КОМИТЕТ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
<ПИСЬМО>
от 21 октября 2004 г. N 18/576(03-14)
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Приморскому
краю сообщает следующее:
1. Установление границ земельных участков, упорядочение
существующих границ земельных участков с проведением работ по их
межеванию, инвентаризации с составлением плана земельного участка
осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с
земельным законодательством (ст. 69 Земельного кодекса РФ, ст. 1,
ст. 3, ст. 4, ст. 16, ст. 17 Федерального закона "О
землеустройстве");
2. В соответствии с ст. 421 Гражданского кодекса граждане и
юридические лица свободны в заключении договора на выполнение
любых работ, в том числе и работ по инвентаризации (межевании)
земельного участка.
Понуждение к заключению договора, в том числе установление
зависимости (обуславливание) выполнения одного вида работ от
другого допускается исключительно на основании федеральных
законов. Филиалом "Ростехинвентаризация" при проведении
инвентаризации строений произведены принудительные действия к
истцу по обязательности выполнения ими работ по съемке земельного
участка и составлению его плана, что противоречит и гражданскому и
земельному законодательству.
В соответствии с земельным законодательством все земельные
участки (имеющие кадастровые планы или не имеющие таковых)
включены и подлежат включению в государственный земельный кадастр.
Земельный участок истца, принадлежащий на правах собственности,
включен в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) как ранее
учтенный на основании наличия у правообладателя права
удостоверяющего документа (свидетельства о праве собственности на
землю), обязательным приложением к которому является план границ
земельного участка, подготовленный райкомземом ранее. В
соответствии с разделом 2 ведомственной "Инструкции о проведении
учета жилищного фонда в Российской Федерации", на которую
ссылается представитель ответчика, органы, осуществляющие
техническую инвентаризацию и учет жилищного фонда, не вправе
проведения "повторных съемок";
3. План земельного участка, изготовленный филиалом
"Ростехинвентаризации" не соответствует требованиям земельного
законодательства, не удостоверен уполномоченным по землеустройству
органом и не является юридическим документом, отражающим с
достаточной степенью достоверности пространственно-площадные,
правовые и экономические характеристики земельного участка.
Границы участка не согласованы со смежниками. Все это в
совокупности является грубым нарушением требований пунктов 2, 5,
7, 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от
07.06.2002 N 396 "Об утверждении Положения о проведении
территориального землеустройства".
"Инструкцией по межеванию земель" (Роскомзем, 1996 г.),
прошедшей правовую экспертизу Минюста России от 28.06.1996 N 07-02-
516-96 и являющейся обязательной для всех организаций, выполняющих
межевые работы (установление на местности границ земельных
участков (земель) с составлением планов) определено, что все
работы, связанные с использованием земель, выполняются гражданами
и юридическими лицами, получившими в установленном порядке
лицензии на право выполнения этих работ. Органы техинвентаризации
Ханкайского района такой лицензии не имеют. Изготовленный ими план
(схема) земельного участка не может быть использован для защиты
законных прав и интересов его правообладателя, так как не является
документом-основанием для постановки на государственный
кадастровый учет и государственной регистрации органами юстиции
прав, совершения сделок, совершения других гражданско-правовых
действий. План изготовлен не уполномоченным на то органом,
определенным земельным законодательством Федеральным законом "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" (ст. 12, ст. 18, ст. 26).
Гражданину Карпец Е.П. решением Ханкайского районного Совета
народных депутатов от 19.04.1991 N 148 был выделен земельный
участок для жилищного строительства в пользование (площадь 0,21
га.). Правоудостоверяющий документ с приложенным планом земельного
участка в соответствии с Федеральным законом "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ст. 3, пункт 9)
имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по земельньм ресурсам и
землеустройству по Приморскому краю считает, что филиалом
"Ростехинвентаризации" совершены действия в отношении истца с
нарушением гражданского и земельного законодательств, а решение
мирового судьи судебного участка N 89 Ханкайского района
неправомерным, нарушающим законные права правообладателя
земельного участка. Решение суда должно быть обжаловано в
апеляционном порядке в районном суде.
Заместитель руководитель комитета
Е.А.СОЛОВЕЙ
|