УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2004 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства в составе: председателя Комиссии - Таланцева В.И.
- руководителя Управления, членов Комиссии: Трякина В.В. -
заместителя руководителя Управления, Чернышева В.П. - начальника
отдела по контролю за соблюдением антимонопольного
законодательства, Бессонова С.К. - главного специалиста отдела по
контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, Багиной
О.Ю. - специалиста 1 категории отдела контроля за рекламой и
анализа рынков, рассмотрев дело N 72 о нарушении открытым
акционерным обществом "Дальэнерго" (ул. Тигровая, д. 19, г.
Владивосток, 690950), пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России 01.12.2004 поступило заявление
муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Спецзавод N
1" (далее - МУПВ "Спецзавод N 1", заявитель; ул. Бородинская, 28,
г. Владивосток, 690105) в отношении открытого акционерного
общества "Дальэнерго" (далее - ОАО "Дальэнерго"; ул. Тигровая, 19,
г. Владивосток, 690950), которое необоснованно отказывается от
пролонгации договора на отпуск тепловой энергии (в паре) N 35/01
от 1 июня 2001 г. (то есть расторгает данный договор), и тем самым
ущемляет интересы заявителя как хозяйствующего субъекта.
По результатам рассмотрения поступившего заявления, приложенных
к нему документов и информации, установлено следующее.
ОАО "Дальэнерго" является субъектом естественной монополии в
сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии и
занимает доминирующее положение на региональном товарном рынке
электроэнергии и теплоэнергии. Приказом Приморского
территориального управления МАП России от 4 июня 1996 года N 29
ОАО "Дальэнерго" включено в Реестр хозяйствующих субъектов,
имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более
35%. Доля ОАО "Дальэнерго" на товарном рынке электроэнергии и
теплоэнергии на территории Приморского края составляет более 65%.
Согласно Устава основным видом деятельности ОАО "Дальэнерго"
является производство, передача и распределение электрической и
тепловой энергии.
МУПВ "Спецзавод N 1" является предприятием, производящим
энергетические ресурсы (тепловую энергию) за счет утилизации
бытовых отходов, образующихся на территории г. Владивостока. Его
значимость для г. Владивостока заключается не только в
использовании при производстве энергии альтернативных источников
топлива (т.е. в энергосбережении), но и в обеспечении
экологической безопасности населения (предприятием
перерабатывается около 40% бытовых отходов, образующихся на
территории г. Владивостока).
Как следует из поступившего заявления, между сторонами в 2001
г. был заключен договор на отпуск тепловой энергии (в паре) N
35/01 от 1 июня 2001 г. (далее - Договор), в соответствии с
которым, МУПВ "Спецзавод N 1" за соответствующую плату подает
тепловую энергию в виде пара в сети ОАО "Дальэнерго". Данный
договор неоднократно пролонгировался и в настоящее время является
действующим.
29.11.2004 МУПВ "Спецзавод N 1" получено письмо б/н от
25.11.2004, подписанное директором филиала "Тепловые сети" ОАО
"Дальэнерго" Трофимовым А.Н. Данным письмом заявитель уведомлялся
о расторжении с 01.01.2005 указанного договора. В качестве
обоснования расторжения договора приведена информация о том, что
топливная составляющая теплоэнергии, вырабатываемой ОАО
"Дальэнерго" значительно ниже, чем отпускная цена гигакалории,
вырабатываемой МУПВ "Спецзавод N 1", что приводит к дополнительным
затратам со стороны ОАО "Дальэнерго". Никаких правовых обоснований
для расторжения договора, а также экономических расчетов,
подтверждающих дополнительные затраты ОАО "Дальэнерго" в данном
письме приведено не было. Впоследствии в адрес МУПВ "Спецзавод N
1" со стороны ОАО "Дальэнерго" были направлены еще несколько
писем, подтверждающих расторжение договора. При этом, как на
основание прекращения договора, в одном из писем (исх. N ДВЭУК-103-
2772 от 07.12.2004) делалась ссылка на ст. 450 ГК РФ. В заседании
Комиссии по рассмотрению настоящего дела представители ОАО
"Дальэнерго" ссылались на ст. 540 ГК РФ, и на раздел V указанного
договора, предусматривающие возможность одностороннего отказа от
договора.
Такая аргументация для расторжения (отказа от пролонгации)
указанного договора не может быть признана обоснованной, в силу
следующих обстоятельств.
1. На территории Приморского края в соответствии с положениями
Закона РФ "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ
от 14.04.1995 регулирование тарифов на тепловую энергию
осуществляет Региональная энергетическая комиссия Приморского
края.
