УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ПИСЬМО>
от 11 августа 2004 г. N 22-33/11/07702
Вопрос: Будет ли иметь право налогоплательщик на социальный
налоговый вычет при отсутствии чека ККТ в приложении к приходно-
кассовому ордеру, если согласно п. 1 ст. 2 Федерального Закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" с 01.07.2003 контрольно-кассовая
техника, включенная в Государственный реестр, применяется на
территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказанных услуг?
Ответ: В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса
Российской Федерации социальный налоговый вычет предоставляется, в
частности, при представлении налогоплательщиком в налоговый орган
документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение или
лечение.
В качестве платежных документов налогоплательщиком могут быть
представлены:
- справка организации о произведенных по заявлению
налогоплательщика перечислениях и платежное поручение на
перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об
исполнении - в случае, когда перечисление налогоплательщиком
денежных средств на указанные цели производится в безналичном
порядке на основании письменного заявления, представляемого в
организацию, выплачивающую ему доход;
- банковские выписки - в случае, когда денежные средства
перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского
счета;
- квитанции к приходному кассовому ордеру или чек кассового
аппарата - в случае внесения налогоплательщиком наличных денежных
средств в кассу организации.
С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт", согласно пункту 1 статьи 2
которого контрольно-кассовая техника применяется на территории
Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания
услуг.
Таким образом, в настоящее время сфера применения контрольно-
кассовой техники не ограничивается наличными денежными расчетами
непосредственно с населением, а распространяется также на расчеты
наличными денежными средствами с юридическими лицами.
Однако, в соответствии с п. 2 статьи 2 вышеуказанного
Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организациям и
индивидуальным предпринимателям в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, предоставлено
право осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
В соответствии с вышеназванным Федеральным законом порядок
утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к
кассовым чекам, и порядок их учета, хранения и уничтожения должен
быть установлен Правительством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Минфина России от 29.12.2003 N 16-00-
24/56 дано указание, что до выхода соответствующих актов
Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом
от 22.05.2003 N 54-ФЗ организациям и индивидуальным
предпринимателям предоставлено право использовать при расчетах с
населением для учета наличных денежных средств формы документов
строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.),
утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной
межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым
машинам.
Кроме того постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 на
основании постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 в
целях реализации положений Федерального закона "О бухгалтерском
учете" был утвержден Альбом унифицированных форм первичной учетной
документации по учету кассовых операций.
Формы первичной учетной документации, в том числе приходный
кассовый ордер ф. КО-1, утвержденные данным постановлением
Госкомстата РФ, применимы и действуют в настоящее время.
Учитывая изложенное, при предъявлении плательщиком в налоговый
орган при подаче налоговой декларации в качестве платежных
документов квитанций к приходному кассовому ордеру либо контрольно-
кассовых чеков (бланков строгой отчетности) в случае внесения
налогоплательщиком наличных денежных средств в кассу организации,
предоставление социального налогового вычета правомерно.
Заместитель руководителя
Управления МНС России,
советник налоговой службы РФ I ранга
Н.С.КУТЕНКОВА
|