное и арбитражно-
процессуальное законодательство находится в ведении Российской
Федерации. Согласно пункта 1 статьи 76 Конституции Российской
Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое
действие на территории Российской Федерации.
Производство, связанное с исполнением судебных актов судов
общей юрисдикции и арбитражных судов, регулируется соответственно
разделами VII Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов
Российской Федерации.
Порядок и условия принудительного исполнения судебных актов
определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об
исполнительном производстве". Согласно подпунктов 1, 2 статьи 2
данного закона законодательство Российской Федерации об
исполнительном производстве состоит из указанного Федерального
закона, федерального закона о судебных приставах и иных
федеральных законов, нормативных актов Правительства Российской
Федерации, принимаемых на основании и во исполнение данного
Федерального закона по вопросам исполнительного производства.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации должны приниматься на основании и во
исполнение действующего федерального законодательства, в пределах
предоставленных полномочий.
Поскольку оспариваемое постановление регулирует вопросы
исполнительного производства, то принято с нарушением федерального
законодательства и издано Губернатором Приморского края с
превышением полномочий.
В судебном заседании требования поддержала прокурор Сайко Н.А.
Просила признать оспариваемое постановление недействующим и не
подлежащим применению со дня издания. Обязать Губернатора
Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в газете
"Утро России" и "Сборнике нормативных правовых актов Администрации
Приморского края". Пояснила, что принятием постановления
нарушаются права неопределенного круга лиц - взыскателей по
исполнительным листам по денежным обязательствам, подлежащим
удовлетворению за счет средств краевого бюджета.
Представители Губернатора Приморского края Щедрина Н.Ф. и
Законодательного Собрания Приморского края Соколов В.В. с
заявлением не согласны.
Органы государственной власти и местного самоуправления вправе
регулировать порядок добровольного исполнения исполнительных
листов по денежным обязательствам получателей средств
соответствующих бюджетов. Именно такой порядок был установлен
постановлением Губернатора от 08.04.2003 N 106. Содержание
оспариваемых Правил свидетельствует о том, что порядок
принудительного исполнения судебных актов ими не регулируется.
Оспариваемое постановление издано Губернатором края в пределах
компетенции органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, предусмотренной статьей 8 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, к которым относится установление порядка исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации. Статьей 154 Бюджетного
кодекса Российской Федерации к компетенции исполнительного органа
власти отнесено осуществление исполнения бюджета. Для
осуществления полномочия по исполнению краевого бюджета в части
расходов бюджета по исполнению решений суда, принятых по
обязательствам получателей краевого бюджета были разработаны и
приняты указанные Правила, которые определяют порядок прохождения
исполнительных документов, их достаточность, круг лиц,
рассматривающих и исполняющих названные документы, а также сроки
прохождения и исполнения документов, необходимых для проведения
расходов краевого бюджета.
Кроме того, заявление не соответствует требованиям статьи 251
ГПК РФ.
Представитель третьего лица - Службы судебных приставов
Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по
Приморскому краю Курбан О.С. полагает, что заявление прокурора
является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Выслушав прокурора, представителей Губернатора Приморского
края, Законодательного Собрания и службы судебных приставов
Главного управления Министерства юстиции по Приморскому краю,
исследовав материалы дела суд приходит к выводу об удовлетворении
заявленных требований.
В части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации
закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в
Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации.
Согласно пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации
гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное
законодательство находится в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Российской Федерации, что
закреплено в пункте 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации
закреплено, что законы и нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,
принятым в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Статьи 21, 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", определяя полномочия высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Федерации, предусматривают
возможность издания постановлений и распоряжений в пределах его
полномочий.
Поскольку гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное
законодательство находится в ведении Российской Федерации и
является ее исключительной компетенцией, эти полномочия не могут
быть переданы в ведение субъекта Российской Федерации.
Вопросы, связанные с исполнением судебных постановлений,
разрешены на федеральном уровне. Разделом YII Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации регулируется
производство, связанное с исполнением судебных актов судов общей
юрисдикции и арбитражных судов, а также актов иных органов.
На федеральном уровне условия и порядок принудительного
исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных
судов, а также актов других органов урегулирован Федеральным
законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" законодательство Российской Федерации
об исполнительном производстве состоит из указанного Федерального
закона, федерального закона о судебных приставах и иных
федеральных законов, регулирующих условия и порядок
принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных
федеральных законов Правительство Российской Федерации может
принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного
производства.
Суд находит несостоятельными доводы возражений представителя
Губернатора Приморского края и Законодательного Собрания
Приморского края, что постановлением Губернатора Приморского края
от 08.04.2003 N 106 "Об утверждении Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов средств по денежным
обязательствам получателей средств краевого бюджета" порядок
принудительного исполнения судебных актов не регулируется, они
устанавливают порядок добровольного исполнения актов судебных
органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей
средств краевого бюджета.
Исполнительное производство - сфера ведения Российской
Федерации. Конституцией Российской Федерации установлены
полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъектам Российской Федерации не предоставлено право принимать
нормативные акты по вопросам исполнительного производства. Поэтому
исполнительный орган власти Приморского края, главой которого
является губернатор края, неправомочен принимать нормативный акт
по вопросам, относящимся исключительно к ведению Российской
Федерации.