В соответствии со своими полномочиями и на основании
совместного поручения Губернатора Приморского края и главы
администрации г. Владивостока РЭК Приморского края установила для
МУПВ "Спецзавод N 1" на 2005 г. тариф на отпускаемую теплоэнергию
в размере 544 руб./Гкал. Указанный тариф был установлен
Постановлением РЭК Приморского края N 24/1 от 15.09.2004.
Для ОАО "Дальэнерго" Постановлением РЭК Приморского края N 33/1
от 18.11.2004 на 2005 г. установлены следующие тарифы на
отпускаемую теплоэнергию: для организаций, обеспечивающих
теплоснабжение жилого фонда - 677 руб./Гкал., для иных
потребителей - 817 руб./Гкал.
Следует отметить, что, обращаясь в РЭК Приморского края с
заявлением об утверждении тарифов на поставляемую ОАО "Дальэнерго"
тепловую энергию на 2005 г., ОАО "Дальэнерго" просило РЭК учесть в
составе затрат ОАО "Дальэнерго" средства на закупку у МУПВ
"Спецзавод N 1" тепловой энергии. Данная просьба была учтена и
средства на закупку у МУПВ "Спецзавод N 1" тепловой энергии в
объеме 46,5 тыс. Гкал. на сумму 25296000 рублей, то есть по
тарифу, утвержденному для МУПВ "Спецзавод N 1" на 2005 г. включены
в состав затрат ОАО "Дальэнерго" и соответственно в тариф на
теплоэнергию, отпускаемую ОАО "Дальэнерго".
Поскольку средства на покупку тепловой энергии у МУПВ
"Спецзавод N 1" включены в состав затрат ОАО "Дальэнерго" на
производство тепловой энергии, отпускаемой ОАО "Дальэнерго"
потребителям, покупка теплоэнергии у МУПВ "Спецзавод N 1" не
приведет к каким-либо дополнительным затратам со стороны
"Дальэнерго".
Из вышеизложенного следует, что действия ОАО "Дальэнерго" по
отказу от пролонгации Договора приведут, в случае прекращения
действия договора, к необоснованному получению прибыли ОАО
"Дальэнерго" за счет включенных в затраты ОАО "Дальэнерго" средств
на закупку тепловой энергии у "Спецзавода N 1".
2. В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ "Об
энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996 производители
электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные
энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети
этих организаций в количествах и режимах, согласованных с
энергоснабжающей организацией и органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации. Энергоснабжающие организации
обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в
свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Совершая
действия по расторжению Договора ОАО "Дальэнерго" ограничивает
право МУПВ "Спецзавод N 1" на отпуск энергии в сети ОАО
"Дальэнерго" и снимает с себя обязанность по приему энергии от
МУПВ "Спецзавод N 1".
3. Статья 450 ГК РФ предусматривает, что изменение и
расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В заседании Комиссии представитель МУПВ "Спецзавод N 1" заявил,
что соглашения на расторжение указанного договора МУПВ "Спецзавод
N 1" не давал, более того, в адрес ОАО "Дальэнерго" направлялись
письма (исх. N 251 от 17.12.2004, исх. N 254 от 21.12.2004), в
которых выражалось категорическое несогласие с расторжением
договора. В ГК РФ (ст. 540) и в разделе V Договора действительно
предусмотрено одностороннее прекращение договора в случае
окончания его срока действия, но в данном случае эти основания
неприменимы, поскольку прекращение договора приведет к лишению
МУПВ "Спецзавод N 1" права на отпуск производимой энергии в сети
ОАО "Дальэнерго", т.е. нарушению ст. 14 Закона РФ "Об
энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996.
Существенных нарушений Договора, которые также являются
основанием для одностороннего расторжения договора, в заседании
Комиссии не выявлено. Представители МУПВ "Спецзавод N 1" и ОАО
"Дальэнерго" подтвердили, что договор со стороны Заявителя
исполняется должным образом.
ОАО "Дальэнерго" является единственным покупателем тепловой
энергии (в паре) у МУПВ "Спецзавод N 1", возможность заключить
аналогичные договоры с другими потребителями у МУПВ "Спецзавод N
1" отсутствует в силу технических особенностей, предусматривающих
подачу тепловой энергии только в сети ОАО "Дальэнерго".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы
лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут
иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих
субъектов.
