ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. N 28-56-04
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена
плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства,
связанного с водоотведением и канализованием на территории г.
Владивостока.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 66
Федерального закона "Об охране окружающей среды" Главным
управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР
России по Приморскому краю, не предпринимались надлежащие меры по
устранению нарушений природоохранного законодательства и
привлечения виновных должностных лиц к установленной законом
ответственности. Государственный экологический контроль
ограничивался проведением мин. формальных мероприятий.
В соответствии с требованиями ст. 66 Федерального закона "Об
охране окружающей среды", государственные инспектора в области
охраны среды при исполнении своих должностных обязанностей в
пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и
иных нормативных документов в области охраны окружающей среды,
работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств,
средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по
охране окружающей среды;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических
и физических лиц при нарушении ими законодательства в области
охраны окружающей среды;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших
нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды
обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды;
Соблюдать требования законодательства.
Кроме того, согласно ст. 81 Водного кодекса РФ и п. 4
"Положения об осуществлении государственного контроля за
использованием и охраной водных объектов", утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 16.06.97 N 716, государственный
контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют
Министерство природных ресурсов Российской Федерации, специально
уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей
природной среды.
Согласно информации, предоставленной Главным управлением
природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по
Приморскому краю (ГУПР по ПК) и МУПВ "Водопроводно-канализационное
хозяйство", в г. Владивостоке сложилась неблагоприятная санитарно-
эпидемиологическая ситуация в области водоснабжения и
канализования, обусловленная тем, что во Владивостоке из 29
выпусков системы канализации фактически действуют два выпуска
очистных сооружений биологической очистки - "Де-Фриз" и
"Фанзавод".
По итогам 2003 г. сброс смешанных сточных вод через выпуски
МУПВ "ВКХ" г. Владивостока составил 74278144 куб. м сточных вод, в
том числе:
недостаточно очищенных через 2 выпуска после очистных
сооружений сброшено 6655283 куб. м сточных вод;
- без очистки через 26 выпусков сброшено 67622861 куб. м
сточных вод.
В бухту Золотой Рог ежегодно сбрасывается 24564,814 тыс. куб. м
сточных вод, в б. Улисс - 908,378 тыс. куб. м, в пролив Босфор
Восточный - 4177,823 тыс. куб. м, в б. Тихая - 911,667 тыс. куб. м
сточных вод без очистки.
Со сточными водами ежегодно в среднем сбрасывается 8371,017
тонн взвешенных веществ, 1766,58 кг аммония солевого, 28,317 тонн
нефтепродуктов, 13,779 т соединений железа, 2147,02 кг меди и
другие соединения, что говорит о негативном воздействии на
окружающую среду водных объектов и является нарушением ст. 96, ст.
98 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 51, ст. 34
Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также ст. 18
Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения".
Кроме того, значительный вклад в загрязнение морских вод
Амурского залива и б. Золотой Рог вносит дождевой сток с
территории города, где полностью отсутствуют очистные сооружения
ливневого стока. С ливневыми водами в залив попадают различные
загрязняющие вещества (ионы тяжелых металлов, нефтепродукты), так
как токсичные отходы по-прежнему хранятся на территориях
предприятий из-за отсутствия единого краевого полигона захоронения
токсичных отходов.
В силу изложенного, экологическая обстановка Амурского и
Уссурийского заливов в настоящее время, как и в предыдущие годы,
находится в критическом состоянии, что отрицательно сказывается на
здоровье населения, а также ведет к сокращению численности фауны
морских вод, что является нарушением п. п. 1, 4 ст. 18
Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", которым предусмотрено, что водные объекты не должны
являться источником биологических, химических и физических
факторов вредного воздействия на человека.
Проверки соблюдения природоохранного законодательства в
деятельности МУПВ "ВКХ", администрации г. Владивостока, Комитетом
по природным ресурсам МПР России по ПК, ГУПР МПР России по ПК
проводились и проводятся регулярно, однако конкретных и
исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений и по
привлечению виновных в допущенных нарушениях должностных лиц к
ответственности принято не было.
По информации предоставленной ГУПР от 25.12.2003 N 02-11/120
схемой канализования города Владивостока предполагается
строительство трех комплексов очистных сооружений:
- очистные сооружения в районе мусоросжигательного завода на 2
Речке. В настоящее время откорректированный проект очистных
сооружений находится на рассмотрении в отделе экологической
экспертизы ГУПР по Приморскому краю;
- очистные сооружения в районе мыса Абросимова, для очистки
сточных вод Первомайского и части Ленинского района города
Владивостока. На площадку будущих очистных сооружений подведены
коллектора, но проекта самих сооружений нет;
- очистные сооружения "Зеленый угол" - для перспективной
застройки города.
Предусматривается также расширение очистных сооружений на
полуострове Де-Фриз и строительство новой нитки канализационных
коллекторов на очистные сооружения, чтобы демонтировать дюкер
через залив Угловой, который является экологической угрозой
Амурскому заливу и заливу Угловой.
Так, по данным ГУПР по ПК - за период 2003 г. при осуществлении
проверок предприятий г. Владивостока в порядке федерального
государственного экологического контроля случаев самостоятельного
сброса неочищенных вод не зафиксировано. Проверки же, связанные с
повсеместным загрязнением вод в г. Владивостоке - не проводились.
Деятельность Водной службы ГУПРа по ПК заключалась в регулярном
участии в совещаниях различного уровне с органами государственной
власти и местного самоуправления, а также организации этих
совещаний по вопросам строительства очистных сооружений сточных
вод.
Также Водная служба ГУПРа по ПК ежегодно направляет предложения
в Администрацию края для финансирования работ из краевого бюджета
на охрану и восстановление водных объектов, непосредственно
осуществляет мероприятия в качестве Государственного заказчика за
счет средств федерального бюджета, связанного с созданием
водоохранных зон, разработкой водоохранных балансов и схем
комплексного использования водных объектов и другими водоохранными
мероприятиями.
Однако перечисленные мероприятия не влекут улучшения состояния
водных объектов. Конкретных и исчерпывающих мер к устранению
выявленных нарушений и по привлечению виновных в допущенных
нарушениях должностных лиц к ответственности принято не было,
требования ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
- не исполнялись надлежащим образом.
Из чего следует, что Главным управлением природных ресурсов и
охраны окружающей среды по Приморскому краю МПР России не
выполняются возложенные ФЗ "Об охране окружающей среды"
обязанности, не в полной мере используются все предоставленные
законом полномочия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и
исчерпывающие меры к устранению всех нарушений закона, причин и
условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной
ответственности должностных лиц ГУПР в Приморском крае, виновных в
ненадлежащем исполнении возложенных на них законом функций по
осуществлению государственного экологического контроля.
3. Запретить согласование акта выбора земельных участков без
наличия очистных сооружений, или подключению вновь построенных
объектов к существующим сетям канализации.
4. Настоящее представление подлежит безотлагательному
рассмотрению, в установленный законом месячный срок о результатах
и принятых мерах сообщить прокурору в письменном виде.
И.о. Приморского межрайонного
природоохранного прокурора
младший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
|