Суд также находит несостоятельными доводы возражений
представителей Губернатора Приморского края и Законодательного
Собрания Приморского края, что оспариваемое постановление принято
в пределах компетенции Губернатора Приморского края, поскольку
аналогично по содержанию постановлению Правительства Российской
Федерации от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении Правил взыскания на
основании исполнительных листов судебных органов средств по
денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета".
Указанные Правила приняты Правительством Российской Федерации
согласно федеральному законодательству, в пределах его
компетенции.
Несостоятельными находит суд доводы возражений, что
оспариваемое постановление принято в пределах компетенции
Губернатора края, поскольку принято в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации в порядке исполнения бюджета.
Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются
правоотношения между объектами этих правоотношений в процессе
составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (статья 1
Кодекса).
Поскольку участниками исполнительного производства являются и
физические лица, однако они не указаны в перечне участников
бюджетного процесса, приведенном в статье 152 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, нормы бюджетного кодекса Российской
Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают
граждане, не применимы.
Вынесение постановления Губернатора Приморского края от
08.04.2003 N 106 "Об утверждении Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов средств по денежным
обязательствам получателей средств краевого бюджета" с превышением
компетенции также подтверждается Экспертным заключением Главного
управления Министерства юстиции Российской Федерации по
Приморскому краю N 03-21-72/3170 от 11.06.2003, письмами
Министерства юстиции Российской Федерации N 22-681 от 16.07.2002 и
Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному
федеральному округу N 2-19/2514 от 16.12.2003.
Суд находит несостоятельными доводы возражений представителя
Законодательного Собрания Приморского края, что заявление
Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не
соответствует требованиям частей 1, 5 статьи 251 ГПК РФ, поскольку
не указано, какие права и свободы гражданина или неопределенного
круга лиц нарушены оспариваемым постановлением.
В соответствии с положениями статьи 251 ГПК РФ прокурор в
пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о
признании нормативного правового акта противоречащим закону
полностью или в части.
Эта норма не содержит обязанности для прокурора об указании в
заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и законных
интересов. Такая обязанность согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ
предусмотрена лишь для граждан и организаций, обращающихся с
аналогичными заявлениями.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным
законом от 17.11.1995 N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской
Федерации", в силу статьи 1 которого органы прокуратуры - это
единая система, осуществляющая от имени государства надзор за
исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации. Согласно части 1 статьи 21 указанного закона предметом
прокурорского надзора является соответствие законам правовых
актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами.
На основании пункта 3 статьи 22 указанного Закона обращение в суд
с требованием о признании акта, противоречащего действующему
федеральному законодательству, недействительным является одним из
полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты
государственных интересов.
Таким образом, заявление Заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации о признании противоречащим федеральному
законодательству постановления Губернатора Приморского края от
08.04.2003 N 106 "Об утверждении Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов средств по денежным
обязательствам получателей средств краевого бюджета" предъявлено
прокурором в пределах предоставленной ему компетенции.
Поскольку указанное дело относится к делам, возникающим из
публичных правоотношений, заявление не должно содержать данных,
конкретизирующих чьи и какие права, свободы и законные интересы
нарушаются указанным постановлением.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об
удовлетворении требования Заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации о признании постановления Губернатора
Приморского края от 08.04.2003 (с изменениями, внесенными
постановлением Администрации Приморского края от 23.10.2003 N 317)
недействующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 ГПК РФ и пунктом 17
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с
принятием и введением в действие Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации", суд считает необходимым признать
оспариваемое постановление недействующим со дня вступления решения
суда в законную силу, поскольку по делу установлено, что в
соответствии с указанным постановлением уже было произведено
взыскание на основании исполнительных листов и исполнение судебных
решений.
В случае нарушения чьих-либо прав и законных интересов
заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой своего
нарушенного права в установленном законом порядке.
Требования прокурора обязать Губернатора Приморского края
опубликовать сообщение о судебном решении в газете "Утро России" и
"Сборнике нормативных правовых актов Администрации Приморского
края" подлежат удовлетворению согласно пункта 3 статьи 253 ГПК РФ,
пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года N
154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
По делу установлено, что оспариваемое постановление было
опубликовано в газете "Утро России" от 17.04.2003 N 55 - 56, а
также "Сборнике нормативных правовых актов Администрации
Приморского края" от 09.04.2003 N 7. Указанные печатные издания
определены местом официального опубликования постановлений и
распоряжений Губернатора Приморского края, носящих нормативный
характер согласно постановлению Губернатора Приморского края от
19.12.2001 N 922 (с изменениями от 26.07.2002 N 405) "О порядке
опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Губернатора края".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК
РФ, суд
решил:
Заявление Заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации удовлетворить.
Признать постановление Губернатора Приморского края от
08.04.2003 N 106 "Об утверждении Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов средств по денежным
обязательствам получателей средств краевого бюджета" недействующим
со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Губернатора Приморского края опубликовать сообщение о
настоящем решении суда в газете "Утро России" и "Сборнике
нормативных правовых актов Администрации Приморского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской
Федерации путем принесения жалобы или представления в Приморский
краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в
окончательной форме.
Председательствующий
Е.В. СТЕПАНОВА
|