Действия ОАО "Дальэнерго по отказу от пролонгации договора на
отпуск тепловой энергии (в паре) N 35/01 от 1 июня 2001 г., по
заявлению МУПВ "Спецзавод N 1", приведут к убыткам и могут стать
причиной полной остановки работы предприятия (поскольку ОАО
"Дальэнерго" в силу технических причин является единственным
потребителем тепловой энергии), то есть могут иметь своим
результатом ущемление интересов заявителя как хозяйствующего
субъекта. Следует отметить, что остановка предприятия может
привести к негативным экологическим последствиям для г.
Владивостока, поскольку "Спецзавод N 1" является единственным
специализированным предприятием по утилизации бытовых отходов и
мусора на территории г. Владивостока и его доля в переработке
мусора на территории г. Владивостока значительна.
Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что
своими действиями по отказу от пролонгации договора (расторжению
договора) ОАО "Дальэнерго" нарушает пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения ОАО "Дальэнерго" пункта 1 статьи 5
Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" выразившийся в действиях по
отказу от пролонгации договора на отпуск тепловой энергии (в паре)
N 35/01 от 1 июня 2001 г. (то есть расторжении данного договора),
чем могут быть ущемлены интересы МУПВ "Спецзавод N 1" как
хозяйствующего субъекта.
2. Выдать ОАО "Дальэнерго" обязательное для исполнения
предписание о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства.
3. Учитывая возможные негативные последствия от указанных
действий ОАО "Дальэнерго" для г. Владивостока (в т.ч.
экологические и социальные), направить копии решения по делу
Губернатору Приморского края, главе администрации г. Владивостока,
в РАО "ЕЭС России".
Председатель Комиссии:
В.И.ТАЛАНЦЕВ
Члены Комиссии:
В.В.ТРЯКИН
В.П.ЧЕРНЫШЕВ
С.К.БЕССОНОВ
О.Ю.БАГИНА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
от 22 декабря 2004 г. N 72
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства в составе: председателя Комиссии - Таланцева В.И.
- руководителя Управления, членов Комиссии: Трякина В.В. -
заместителя руководителя Управления, Чернышева В.П. - начальника
отдела по контролю за соблюдением антимонопольного
законодательства, Бессонова С.К. - главного специалиста отдела по
контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, Багиной
О.Ю. специалиста 1 категории отдела контроля за рекламой и анализа
рынков рассмотрев дело N 72, о нарушении открытым акционерным
обществом "Дальэнерго" (ул. Тигровая, д. 19, г. Владивосток,
690600), пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Дальэнерго" (ул. Тигровая, д. 19, г. Владивосток,
690600) прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", выразившееся в совершении действий по
необоснованному отказу от пролонгации договора на отпуск тепловой
энергии (в паре) N 35/01 от 1 июня 2001 г., заключенного с МУПВ
"Спецзавод N 1" (то есть расторжении данного договора), чем могут
быть ущемлены интересы заявителя, как хозяйствующего субъекта, а
именно отозвать направленные в адрес МУПВ "Спецзавод N 1" письма:
- б/н от 25.11.2004, подписанное директором филиала "Тепловые
сети" ОАО "Дальэнерго" Трофимовым А.Н. и уведомляющее о
расторжении с 01.01.2005 указанного договора;
- N ДВЭУК-103-2772 от 07.12.2004, подписанное заместителем
генерального директора ОАО "ДВЭУК" Васильчуком С.И. с просьбой
пересмотреть отпускную стоимость тепловой энергии, и
предупреждающее о необходимости принять меры к прекращению подачи
пара с 01.01.2005;
- N 5-07-270 от 20.12.2004, подписанное директором филиала
"Тепловые сети" ОАО "Дальэнерго" Трофимовым А.Н., с напоминанием о
том, что в соответствии с уведомлением о расторжении с 01.01.2005
договора N 35/01 от 01.06.2001, ОАО "Дальэнерго" с 24.00
31.12.2004 прекращает прием пара от МУПВ "Спецзавод N 1".
2. В срок до 28 декабря 2004 года письменно сообщить в
Приморское УФАС России об исполнении настоящего предписания с
приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения
предписания.
Контроль за исполнением настоящего предписания возлагается на
главного специалиста отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства Бессонова С.К.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня его вынесения.
Разъясняем, что, согласно части 2 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях,
невыполнение в установленный срок законного предписания
территориального антимонопольного органа влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц -
от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Председатель Комиссии:
В.И.ТАЛАНЦЕВ
Члены Комиссии:
В.В.ТРЯКИН
В.П.ЧЕРНЫШЕВ
С.К.БЕССОНОВ
О.Ю.БАГИНА
|