ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2004 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в
составе:
председательствующего судьи Ильиных Е.А.
при секретаре Максименко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока в защиту
интересов муниципального образования г. Владивосток к
администрации г. Владивостока о признании недействующим с момента
принятия постановления главы администрации г. Владивостока от
27.02.2003 N 332 "Об освобождении ветеранов Великой Отечественной
войны от уплаты за холодное водоснабжение, водоотведение, услуги
лифта",
установил:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с
заявлением о признании недействующим нормативного правового акта
администрации г. Владивостока, а именно постановления главы
администрации г. Владивостока от 27.02.2003 N 332 "Об освобождении
ветеранов Великой Отечественной войны от уплаты за холодное
водоснабжение, водоотведение, услуги лифта". В своем заявлении
прокурор указал, что оспариваемое постановление принято с
нарушением Федерального закона Российской Федерации "О местном
самоуправлении в Российской Федерации". Согласно п. 25 ст. 66
указанного выше закона определение за счет собственных средств
дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на
подведомственной территории, относится к компетенции
представительного органа местного самоуправления. В соответствии с
Уставом муниципального образования г. Владивосток таким органом во
Владивостоке является городская Дума. Таким образом, издавая
оспариваемое прокурором постановление и устанавливая льготы по
оплате за холодное водоснабжение, водоотведение и услуги лифта
участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного
Ленинграда, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей,
труженикам тыла, одиноко проживающим вдовам инвалидов и участников
Великой Отечественной войны глава администрации вышел за пределы
предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского
района г. Владивостока поддержал заявленные требования в полном
объеме.
Представитель администрации муниципального образования г.
Владивосток в судебное заседание не явился. Суду направлена
телефонограмма, в которой представитель администрации г.
Владивостока просит рассмотреть дело в его отсутствии, с
требованиями прокурора не согласен в полном объеме.
Представитель Думы г. Владивостока поддержал заявление
прокурора и просил признать недействующим постановление главы
администрации г. Владивостока от 27.02.2003 N 332 "Об освобождении
ветеранов Великой Отечественной войны от уплаты за холодное
водоснабжение, водоотведение, услуги лифта" по следующим
основаниям. В соответствии с Федеральным законом "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции и имеющихся средств
вправе принимать решение о дополнительных мерах социальной защиты
ветеранов, в том числе о предоставлении льгот. Реализация
предоставленных льгот производится за счет средств местного
бюджета. В соответствии со статей 153 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и статей 42 Устава муниципального образования
г. Владивостока бюджет утверждается решением представительного
органа местного самоуправления (Думой города Владивостока).
Местная администрация выполняет функции представительного органа
до избрания соответствующего представительного органа. В июне 2001
года была избрана Дума города Владивостока, которая правомочна
решать вопросы в пределах своей компетенции. Компетенция
представительного органа определяется в соответствии с Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О местном
самоуправлении в Российской Федерации", Законом Приморского края
"О местном самоуправлении в Приморском крае", Уставом
муниципального образования г. Владивосток, согласно которым
представительный орган местного самоуправления утверждает местный
бюджет. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации
"О местном самоуправлении в Российской Федерации" определение
дополнительных льгот за счет собственных средств для граждан
относится к компетенции представительного органа. Таким образом,
постановление главы администрации г. Владивостока от 27.02.2003 N
332 издано с превышением полномочий.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы делa, считает, что
заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 27 февраля 2003 года
главой администрации г. Владивостока было принято постановление
"Об освобождении ветеранов Великой Отечественной войны от уплаты
за холодное водоснабжение, водоотведение, услуги лифта".
Постановлением N 687 от 07.04.2003 в указанное постановление
внесены изменения, не носящие принципиального характера.
Согласно оспариваемому прокурором постановлению, инвалидам
Великой Отечественной войны с 1 января 2003 года предоставлена
льгота в размере 50% от оплаты услуг лифта дополнительно к
установленной федеральным законодательством льготе в размере 50%.
Этим же постановлением аналогичная льгота по оплате за холодное
водоснабжение, водоотведение и услуги лифта предоставлена
участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного
Ленинграда, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей,
труженикам тыла, одиноко проживающим вдовам инвалидов и участников
Великой Отечественной войны.
При этом финансовому управлению администрации г. Владивостока
поручено выделять средства на реализацию указанных льгот за счет
ассигнований из городского бюджета.
Ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов Великой
Отечественной войны установлена льгота в размере 50% по оплате
коммунальных услуг. Ст. ст. 15, 18, 21 данного закона такая же
льгота предоставлена участникам Великой Отечественной войны,
лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда",
являющимся инвалидами, членам семей умерших инвалидов войны и
участников Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона органы местного
самоуправления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся у
них средств принимать решения о дополнительных мерах социальной
защиты ветеранов.
В силу п. 25 ст. 66 Закона Российской Федерации "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 года N 1550-
I определение за счет собственных средств, дополнительных льгот и
преимуществ для граждан, проживающих на подведомственной
территории, относится к компетенции представительного органа
местного самоуправления.
На основании ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления Российской Федерации"
представительным органом местного самоуправления является
коллегиальный орган, состоящий из депутатов, избираемых на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании в соответствии с федеральным законом и законами
субъектов Российской Федерации. В городе Владивостоке согласно ст.
8 Устава муниципального образования г. Владивосток таким органом
является городская Дума.
Таким образом, предоставление инвалидам Великой Отечественной
войны, участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного
Ленинграда, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей,
труженикам тыла, вдовам инвалидов войны и участников Великой
Отечественной войны дополнительных льгот, в том числе льготы по
оплате за холодное водоснабжение, водоотведение и услуги лифта
сверх льготы, установленной Федеральным законом "О ветеранах",
возможно исключительно по решению Думы г. Владивостока.
Ст. 56 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" подтверждено
действие ст. 66 Закона Российской Федерации "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации и указанному закону. В
соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
полномочия представительных органов местного самоуправления
определяются уставами муниципальных образований. Статьей 42 Устава
муниципального образования г. Владивосток определены полномочия
городской Думы. При этом среди конкретно определенных полномочий
представительного органа предусмотрено и осуществление и иных
полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом
Приморского края, законами Приморского края, уставом города.
Таким образом, в п. 25 ст. 66 Закона Российской Федерации "О
местном самоуправлении в Российской Федерации", закрепляющем право
представительного органа местного самоуправления определять за
счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для
граждан, проживающих на подведомственной территории, не содержится
противоречий Федеральному закону "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому указанный
пункт является действующим и подлежит применению к
рассматриваемому вопросу.
Данные доводы подтверждаются также тем, что ст. 66 Закона
Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российский
Федерации" не упомянута в Указе Президента Российской Федерации от
22 декабря 1993 г. N 2265 в числе статей, признаваемых
недействующими.
С учетом изложенного, постановление главы администрации г.
Владивостока от 27.02.2003 N 332 "Об освобождении ветеранов
Великой Отечественной войны от уплаты за холодное водоснабжение,
водоотведение, услуги лифта" принято с превышением установленных
законом полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации
предоставление бюджетных средств на реализацию органами местного
самоуправления обязательных выплат населению осуществляется в
случае установления таких выплат законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации,
правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Возмещение расходов по предоставлению дополнительных льгот,
установленных оспариваемым постановлением, производится из бюджета
г. Владивостока. Таким образом, принимая решение об установлении
дополнительных выплат, не предусмотренных действующим
законодательством, глава администрации г. Владивостока нарушает
права всего населения муниципального образования г. Владивосток,
поскольку денежные средства, направляемые на осуществление выплат,
могли бы быть направлены и израсходованы на другие городские
нужды.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что
постановление главы администрации г. Владивостока от 27.02.2003 N
332 "Об освобождении ветеранов Великой Отечественной войны от
уплаты за холодное водоснабжение, водоотведение, услуги лифта"
принято с нарушением закона и должно быть признано недействующим.
В силу ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что нормативный правовой
акт противоречит федеральному законодательству, признает его
недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного
указанного судом времени.
Из материалов дела усматривается, что льготы по оплате за
жилищно-коммунальные услуги, на основании оспариваемого
постановления, производились с 01.01.2003 и данная льгота
предоставлена многим гражданам г. Владивостока, попадающим под
категорию лиц, указанных в постановлении. При таких
обстоятельствах, суд полагает возможным признать постановление
главы администрации г. Владивостока от 27.02.2003 N 332 "Об
освобождении ветеранов Великой Отечественной войны от уплаты за
холодное водоснабжение, водоотведение, услуги лифта" недействующим
с момента вступления указанного решения в силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК
РФ суд
решил:
Признать постановление главы администрации г. Владивостока от
27.02.2003 N 332 "Об освобождении ветеранов Великой Отечественной
войны от уплаты за холодное водоснабжение, водоотведение, услуги
лифта" противоречащим закону и недействующим с момента вступления
указанного решения в силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через
районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья
Е.А.ИЛЬИНЫХ
|